Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / математическая грамотность / теория когнитивного развития / навыки мышления высокого уровня / навыки XXI века. / functional literacy / mathematical literacy / theory of cognitive development / high-level thinking skills / skills of the XXI century

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамян Эмма Арташесовна, Ботвинёва Наталья Юрьевна

В статье рассматривается важность процесса формирования функциональной грамотности у обучающихся средней школы и взаимосвязь своевременности различных приёмов обучения с теорией когнитивного развития Жана Пиаже. Важно отметить, что она влияет на способность человека участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования в своей группе или сообществе. Функциональная грамотность позволяет ребёнку продолжать читать, писать и считать в целях саморазвития. По мере добавления навыков счёта и вычислений к чтению и письму у ребёнка развивается мышление высокого уровня. В статье мы привели статистические данные по результатам Всероссийских проверочных работ по математике и сравнительный анализ этих данных за последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адамян Эмма Арташесовна, Ботвинёва Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the importance of the process of forming functional literacy in secondary school students and the relationship between the timeliness of various teaching methods and the theory of cognitive development by Jean Piaget. It is important to note that it affects a person's ability to participate in all activities in which literacy is necessary for effective functioning in their group or community. Functional literacy allows a child to continue reading, writing and counting for self-development. As counting and computing skills are added to reading and writing, the child develops high-level thinking. In the article, we presented statistical data on the results of All-Russian verification works in mathematics and a comparative analysis of these data in recent years.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Адамян Эмма Арташесовна студентка 5 курса

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки);

Ботвинёва Наталья Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки (г. Ессентуки)

Постановка проблемы. Когда речь идёт об обучении младших школьников, то образовательные задачи сводятся к развитию навыков чтения, письма и простой арифметики. Но в средних классах важнейшим аспектом образовательного процесса уже становится формирование функциональной грамотности, в частности, развитие функциональной грамотности на уроках математики. Функциональная грамотность - это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Если говорить обобщённо, то цель учителей - развить у обучающихся навыки мышления высокого уровня. При более детальном рассмотрении образовательный процесс можно свести к следующим пунктам:

- движение от простой грамотности к функциональной грамотности;

- развитие так называемых навыков XXI века;

- дети исследуют чтобы научиться чему-то новому (обучение на практике);

- дети учатся вместе в группах (совместное обучение);

- «перевёрнутый» урок, при котором дети изучают тему самостоятельно, а затем отрабатывают её на уроке по руководством учителя.

Изложение основного материала исследования. Обеспечить прочную основу для развития функциональной грамотности в процессе обучения поможет теория когнитивного развития Жана Пиаже.

Жан Пиаже (1896-1980) - швейцарский психолог, известный работами по изучению психологии детей. Учение, включающее в себя теорию когнитивного развития и эпистемологический взгляд, получило название «генетическая эпистемология». Пиаже придавал большое значение процессу обучения детей, считая приобретение знаний средством достижения адаптации. Теория когнитивного развития затрагивает процесс интеллектуального развития человека на протяжении всего детства. Будучи директором Международного бюро просвещения, Пиаже в 1934 году заявил, что «только образование способно спасти наши общества от краха, насильственного или постепенного». Сегодня учителя продолжают использовать его теорию при работе с детьми в классах.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже предполагает, что интеллект меняется (или расширяется) по мере роста детей. Познавательное развитие ребёнка - это не только получение знаний. Ребёнку необходимо разработать или сконструировать ментальную модель мира, и к началу средних классов школы (к 11 годам) его мозг готов к навыкам мышления высокого уровня.

Этапы когнитивного развития по теории Жана Пиаже:

- сенсомоторная стадия: от рождения до 18-24 месяцев;

- предоперационная стадия: от 2 до 7 лет;

- стадия конкретных операций: от 7 до 11 лет;

- стадия формальных операций: от 11 лет и старше.

Последовательность стадий универсальна для всех культур и следует одному и тому же неизменному порядку. По мнению Пиаже, все дети последовательно проходят через все эти стадии, но не все с одинаковой скоростью.

Возвращаясь к понятию «функциональная грамотность» важно отметить, что она влияет на способность человека участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования в своей группе или сообществе. Функциональная грамотность позволяет ребёнку продолжать читать, писать и считать в целях саморазвития. По мере добавления навыков счёта и вычислений к чтению и письму у ребёнка развивается мышление высокого уровня.

Функциональная грамотность на уроках математики в средней школе может быть сформирована через различные методы и подходы. Вот несколько примеров:

1. Развитие понимания математических концепций: учитель должен помочь ученикам освоить ключевые математические понятия и их взаимосвязи.

2. Решение реальных задач: обучающиеся могут решать задачи, которые имеют отношение к их повседневной жизни, например, рассчитать стоимость покупки в магазине, вычислить процентные ставки по кредитам или определить расстояние между двумя пунктами.

3. Применение межпредметных связей: математика может быть интегрирована с другими предметами, такими как физика, химия, биология и география, чтобы обучающиеся могли применять свои математические навыки в контексте других дисциплин.

4. Использование технологий: интернет-ресурсы и цифровые инструменты могут быть использованы для предоставления актуальной и полезной информации, которую обучающиеся могут использовать для решения задач и развития функциональной грамотности.

5. Обучение критическому мышлению: на уроках математики следует уделить внимание развитию навыков критического мышления, таких как анализ, синтез, оценка и аргументация, что поможет обучающимся принимать обоснованные решения.

6. Ролевые игры и симуляции: обучающимся может быть предложено принять участие в ролевых играх или симуляциях, которые требуют применения математических знаний для решения проблем в различных контекстах, таких как экономика, финансы или бизнес.

7. Проблемно-ориентированное обучение: вовлечение обучающихся в решение сложных и интересных проблем способствует развитию функциональной грамотности и стимулирует их интерес к математике.

8. Обучение совместной работе и сотрудничеству: работа в группах и сотрудничество с одноклассниками помогают обучающимся развивать навыки коммуникации, решения конфликтов и принятия групповых решений, что является важным аспектом функциональной грамотности.

Существует множество исследовательских работ и экспериментов, направленных на изучение методов и подходов к формированию функциональной грамотности у учеников 5-6 классов. Они могут включать в себя анализ результатов образовательных программ, сравнение различных методик обучения и оценку успехов учеников в различных тестах и экзаменах. Эти исследования помогают учителям и педагогам лучше понимать, какие методы работают наилучшим образом, и как можно улучшить образовательный процесс.

Для диагностики функциональной грамотности в российских школах ежегодно проводятся ВПР по основным школьным предметам. Рассмотрим статистику по результатам ВПР по математике в 6 классах за последние 3 года.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Сравнение результатов ВПР по математике в 6 классах за

три года

49,55%

46,95%

49%

2536% п

Ъ 6,48% ______21'90* 26.30«

п 22,55%

' о, 1У % /

0-5 баллов

6-9 баллов 10-13 баллов

2021 год ■ 2022 год ■ 2023 год

14-16 баллов

Далее рассмотрим сравнение оценок за ВПР с оценками по журналу за последние 2 года.

Сравнение оценок за ВПР с оценками по журналу

53,39% 5 1,77

4 2,30 X, 42,79%

___.„,5,93% 3,82% ^

Понизили оценку Подтвердили оценку Повысили оценку

2022 год 12023 год

По графикам видно, что, хотя есть тенденция уменьшения количества обучающихся, которые не справляются с ВПР, процент оценок «неудовлетворительно» всё ещё слишком высок.

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в средней школе - это важный аспект обучения, который олицетворяет стремление учителей математики развивать учеников в сфере практического применения математических знаний. Умение применять математические концепции и методы на практике даёт обучающимся

возможность решать насущные проблемы, анализировать информацию, принимать обоснованные решения и планировать свои финансы. Например, ученики, обладающие функциональной грамотностью в математике, могут уверенно рассчитывать свой бюджет, сравнивать цены в магазинах, измерять ингредиенты при готовке, проводить статистические исследования, а также разрабатывать стратегии для решения задач в различных областях жизни. Возможность практического применения математических знаний помогает обучающимся увидеть связь между учебными концепциями и реальным миром, что способствует их более глубокому пониманию математики и её значимости в повседневной жизни.

Выводы. Таким образом, формирование функциональной грамотности в математике на уроках в средней школе имеет не только академическую ценность, но и является важным инструментом для подготовки учащихся к успешной адаптации и самореализации в современном обществе.

Разновидности уроков и методов формирования функциональной грамотности могут включать в себя использование игр, инновационных образовательных технологий, интерактивных учебных ресурсов и др. Важно подстраивать методики под индивидуальные потребности и способности учеников, а также учитывать их мотивацию и интересы.

Эффективное формирование функциональной грамотности требует от учителей гибкости, творческого подхода и непрерывного самосовершенствования, чтобы удовлетворить разнообразные потребности своих учеников и помочь им достичь успеха в математике.

Аннотация. В статье рассматривается важность процесса формирования функциональной грамотности у обучающихся средней школы и взаимосвязь своевременности различных приёмов обучения с теорией когнитивного развития Жана Пиаже. Важно отметить, что она влияет на способность человека участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования в своей группе или сообществе. Функциональная грамотность позволяет ребёнку продолжать читать, писать и считать в целях саморазвития. По мере добавления навыков счёта и вычислений к чтению и письму у ребёнка развивается мышление высокого уровня. В статье мы привели статистические данные по результатам Всероссийских проверочных работ по математике и сравнительный анализ этих данных за последние годы.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, теория когнитивного развития, навыки мышления высокого уровня, навыки XXI века.

Annotation. The article examines the importance of the process of forming functional literacy in secondary school students and the relationship between the timeliness of various teaching methods and the theory of cognitive development by Jean Piaget. It is important to note that it affects a person's ability to participate in all activities in which literacy is necessary for effective functioning in their group or community. Functional literacy allows a child to continue reading, writing and counting for self-development. As counting and computing skills are added to reading and writing, the child develops high-level thinking. In the article, we presented statistical data on the results of All-Russian verification works in mathematics and a comparative analysis of these data in recent

Keywords: functional literacy, mathematical literacy, theory of cognitive development, high-level thinking skills, skills of the XXI century.

Литература:

1. Величковский, Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 1: учебник для вузов/ Б.М. Величковский. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 405 с.

2. Величковский, Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания в 2 т. Том 2: учебник для вузов / Б.М. Величковский. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 384 с.

3. Векилова, С.А. История психологии: учебник и практикум для вузов / С.А. Векилова, С.А. Безгодова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 324 с.

4. Воробьева, С.В. Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе: учебник для вузов / С.В. Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 770 с.

5. Воробьева, С.В. Оценивание результатов обучения в школе: учебник и практикум для вузов / С.В. Воробьева. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 577 с.

6. Зенкина, С.В. Сетевая проектно-исследовательская деятельность обучающихся: монография / С.В. Зенкина, Е.К. Герасимова, О.П. Панкратова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 152 с.

7. Кандаурова, А.В. Основы педагогического мастерства: формирование педагогического стиля: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.В. Кандаурова, Н.Н. Суртаева; под редакцией Н.Н. Суртаевой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 255 с.

8. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология: учебник и практикум для вузов / Г.М. Коджаспирова. -Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 360 с.

9. Коржуев, А.В. Основы научно-педагогического исследования: учебное пособие для вузов / А.В. Коржуев, Н.Н. Антонова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 177 с.

10. Рожков, М.И. Социальная педагогика : учебник для вузов / М.И. Рожков, Т.В. Макеева. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2023. -287 с.

11. Шадрина, И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.В. Шадрина. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 279 с.

12. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023.-457 с.

13. Шапошникова, Т.Е. Возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для вузов / Т.Е. Шапошникова, В.А. Шапошников, В.А. Корчуганов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 218 с.

14. https://minobrnauki.gov.ru/7amp

15. https://obrnadzor.gov.ru/vpr/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.