Научная статья на тему 'МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ'

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическая подготовка учителей химии / метапредметные образовательные результаты / межпредметные понятия / универсальные учебные действия. / methodical training of chemistry teachers / meta-subject educational results / interdisciplinary concepts / universal educational activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахромушкина Ирина Михайловна, Валуева Татьяна Николаевна, Никишина Мария Борисовна, Шахкельдян Ирина Владимировна, Корнева Татьяна Михайловна

Представлена программа подготовки будущих учителей химии к реализации метапредметных требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС. Рассмотрены основные элементы содержания метапредметных аспектов в курсе теории и методики обучения химии, вопросы организации деятельности бакалавров по их освоению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахромушкина Ирина Михайловна, Валуева Татьяна Николаевна, Никишина Мария Борисовна, Шахкельдян Ирина Владимировна, Корнева Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

META-SUBJECT ASPECTS METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE CHEMISTRY TEACHERS

The program of preparation of future chemistry teachers for the implementation of meta-subject requirements for educational results in accordance with the Federal State Educational Standard is presented. The main elements of the content of meta-subject aspects during the theory and methodology of teaching chemistry, the issues of organizing the activities of Baka-laurels for their development are considered.

Текст научной работы на тему «МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ»

УДК 378 DOI: 10.24412/2071-6176-2021-4-9-15

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ

И.М. Ахромушкина, Т.Н. Валуева, М.Б. Никишина, И.В. Шахкельдян, Т.М. Корнева

Представлена программа подготовки будущих учителей химии к реализации метапредметных требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС. Рассмотрены основные элементы содержания метапредметных аспектов в курсе теории и методики обучения химии, вопросы организации деятельности бакалавров по их освоению.

Ключевые слова: методическая подготовка учителей химии, метапредметные образовательные результаты, межпредметные понятия, универсальные учебные действия.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и общего среднего образования (ФГОС ООО и ОСО) обязательными образовательными результатами становятся не только предметные знания и умения, но и межпредметные понятия, универсальные учебные действия (УУД), выступающие в роли метапредметных результатов согласно ФГОС ООО и ОСО.

Необходимость подготовки учителей к реализации этих требований отражена в формулировке профессиональной компетенции ФГОС 3++ ВО направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование: «Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов» (ПК-1).

Метапредметность в образовательном процессе - направление достаточно новое, в его понимании и трактовке остаётся много вопросов. Какие существовали предпосылки развития представлений о метапредметности? Межпредметность и метапредметность - чем отличаются данные понятия? Каково соотношение знаниевой и процессуальной составляющей метапредметных результатов? Что понимают под метапредметной подготовкой в высшем образовании?

В монографии [1], посвящённой терминологическому аппарату современной парадигмы образования, метапредметные результаты определяются как «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».

А.А. Журиным приводится разграничение понятий: «Межпредметность («меж» - «между») - взаимодействие учебных предметов при формировании и дальнейшем развитии знаниевой и деятельностной составляющих содержания обучения. Метапредметность («мета» - «над») в обучении представляет собой выход, как за содержание учебного предмета, так и предметной области науки» [2].

Несмотря на специфику содержания каждого из рассматриваемых понятий, для решения большинства проблем необходимо совместное применение умений реализовывать и межпредметные связи, и общие методы познания.

Для того чтобы осуществлять метапредметную подготовку обучающихся в системе общего образования, соответствующим образом должны быть подготовлены студенты - будущие учителя.

Значительный вклад в метапредметную подготовку будущих учителей химии вносит дисциплина «Теория и методика обучения химии», которая в учебном плане по направлению 44.03.05 Педагогическое образование - профили Биология, Химия входит в предметно-методический блок.

Наиболее тесные межпредметные связи у данной дисциплины с химическими дисциплинами (общая, неорганическая, аналитическая, органическая, биологическая химия), теорией и методикой обучения биологии из данного блока, а также с дисциплинами психолого-педагогического и коммуникативного модуля.

Авторами статьи разработана программа подготовки учителя химии к реализации метапредметных результатов в рамках учебного курса «Теория и методика обучения химии». В основе программы - взаимосвязь компонентов процесса обучения химии и формирования межпредметных понятий, УУД с учетом соответствующих содержательных и процессуальных аспектов.

В разделе «Обучающие, воспитывающие, развивающие функции химического образования. Основные компоненты обучения химии» методика обучения химии рассматривается как интегративная наука со своими теоретическими и экспериментальными методами исследований. Студенты знакомятся с научными публикациями по методике обучения химии, в том числе, по метапредметным образовательным результатам (исследования А.А. Журина, Н.А. Заграничной, М.М. Шалашовой, М.А. Шаталова и других авторов).

В целом, работе с различными информационными источниками, в том числе с интернет-ресурсами, полезными для обучения химии, для самообразования учителя, уделяется особое внимание. Эти навыки помогут в последующей профессиональной деятельности в создании информационно-образовательной среды, являющейся необходимым условием достижения требований ФГОС.

Собственная учебно-исследовательская деятельность студентов осуществляется в рамках работы над учебным проектом «Методика изучения темы школьного курса химии», который включает методический анализ темы, проектирование и проведение уроков химии, подготовку дидактических материалов.

В ходе анализа нормативных документов (ФГОС ООО и ОСО) подробно разбираются требования к результатам освоения основной образовательной программы в обучении химии (личностные, метапредметные, предметные) и условия их достижения, сопоставляются с требованиями в рабочих программах по химии, проектируются цели, задачи, образовательные результаты.

Изучение содержания школьного курса химии включает рассмотрение принципов отбора содержания, выделение основных дидактических единиц, блоков учебного материала, внутри- и межпредметных связей. Выявление воспитательного и развивающего потенциала содержания курса химии служат основой создания условий для достижения личностных и метапредметных результатов обучения. При этом межпредметные понятия, представления о сущности методов познания выступают в качестве знаниевой составляющей метапредметных результатов. Среди наиболее общих категорий и понятий выделяют категорию «материя», к ней относятся общенаучные понятия «вещество», «химический элемент», «атом», «молекула»; категория «познание» включает понятия «теория», «закон», «проблема», «гипотеза», «причина», «следствие» и т.д.

При ознакомлении студентов с учебно-методическими комплектами (УМК) по химии для средней школы обращается внимание на инновационные виды заданий как средства метапредметной подготовки школьников. В этом плане большую помощь оказывают методические материалы на сайтах ведущих издательств учебной и методической литературы («Росучебник», «Просвещение» и т.д.), проводимые вебинары, в частности, по проблемам достижения метапредметных результатов средствами УМК различных авторов.

Содержательные аспекты метапредметности тесно связаны с организацией деятельности обучающихся. Использование приёмов мышления, регуляция познавательных действий, работа с информацией, коммуникация осуществляются применительно к содержанию конкретного учебного предмета или предметов. Важно, чтобы школьники понимали, что они не только осваивают основы химии, но и учатся понимать, объяснять окружающий мир, применять знания в повседневной жизни.

Среди приоритетных умений, формирующихся в образовательном процессе, выступают умения, связанные с организацией и осуществлением собственной и взаимной деятельности, включая познавательную, исследовательскую и проектную деятельность, умения выявления и

разрешения проблем, работы с информацией, использования языковых средств.

Для разработки заданий метапредметного характера к теме учебного проекта предлагается использовать типичные задания для каждого вида УУД, примеры их обобщённых формулировок приведены в таблице.

Конструирование заданий для формирования УУД

Виды УУД Типы заданий

Регулятивные Целеполагание, планирование деятельности (в том числе экспериментальной), использование и поиск алгоритмов, проверка и оценивание результатов

Познавательные Смысловое чтение, поиск, осмысление, преобразование информации, выявление и решение проблем, выбор наиболее эффективных способов решения

Коммуникативные Составление устных и письменных сообщений, аргументация суждений, участие в групповой коммуникации (обсуждение, принятие решений, совместное выполнение заданий, проектов)

В разделе «Организация образовательного процесса, контроль результатов обучения химии» обсуждаются особенности организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, направленной на достижение метапредметных результатов, в зависимости от используемых организационных форм обучения (уроки, занятия элективных курсов, внеурочная работа и т.д.). Для дискуссии могут быть предложены вопросы: «Что характеризует метапредметный урок и чем он отличается от интегрированного урока?», «Что изучать в метапредметном элективном курсе и как разработать его программу?».

Рассмотрение образовательных технологий в курсе химии включает общую характеристику технологизации обучения, классификацию образовательных технологий и использование их потенциала для достижения образовательных результатов. Среди приоритетных технологий - технологии проблемного, исследовательского, проектного обучения химии, информационно-коммуникационные технологии.

Важным этапом методической подготовки выступает проведение в форме ролевой игры уроков химии и их фрагментов, что позволяет формировать проектировочные и организационные профессиональные умения в комплексе. Анализ и самоанализ проводимых уроков направлен на выявление их соответствия требованиям к современному уроку,

включая требования к созданию условий для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

В соответствии с ФГОС выявление сформированности межпредметных понятий и УУД является одной из приоритетных целей и компонентом содержания контроля результатов обучения. Основной подход к оцениванию - критериально-ориентированный; в качестве инновационных средств измерения используются комплексные, ситуационные задания, защита учебных проектов. Систематическое проведение диагностирующих мероприятий позволяет осуществлять мониторинг сформированности УУД. В учебный проект, выполняемый студентами, входит разработка и обоснование системы контроля образовательных результатов; обязательным является оценивание метапредметных результатов.

Наряду с освоением общеметодических вопросов предусмотрено освоение методики изучения неорганической, органической и общей химии. В этом разделе проводится выявление потенциала формирования межпредметных понятий и УУД в конкретных темах курса химии и завершается работа студентов над учебным проектом.

Составной частью методической подготовки бакалавров выступает выполнение курсовых работ, в тематике которых представлены метапредметные аспекты: «Развитие регулятивных умений в процессе обучения химии», «Практико-ориентированные задания как средство развития познавательных умений в процессе обучения химии», «Развитие коммуникативных умений в процессе обучения химии как психолого-педагогическая и методическая проблема», «Формирование метапредметных умений при организации проектной деятельности школьников в обучении химии», «Формирование естественнонаучной грамотности школьников в обучении химии».

Заключительным этапом методической подготовки будущих учителей химии является прохождение производственной педагогической практики, во время которой студенты должны совершенствовать и развивать следующие умения, связанные с формированием метапредметных результатов: осуществлять диагностическую деятельность по изучению класса и отдельных учащихся; на основе анализа реальной ситуации выявлять методические задачи и планировать учебно-воспитательную работу, проектировать и проводить уроки и внеурочные мероприятия; обучаться рефлексированию своей педагогической деятельности.

В индивидуальном задании по педагогической практике при разработке программы формирования метапредметных результатов студенту необходимо представить используемые формы организации, технологии, методы, средства обучения и соответствующие дидактические материалы.

Таким образом, в ходе педагогической практики студенты в полной мере имеют возможность апробировать основные подходы к метапредметной подготовке обучающихся, которые они освоили в процессе обучения в вузе.

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 07300073-21-01 от 14.07.2021 на оказание государственных услуг (выполнение работ) Министерства просвещения России по теме научного исследования «Научно-методологическое сопровождение формирования

метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС».

Список литературы

1. Систематика терминологического аппарата современной парадигмы образования как методология отбора содержания педагогического образования : монография / О.Б. Даутова, А.И. Жук, А.В. Торхова, Н.А. Вершинина [и др.]; под общ. ред. О. Б. Даутовой, А. В. Торховой. Санкт-Петербург: Буквально, 2019. 320 с.

2. Журин А.А., Дедков Ю.М. Метапредметные результаты обучения: терминология и структура // Педагогическое образование и наука. 2019. № 6. С. 84-88.

Ахромушкина Ирина Михайловна, канд. хим. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Валуева Татьяна Николаевна, канд. хим. наук, доц., tnval56ayandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Никишина Мария Борисовна, канд. хим. наук, доц., nikishinambatsput.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Шахкельдян Ирина Владимировна, д-р. хим. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Корнева Татьяна Михайловна, студент, kornewa. tanayandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

META-SUBJECT ASPECTS METHODOLOGICAL TRAINING OF FUTURE CHEMISTRY TEACHERS

I.M. Akhromushkina, T.N. Valueva, M.B. Nikishina, I.V. Shakhkeldyan, T.M. Korneva

The program of preparation offuture chemistry teachers for the implementation of meta-subject requirements for educational results in accordance with the Federal State Educational Standard is presented. The main elements of the content of meta-subject aspects during the theory and methodology of teaching chemistry, the issues of organizing the activities of Baka-laurels for their development are considered.

Key words: methodical training of chemistry teachers, meta-subject educational results, interdisciplinary concepts, universal educational activities.

Akhromushkina Irina Mikhailovna, candidate of chemical sciences, docent, Maria-2 7A @yandex. ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Valueva Tatiana Nikolaevna, candidate of chemical sciences, docent, tnval56ayandex.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Nikishina Maria Borisovna, candidate of chemical sciences, docent, nikishinambatsput. ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Shakhkel'dyan Irina Vladimirovna, doctor of chemical sciences, professor, reaktiva tspu. tula.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Korneva Tatiana Mikhailovna, student, kornewa. tanayandex. ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.