Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ ХРАНИЛИЩ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ ХРАНИЛИЩ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / ТЕКСТ / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЛАЧНЫЕ ХРАНИЛИЩА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданович Юлия Евгеньевна, Вишневская Фаина Александровна

Переход из начальной ступени образования к основной является для школьника серьезным рубежом, который определяет уровень сформированности у него основных учебных знаний. Багаж навыков, полученный в начальной школе, должен помочь ученику в дальнейшем качественно усвоить основную образовательную программу. Необходимо отметить, что среди основных учебных компетенций учащихся особое место занимают чтение и обработка информации. Поэтому для успешного освоения знаний в основной школе необходимо уделить повышенное внимание формированию у обучающихся читательской грамотности. Как отмечено в пояснительных записках к учебным предметам «Литературное чтение» и «Литература», в начальной школе при обучении читательской грамотности необходимо уделять внимание текстам, которые не выходят за рамки мыслительного процесса восприятия мира школьниками, в основной школе обучение читательской грамотности должно быть выстроено с помощью текстов, превышающих эмоциональный и интеллектуальный опыт читателя. В течение всего времени обучения в начальной школе идет становление читателя, способного получать из текста информацию, и наступает момент, когда читатель должен начинать обобщать и осознавать полученный материал. В этом случае формирование читательской грамотности уже осуществляется на протяжении всего периода обучения в основной школе - это возможность научить школьников учиться. Как показали наши наблюдения за работой учителей, данный факт чаще всего ими игнорируется, так как больше времени уделяется усвоению нового материала, подготовке к различным контрольным и проверочным работам. Для того чтобы не упустить момент окончательного формирования осознанного чтения текста в основной школе, необходимо найти метод, который поможет создать универсальную модель формирования читательской грамотности. С этой целью мы предлагаем рассмотреть методический опыт использования возможностей и сервисов облачных хранилищ на уроках литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READING LITERACY IN FIFTH GRADE PUPILS IN THE STUDY OF LITERATURE THROUGH THE USE OF CLOUD STORAGE

The transition from primary to lower secondary school is a significant milestone that determines the level of basic learning skills of the pupil. The acquired knowledge in primary school should help the child in further qualitative mastering of the core curriculum in secondary school. It should be noted that reading and information processing occupy a special place among the basic learning competences of pupils. Therefore, for successful learning in primary school it is necessary to pay more attention to developing pupils’ reading literacy. As pointed out in the Explanatory Notes to the academic subjects “Literary Reading” and “Literature”, in primary school, when teaching reading literacy, it is necessary to pay attention to texts that should not go beyond the emotional and intellectual experience of the reader, in middle school, teaching reading literacy should be built with the help of texts that exceed the emotional and intellectual experience of the reader. Throughout primary school the reader is developing into the reader who is able to extract information from the text, the moment comes when the reader must begin to integrate and interpret the information of the text, as well as evaluate its form and content. In this case, the formation of reading literacy takes the entire period of middle school - it is an opportunity to teach pupils to learn. As our observations of the teachers’ work have shown, this fact is usually ignored by them, since more time is devoted to providing their pupils’ mastering new material and preparing for various tests and quizzes. In order don’t to miss the moment of the final formation of conscious reading of the text in middle school, it is necessary to find a universal model of reading literacy formation. To achieve this target, we propose to consider the methodological experience of using cloud storage capabilities and services in literature classes.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ ХРАНИЛИЩ»

УДК [373.5.016:82]:004.9 DOI 10.37972/chgpu.2022.117.4.011

Ю. Е. Жданович, Ф. А. Вишневская

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЛАЧНЫХ ХРАНИЛИЩ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Переход из начальной ступени образования к основной является для школьника серьезным рубежом, который определяет уровень сформированности у него основных учебных знаний. Багаж навыков, полученный в начальной школе, должен помочь ученику в дальнейшем качественно усвоить основную образовательную программу. Необходимо отметить, что среди основных учебных компетенций учащихся особое место занимают чтение и обработка информации. Поэтому для успешного освоения знаний в основной школе необходимо уделить повышенное внимание формированию у обучающихся читательской грамотности.

Как отмечено в пояснительных записках к учебным предметам «Литературное чтение» и «Литература», в начальной школе при обучении читательской грамотности необходимо уделять внимание текстам, которые не выходят за рамки мыслительного процесса восприятия мира школьниками, в основной школе обучение читательской грамотности должно быть выстроено с помощью текстов, превышающих эмоциональный и интеллектуальный опыт читателя. В течение всего времени обучения в начальной школе идет становление читателя, способного получать из текста информацию, и наступает момент, когда читатель должен начинать обобщать и осознавать полученный материал. В этом случае формирование читательской грамотности уже осуществляется на протяжении всего периода обучения в основной школе - это возможность научить школьников учиться.

Как показали наши наблюдения за работой учителей, данный факт чаще всего ими игнорируется, так как больше времени уделяется усвоению нового материала, подготовке к различным контрольным и проверочным работам.

Для того чтобы не упустить момент окончательного формирования осознанного чтения текста в основной школе, необходимо найти метод, который поможет создать универсальную модель формирования читательской грамотности. С этой целью мы предлагаем рассмотреть методический опыт использования возможностей и сервисов облачных хранилищ на уроках литературы.

Ключевые слова: читательская грамотность, читательские умения, текст, цифровое образование, облачные хранилища

Yu. E. Zhdanovich, F. A. Vishnevskaya

FORMATION OF READING LITERACY IN FIFTH GRADE PUPILS IN THE STUDY OF LITERATURE THROUGH THE USE OF CLOUD STORAGE

I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia

Abstract. The transition from primary to lower secondary school is a significant milestone that determines the level of basic learning skills of the pupil. The acquired knowledge in primary school should help the child in further qualitative mastering of the core curriculum in secondary school. It should be noted that reading and information processing occupy a special place among the basic learning competences of pupils. Therefore, for successful learning in primary school it is necessary to pay more attention to developing pupils' reading literacy.

As pointed out in the Explanatory Notes to the academic subjects "Literary Reading" and "Literature", in primary school, when teaching reading literacy, it is necessary to pay attention to texts that should not go beyond the emotional and intellectual experience of the reader, in middle school, teaching reading literacy should be built with the help of texts that exceed the emotional and intellectual experience of the reader. Throughout primary school the reader is developing into the reader who is able to extract information from the text, the moment comes when the reader must begin to integrate and interpret the information of the text, as well as evaluate its form and content. In this case, the formation of reading literacy takes the entire period of middle school - it is an opportunity to teach pupils to learn.

As our observations of the teachers' work have shown, this fact is usually ignored by them, since more time is devoted to providing their pupils' mastering new material and preparing for various tests and quizzes.

In order don't to miss the moment of the final formation of conscious reading of the text in middle school, it is necessary to find a universal model of reading literacy formation. To achieve this target, we propose to consider the methodological experience of using cloud storage capabilities and services in literature classes.

Keywords: reading literacy, reading skills, text, digital education, cloud storage services

Введение. Понятие «грамотность» впервые было упомянуто в 1957 году в ЮНЕСКО и обозначено как набор знаний, содержащий в себе целостность читательских и письменных умений. Грамотность чтения имплицирует способность обучающегося к пониманию, принятию и критическому осмысливанию текстовой информации пропорционально с целью индивидуального развития, пополнения имеющихся и приобретения новых знаний. Фундаментальным умением для обучающихся выступает способность не только разумно воспринимать информацию, но и корректно трактовать смысл художественного текста. Ступень овладения читательской грамотностью является показателем литературного становления нынешних школьников [1], [3], [6].

Стоит отметить, что одной из актуальных задач современной школы является формирование читательской грамотности обучающихся в условиях активного развития информационно-коммуникационных технологий [11].

Как указано в исследованиях PIRLS и PISA, понятие «читательская грамотность» подразумевает умение человека понимать и использовать практически письменные тексты при проведении смыслового анализа, а также расширять собственные знания, достигая поставленных целей [10].

Многолетний опыт работы убеждает нас в том, что очень важно с первых же занятий на уроках литературы научить пятиклассников работать с книгами основного уровня образования. Данный процесс должен строиться на двух принципах, один из которых -это работа с текстом или фрагментом в целом, второй - работа с определениями, данными в тексте. В обоих случаях целью учебных действий являются трансформация и воспроизведение информации. Учащимся предлагается выполнить структурное конспектирование, выдвижение тезисов и составление простого или сложного плана передачи материала на основании элементарного текста либо текста с большим объемом изученного ранее материала. Однако не всегда дети могут самостоятельно справиться с заданием дома. Мы провели анализ самостоятельного выполнения домашнего задания учащимися пятых классов МБОУ «СОШ № 2» г. Шумерля. В исследовании принимали участие 75 испытуемых в возрасте 11-12 лет. Диагностические работы были выполнены в апреле - мае 2022 г.

Как показали наши исследования, 70 % обучающихся пятых классов не могут самостоятельно справиться с заданием и усвоить материал непосредственно на уроке. Здесь учителю необходимо обратиться к дополнительным возможностям обучения. Одним из таких возможностей является использование облачных хранилищ. На сегодняшний день

наибольшей популярностью среди детей и учителей пользуются облачные хранилища Mail.ru и Yandex.Диск. Каждый из данных серверов предлагает своим пользователям разнообразные возможности. Далее в статье мы рассмотрим более подробно каждый из них.

В процессе исследования нами была поставлена цель оптимизации процесса подготовки домашнего задания по литературе для более подробного освоения учеником содержания литературных произведений. Роль облачных хранилищ в достижении поставленной цели сводится к созданию накопительной базы фото-, видео- и документальных материалов, которая будет доступна ученикам, учителям и родителям, с возможностью внесения новых данных и корректировок в течение всего периода обучения.

Актуальность исследуемой проблемы. Работы многих исследователей свидетельствуют о неоднократном обращении к проблеме обучения читательской грамотности школьников. К примеру, Л. А. Камалова в своем труде утверждает, что «одна из актуальных проблем современного российского общества состоит в том, что современные дети мало читают, предпочитая книге другие виды досуговой деятельности» [5, с. 70], при этом отмечает, что «кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий» [5, с. 71].

Л. А. Павлова [8] пишет, что «важнейшая задача, стоящая перед учителем, - это развитие и совершенствование приемов осмысления прочитанного текста». Т. В. Рыжкова [9] отмечает, что «термин «читательские умения» используется в двух смыслах. В широком значении охватывает всю литературно-учебную деятельность школьников. В узком - как умения, необходимые для полноценного восприятия литературного произведения». Н. Д. Молдавская, А. М. Сафонова выделяют читательские умения как «действие или систему действий. Навык чтения считается освоенным только тогда, когда ученик самостоятельно может выполнить действия, такие как составление плана, устное рисование картины и другие» [7, с. 224].

Однако проблема методики обучения осмысленному чтению средствами облачных хранилищ, на наш взгляд, еще не нашла полноценного освещения и распространения в педагогическом сообществе, а также недостаточно полно отражена в профессиональной литературе.

Материал и методы исследования. В процессе работы за основу педагогического исследования были взяты следующие взаимодополняющие методы: изучение психологической, педагогической и методической литературы по проблеме использования облачных хранилищ как одного из средств формирования читательской грамотности, анализ требований образовательных программ по литературе, опрос преподавателей русского языка и литературы, анализ существующих Интернет-платформ для работы в сервисах облачных хранилищ с целью определения наиболее оптимальной платформы для работы на уроках литературы и внеурочной деятельности по формированию у школьников читательской грамотности. Также были использованы методы статистической обработки информации, анализ результатов экспериментальной работы, обобщение и синтез [2].

Результаты исследования и их обсуждение. Мы провели анализ работы с текстом у 75 обучающихся пятых классов МБОУ «СОШ № 2» г. Шумерля и установили, что более 70 % не могут самостоятельно справиться с заданием, ориентированным на анализ произведения. Поэтому мы посчитали важным уделить больше времени работе с текстом. Поскольку непосредственно на уроке не хватает времени на решение данной задачи, здесь в помощь учителю приходят облачные сервисы для хранения информации.

Облачные сервисы для хранения информации, также именуемые облачными хранилищами, - это сервисы для сбора, хранения и передачи каких-либо данных, которые находятся на определенной платформе и могут предоставить возможность доступа к данной информации из любой точки Интернет-соединения. Сбор и хранение данных в облаке дает

возможность пользователям восстанавливать доступ к информации после удаления, контролировать доступ к данным других пользователей из любой точки подключения Интернет-соединения [4].

В облачных сервисах на сегодняшний день возможно составление опросников, хранение видеолекций, конспектов материалов урока.

Как показывает опыт, на данный момент допустимо использование следующих облачных сервисов: Яндекс.Диск и Облако Mail.ru.

Рассмотрим подробнее каждый из них. Яндекс.Диск предоставляет возможность своим пользователям надежно передавать доступ к медиафайлам, документам и изображениям с любого устройства (компьютер, телефон, планшет). В условиях школьного образования учитель может предоставить доступ к материалам урока, хранящимся на облачном сервисе. По направленной учителем ссылке на доступ ученики и их родители могут изучать представленный материал непосредственно на облачном хранилище или скачать себе. Единственный минус данной формы передачи и получения информации, - это то, что получить доступ к Яндекс.Диску возможно, только имея электронный почтовый ящик в системе Яндекс.

Яндекс.Диск - это облачное хранилище, в котором предоставлен совместный доступ к медафайлам и документам с возможностью их редактирования, сюда также относятся тесты, рисунки, фотографии, презентации, таблицы, опросники и т. п. Всего пользователь на безвозмездной основе может задействовать до 10 Гбайт свободного пространства. Для доступа к диску следует войти в свой Яндекс-аккаунт и нажать кнопку «Диск».

Облако Mail.ru является одним из облачных сервисов-представителей российской компании УК, в данном облаке можно хранить видео, музыку, изображения и иные различные файлы, а также синхронизировать данные на компьютерах, смартфонах или планшетах, посредством передачи ссылок с доступом файлами можно делиться с другими пользователями.

Рассмотрим возможности облачных сервисов (см. табл. 1).

Таблица 1

Возможности облачных сервисов

№ п/п Наименование облачного хранилища Предоставляемые возможности

1. Облако Mail.ru Создание рассылок

Предоставление доступа к файлам, совместная работа над документами

2. Яндекс.Диск Оформление форм опроса для контроля знаний

Сбор и обработка числовых данных в электронных таблицах

Создание презентаций для демонстрации данных

Предоставление доступа к файлам, совместная работа над документами

Использование облачных хранилищ может облегчить работу учителей и удобно в использовании для учеников. Если ребенок не успел выполнить задание на уроке, он может вернуться к нему дома. На Облаке Mail.ru учитель может предоставить доступ ученикам и их родителям к учебным материалам, размещенным в папках облака. Посредством передачи доступа по ссылке учитель может делиться учебными планами или проектами, чтобы коллеги или ученики имели к ним доступ с любого компьютера. К примеру, для учащихся пятых классов МБОУ «СОШ № 2» г. Шумерля на Яндекс.Диске были размещены учебные материалы по произведению И. С. Тургенева «Муму».

В отдельной папке на облачном хранилище Яндекс.Диск была собрана информация с урока, размещены иллюстрации к произведению, чтобы дети и родители могли ознакомиться с конспектом урока. Если учащийся отсутствовал на уроке, то с помощью этой

информации он может самостоятельно изучить тему, отметить для себя ключевые вопросы, на которые необходимо ответить при написании сочинения либо отзыва о произведении. На облачном хранилище имеется презентация с общим доступом для всех учащихся (рис. 1), где учитель обозначил дополнительные задания по теме. На отдельном слайде приведены вопросы либо отрывок из текста произведения и задание - обозначить ключевые слова, выписать их в отдельную графу.

2-й урок: Герасим и барыня

Представьте, что вы в каморке Герасима. Расска

Добавить ответ

видите, слышите, чувствуете, опираясь на

Иван Смирнов: «Я вижу небольшую, но светлую каморку. В правом у1 из дубовых досок на четырёх чурбаках- истинно богатырская кровать, под кроватью дюжий (крепкий, прочный) сундук...»

Варвара Иванова: «Я вижу маленькую комнату с большой мебелью. Всё серое и старое.» Кристина Оборина: «Мне представляется небольшое тесное помещение с грубой мебелью. Там неуютно и тесно от большой мебели. Мне кажется Герасиму там будет очень тесно.»

Марина Игнатьева: «В комнате Герасима очень тесно, много серых красок. Темно. Мебель большая, как и он сам, но очень неудобная и грубая. Мне очень жаль героя, потому что в жизни его было мало светлых моментов.»

Юлия Жданович У* Ш ^

7/25/2022 3:37 рш

Необходимо добавить ответ на вопрос, представленный в презентации

Рис. 1

К примеру, задания записаны на разных слайдах, со строками для ответов учащихся:

- Если бы вы находились в каморке Герасима, что бы вы увидели? Опишите, что вы видите, слышите, чувствуете, исходя из прочитанного текста.

- С какой целью настолько подробно описана каморка Герасима?

- Как вы думаете, кто такие дворовые люди, дворня, челядь?

Допишите предложения:

1. Дворня страшится барыню, потому что . . .

2. Как вы охарактеризуете барыню

3. Челядь сторонится Герасима, потому что . . .

4. Как вы охарактеризуете Герасима

Подведите итог: характер героя можно описать с помощью (понять характер героя можно по отношению к нему других героев).

Учащийся вчитывается в текст, может делать графические пометки, используя текстовые выделители в редакторе. Также необходимо выработать у детей привычку подчеркивать необходимую информацию в тексте разными цветами. Работая с иллюстрациями, они могут подписать ее, к примеру, предложением из произведения. Если школьнику сложно подобрать предложение, то, как вариант, можно предложить вписать пропущенные слова в свободные графы. Данные задания учащийся может выполнить, даже используя смартфон.

Для обеспечения визуального восприятия на Облаке Mail.ru учитель может разместить видеолекции на темы, изучаемые в пятом классе, и кинофильмы, снятые по произведениям. К примеру, в качестве внеурочной деятельности по литературе в летний период

2022 года учитель литературы МБОУ «СОШ № 2» г. Шумерля разместил для выпускников пятых классов на Облаке Mail.ru художественный фильм «Дубровский» 1988 года выпуска и предоставил школьникам ссылку на него. По количеству указанных в облачном видеопроигрывателе просмотров учитель смог проконтролировать процесс ознакомления учеников с художественным фильмом.

Также рассмотрим возможность написания сочинения в облачном хранилище. С помощью сервиса «Мой офис» на Облако Mail.ru можно создать документ, где будут обозначены ключевые вопросы, на которые необходимо ответить в сочинении. Единственная сложность в том, что в этом случае необходимо создавать для каждого ученика отдельный документ. Однако, если создать сразу облачную папку для каждого ученика, то она может быть использована на всех уровнях обучения детей.

Плюсы написания сочинения в облачном хранилище в том, что учащийся может вернуться к его написанию в любой момент, учитель может проследить работу над текстом сочинения, внести корректировки, а также подобное сочинение можно легко проверить на антиплагиат.

Для закрепления материала данное сочинение можно дать детям переписать с использованием техники каллиграфии.

С помощью Яндекс Форм можно создать опросник по произведению, где будут обозначены ключевые вопросы по нему. По итогам опроса на каждого участника, прошедшего опрос, будет сформирован файл с ответами, который можно проверить. Доступ к Яндекс Форм возможен как с персонального компьютера, так и со смартфона.

Облачные сервисы помогут расширить и закрепить знания учеником содержания литературных произведений, предоставляя возможность просмотра видеолекций и художественных кинофильмов, подбора иллюстраций и видеообзоров, визуального восприятия текста. Данные способы работы позволят существенно облегчить развитие навыка смыслового анализа текста, так как при поиске того или иного фрагмента к представленной в облачном хранилище иллюстрации учащийся сможет самостоятельно выделить в произведении микротемы, обозначить ключевые моменты и визуально их запомнить в процессе работы над текстом.

При выполнении предложенных видов работ учениками будут применяться мета-когнитивные стратегии чтения. Просматривая кинофильмы, школьники познакомятся с художественной интерпретацией литературного текста. Подбирая фрагмент текста к иллюстрации, они углубляют свое представление о литературном произведении через обращение к другому виду искусства.

Таким образом, регулярное и последовательное применение сервисов облачного хранения данных при работе с художественными произведениями поможет создать целостную методическую систему по развитию читательских способностей учащихся. Специальные приемы и формы работы с текстом органично впишутся во все возможности облачных хранилищ, что поможет обеспечить качественное понимание изучаемых произведений русской литературы.

Выводы. В итоге для успешного развития читательской грамотности необходимо использовать при работе с текстом прогрессивные и передовые технологии не только на уроках, но и во внеурочной деятельности учащихся. В результате использования всех сервисов облачных хранилищ можно реализовать задачу воспитания внимательного и вдумчивого читателя. В процессе работы над указанными в статье заданиями школьники смогут максимально точно и полно понять содержание текста, практически его осмыслить. В случае систематического и целенаправленного использования современного цифрового пространства учитель сможет облегчить свой труд и помочь детям доработать те недочеты в усвоении программы, которые возникли у них в ходе пропусков занятий или невнимательности

на уроках. Эффективность данной работы заключается в том, что, создав методическую разработку в облачном хранилище один раз, можно использовать ее регулярно с разными категориями учащихся, а также дополнять или корректировать данную разработку в любой момент. Необходимо отметить, что педагог, являясь организатором учебной деятельности, должен использовать все возможные способы реализации ученического потенциала обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВоюшинаМ. П. Методика обучения литературному чтению. - М. : Академия, 2Q13. - 2SS с.

2. Григорьева Е. Н., Семенова Е. С., Зайцева В. П. Веб-квест как средство развития навыков и умений англоязычной письменной речи студентов языковых факультетов вуза // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2021. - № 2(111). - С. 148-154.

3. Дергунова Т. А. Технология формирования умения анализировать литературное произведение у младших школьников // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - № 79. - С. 18-22.

4. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: специализированный учебный курс / нер. с англ. ; Майкл Г. Мур, Уэйн Макинтош, Линда Блэк и др. - М. : Издательский дом «Обучение-Сервис», 2QQ6. - б32 с.

5. Камалова Л. А. Проблемы детского чтения в современной начальной школе // European research. -2017. - № 1(24). - С. 7Q-72.

6. Колесова О. В., Гуцу Е. Г., Деменева Н. Н., Кочетова Е. В., Маясова Т. В. Исследование читательской грамотности младших школьников на современном этапе развития образования // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 2(44). - С. 24Q-254. - DOI 10.32744/pse.2020.2.19.

7. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М. : Педагогика, 1976. - 224 с.

8. Павлова Л. А. Как формировать навык чтения у младших школьников : практическое пособие. -М. : АРКТИ, 2QQ7. - 7б с.

9. Рыжкова Т. В. Литературное развитие младших школьников : учеб. пособие. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2QQ6. - 381 с.

10. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности Ю-^-летних школьников // Вопросы образования. - 2011. - № 2. - С. 123-150.

11. Читательская грамотность школьника (5-9 классы) : книга для учителя / О. М. Александрова, М. А. Аристова, И. П. Васильевых и др. ; под ред. И. Н. Добротиной. - М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2Q1S. - 144 с.

Статья поступила в редакцию 12.1Q.2Q22

REFERENCES

1. Voyushina M. P. Metodika obucheniya literaturnomu chteniyu. - M. : Akademiya, 2013. - 288 s.

2. Grigor'eva E. N., Semenova E. S., Zajceva V. P. Veb-kvest kak sredstvo razvitiya navykov i umenij an-gloyazychnoj pis'mennoj rechi studentov yazykovyh fakul'tetov vuza // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2021. - № 2(111). - S. 148-154.

3. Dergunova T. A. Tekhnologiya formirovaniya umeniya analizirovat' literaturnoe proizvedenie u mladshih shkol'nikov // Novaya nauka: problemy i perspektivy. - 2016. - № 79. - S. 18-22.

4. Informacionnye i kommunikacionnye tekhnologii v distancionnom obrazovanii: specializirovannyj uchebnyj kurs / per. s angl. ; Majkl G. Mur, Uejn Makintosh, Linda Blek i dr. - M. : Izdatel'skij dom «Obuchenie-Servis», 2QQ6. - 632 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kamalova L. A. Problemy detskogo chteniya v sovremennoj nachal'noj shkole // European research. -2017. - № 1(24). - S. 70-72.

6. Kolesova O. V., Gucu E. G., Demeneva N. N., Kochetova E. V., Mayasova T. V. Issledovanie chitatel'-skoj gramotnosti mladshih shkol'nikov na sovremennom etape razvitiya obrazovaniya // Perspektivy nauki i obra-zovaniya. - 2020. - № 2(44). - S. 240-254. - DOI 10.32744/pse.2020.2.19.

7. Moldavskaya N. D. Literaturnoe razvitie shkol'nikov v processe obucheniya. - M. : Pedagogika, 1976. - 224 s.

8. Pavlova L. A. Kak formirovat' navyk chteniya u mladshih shkol'nikov : prakticheskoe posobie. - M. : ARKTI, 2007. - 76 s.

9. Ryzhkova T. V. Literaturnoe razvitie mladshih shkol'nikov : ucheb. posobie. - SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2006. - 381 s.

10. Cukerman G. A., Kovaleva G. S., Kuznecova M. I. Pobeda v PIRLS i porazhenie v PISA: sud'ba chita-tel'skoj gramotnosti 10-15-letnih shkol'nikov // Voprosy obrazovaniya. - 2011. - № 2. - S. 123-150.

11. Chitatel'skaya gramotnost' shkol'nika (5-9 klassy) : kniga dlya uchitelya / O. M. Aleksandrova, M. A. Aristova, I. P. Vasil'evyh i dr. ; pod red. I. N. Dobrotinoj. - M. : Rossijskij uchebnik : Ventana-Graf, 2018. - 144 s.

The article was contributed on October 12, 2022

Сведения об авторах

Жданович Юлия Евгеньевна - аспирант кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-2544-0232, jdanka@bk.ru

Вишневская Фаина Александровна - аспирант кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-7705-5726, vishfaina@ya.ru

Author Information

Zhdanovich, Yulia Evgenyevna - Post-graduate Student, Department of Pedagogy and Humanitarian Disciplines, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0003-2544-0232, jdanka@bk.ru

Vishnevskaya, Faina Aleksandrovna - Post-graduate Student, Department of Pedagogy and Humanitarian Disciplines, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0002-7705-5726, vishfaina@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.