Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К РЕШЕНИЮ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К РЕШЕНИЮ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ / ПРИНЦИП ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КОНТЕКСТНАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюхина Наталия Владимировна, Новикова Дарья Вадимовна

Статья посвящена идее прикладной направленности как одному из принципов построения учебного курса физики для общеобразовательной школы. Рассмотрены особенности реализации этой идеи исходя из концепций политехнического обучения и функциональной грамотности. Проведен сравнительный анализ понятий «техническая культура», «техническая грамотность», «техническая компетентность», «естественнонаучная грамотность» с точки зрения наиболее полного отражения идеи прикладной направленности обучения физике. В качестве инструмента реализации предлагается система контекстных задач, разработанная с использованием банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности. Задачи группируются вокруг контекстов «Современные технологии», «Техника и технология в быту». Каждой группе задач соответствует практико-ориентированный результат, выраженный в деятельностной форме. Приведены примеры задач, даны методические рекомендации по их использованию в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирюхина Наталия Владимировна, Новикова Дарья Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ABILITY TO SOLVE CONTEXTUAL PROBLEMS AS THE IMPLEMENTATION OF THE APPLIED ORIENTATION OF THE SCHOOL PHYSICS COURSE

The article is devoted to the idea of applied orientation as one of the principles of building a physics course for a secondary school. The features of the implementation of this idea based on the concepts of polytechnic education and functional literacy are considered. A comparative analysis of the concepts of "technical culture", "technical literacy", "technical competence", "natural science literacy" is carried out from the point of view of the most complete reflection of the idea of the applied orientation of teaching physics. As an implementation tool, a system of contextual tasks is proposed, developed using a task bank for assessing natural science literacy. Tasks are grouped around the contexts of "Modern technologies", "Technology and technology in everyday life". Each group of tasks corresponds to a practice-oriented result expressed in an activity form. Examples of tasks are given, methodological recommendations for their use in the educational process are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К РЕШЕНИЮ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ»

3 подгруппа в письменных текстах не встретилась, что свидетельствует о хорошем уровне базовой языковой подготовки обучающихся.

4 подгруппа. В некоторых работах было зафиксировано устаревшее выражение, причина использования, на наш взгляд, кроется в традиции употребления данного сочетания как в публицистической и художественной речи, так и разговорно-бытовой: По сей день работаю в отделе продаж. По сей день живем в Черемхово (в настоящее время). По сей день прохожу службу (В настоящее время продолжаю служить).

5 подгруппа. В нее включены отдельные примеры употребления шаблонов, например, карьерная лестница (продвижение по службе). Важно отметить, что количество шаблонов в текстах минимально; причина их появления в текстах чаще всего обусловлена отсутствием в индивидуальном языковом словаре речевых клише, характерных для автобиографических текстов, поэтому авторы используют шаблоны, которые постоянно встречаются в различных рекламных текстах, ориентированных на молодежные группы.

В группе «Семантические нарушения» по итогам экспериментальной работы самое большое количество ошибок было отнесено к подгруппе «Нарушение лексической сочетаемости» (89%); остальные подгруппы в письменных текстах представлены отдельными случаями, поэтому говорить о типичности ошибок мы не можем. Ошибочные словоупотребления в текстах отражают незнание студентами лексической сочетаемости слов в отдельных устойчивых деловых сочетаниях: присуждена квалификация (вместо присвоена), получать удовольствие от работы (вместо удовлетворение), устроился на службу (вместо поступил на службу), вакантное место (вместо вакантная должность), проходит образование (проходит обучение или получает образование) и др. Как правило, появление такого рода нарушений в письменной деловой речи часто связано с влиянием разговорно-обыденной речи, в которой данные обороты часто воспроизводятся носителями русского языка в устной речи без учета лексической сочетаемости в устойчивых выражениях.

Выводы. Подытоживая вышесказанное, считаем необходимым отметить, что когнитивная проблематичность учебной ситуации на занятиях по теме «Автобиография» обусловлена, в первую очередь, отсутствием у студентов отрефлексированных и закреплённых стилевых предпочтений, соответствующих содержательной тематике нашей учебной дисциплины. Несмотря на наличие лекционных материалов, в содержании которых подробно рассмотрены языковые средства, формирующие жанровые особенности автобиографического текста, стилистические нарушения в студенческих текстах встречаются намного чаще, что свидетельствует о наличии трудностей, связанных с переходом обучающихся из регистра разговорно-обыденной речи на официально-деловой, имеющий свою систему языковых средств, в частности, лексических. Наличие же семантических ошибок в употреблении устойчивых выражений, когда нарушается лексическая сочетаемость, также, по нашим наблюдениям, возникают под влиянием разговорно-бытовой речи, характерной в основном для устной формы высказывания. Перенос ошибочных словоупотреблений из устной речи в письменный автобиографический текст является достаточно распространенным явлением при создании собственных высказываний. В этой связи важна работа по предупреждению типичных ошибок, выявленных в ходе эксперимента, так как знание и употребление специфичных для официальной-деловой речи лексических средств является основой конструирования текста автобиографии, причем их необходимо осваивать не изолированно, а в процессе постоянного использования в различных учебных ситуациях, когда конечный результат учебной деятельности обучающихся с языковым материалом представлен текстовым фрагментом автобиографического документа или целым текстом.

Литература:

1. Кропачев, Н.М., Белов, С.А., Богданов, С.И. Государственный язык Российской Федерации - современный русский литературный язык. Есть ли разница? [Электронный ресурс]. - URL: http://ropryal.ru/wp-content/uploads/2016/10/doclad-rector.pdf (дата обращения: 14.08.2022)

2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Изд-во НОРМА, 2002. - 560 с.

3. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик.

- 2-е изд. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 196 с.

4. Руднев, Д.В. Русский язык как государственный и современный русский литературный язык (в аспекте реализации Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации») [Электронный ресурс] / Д.В. Руднев, Т.С. Садова // Журнал российского права. - 2017. - № 2. - С. 56 - 66. - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/russkiy-yazyk-kak-gosudarstvennyy-i-sovremennyy-russkiy-literaturnyy-yazyk-v-aspekte-realizatsii-federalnogo-zakona-o-gosudarstvennom (дата обращения: 25.09.2022)

5. Соллогуб, О.П. Русский деловой текст в функционально-генетическом аспекте / О.П. Соллогуб. - Новосибирск, 2008.

- С. 96-111

6. Федеральный Закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://ceur.ru/library/docs/federal_laws/item100547/ (дата обращения: 01.06.2022).

Педагогика

УДК 372. 854

кандидат педагогических наук, доцент Кирюхина Наталия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Новикова Дарья Вадимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К РЕШЕНИЮ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ

Аннотация. Статья посвящена идее прикладной направленности как одному из принципов построения учебного курса физики для общеобразовательной школы. Рассмотрены особенности реализации этой идеи исходя из концепций политехнического обучения и функциональной грамотности. Проведен сравнительный анализ понятий «техническая культура», «техническая грамотность», «техническая компетентность», «естественнонаучная грамотность» с точки зрения наиболее полного отражения идеи прикладной направленности обучения физике. В качестве инструмента реализации предлагается система контекстных задач, разработанная с использованием банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности. Задачи группируются вокруг контекстов «Современные технологии», «Техника и технология в быту». Каждой

группе задач соответствует практико-ориентированный результат, выраженный в деятельностной форме. Приведены примеры задач, даны методические рекомендации по их использованию в учебном процессе.

Ключевые слова: прикладная направленность обучения физике, принцип политехнического обучения, естественнонаучная грамотность, контекстная задача.

Annotation. The article is devoted to the idea of applied orientation as one of the principles of building a physics course for a secondary school. The features of the implementation of this idea based on the concepts of polytechnic education and functional literacy are considered. A comparative analysis of the concepts of "technical culture", "technical literacy", "technical competence", "natural science literacy" is carried out from the point of view of the most complete reflection of the idea of the applied orientation of teaching physics. As an implementation tool, a system of contextual tasks is proposed, developed using a task bank for assessing natural science literacy. Tasks are grouped around the contexts of "Modern technologies", "Technology and technology in everyday life". Each group of tasks corresponds to a practice-oriented result expressed in an activity form. Examples of tasks are given, methodological recommendations for their use in the educational process are given.

Key words: applied orientation of teaching physics, the principle of polytechnic education, natural science literacy, contextual

task.

Введение. Документы, определяющие целевые и концептуальные установки обучения основам наук в современной школе (ФГОС, концепции преподавания учебных предметов в образовательных организациях Российской Федерации), центральное место отводят практической составляющей предметной подготовки. Выпускник должен не только усвоить определенный набор знаний, но и овладеть способами их самостоятельного получения, получить навыки применения знаний в реальной жизни. В концепции преподавания физики [5] прямо указывается, что изучение предмета в школе «готовит российских граждан к жизни и работе в условиях современной инновационной экономики». В числе основных идей, отражающих принципы построения школьного курса физики, указана прикладная направленность, предполагающая «знакомство с широким кругом технических и технологических приложений изученных теорий и законов» [10]. Важнейшей задачей является демонстрация того, что в основе современных технических устройств и технологий, в том числе используемых в повседневной жизни, лежат фундаментальные законы, изучаемые на уроках физики.

Долгое время прикладные аспекты предмета рассматривались в рамках концепции политехнического обучения и реализации принципа политехнизма [10, С. 40]. В последние годы практическая направленность обучения в школе все чаще увязывается с задачей формирования функциональной грамотности. Указывается, что основным механизмом ее достижения является переориентация предметного обучения на применение знаний в контексте ситуаций, возникающих в реальной жизни [2, С. 5]. Очевидно, что эти подходы не противоречат друг другу, но используют разный категориальный аппарат и терминологию. Такой перенос акцентов в целеполагании вызывает необходимость проанализировать содержание прикладных вопросов школьного курса физики и средства реализации принципа политехнизма с точки зрения основных практико-ориентированных задач обучения физике в школе, сформулированных на основе концепта естественнонаучной грамотности.

В качестве одного из инструментов формирования естественнонаучной грамотности и реализации политехнического обучения может выступать решение контекстных физических задач. Дидактический потенциал таких задач не ограничивается актуализацией предметных знаний и тренингом предметных умений. Не менее важным является опыт эмоционально-ценностного отношения, осознание личностной значимости проблемы. Цель исследования, представленного статье, заключается в разработке и апробации системы контекстных задач, реализующих идею прикладной направленности обучения физике в школе.

Изложение основного материала статьи. Идея политехнического образования в школе появилась еще в девятнадцатом веке как отклик на социальный запрос в условиях урбанизации и бурного развития промышленного производства. Ей придавалось большое значение в советской педагогике, она не потеряла своей актуальности и в наши дни. Современная трактовка принципа политехнизма представлена в работах И.В. Ильина, Е.В. Оспенниковой [4]. Согласно им реализация принципа политехнизма в современных условиях означает формирование технической культуры (ТК) как необходимого условия адаптации к техносреде и интеграции в техносоциум. В структуре технической культуры выделяются техническая грамотность и техническая компетентность. Техническая грамотность понимается как система знаний и умений, лежащих в основе представлений о современной технической картине мира. Наряду с конкретными техническими знаниями (об устройстве и принципах работы технических объектов, основах технологических процессов и т.д.), в нее входят обобщенные (метатехнические) знания (о современной техносфере, взаимосвязи науки и техники, методологии научно-технического исследования и т.д.). Техническая компетентность выступает как готовность к решению прикладных задач, среди которых выделены учебные, квазиинженерные и контекстные (ситуационные) задачи. Таким образом грамотность трактуется как владение знаниями и умениями, а компетентность - как способность к применению этих знаний в реальной жизни.

Проблема формирования функциональной грамотности, включающей естественнонаучную составляющую, в российском образовании стала активно обсуждаться с 2000-х годов, однако в официальных документах международных образовательных организаций и в научных публикациях она широко освещается с 60-х годов 20 века [3, 6, 7]. Функциональная грамотность прямо отражает идею прикладной направленности образования: ее достижение подразумевает приобретение способности «вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [7]. Научная грамотность граждан, являясь неотъемлемой составляющей человеческого капитала общества, во многом определяет развитие науки и технологий на государственном уровне. Человек с достаточным уровнем естественнонаучной грамотности лучше подготовлен функционированию в условиях высокотехнологичного информационного общества: способен к принятию обоснованных решений по важнейшим жизненным проблемам (выбор профессии, здоровье, безопасность); может противостоять потокам недостоверной информации, псевдонаучным мифам и заблуждениям; имеет преимущественное положение на рынке труда [7].

Модель естественнонаучной грамотности (ЕН), согласно [12] включает когнитивно-содержательный, мотивационно-ценностный, компетентностный и контекстный компоненты. При такой трактовке в этом понятии частично интегрирован и описанный выше концепт технической культуры. Так, знание физических законов (естественнонаучные знания, компонент ЕН) является необходимым условием понимания принципов работы технических устройств и технологических процессов (конкретные технические знания, компонент технической грамотности). Методологический аспект когнитивно-содержательного компонента ЕН содержит в себе метатехническую составляющую технической грамотности - общие принципы и методы решения технических проблем. Интерес к науке и технике, понимание системы взаимосвязей «общество-техника-природа», осознание значимости возникающих при этом проблем (мотивационно-ценностный компонент ЕН) можно считать одним из проявлений технической культуры. Общим признаком естественнонаучной грамотности и технической компетентности является готовность к решению прикладных задач и способность применять

предметные знания в контексте реальных жизненных ситуаций. Однако, было не правильно полностью сводить техническую культуру к естественнонаучный грамотности, она содержит и ряд специфических компонентов. В первую очередь это относится к системе умений и навыков технической деятельности (инженерной, производственной, бытовой): проектирование и создание технических объектов, деятельность с применением технических объектов, в том числе в повседневной жизни.

Контекстный компонент объединяет теоретический опыт, приобретенный в образовательном процессе с практическим опытом реальной жизни. Одним из инструментов достижения и оценки сформированности этой составляющей естественнонаучной грамотности и соответствующих ей элементов технической культуры в рамках изучения физики являются контекстные (ситуационные) задачи на понимание связи физики с окружающими нас устройствами и технологиями. Отличительные признаки задач этого типа сформулированы в работе [1]:

- наличие в условии задачи описания реальной жизненной ситуации, соотносимой с личным социальным, культурным и практическим опытом обучающихся;

- решение задачи требует анализа, осмысления и объяснения этой ситуации, поиска путей решения связанных с ней проблем на основе предметных знаний.

ЗАДАЧИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

ознакомление с основными направлениями научно-технического прогресса и отраслями современного производства, техническими объектами и технологическими процессами, социально-экономические знания, экологические знания

КОНТЕКСТЫ

Современные технологии

Техника и технологии в быту

"характеризовать физические основы и принципы действия технических устройств и промышленных технологических процессов и на этой базе осознавать необходимость соблюдения правил безопасного использования технических устройств"

"использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для

обеспечения безопасности при обращении сбытовыми приборами и

техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде"

Рисунок 1. Система контекстов, реализующих идею прикладной направленности

При разработке банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности [9] с использованием подходов, применяемых в международных исследованиях [3, 6, 8], был определен перечень контекстов, соответствующих содержанию предметной области «Естественнонаучные предметы», доступных обучающимся 7-9 классов общеобразовательной школы. С учетом этого опыта в рамках исследования, представленного в статье, была разработана система контекстных задач, предназначенных для использования на уроках физики. За основу взяты контексты, отражающие идею прикладной направленности школьного курса физики («Современные технологии», «Техника и технологии в быту»), задачи политехнического обучения [10], а так же практико-ориентированные результаты освоения предмета, сформулированные в деятельностной форме [2] (рисунок 1). В системе представлены задачи, в которых преобладает один из контекстов и задания, интегрирующие и раскрывающие оба контекста.

1. Задачи, условие которых задает контекст «Современные технологии». Содержание, формирующее этот контекст, систематизируется на основе одной из задач политехнического обучения в соответствии с направлениями научно-технического прогресса и отраслями техники («Энергетика», «Транспорт», «Строительство» и т.д.). В задачах этого типа контекстная ситуация представлена на глобальном или региональном уровне, они обладают значительным потенциалом с точки зрения осознанного выбора сферы будущей профессиональной деятельности. В качестве примера рассмотрим отрасль «Энергетика». Для составления задач и представления заданий целесообразно использовать открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности [9]. Имеющиеся в нем контекстные ситуации охватывают практически все типы электростанций, используемых на сегодня для производства энергии. В системе тематических блоков для 7 класса представлены: «Гидроэлектростанция», «Приливная электростанция», для 8 класса - «Теплоэлектростанции», для 9 класса «Ветрогенератор», «Мирный атом». Во всех этих блоках есть задания на установление последовательности преобразования видов энергии при работе электростанции, вопросы о факторах, определяющих ее мощность, о достоинствах и недостатках того или иного способа производства энергии, их влиянии на экологию. В ряде случаев, требуется сравнить различные

способы получения энергии по экономическим показателям. Например, по таблице с данным об удельной теплоте сгорания и стоимости различных видов топлива (дизельное топливо, каменный уголь, природный газ, торф), требуется объяснить особенности его использования в качестве энергоресурса на ТЭС: постепенный отказ от применения торфа, использование дизельного топлива только для удаленных регионов. Наглядно обосновать ответ поможет расположение данных таблицы в порядке возрастания стоимости 1 кДж энергии.

Можно предложить несколько вариантов использования этих блоков заданий в учебном процессе по предмету в основной школе. Первый вариант предполагает выполнение системы заданий при изучении разделов и тем курса физики, соответствующих тематике блоков. Алгоритм работы в этом случае может быть таким:

- работа с текстом и инфографикой задания, изучение и анализ представленной информации;

- составление перечня физических явлений и закономерностей, на которых основываются принципы действия технического объекта;

- выполнение качественных и расчетных заданий блока.

Второй вариант предполагает использование контекстных задач для проведения обобщающего повторения. Например, в 7 классе можно сформировать систему задач на тему «Энергия воды и ветра» на основе блоков «Гидроэлектростанция», «Водопады», «Приливные электростанции. К заданиям из банка, можно добавить расчетные физические задачи, развивающие тему. Например, к блоку «Ветрогенератор», где обсуждается применение этого устройства для энергообеспечения частного домовладения, предлагается задача, переводящая локализацию контекста на глобальный уровень, в которой речь идет о ветровой электростанции. «Ветровая электростанция состоит из 8 однотипных ветроэнергетических установок. Ежесекундно через площадь, захватываемую лопастями электродвигателя протекает 160 т воздушной массы. Найдите КПД ветроустановки, если мощность электростанции 20 МВт».

В 8 классе после изучения темы «Тепловые явления» к блоку о работе ТЭС можно добавить комбинированные расчетные задачи на сравнение тепловых и гидроэлектростанций. «Мощность Саяно-Шушенской ГЭС равна 6400 МВт. Оцените стоимость дизельного топлива, которое позволяет сэкономить ГЭС за одни сутки работы, считая КПД ТЭС равным 40%»

В 9 классе можно провести сравнение способов получения энергии для обеспечения энергетических потребностей на региональном уровне, добавив атомные электростанции и солнечную энергетику. «Найдите мощность солнечной электростанции с кремниевыми фотоэлектрическими преобразователями с КПД 16%, если их площадь 48 000 квадратных метров. Мощность солнечного излучения, приходящаяся на квадратный метр равна 350 Вт».

2. Задачи, условие которых задает контекст «Техника и технологии в быту». В задачах этой группы контекстная ситуация раскрывается на личностном уровне. Например, задания, построенные на основе ситуаций, связанных с бытовыми приборами содержат вопросы, затрагивающие такие аспекты как безопасность, экономия, удобство и комфорт. Для усиления эффекта соотнесения с личностным опытом, задания, затрагивающие рациональное и безопасное использование, можно формулировать по принципу «от противного»: что произойдет, если нарушить правила эксплуатации, чем грозит выход из строя элементов устройства. С этой же целью можно переформулировать задания под конкретного ученика.

«Какую из представленных своими характеристиками моделей электрического конвектора вы выбрали бы для отопления своей комнаты? Ответ аргументируйте и подтвердите расчетами». [9], 8 класс.

«Какую из люминесцентных ламп, представленных спектрами излучения, вы выбрали бы для освещения своей комнаты? Ответ аргументируйте данными, полученными из графиков». [9], 9 класс.

3. Задачи, интегрирующие контексты. Сюда отнесены задания, которые раскрывают возможности использования физических явлений на всех уровнях (глобальном, региональном, личностном) в техносфере и в повседневной жизни. Например, задание «Токи Фуко», в котором бытовой контекст представлен ситуацией с индукционной плитой на кухне, а контекст современных технологий в промышленности - индукционной печью для плавки металлов. К этой же группе можно отнести задания, в которых требуется указать возможные области применения физических открытий и созданных на их основе технологий. Так, задание «Плащ-невидимка» описывает материал, созданный на основе графена, который позволяет воспроизвести эффект миража. Один из вопросов этого задания предполагает указать примеры ситуаций, в которых можно использовать этот материал в практических целях.

Выводы:

1. Идея прикладной направленности обучения физике в школе традиционно связывалась с реализацией принципа политехнизма, а в настоящее время - с достижением функциональной естественнонаучной грамотности учащихся.

2. Задача формирования естественнонаучной грамотности выражает идею прикладной направленности в более широком аспекте, чем принцип политехнизма.

3. Объединяющим компонентом естественнонаучной грамотности и технической компетентности является способность применять предметные знания в контексте реальных жизненных ситуаций.

4. Решение контекстных задач выступает эффективным инструментом реализации идеи прикладной направленности, позволяя объединить теоретический опыт, приобретенный в образовательном процессе, с практическим опытом реальной жизни.

Литература:

1. Данильчук, В.И. Контекстные экспериментальные задачи по физике как средство формирования компетенций учащихся / В.И. Данильчук, Е.В. Донскова, Т.В. Клеветова // Наука и школа. - 2013. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontekstnye-eksperimentalnye-zadachi-po-fizike-kak-sredstvo-formirovaniya-kompetentsiy-uchaschihsya (дата обращения: 15.01.2023)

2. Демидова, М.Ю. Методика формирования и оценивания базовых навыков, компетенций обучающихся по программам основного общего образования по физике, необходимых для решения практико-ориентированных задач / М.Ю. Демидова, В.А. Грибов // ФИПИ [сайт]. - Москва, 2021. - URL: https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metodika-otsenivaniya-bazovykh-navykov (дата обращения: 15.01.2023)

3. Демидова, М.Ю. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся / М.Ю. Демидова, Д.Ю. Добротин В.С. Рохлов // Педагогические измерения. - 2020. - № 2. - С. 8-20

4. Ильин, И.В. Принцип политехнизма в обучении физике в контексте современных представлений о структуре техносферы / И.В. Ильин, Е.В. Оспенникова // Педагогическое образование в России. - 2014. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-politehnizma-v-obuchenii-fizike-v-kontekste-sovremennyh-predstavleniy-o-strukture-tehnosfery (дата обращения: 15.01.2023))

5. Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы: [утв. решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 03.12.2019 № ПК-4вн]. - 2019. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/60b620e25e4db7214971c16f6b813b0d/download/2676/ (дата обращения: 15.01.2023)

6. Краткие результаты исследования PISA-2018 // Сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО»: [сайт], 2018. - URL: http://www.centeroko.ru/public.html (дата обращения: 15.01.2023)

7. Марголис, А.А. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2021. - Том 26. - № 6. - C. 5-24. - DOI: https://doi.org/10.17759/ pse.2021260601 (дата обращения: 15.01.2023)

8. Методические рекомендации по использованию в учебном процессе КИМ, сформированных на базе банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности // ФИПИ [сайт]. - Москва, 2021. - URL: https://doc.fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod_rek_estnauch.pdf (дата обращения: 15.01.2023)

9. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности // Сайт ФГБНУ «ФИПИ»: [сайт], 2020. - URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 15.01.2023)

10. Примерная рабочая программа среднего общего образования. Физика. Базовый уровень: [одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 14.10.22]. - Москва. - 2022. - URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/b583140ba4a9c314c0433498aeccc27e.pdf (дата обращения: 15.01.2023)

11. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская и [и др.]; под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой - Москва: Академия, 2000. - 368 с.

12. Шимко Е.А. Условия формирования и диагностики отдельных компонентов естественнонаучной грамотности учащихся / Е.А. Шимко // Школьные технологии. - 2019. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-i-diagnostiki-otdelnyh-komponentov-estestvennonauchnoy-gramotnosti-uchaschihsya (дата обращения: 15.01.2023)

Педагогика

УДК 378.01

доктор педагогических наук, доцент Ковтуненко Любовь Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Воронеж); кандидат педагогических наук, доцент Мазкина Ольга Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Воронеж)

НРАВСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ МОЛОДЕЖИ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА

И ПАТРИОТА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема нравственной рефлексии современной молодежи. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, на основе эмпирического исследования выявлены уровня сформированности нравственной рефлексии студентов и курсантов, определено их влияние на нравственную воспитанность личности. Диагностика нравственной самооценки и экспертная оценка нравственной рефлексии испытуемых, их сравнительный анализ с помощью z-стандартизации, а также корреляционный анализ позволили сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по повышению уровня нравственной рефлексии - дальнейшему формированию способности к самоанализу и анализу чувств и поступков, как фактора нравственного воспитания современной молодежи.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственная рефлексия, нравственная самооценка, нравственные нормы и ценности, студенты спортивного вуза, курсанты военного вуза.

Annotation. This article deals with the problem of moral reflection of modern youth. The analysis of psychological and pedagogical literature on the problem is carried out, on the basis of empirical research, the levels of formation of moral reflection of students and cadets are revealed, their influence on the moral upbringing of the individual is determined. Diagnostics of moral self-esteem and expert assessment of moral reflection of the subjects, their comparative analysis using z-standardization, as well as correlation analysis allowed us to conclude that there is a need for purposeful work to increase the level of moral reflection - further formation of the ability to introspect and analyze feelings and actions as a factor of moral education of modern youth.

Key words: moral education, moral reflection, moral self-esteem, moral norms and values, students of a sports university, cadets of a military university.

Введение. Проблема становления гражданина с высоким уровнем патриотизма и самосознания является одной из важнейших в современном социально-гуманитарном познании. В основе работы по воспитанию гражданина и патриота своего Отечества лежат идеи государственности, патриотизма, законности, которые целенаправленно формируются в образовательной среде вузов. Это находит свое подтверждение в Государственной программе РФ «Развитие образования» до 2025 года, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, в Федеральном законе РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и др.

Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что в основе воспитания - формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку. Одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье» [7].

Теоретико-методологическое и методическое обоснование современного воспитательного процесса в высшей (высшей военной) школе является той проблемой, которая позволит определить возможности его развития на основе совершенствования содержания и реализации программ воспитания в соответствии с актуальными стратегическими задачами образования.

Изложение основного материала статьи. Исследование проблемы нравственного воспитания современной молодежи занимает сегодня важное место среди актуальных направлений научного поиска. На наш взгляд, одним из психологических фильтров нравственного иммунитета, позволяющего успешно преодолевать отрицательные социальные влияния, оставаясь в границах высоконравственного и социально-ответственного поведения, являются нравственные чувства, нравственная рефлексия, отражающие отношение к социальным условиям.

Однако, анализ психолого-педагогической литературы показал, что аспекты, учитывающие особенности нравственного воспитания, формирования патриотизма и гражданственности у студентов и курсантов вузов на основе нравственной рефлексии, исследованы недостаточно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.