Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФГОС НОО / ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Т.С.

В данной статье рассматриваются формирования функциональной грамотности у младших школьников, анализируются формы работы на разных учебных предметах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN PRIMARY SCHOOL

This article discusses the formation of functional literacy in younger schoolchildren, analyzes the forms of work in various academic subjects.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 152

Плотникова Т.С.

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №303 (г. Санкт-Петербург, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в данной статье рассматриваются формирования функциональной грамотности у младших школьников, анализируются формы работы на разных учебных предметах.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ФГОС НОО, примерная рабочая программа, примерная программа воспитания.

Какая она современная начальная школа? Что она от нас требует?

Современная школа - она другая! Другие дети, другие учителя. Она характеризуется тем, что от нас учителей требуется создание какой-либо мотивирующей среды. Требуется обучение через исследование, обучение проектной деятельности, обучение функциональной грамотности.

Я бы хотела более детально рассказать о том, насколько эффективным является реализация развития функциональной грамотности. На помощь учителю в данной реализации развития приходит ФГОС НОО, требования примерной рабочей программы (ПРП), а также примерная программа воспитания (1111В). Они регламентируют, направляют нашу деятельность, помогают определить важнейшие значимые темы и выбрать необходимые ресурсы. [1, С. 49-51]

Мне бы хотелось отметить один очень важный аспект, что любой навык формируется, если он вырабатывается в системе.

Предложу пример на комплекте системы Школы России комплект Марии Игнатьевны Моро. Обратите внимание, что учебная деятельность ученика — это тот возраст, когда он переходит от практического мышления к некоторому теоретическому. Он может усваивать абстрактные понятия. Поэтому задача учителей научить его некой научной речи: математической, языковой. В учебнике на первой странице предлагается посмотреть ребенку в глубину той темы, которую он будет изучать. И это одна из основ функциональной грамотности и основа образовательной мотивирующей среды. При работе с первой странице всё зависит от учителя, как он попросит прочитать материал, чтобы пойти осознанно дальше в изучение той или иной темы.

Обращаю ваше внимание на некоторые задания для того, чтобы реализовать требования действующих стандартов. Когда мы говорим ребенку в 4 классе «Делай как я» или «Вспомни алгоритм» т.е. он мотивируется заранее воспользоваться своими внутренними ресурсами. [2, С. 10-15]

Далее я обозначила задание «Объясни», что такое объясни? Это создание текста - рассуждения. А что это, как не та функциональная грамотность, когда ребенок понимает, что такое текст - рассуждение изучая это на уроках русского языка и литературного чтения. Ребенок может этот навык перенести на математику. Когда его спрашивают: «Объясни, как вычислено произведение?» он практически выстраивает текст-рассуждение. Практически очень удобно, что педагог в начальной школе, видит, какие умения и навыки становятся универсальными, какие выходят на уровень метапредметности и становятся уже в интеллектуальной базе ребенка. И в этом смысле можно говорить о формировании функциональной грамотности.

Обратите внимание, что те задания, которые содержат иллюстрации, мы можем их назвать соблюдением неких тенденций и трендов в образовании - это работа с иллюстративным материалом, диаграммами, умение изучить в новом виде материал.[3, С.14-16] В данном случае представлены диаграммы и информация в табличном варианте, как видно на экране. Опять же, вернусь к

тому, что речь идет не о точечных заданиях разного вида, а о системе. Т.к. ребенок не может после одного урока новой темы научиться практическому решению раз и навсегда, ему нужна некоторая практика, опыт, чтобы этот предметный навык, знание вывести на уровень метапредмета и далее на уровень функциональной грамотности.

Примерно то же самое покажу и на комплекте Конакиной Валентины Павловны. Мы видим, что и здесь ребенок действует по образцу и при этом он формирует свои умения, навыки на таких заданиях как «Докажи», что это значит? Опять же это текст - рассуждение. Работает со схемами и иллюстрациями для того, чтобы создать устное высказывание, в содержании присутствуют замечательные мнемонические приемы, на основе которых ребенок учится запоминать важные существенные вещи, и они же становятся мотиватором для того, чтобы запомнить в данном случае слова, которые имеют нужную орфограмму.

В комплекте Перспектива вы увидите не менее интересные подходы, когда есть алгоритмы действий к тому или иному заданию. Что такое алгоритм? Это выученные шаги к тому, чтобы привести определенные знания и умения до автоматизированного навыка. И говоря сегодня о теме формирования функциональной грамотности здесь на первый план выходит

самостоятельность ребенка, когда шаги к умению он может не только выучить, но еще и осмыслить и создать впоследствии, сверить с учебником. В таком случае это знание становится принятым ребенком т.к. мы подходим к вопросу создания некоторых теоретических аспектов в теме через собственную практическую деятельность.

Как формируется функциональная грамотность? Она идет через свой собственный опыт и это главный первый шаг. И невозможно прийти к высоким вершинам без собственной практической деятельности. И вот это перемешивание практической и теоретической деятельности, вновь выход на абстрактное мышление и понятия, он должен быть систематизирован. Авторы

изученных мной учебников предлагают эту систематизацию для того, чтобы четко отработать позиции по предметным навыкам, по метапредметным умениям и научить выходить на уровень функциональной грамотности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.

Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15.

Сафронова, О. В. Работа с графической информацией как средство формирования функциональной грамотности / О. В. Сафронова, Т. Н. Леликова, О. В. Ведлер // Новые педагогические исследования : сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 14-16.

Plotnikova T.S.

primary school teacher GBOU secondary school No. 303 (St. Petersburg, Russia)

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN PRIMARY SCHOOL

Abstract: this article discusses the formation of functional literacy in younger schoolchildren, analyzes the forms of work in various academic subjects.

Keywords: functional literacy, Federal State Educational Standard, exemplary work program, exemplary education program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.