2. Подберезкин А., Стреляев С., Хохлов О., Ястребов Я. Секреты российской приватизации. - М.: Ступени, 2016.
3. Лопатников Л., Перевал: к 15-летию рыночных реформ в России. - М. -СПб.: Норма, 2015.
4. Радыгин А. Приватизационный процесс в России в 1995 году.//Вопросы экономики.№4.2016.
5. Ходов Л. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Экономист, 2017.
6. Вилькобрисский, Михаил Как делили Россию. История приватизации / Михаил Вилькобрисский. - М.: "Издательство "Питер", 2016
УДК 365.14
Умаралиева М. Т. Академический лицей при Ташкентском фармацевтическом институте Республика Узбекистан, г. Ташкент ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Аннотация: Данная статья рассматривает проблему развития функциональной грамотности учащихся. В статье отмечены основные аспекты функциональной грамотности.
Ключевые слова: биология, грамотность, информация, образавание
Umaralieva M. T.
Academic Lyceum at the TashkentPharmaceutical Institute
Tashkent, Republic of Uzbekistan FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF STUDENTS AT
LESSONS OF BIOLOGY
Annotation: This article examines the problem of developing the functional literacy of students. The article highlights the main aspects offunctional literacy. Keywords: biology, literacy, information, education
На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, инициативность, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Грамотность - это уровень образованности человека, способность использовать основные способы познавательной деятельности через восприятие и передачу информации. Функциональная грамотность -способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В процессах обучения и образования во все времена было важно связать эффективно полученные знания в дальнейшей жизнедеятельности человека, что давало возможность подрастающему поколению гармонично войти в общество,
стать полноправным ее членом. Составляющими функциональной грамотности являются: элементы лексической грамотности; соблюдение человеком норм общественной жизни и правил безопасности, информационная и компьютерная грамотность.
На современном этапе добиться таких результатов требуемых обществом позволяет компетентный подход. Процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей. Компетентность объединяет как навыки, так и интеллектуальные способности при образовании. Предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности.
Нормативные документы учебного процесса, направлены на то, что подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности при помощи обучаемого вышеуказанного предмета. Претворять в жизнь эти требования можно благодаря специально подготовленным задачам, а именно это компетентности но-ориентированные задания, которые способствуют повышению уровня и качества подготовки учащихся, пониманию использования знаний по биологии во всех видах деятельности человека, созданию необходимых предпосылок для практической и творческой деятельности.
Компетентности подход - это совокупность всех общих принципов определения целей образования, отбора и анализа содержания образования, организации образовательного процесса и оценки полученных при проделанной работе образовательных результатов. Использование компетентности в образовании требует вносить принципиальные изменения при организации учебного процесса, в управлении им, в работе учителей и преподавателей, в способах и методах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции усвоения знаний, навыков, умений. При этом основной ценностью становится не усвоение предмета биологии как такового, суммы сведений и знаний о нем, а освоение учащимися таких умений и навыков, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать правильные решения, верно действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Несомненно, что должна меняться принципиально позиция учителя и преподавателя. Они должны организовать самостоятельную деятельность учащихся таким образом, чтоб каждый ученик максимально мог бы использовать и далее реализовывать свои способности и интересы. Компетенции различают по своей значимости.
1. Ключевые компетенции - относятся к общему содержанию образования.
2. Общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу образовательных областей и учебных предметов.
3. Предметные компетенции - имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов и являются
частными по отношению к двум предыдущим уровням компетенции.
В соответствии с категориями ресурсов, которые используются человеком в личностной и профессиональной сферах (информационные ресурсы, другие люди и группы людей, личностные качества и возможности самого человека), ключевыми являются следующие компетенции:
Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности - выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, в социально-трудовой сфере - права потребителя, покупателя, клиента, производителя, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Учебные предметы естественнонаучного цикла рассматриваются свойства, связи и взаимодействия биологических, географических, химических, физических и технологических объектов. При этом среда включает как природные, так и экономические, социальные и культурные компоненты. Интеграция предметов внутри предметного цикла формирует у учащихся комплексное восприятие природы как целостной системы со своими причинно-следственными взаимосвязями. Одновременно учащиеся получают представление о положительном и отрицательном воздействии человеческой деятельности на природную среду, осознают местные и глобальные экологические проблемы, учатся ценить устойчивый и ответственный образ жизни, в т.ч. рациональное и бережливое использование природных ресурсов, формируют собственный здоровый образ жизни.
Таким образом, компетентностный подход наиболее точно отражает суть процессов в сфере образования и современный педагог должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций учащихся, осваивать знания, необходимые для реализации компетентностного подхода.
Использованные источники: 1. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла. Методическое пособие. - Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.
2. Смирнова Н.З., Бережная О.В. Компетентностный подход в биологическом образовании // Красноярск, 2012.
3. Зимняя И.А. Компетентностный подход: каково его место в системе подходов к проблемам образования // Высшее образование сегодня. 2006.
УДК 66.15
Усмaнов Б.Х. преподаватель, академик лицей при Ташкентском Педиатрическом Медицинском Институте Узбекистан, г. Ташкент СОВРЕМЕННАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
УЗБЕКИСТАНА Аннотация: В этой статье обсуждается современная химическая промышленность Узбекистана
Ключевые слова: химическая промышленность, потребность, продукция, химический заводы
Usmanov B.X.
Teacher academician lyceum at Tashkent Pediatric Medical Institute Uzbekistan, Tashkent city MODERN CHEMICAL INDUSTRY OF UZBEKISTAN Abstract: This article discusses the modern chemical industry in Uzbekistan Keywords: chemical industry, demand, products, chemical plants
Сегодня химическая промышленность Узбекистана, располагая значительным производственным, сырьевым и научно-техническим потенциалом представляет собой одну из ведущих базовых отраслей экономики Узбекистана. Она вносит весомый вклад в развитие экономики республики, а также в ее экспортный потенциал.
Химическая промышленность Республики Узбекистана имеет давнюю историю развития. Первые химические предприятия были созданы в начале 30-х годов XX века. Учитывая широкую потребность сельского хозяйства страны в минеральных удобрениях и пестицидах, на территории Республики Узбекистан был создан ряд крупных химических предприятий, что в последствии стало прочным фундаментом в создании одного из самых мощных химических комплексов в Центральной Азии.
Производимая химическая продукция, такая как азотные и фосфорные удобрения, уксусная кислота, хлорат натрия, цианистый натрий и азотная кислота и другие покрывают потребность внутреннего рынка и частично рынков сопредельных стран Центрально-Азиатского региона.
По объему и видам производимых минеральных азотных и фосфорных удобрений, ГАК «Узкимесаноат» занимает ведущее место в регионе, являясь