Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
функциональная грамотность / физика / эксперимент / качественные задачи / functional literacy / physics / experiment / qualitative problems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева С.А., Петросова Е.В., Веремейцева Т.И.

В работе описаны особенности формирования функциональной грамотности на уроках физики. Статья посвящена проблеме формирования и развития функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения физики. Приведены примеры методов и приёмов, использование которых на уроках физики способствует формированию функциональной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондарева С.А., Петросова Е.В., Веремейцева Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN PHYSICS LESSONS

The paper describes the features of the formation of functional literacy in physics lessons. The article is devoted to the problem of the formation and development of functional literacy of students in the process of studying physics. Examples of methods and techniques are given, the use of which in physics lessons contributes to the formation of functional literacy.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

УДК 37 Бондарева С.А., Петросова Е.В., Веремейцева Т.И.

Бондарева С.А.

учитель физики Сохрановская средняя общеобразовательная школа (с. Сохрановка, Россия)

Петросова Е.В.

учитель физики Сохрановская средняя общеобразовательная школа (с. Сохрановка, Россия)

Веремейцева Т.И.

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Сохрановская средняя общеобразовательная школа (с. Сохрановка, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Аннотация: в работе описаны особенности формирования функциональной грамотности на уроках физики. Статья посвящена проблеме формирования и развития функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения физики. Приведены примеры методов и приёмов, использование которых на уроках физики способствует формированию функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, физика, эксперимент, качественные задачи.

«Мыслить легко, действовать достаточно сложно, а привести свои мысли в действие - самое сложное в мире».

© Иоганн Вольфганг фон Гёте.

Современному обществу нужна принципиально новая система образования, где образование рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности посредством обучения и воспитания, а преподаватель организует познавательную деятельность обучающихся.

Перед системой образования сегодня стоит серьезная задача - воспитать и обогатить школьников теми знаниями, которые помогут стать им успешными. Поэтому и возникла необходимость в формировании компетенций XXI века. Новые методы обучения, преподавания, сами предметные знания и общие навыки, о которых еще недавно говорили, как о желательных, сегодня требуют немедленного внедрения.

Вышесказанное определяет актуальность исследования проблемы формирования функциональной грамотности школьников как одной из приоритетных задач повышения качества российского образования на всех её образовательных ступенях. Этот запрос отражен в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования (Источник: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027).

Основные составляющие функциональной грамотности в процессе изучения физики:

• Читательская грамотность, формирование которой может происходить с помощью плана-конспекта параграфа, следуя которому обучающийся изучает информацию в тексте, понимает, осмысливает, извлекает и интерпретирует, заполняя конспект по плану.

• Математическая грамотность, формирование которой может происходить не только при решении расчётных задач, но и при выполнении заданий, где обучающийся, используя математический аппарат, производит вычисления физических, переводит единицы измерения физических величин в систему единиц СИ.

• Естественнонаучная грамотность, формирование которой происходит в большей степени с помощью экспериментальных заданий, которые закладывают навыки использования естественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире.

Физика является системообразующим для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией, вносит вклад в естественно-научную картину мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.

Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественно-научной грамотности и интереса к науке у обучающихся. Изучение физики предполагает уверенное владение следующими компетентностями, характеризующими естественнонаучную грамотность:

• научно объяснять явления,

• оценивать и понимать особенности научного исследования,

• интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Для формирования функциональной грамотности на уроках физики можно использовать следующие методы и приёмы:

• Физический эксперимент. Развивает у обучающихся наблюдательность, образное мышление, умение делать обобщения на основе наблюдаемых фактов.

Физический эксперимент занимает при формировании функциональной грамотности лидирующее место в предмете «Физика». Демонстрационный,

лабораторный, фронтальный, домашний эксперимент можно рассматривать как метод активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающегося. Он никогда не используется как уединенный метод, только в сочетании со словесными методами (лекция, объяснение, беседа) и с другими средствами наглядности (рисунки, таблицы, экранные пособия). Эксперимент развивает у обучающихся наблюдательность, образное мышления, умение делать обобщения на основе наблюдаемых фактов.

Образовательная функция физического эксперимента: способствует формированию у обучающихся теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе, умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами.

Развивающая функция физического эксперимента: способствует развитию мышления обучающихся, т.к. побуждает их к выполнению умственных операций.

Воспитывающая функция физического эксперимента: способствует развитию самостоятельности и инициативы.

• Практико-ориентированные задания. Благодаря таким заданиям учитель может доступно объяснить роль физики в жизни каждого человека и тем самым развить интерес к своему предмету.

Наибольшим потенциалом в развитии естественно-научной грамотности обладают практико-ориентированные задания. Под практико-ориентированными заданиями понимают задания из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов.

Цель этих заданий - сформировать умение действовать в социально значимых ситуациях.

Практико-ориентированные задания базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности при решении «жизненной» или профессиональной задачи. Например, на уроках

физики при рассмотрении темы «Расчет количества теплоты» можно предложить учащимся рассчитать количество теплоты, которое они выделяют в окружающее пространство, когда жарко и поглощают, когда холодно.

При разработке практико-ориентированных заданий необходимо учитывать:

1) формулировка условия задания должна быть в виде сюжета, ситуации, проблемы, решаемой знаниями различных разделов математики, физики, химии других наук или жизни,

2) информация должна быть представлена в различных формах (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что требует распознавания объектов,

3) задание сформулировано таким образом, что включает многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы. Вместе с тем практико-ориентированные задания должны: соответствовать программе определенного предмета, обогащать основные понятия учебного предмета, раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством.

Использование на уроках интегрированных лабораторных и практических работ тоже способствует формированию естественно-научной грамотности, а также позволяет освоить учащимися экспериментальную составляющую научного метода познания и выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений.

• Качественные задачи. Решение качественных задач вызывает необходимость анализировать и синтезировать явления, т. е. логически мыслить, приучает учащихся к точной, лаконичной, литературно и технически грамотной речи.

Особенно важным является использование качественных задач в процессе преподавания физики. Качественные задачи вызывают у обучающихся как правило больший интерес чем количественные. Тульчинский М. Е. писал: "Решение качественных задач способствует более глубокому усвоению материала, развивает сообразительность, мышление, вызывает интерес к физике". Отличительная особенность качественных задач в том, что, анализируя

их условия учащиеся обращают особое внимание на физическую сущность рассматриваемых явлений. Решаются они, как правило, устно, путём логических умозаключений.

При анализе содержания задачи используют общие закономерности, выясняют, как конкретно объясняется явление, описанное в задаче. Ответ к задаче получают как завершение проведенного анализа.

Функциональная грамотность - это умение эффективно действовать в нестандартных ситуациях. Её можно определить как повседневную «мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития естественнонаучной грамотности, это основной из видов функциональной грамотности который формируется у обучающихся при изучении предмета физика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воспитательный и развивающий потенциал предметов физики-математического цикла: монография/ Г.Н. Степанова, Е.Ю. Лукичева. - СПб.: СПбАППО, 2014;

2. Качественные задачи по физике в средней школе. Тульчинский М.Е. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972. - 240 с;

3. Единое содержание образования, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/ (дата обращения: 05.06.24).

4. Президент России, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 02.05.24)

Bondareva S.A., Petrosova E. V., Veremeitseva T.I.

Bondareva S.A.

Sokhranovskaya Secondary School (Sokhranovka, Russia)

Petrosova E.V.

Sokhranovskaya Secondary School (Sokhranovka, Russia)

Veremeitseva T.I.

Sokhranovskaya Secondary School (Sokhranovka, Russia)

FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN PHYSICS LESSONS

Abstract: the paper describes the features of the formation of functional literacy in physics lessons. The article is devoted to the problem of the formation and development offunctional literacy of students in the process of studying physics. Examples of methods and techniques are given, the use of which in physics lessons contributes to the formation offunctional literacy.

Keywords: functional literacy, physics, experiment, qualitative problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.