УДК 152
Плотникова Т.С.
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №303 (г. Санкт-Петербург, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: в данной статье рассматриваются формирования функциональной грамотности у младших школьников, анализируются формы работы на разных учебных предметах.
Ключевые слова: функциональная грамотность, ФГОС НОО, примерная рабочая программа, примерная программа воспитания.
Какая она современная начальная школа? Что она от нас требует?
Современная школа - она другая! Другие дети, другие учителя. Она характеризуется тем, что от нас учителей требуется создание какой-либо мотивирующей среды. Требуется обучение через исследование, обучение проектной деятельности, обучение функциональной грамотности.
Я бы хотела более детально рассказать о том, насколько эффективным является реализация развития функциональной грамотности. На помощь учителю в данной реализации развития приходит ФГОС НОО, требования примерной рабочей программы (ПРП), а также примерная программа воспитания (1111В). Они регламентируют, направляют нашу деятельность, помогают определить важнейшие значимые темы и выбрать необходимые ресурсы. [1, С. 49-51]
Мне бы хотелось отметить один очень важный аспект, что любой навык формируется, если он вырабатывается в системе.
Предложу пример на комплекте системы Школы России комплект Марии Игнатьевны Моро. Обратите внимание, что учебная деятельность ученика — это тот возраст, когда он переходит от практического мышления к некоторому теоретическому. Он может усваивать абстрактные понятия. Поэтому задача учителей научить его некой научной речи: математической, языковой. В учебнике на первой странице предлагается посмотреть ребенку в глубину той темы, которую он будет изучать. И это одна из основ функциональной грамотности и основа образовательной мотивирующей среды. При работе с первой странице всё зависит от учителя, как он попросит прочитать материал, чтобы пойти осознанно дальше в изучение той или иной темы.
Обращаю ваше внимание на некоторые задания для того, чтобы реализовать требования действующих стандартов. Когда мы говорим ребенку в 4 классе «Делай как я» или «Вспомни алгоритм» т.е. он мотивируется заранее воспользоваться своими внутренними ресурсами. [2, С. 10-15]
Далее я обозначила задание «Объясни», что такое объясни? Это создание текста - рассуждения. А что это, как не та функциональная грамотность, когда ребенок понимает, что такое текст - рассуждение изучая это на уроках русского языка и литературного чтения. Ребенок может этот навык перенести на математику. Когда его спрашивают: «Объясни, как вычислено произведение?» он практически выстраивает текст-рассуждение. Практически очень удобно, что педагог в начальной школе, видит, какие умения и навыки становятся универсальными, какие выходят на уровень метапредметности и становятся уже в интеллектуальной базе ребенка. И в этом смысле можно говорить о формировании функциональной грамотности.
Обратите внимание, что те задания, которые содержат иллюстрации, мы можем их назвать соблюдением неких тенденций и трендов в образовании - это работа с иллюстративным материалом, диаграммами, умение изучить в новом виде материал.[3, С.14-16] В данном случае представлены диаграммы и информация в табличном варианте, как видно на экране. Опять же, вернусь к
тому, что речь идет не о точечных заданиях разного вида, а о системе. Т.к. ребенок не может после одного урока новой темы научиться практическому решению раз и навсегда, ему нужна некоторая практика, опыт, чтобы этот предметный навык, знание вывести на уровень метапредмета и далее на уровень функциональной грамотности.
Примерно то же самое покажу и на комплекте Конакиной Валентины Павловны. Мы видим, что и здесь ребенок действует по образцу и при этом он формирует свои умения, навыки на таких заданиях как «Докажи», что это значит? Опять же это текст - рассуждение. Работает со схемами и иллюстрациями для того, чтобы создать устное высказывание, в содержании присутствуют замечательные мнемонические приемы, на основе которых ребенок учится запоминать важные существенные вещи, и они же становятся мотиватором для того, чтобы запомнить в данном случае слова, которые имеют нужную орфограмму.
В комплекте Перспектива вы увидите не менее интересные подходы, когда есть алгоритмы действий к тому или иному заданию. Что такое алгоритм? Это выученные шаги к тому, чтобы привести определенные знания и умения до автоматизированного навыка. И говоря сегодня о теме формирования функциональной грамотности здесь на первый план выходит
самостоятельность ребенка, когда шаги к умению он может не только выучить, но еще и осмыслить и создать впоследствии, сверить с учебником. В таком случае это знание становится принятым ребенком т.к. мы подходим к вопросу создания некоторых теоретических аспектов в теме через собственную практическую деятельность.
Как формируется функциональная грамотность? Она идет через свой собственный опыт и это главный первый шаг. И невозможно прийти к высоким вершинам без собственной практической деятельности. И вот это перемешивание практической и теоретической деятельности, вновь выход на абстрактное мышление и понятия, он должен быть систематизирован. Авторы
изученных мной учебников предлагают эту систематизацию для того, чтобы четко отработать позиции по предметным навыкам, по метапредметным умениям и научить выходить на уровень функциональной грамотности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.
Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15.
Сафронова, О. В. Работа с графической информацией как средство формирования функциональной грамотности / О. В. Сафронова, Т. Н. Леликова, О. В. Ведлер // Новые педагогические исследования : сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 14-16.
Plotnikova T.S.
primary school teacher GBOU secondary school No. 303 (St. Petersburg, Russia)
FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN PRIMARY SCHOOL
Abstract: this article discusses the formation of functional literacy in younger schoolchildren, analyzes the forms of work in various academic subjects.
Keywords: functional literacy, Federal State Educational Standard, exemplary work program, exemplary education program.