Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оразова Найла Абдрасиловна

В статье рассматриваются компоненты интеграционных процессов в химическом образовании, показывается их значимость для формирования у обучающихся функциональной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оразова Найла Абдрасиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC FOUNDATIONS OF INTEGRATIVE APPROACH IN CHEMICAL EDUCATION

The article reveals the components of integration processes in chemical education, shows their importance for the formation of functional literacy in students

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

определенное время, исключая повторное прохождение проверочной работы, результаты по каждому тесту не показывать, можно только общее количество заработанных баллов.

Выводы. В заключение хотелось сказать, что создание электронных ресурсов по дисциплине и организация дистанционного обучения в вузе - процесс трудоемкий, открывает большой спектр возможностей для получения образования, однако, эта система все еще далека от совершенства, есть ряд проблем, с которыми дистанционному образованию как системе придется справляться и совершенствоваться. Грамотная организация работы в сети ЭИОС вуза способствует усвоению студентами педагогических специальностей инновационных методов обучения и формированию у них компетенций, необходимых при работе в современной школе.

Литература:

1. Агафонова А.С. Дистанционное обучение в вузе. Методы внедрения // Вестник МГУЛ. - Лесной вестник. - 2015. -№4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-vuze-metody-vnedreniya (дата обращения: 17.10.2021).

2. Газета «Известия» от 11 октября 2021, № 191. - https://iz.ru/1233916/2021-10-11/mishustin-anonsiroval-pilotnyi-proekt-vvedeniia-v-rf-elektronnykh-attestatov

3. Лишманова Н.А., Пимичева М.А. Дистанционное обучение и его роль в современном мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 2216-2220. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86472.htm.

4. Пак М.С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов / М.С. Пак. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 306 с.

5. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

Педагогика

УДК 378.147:004

кандидат химических наук, доцент Оразова Найла Абдрасиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются компоненты интеграционных процессов в химическом образовании, показывается их значимость для формирования у обучающихся функциональной грамотности.

Ключевые слова: межпредметная интеграция, метапредметная интеграция, функциональная грамотность, коммуникативные учебные умения.

Annоtation. The article reveals the components of intégration processes in chemical éducation, shows their importance for the formation of functional literacy in students

Keywords: interdisciplinary integration, metasubject integration, functional literacy, communicative learning skills

Введение. Актуальность интеграции продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества.

Цель исследования заключается в обосновании дидактических возможностей интегрированных заданий при изучении химии для формирования функциональной грамотности учащихся.

В соответствии с поставленными задачами формирования функциональной грамотности у обучающихся автор раскрывает возможности образовательной среды для формирования УУД учащихся средствами курса химии. Автор описывает условия формирования умения владеть учебной информацией и преобразовывать ее, что способствует повышению качества результатов обучения.

Изложение основного материала статьи. Интеграция является одним из значимых инновационных явлений в образовании. Проблемам интегративного подхода в образовании посвящены работы И.А. Зимней [3], Е.В. Земцовой [3], Гревцевой Г.Я. [1], Я.К. Чапаева [5] и других. В этих работах рассматриваются проблемы организации интегративного образования, средства и формы реализации интеграции. Педагогическая сущность интеграции глубоко раскрыта в трудах Н.К. Чапаева, который рассматривает ее как «процесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности» [4, с. 9]. В современном образовании принципиально важное значение приобретает использование метапредметной интеграции для решения образовательных задач, так как при такой организации учебного процесса обеспечиваются целостность и системность, качественное преобразование отдельных элементов или всей системы образования, формируются обобщенные умения. Сформированные умения учащихся демонстрируют способ выполнения действий по образцу или аналогии, с переносом знаний в новые условия, на другие дисциплины, практическую деятельность. При обучении химии в качестве ведущих формируемых обобщенных умений выделяются наиболее значимые: интеллектуальные умения, направленные на развитие личности ребенка и предметные умения, которые выражаются в умении составлять формулы веществ, записывать уравнения реакций, экспериментальные навыки, владение химическим языком, умения решать химические задачи и другие. При интегративном подходе в обучении у учащегося формируется осознанная потребность в получении знаний и способность переносить полученные теоретические знания в практическую деятельность. Для этого учителя отдельных дисциплин совместными усилиями и обучаемые пытаются разгадать загадки не отдельных наук, а окружающего мира в целом. Изучение каждой дисциплины без взаимосвязи с другими науками или разделами приводит к эффекту «фрагментарности» и «мозаичности» знаний учащихся. Интегративный подход способствует преодолению этих проблем и овладению целостными знаниями и полным комплектом универсальных учебных умений.

Основным объектом интегративного обучения является личность обучаемого, который является главной ценностью образования. В этих условиях ученик может получить системные мировоззренческие представления об окружающем мире и реальной жизни. По уровням введения интегрированных знаний в методической литературе выделяют следующие: внутрипредметная, межпредметная, метапредметная. К внутрипредметной интеграции относят взаимосвязь между понятиями, законами, знаниями и умениями внутри одной науки или дисциплины. Межпредметная интеграция объединяет структурные компоненты содержания, синтезируются обобщенные из разрозненных фактов, принципов и понятий двух и более дисциплин. Метапредметная интеграция, или метазнания с научной точки зрения выступают как целостная картина мира, это знания о знании, как их можно использовать, как получить или передать и как преобразовать полученную информацию. Эти знания превращают ученика из «человека думающего» в «человека знающего». Метапредметный компонент может входить в содержание одной учебной дисциплины или как междисциплинарная связь, может быть также

реализована во внеклассном занятии. Одним из важных функций интегрированного обучения является развитие личностных универсальных учебных действий, при этом ученик понимает насколько они могут быть востребованы в жизни, в быту.

Учителю необходимо разработать методическую систему, направленную на развитие внутренней мотивации учеников при изучении химии, для этого необходимо логическое структурирование учебного материала, введение познавательных задач межпредметного содержания, разработка занимательных интегрированных элементов. Также необходим комплект заданий и карт для проверки личностных достижений учеников и дидактических пособий для самостоятельной работы учеников.

Химия - наука логическая, она требует точного выстраивания причинно-следственных связей, и это вызывает определенные трудности у учеников. В таком возрасте у школьников обычно страдает умение логически мыслить, выстраивать логические цепочки причинно-следственных связей, они не любят это делать и, соответственно, мотивация к изучению предмета падает. В сложившейся ситуации большая роль возлагается на учителя, его способности вызвать интерес у учащихся к изучаемому предмету, в умении раскрыть функциональные возможности ученика.

Интегрированный подход позволяет повысить мотивацию к изучению дисциплины, т.к. это разнообразит урок, способствует развитию логического мышления. Ученики, вспоминая материал других дисциплин, осознают, что на самом деле они изучают одно и то же, рассматривают одни и те же объекты, но с разных точек зрения, формируя при этом регулятивные универсальные учебные действия.

Использование интегративного подхода - одна из наиболее сложных задач, это требует от учителя умения найти взаимосвязь довольно обширных знаний естественно-научного блока. Это требует налаживания взаимодействия в коллективе с коллегами, тесного сотрудничества с другими учителями-предметниками, решить проблему каким образом включить интегрированный урок в систему обучения, если у каждой дисциплины своя индивидуальная программа и время рассмотрения одного рассматриваемого объекта интеграции чаще всего не совпадает.

Внедрение интеграционных процессов в школьное химическое образование на сегодняшний день проблемно из-за отсутствия единых теоретическо-методологических подходов к междисциплинарной интеграции содержания учебных курсов химии и физики, экологии и химии, географии и химии, биологии и химии и др. Чтобы рассмотреть возможности междисциплинарной интеграции необходимо изучить программы различных курсов, расположение в них тем, которые можно рассматривать в диалектическом единстве. Например, если строение атома в курсе химии по программе О.С. Габриеляна рассматривают в начале 8 класса, то по рабочей программе по физике авторов А.В. Перышкина, А.М. Гутника строение атомов рассматривают в конце 9 класса. Но в конце 9 класса по химии в программу входит обобщение теории строения атома и периодической системы и периодического закона. В этот период можно провести или обобщающий урок по химии совместно с физикой, или уроки приобретения новых знаний и умений по физике с привлечением химии. Необходимо изучить все программы учебных дисциплин и соответственно уровням интеграции выделить наиболее подходящие.

Формирование внутренней мотивации учащихся к изучению химии обеспечивается применением комплекса конкретных средств обучения, направленных на формирование познавательного интереса учащегося и способствующих выведению его на более высокий уровень самообразования. Из средств, выполняющих эти функции, можно привести такие, как структурирование учебного материала, поиск занимательной информации, интегрированные познавательные задачи, содержащие материал из разных разделов одной науки или из разных областей наук, учебно-методические дидактические карты с дифференцированными заданиями для самотестирования индивидуальных достижений, алгоритмические предписания для самостоятельного повышения уровня образования, ситуационные проблемные задания, тренинговые карты и упражнения для организации разноуровневых фронтальных диалогов, направленных на вовлечение всех учащихся в обсуждение, и т.д.

Вопрос о методике внедрения в учебный процесс интегрированных уроков представляет особый интерес у учителей и методистов. Для отбора содержания учебного материала для интегрированного занятия учитель, прежде всего, разбирает программу учебных курсов тех дисциплин, которые будут использованы на уроке, а также упор делается на доступность материала для данной категории школьников. В зависимости от подготовленности класса, сложности материала учитель выбирает объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный и частично-поисковый методы и творческие межпредметные задачи. Если у учащихся нет опорных знаний, то выбирается первый метод обучения, при этом учитель практически объясняет сам весь материал межпредметного содержания. Если у учащихся имеются опорные знания из других дисциплин и сформированы умения работать с материалом межпредметного содержания, тогда используются репродуктивные методы обучения. В качестве средств применения межпредметных связей на уроке можно отметить следующие:

- использование вопросов и задач, содержащих междисциплинарные связи, опирающиеся на ранее изученный материал из других тем и других курсов, способствующих расширению знаний и более осмысленному его восприятию, совершенствованию умений выявлять причинно-следственные связи и формированию целостного научного взгляда на природу и на общество;

- подготовка сообщений и рефератов межпредметного содержания и другие задания самостоятельного характера;

- Составление таблиц, схем, моделей, диаграмм и других наглядных пособий, раскрывающих общие темы для различных наук и дисциплин;

- использование химического эксперимента, в котором представлены объекты исследования различных дисциплин, например, исследование закона сохранения массы или энергии, рассматриваемых как законы физики, можно в качестве объекта исследования взять биологический, например, исследование куриного белка, молочных продуктов, мясного бульона на качественные реакции.

Учителя - предметники часто прибегают к новым формам проведения уроков: семинар, экскурсия, конференция, ролевая игра и др. Можно встретить в сети разработки межпредметных уроков обобщающего характера, в которых рассматриваются свойств и явления одних и тех же объектов, но с точки зрения различных наук. Основная задача таких уроков - интеграция обобщенных знаний в практическую деятельность. В планировании таких уроков или просто заданий обычно участвуют учителя различных предметов, они могут давать рекомендательного характера консультации для самостоятельной проектной деятельности.

Примером такой проектной работы может быть проблема использования побочных продуктов сахарного производства, так как «сахарная промышленность является источником многотонных отходов производства и побочной продукции. На предприятии не решены проблемы по переработке, вторичному использованию и утилизации отходов производства. Продается практически за бесценок жом в сыром виде близлежащим животноводческим фермерским хозяйствам» [2, с. 104]. Для решения проблемной задачи ученикам необходимы будут знания о физических и химических свойствах сахарозы, способах выделения и очистки веществ из природного сырья. Для работы над проектом обычно выбирают группу учащихся, у каждого члена этой группы имеется свое направление деятельности, например, один собирает литературные

сведения, второй - методические указания к проведению эксперимента и само исследование, третий связывается с общественными представителями, собирает сведения о производстве и т.п. Затем группа собирает все собранные сведения и составляет единый отчет, или выступает перед классным коллективом о проведенных исследованиях.

Особый интерес представляют задания, формирующие функциональную грамотность учеников, т.е. использование в обучении метапредметной интеграции знаний. Чтобы разобрать основную идею метапредметных умений, рассмотрим понятие «учебная информация». Учебная информация - это фактический материал, который передается ученикам. Владение учебной информацией, умение воспринимать и передавать информацию называются коммуникативными учебными умениями, которые проявляются в умении преобразовывать (сворачивать или разворачивать) информацию. Если обратиться к терминам ФГОС, такие универсальные действия относят к познавательным учебным универсальным действиям.

Например, предлагается формула вещества, ученики должны преобразовать формульную информацию в текстовую, т.е. представить максимум сведений о нем. Обратное действие - это сворачивание информации. Например, можно предложить описание вещества, по характерным признакам, ребята могут определить это вещество и записать его химическую формулу. Подобные задачи встречаются на ЕГЭ. В условии задачи предлагается вывести формулу вещества по массе, или объему исходных веществ и продуктов реакции, или по массовым долям элементов, входящих в состав вещества, помимо этих данных приводятся определенные свойства или дополнительные данные, например, что при гидролизе этого вещества один из продуктов содержит один третичный углеродный атом. По этим уточненным данным после выведения эмпирической формулы определяемого соединения ученик должен вывести структурную формулу вещества, назвать по систематической номенклатуре или определить к какому классу он относится.

Следующая группа формирования умений у учащихся - умение планировать, организовать, проконтролировать, оценить и т.д. - это регулятивные учебные действия, при этом они учатся сами анализировать собственные внутренние ресурсы. Например, учащимся предлагается для изучения текст, после детального изучения которого, они должны преобразовать этот текст в блок-схему или в цепочку превращений, таблицу, интеллект-карту и т.д. Самое главное, ребята должны понять, что важно не только обладать учебной информацией, но и уметь ее использовать, применить в нестандартной ситуации. Универсальные учебные действия по аналогии с компьютером - это база данных, функциональная грамотность, т.е. операционная система.

Следующий уровень - это метазнания. Учащиеся приобретают навыки сравнивать, выделять главное, анализировать, прогнозировать. Для того, чтобы работать с внутренними ресурсами ученика, необходимо создать условия для достаточного уровня мотивации, для этого формат заданий должен быть интересным для ученика.

Для учителя сложным остается вопрос оценки и контроля внутренних и внешних ресурсов ученика. Для оценивания диагностических работ обычно составляют задания: на знания и понимание; на познавательные УУД; на коммуникативные УУД; на регулятивные УУД.

При составлении компетентностной задачи нужно учитывать, что ученик должен продемонстрировать умения пользоваться инструментами познания, т.е. он должен уметь выбрать способы решения, спланировать алгоритм действия, что можно отнести к регулятивным УУД. Также ученик должен осознать смысл предложенного задания -коммуникативные УУД.

По каждой теме желательно составить такие задания, где ученики могли бы продемонстрировать метапредметные результаты. Оценивание таких диагностических работ проводят по категориям, можно завести дневник индивидуального прогресса обучающегося, где будут фиксироваться все результаты. Примерная форма дневника в таблице 1.

Таблица 1

Дневник индивидуального прогресса ученика

№ темы Название темы Предметные результаты Метапредметные результаты

Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД

1 Тема 1

2 Тема 2

3 Тема 3

Выводы. Для использования интегрированного обучения необходимо проанализировать программы по химии и других дисциплин на предмет составления взаимосвязи между ними, разработать точки соприкосновения между ними. Далее разрабатывается план проведения интегрированного занятия или составляется задание на функциональную грамотность, на умения найти информацию, на преобразование информации и т.д. Пути интеграции химических знаний с другими науками являются одним из важных в формировании функциональной грамотности, целостного представления о мире, окружающей нас действительности.

Литература:

1. Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Болодурина Э.А., Банников М.И. Интегративный подход в учебном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26857 (дата обращения: 19.10.2021).

2. Дега Н.С. Опыт проведения практико-ориентированного проектного курса "Экохимия" / Н.С. Дега, Ф.Х. Лайпанова, Н.А. Оразова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. - С. 103-106.

3. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 5. - С. 14-19.

4. Попова О.И., Ширшов В.Д. Интегративный подход к профессиональной подготовке будущих специалистов по рекламе: практико-ориентированная монография / М.А. Николаева. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. - 249 с.

5. Чапаев Я.К. Факторы взаимосвязи педагогического и технического знания в дидактике профтехобразования // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. / Свердл. инж.-пед. ин-т. - Свердловск, 1990. -Вып. 1. - С. 36-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.