Научная статья на тему 'Формирование функциональной грамотности у студентов колледжа на уроках русского языка, литературы и родной литературы посредством заданий профессиональной направленности'

Формирование функциональной грамотности у студентов колледжа на уроках русского языка, литературы и родной литературы посредством заданий профессиональной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / читательская грамотность / задания профессиональной направленности / проектирование / моделирование / functional literacy / reading literacy / professional tasks / design / modeling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минец Диана Владимировна

Развитие навыков работы с текстом является важным для успеха в учебной и профессиональной деятельности. Русский язык, литература и родная литература включены во взаимодействие с другими предметами и междисциплинарными курсами. Включение профессионально ориентированных заданий в программы общеобразовательных дисциплин способствует формированию функциональной грамотности; данным образом развивается навык решения нестандартных и сложных задач в рамках своей профессиональной деятельности; подобный формат работы, помимо профессиональных компетенций, формирует коммуникативную и управленческую грамотность. Особую роль в образовательном процессе играют проектные работы, тематика которых носит прикладной характер, соответствующий профилю обучающихся. В качестве итоговых продуктов студенты представляют буклеты и флаеры, стенгазеты и макеты книгоиздательских проектов, графические иллюстрации к литературным произведениям, а также авторские брошюры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минец Диана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY AMONG COLLEGE STUDENTS ON THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE, LITERATURE AND NATIVE LITERATURE THROUGH PROFESSIONALLY ORIENTED TASKS

The development of skills in working with text is important for success in educational and professional activities. Russian language, literature and native literature interact with other subjects and interdisciplinary courses. The inclusion of professionally oriented tasks in the programs of general education disciplines forms functional literacy. In this way, the skill of solving non-standard and complex problems within the framework of one’s professional activities develops. This format of work, in addition to professional competencies, develops communication and management literacy. Project work is of particular importance in the educational process. Their topics are of an applied nature, corresponding to the profile of the students. As final products, students present booklets and flyers, wall newspapers and layouts of book publishing projects, graphic illustrations for literary works, and author’s brochures.

Текст научной работы на тему «Формирование функциональной грамотности у студентов колледжа на уроках русского языка, литературы и родной литературы посредством заданий профессиональной направленности»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Формирование функциональной грамотности у студентов колледжа на уроках русского языка, литературы и родной литературы посредством заданий профессиональной направленности

Минец Диана Владимировна,

кандидат филологических наук; лаборатория проектирования содержания образования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» E-mail: dv.minets@gmail.com

Развитие навыков работы с текстом является важным для успеха в учебной и профессиональной деятельности. Русский язык, литература и родная литература включены во взаимодействие с другими предметами и междисциплинарными курсами. Включение профессионально ориентированных заданий в программы общеобразовательных дисциплин способствует формированию функциональной грамотности; данным образом развивается навык решения нестандартных и сложных задач в рамках своей профессиональной деятельности; подобный формат работы, помимо профессиональных компетенций, формирует коммуникативную и управленческую грамотность. Особую роль в образовательном процессе играют проектные работы, тематика которых носит прикладной характер, соответствующий профилю обучающихся. В качестве итоговых продуктов студенты представляют буклеты и флаеры, стенгазеты и макеты книгоиздательских проектов, графические иллюстрации к литературным произведениям, а также авторские брошюры.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, задания профессиональной направленности, проектирование, моделирование.

К приоритетным направлениям Стратегии развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2030 года [7] относится:

- внедрение образовательными организациями вариативных траекторий интенсивного обучения по общеобразовательным дисциплинам, с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, применением дистанционных образовательных технологий, сетевых форм, разработка механизмов диагностики уровня общеобразовательной подготовки у студентов среднего профессионального образования первых курсов и оценки результатов освоения общеобразовательной программы в рамках образовательных программ среднего профессионального образования;

- внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в том числе с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения, в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования;

- включение профессионально ориентированных заданий в программы общеобразовательных дисциплин, способствующих формированию функциональной грамотности, которая будет необходима обучающимся в дальнейшей жизни.

Понятие «функциональная грамотность» появилось еще в середине 70-х годов XX века в исследованиях, посвященных образованию взрослых. Сегодня понятие «функциональная грамотность» в различных ракурсах достаточно широко исследовано Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой [1], Б.С. Гершунским [2], С. А. Крупник, В.В. Мац-кевич [3], O.E. Лебедевым [4]. Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в современной педагогике раскрыты общие подходы к формированию функциональной грамотности

сз о со -а

I=i А

—I

О

сз т; о m

О от

З

ы о со

о с

и

со

учащихся и студентов. Российские школы обеспечивают учащихся необходимым багажом знаний, но не всегда формируют умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций.

В конце XX века в противовес функциональной грамотности появилось также понятие функциональной неграмотности (неспособности человека читать и писать на уровне, необходимом для выполнения простейших общественных задач; например -неумение читать инструкции, находить нужную для осуществления деятельности информацию).

У современных подростков слабо развит навык работы с текстом. К сожалению, студенты читают очень мало классической литературы, много времени проводят в сети. В свою очередь, в интернет-пространстве они тоже весьма обзорно и поверхностно читают тексты, чаще «пробегая глазами», критически не осмысляя полученную информацию. Эту привычку они реализуют и на уроках. Тексты больших объемов им даются с трудом: читать вдумчиво и осознанно, получая из текста информацию, умеют далеко не все. Как следствие возникает проблема при подготовке к ВПР (данный вид работ был введен в СПО с сентября 2021 года) и ЕГЭ.

Умение добывать информацию и грамотно применять ее в учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности делает человека успешным. Актуальность формирования читательской грамотности подтверждают и результаты различных исследований. Теперь чтение является одним из важных метапредметных навыков, приобретаемых в средней школе, оно неразрывно связывается с понятием «текст», поэтому русский язык, литература и родная литература имеют междисциплинарную связь с дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального цикла, а также междисциплинарными курсами (МДК) профессионального цикла.

На уроках посредством заданий профессиональной направленности необходимо формировать следующие элементы функциональной грамотности:

- общая грамотность - умение прочитать и грамотно пересказать заданный текст; без затруднений ответить на вопросы, составить биографию, написать изложение, уметь искать информацию в сети, используя безопасные сайты; создавать и распечатывать тексты;

- информационная грамотность - умение искать, анализировать и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных и электронных источников; анализировать и использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение) и интернет-сайтов; пользоваться алфавитным и систематическим каталогами библиотеки, электронной библиотекой, умение анализировать информацию и классифицировать отобранные материалы в соответствии с поставленными целями и задачами учебно-практической деятельности;

- коммуникативная грамотность - умение работать в группе, команде; организовывать работу группы, расположить к себе других людей, не поддаваться колебаниям своего настроения; умение адаптироваться к новому коллективу, новым требованиям и условиям, проявление высокой культуры общения, соблюдение этических норм;

- управленческая грамотность - умение соотносить свои возможности с реальной перспективой планирования и организации деятельности; умение обосновать выбранный способ решения проблемы (задачи) в сравнении с альтернативными; проявление лидерских качеств; обладание аналитическим и креативным мышлением, стремление к инновационной деятельности; умение определять стратегию действий и предвидеть результаты; умение генерировать творческую инициативу, организовывать ее внедрение;

При этом нельзя забывать, что функциональная грамотность представляет собой целостный феномен и выделять его отдельные аспекты можно лишь условно.

Рассмотрим несколько типов заданий профессиональной направленности, предназначенных для формирования функциональной грамотности для специальности «Дизайн (по отраслям)». В разделе «Лексика» при изучении устаревших слов студенты-дизайнеры выполняют в парах мини-проекты, посвященные предметам-историзмам: изображают предметы / явления человеческой жизни, которые полностью исчезли или перестали существовать в результате развития общества. На уроке происходит защита этих работ: на занятие приглашается преподаватель специальных дисциплин, дающий студентам-дизайнерам профессиональные рекомендации; такая работа способствует расширению кругозора, позволяет убедиться, что русский язык, история, литература и живопись тесно связаны. В рамках внеучебной деятельности (мероприятия, посвященные Дню славянской письменности и культуры) студенты посещают библиотеку, где знакомятся с историей шрифтов и получают практический опыт их применения.

К изучаемому на уроках литературы произведению студенты выполняют иллюстрации, презентуют свою работу, что способствует развитию монологической речи. Чтение и анализ помогают «зацепиться» и выбрать ключевого персонажа, определенную цветовую палитру, композиционное решение. Чем тщательней анализируется текст, тем легче приступить к работе над его иллюстрированием.

Совместно с преподавателями специальных дисциплин студенты пробуют свои силы в создании макетов интерьеров литературного персонажа (по выбору студента): кабинет Онегина, комната-гроб Раскольникова, комната Обломова и пр. Таким образом развивается навык решения нестандартных и сложных задач в рамках своей профессиональной деятельности; такой формат ра-

боты, помимо профессиональных компетенций, формирует коммуникативную и управленческую грамотность.

Так, при изучении романа «Обломов» И.А. Гончарова из фрагмента описания комнаты главного героя студенты выписывают лексемы, обозначающие детали интерьера, дают трактовку данным понятиям. Как специалисты в своей области они дают письменные профессиональные рекомендации по дизайну интерьера комнаты главного героя.

При изучении поэзии Серебряного века делается акцент на теоретико-литературный, историко-литературный, историко-культурный контекст, позволяющий проводить интегрированные уроки с историей и специальными предметами. Студенты делятся на четыре подгруппы, каждая из которых готовит сообщение с презентацией по одному из направлений поэзии «Серебряного века»: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм (работа внутри подгруппы устроена так, что каждый из студентов с учетом его возможностей задействован в процессе подготовки и презентации материала). От каждой рабочей группы требуется представить, создав в специальном графическом редакторе, герб / символ своего направления. Обращение к «архитектурным» стихам О. Мандельштама («Айя-София», «Notre Dame», «Адмиралтейство», «На площадь выбежав, свободен...», «Петербургские строфы») позволяет проследить внутреннюю ассоциативно-образную связь архитектуры и искусства слова, культурные стили прошлых эпох. Вариантами типовых заданий могут стать индивидуальные сообщения с презентацией (урок, интегрированный с историей изобразительных искусств) по темам «К. Малевич - художник-авангардист, основоположник супрематизма» или, например, «Художественное объединение «Мир искусства»». В полной мере профессиональную направленность специальности отражает задание по оформлению афиши выступления одного или нескольких поэтов своего направления с использованием различных шрифтов, дизайна.

Особую роль в образовательном процессе играю проектные работы, тематика которых носит прикладной характер, соответствующий профилю обучающихся. В качестве итоговых продуктов студенты представляют буклеты и флаеры, стенгазеты и макеты книгоиздательских проектов, графические иллюстрации к литературным произведениям, а также авторские брошюры.

Для специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение» примерами заданий с профессиональной направленностью могут стать задания по стилистике в первую очередь при изучении официально-делового стиля (тоже разрабатываются совместно с преподавателем специальных дисциплин). Так, при изучении темы «Паронимы» студентам необходимо скорректировать предложения официально-делового стиля, выбрав нужный из паронимов, а при изучении раздела «Лексика. Лексикология» студенты

подбирают книжные синонимы к профессионализмам.

При изучении литературы будущие делопроизводители работают с архивными документами писателей и поэтов. При работе с текстами литературных произведений проводится словарная работа, например, в пьесе А.Н. Островского «Гроза» студенты находят устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и дают им трактовку. Студенты часто также создают разножанровые тексты (например оформить письменную жалобу в трудовую инспекцию на С.П. Дикого; оформить письменную жалобу на имя городничего о нарушении трудового законодательства в городе Калинове; составить деловое письмо от лица Обломова к его управляющему; составить приказ об увольнении Обломова за систематические опоздания и прогулы; оформить письменное приглашение семьи Ростовых на бал; составить договор о купле-продаже вишневого сада и др.).

Такого же рода задания с профессиональной направленностью разработаны и для других специальностей и профессий колледжа. Так, для специальностей «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома», «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности» создается картотека «Дома героев литературных произведений», предполагающая анализ описаний и выполнение схем жилищ персонажей; готовится интерактивная карта с указанием вологодских топонимов по поэме Игоря Северянина «Роса оранжевого часа».

Для профессии «Мастер общестроительных работ» осуществляется анализ произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» с профессиональной точки зрения (описание в данном произведении работы каменщика как средство раскрытия характера главного героя).

Для профессии «Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ» тоже проводится анализ произведения В. Белова «Плотницкие рассказы» с профессиональной точки зрения, а при изучении творчества Н. Клюева выполняется проект по стихотворению «Рождество избы» (макетирование крестьянской избы).

Для профессии «Мастер отделочных строительных и декоративных работ» создается колеро-вочный веер (колеровочная карта) по произведениям одного из поэтов Серебряного века.

Для всех специальностей и профессий могут быть использованы такие задания, как составление и оформление заявления и создание резюме с акцентом на личностных и деловых качествах («презентация себя») при изучении раздела «Стилистика»; выполнение проекта «Мой профессиональный словарь» при изучении раздела «Лексика. Лексикология»; составление перечня идиом, пословиц, поговорок, афоризмов, связанных с профессией/специальностью; составление резюме литературных персонажей на уроках литературы; выборка текстов, связанных с профес-

сэ о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

сией или специальностью при изучении фонетики, морфемики и словообразования, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации и стилистики.

Итоговая аттестация у учащихся проходит в формате ЕГЭ, но все задания имеют сугубо профессиональную направленность.

Цифровые образовательные ресурсы не менее важны для развития информационной грамотности студентов. На уроках обучающиеся работают с облаками тегов, визуализируя текстовый материал в специальной форме через ключевые слова с точки зрения частотности употребления; готовят интерактивную карту с указанием вологодских топонимов по поэме Игоря Северянина «Роса оранжевого часа»; осуществляют «визуальное прочтение» стихотворений А. Крученых «Дыр бул щил...» или В. Хлебникова «Бобэоби пелись губы» через иллюстративный ряд и сравнивают полученные образы с рисунками нейросетей сервиса «ruDELLE» [6]; при прохождении тематических онлайн-квестов «Выйти из комнаты» на платформе «Joyteka» [5], помимо выполнения предметных заданий, анализируют интерьер комнаты с профессиональной точки зрения.

Таким образом, преобладание практико-ориентированных заданий при организации учебного процесса может внести значимый вклад в формирование и развитие знаний, умений обучающихся, в получение нового практического, профессионального и социального опыта. Профессионально ориентированные задания на уроках в системе изучения общеобразовательных дисциплин способствуют формированию как общих, так и профессиональных компетенций, а также функциональной грамотности, а приобщение обучающихся к информационным технологиям считается важным направлением в современной системе образования.

Литература

1. Бунеев, Р.Н, Бунеева, Е.В., Пронина, О.В. Русский язык. Учебник для 4 класса. В 2-х частях. / Под науч.ред.акад. A.A. Леонтьева. М.: Баласс, Школьный дом, 2009.

2. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: МПСИ, Флинта, 1998.

3. Крупник С.А. Функциональная грамотность в системе образования Беларуси / С.А. Крупник, В. В. Мацкевич. Мн.: Акад. последиплом. образования, 2003.

4. Лебедев О.Е. Образовательные результаты. СПб.: Специальная литература, 1999.

5. Образовательная плтаформа «Joyteka» [Эл. ресурс]. Режим доступа: https://joyteka.com/ru (дата обращения: 09.11.2023).

6. Семейство генеративных моделей от SberDe-vices и Sber AI. [Эл.ресурс]. Режим доступа: https://rudalle.ru (дата обращения: 09.11.2023).

7. Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года (одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. № 51)). [Эл.ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru (дата обращения: 09.11.2023).

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY AMONG COLLEGE STUDENTS ON THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE, LITERATURE AND NATIVE LITERATURE THROUGH PROFESSIONALLY ORIENTED TASKS

Minets D.V.

National Research University «Higher School of Economics»

The development of skills in working with text is important for success in educational and professional activities. Russian language, literature and native literature interact with other subjects and interdisciplinary courses. The inclusion of professionally oriented tasks in the programs of general education disciplines forms functional literacy. In this way, the skill of solving non-standard and complex problems within the framework of one's professional activities develops. This format of work, in addition to professional competencies, develops communication and management literacy. Project work is of particular importance in the educational process. Their topics are of an applied nature, corresponding to the profile of the students. As final products, students present booklets and flyers, wall newspapers and layouts of book publishing projects, graphic illustrations for literary works, and author's brochures.

Keywords: functional literacy, reading literacy, professional tasks, design, modeling.

References

1. Buneev, R.N., Buneeva, E.V., Pronina, O.V. Russian language. Textbook for 4th grade. In 2 parts. / Under the scientific editorship of academician. A.A. Leontyev. M.: Balass, School House, 2009.

2. Gershunsky B.S. Philosophy of Education. M.: MPSI, Flinta, 1998.

3. Krupnik S.A. Functional literacy in the education system of Belarus / S.A. Krupnik, V.V. Matskevich. Mn.: Academician postgraduate Education, 2003.

4. Lebedev O.E. Educational results. St. Petersburg: Special literature, 1999.

5. Educational platform "Joyteka" [Electronic resource]. Access mode: https://joyteka.com/ru (access date: 11/09/2023).

6. Family of generative models from SberDevices and Sber AI. [Electronic resource]. Access mode: https://rudalle.ru (date of access: 09.11.2023).

7. Strategy for the development of the national qualifications system of the Russian Federation for the period until 2030 (approved by the National Council under the President of the Russian Federation for professional qualifications (protocol dated March 12, 2021 No. 51)). [Electronic resource]. Access mode: http://ivo.garant.ru (date of access: 09.11.2023).

о с

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.