Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-НАУЧНЫЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ'

ИСТОРИКО-НАУЧНЫЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ / ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ / БАНК ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюхина Наталия Владимировна, Вадиянц Галина Рифатовна

В статье рассматривается роль историко-научной составляющей содержания школьных предметов (физики, химии, биологии) в структуре естественнонаучной грамотности. Описан комплекс предметных историко-научных знаний, необходимых для формирования ее когнитивно-содержательного и аффективного компонентов. Выделены методологическая, мотивационная, аксиологическая и культурологическая функции элементов истории науки и техники в дидактических и контрольно-измерительных материалах естественнонаучной грамотности. Показана реализация этих функций в модели оценки естественнонаучной грамотности на примерах из открытого банка заданий. Продемонстрировано использование историко-научной информации для постановки проблемных ситуаций, встраивания контекста в описание ситуации, разнообразия форм представления данных, создания положительной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирюхина Наталия Владимировна, Вадиянц Галина Рифатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE HISTORY COMPONENT IN THE SYSTEM OF TASKS FOR THE FORMATION AND EVALUATION OF NATURAL SCIENCE LITERACY

The article examines the role of the science history component of the content of school subjects (physics, chemistry, biology) in the structure of natural science literacy. The complex science history knowledge necessary for the formation of contextual, competence, cognitive-content and affective components is described. The methodological, motivational, axiological and culturological functions of the elements of the history of science and technology in didactic and control-measuring materials of natural science literacy are highlighted. The implementation of these functions in the model of natural science literacy assessment is shown using examples from an open task bank. The use of science history information for the formulation of problematic situations, embedding context in the description of the situation, a variety of forms of data presentation, creating positive motivation is demonstrated.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-НАУЧНЫЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Выводы. Возможности web-сервисов продолжают изучаться. С каждым днём происходят новые открытия, создаются различные платформы для осуществления образовательного процесса. С помощью web-сервисов возможно выполнение поиска информации и её хранение; использование фото- и видеоматериалов; создание и применение медиатехнологий, медиафайлов; создание, редактирование и использование в сети Интернет текстовых файлов, электронных таблиц, презентаций и других документов; редактирование и использование различного вида карт, схем и т.д.; проверка знаний обучающихся; интерактивная доска.

К важнейшим условиям организации смешанного обучения с использованием web-сервисов относят взаимодействие всех участников образовательного процесса, использование компьютерных технологий для представления сложных информационных объектов, гибкое управление образовательным процессом, переход к видам наглядности, объединение всех видов учебных материалов на одной платформе.

Таким образом, web-сервисы являются важнейшим средством обучения при смешанной модели. Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог. Web-сервисы - отличное средство для реализации смешанного обучения информатике в учреждениях профессионального образования, поскольку большое количество учебного материала располагаются в удобном для студентов формате. Возможность использования моделей смешанного обучения с использованием web-сервисов является эффективным способом достижения планируемых образовательных результатов.

Литература:

1. Андреева, Н.В. Педагогика эффективного смешанного обучения / Н.В. Андреева // Современная зарубежная психология. - 2020. - № 3. - C. 8-20.

2. Бем, Н.А. Применение электронных образовательных ресурсов в условиях перехода на новые ФГОС общего образования / Н.А. Бем // Информатика и образование. - 2013. - №7. - С. 20-23.

3. Билик, Е. Смешанное обучение - инновационная возможность эффективного обучения в эпоху цифровизации образования / Е. Билик // Univers Pedagogic. - 2021. - №1 (69). - С. 41-48.

4. Диканская, Ю.В. Тенденции развития online-сервисов в образовании / Ю.В. Диканская // Педагогическая деятельность в условиях современной информационной образовательной среды. - 2019. - 5 с.

5. Изменения в работе Stepik с марта 2022 года (для авторов курсов и организаций): сайт. - 2022. - URL: https://support.stepik. org/hc/ru/articles/ 4589367823378-Изменения-в-работе-Stepik-с-марта-2022-года-для-авторов-курсов-и-организаций-

6. Кречетников, К.Г. Особенности организации смешанного обучения / К.Г. Кречетников // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №4. - C. 88-93

7. Петров, К.А. Здоровьесберегающая деятельность в школе / К.А. Петров // Воспитание школьников. - 2015. - №2.

8. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р) [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. Официальный сайт. - URL: http://static.

9. Рождественская, Л.В. Шаг школы в смешанное обучение / Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов. - Москва: Открытая школа, 2016. - 282 с.

10. Тихова, М.А. Методические рекомендации по реализации современной технологии «Перевернутый класс» в дополнительном образовании / М.А. Тихова. - Санкт-Петербург: ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской», 2017. - 32 с.

11. Шевченко, О.В. Использование Интернет-сервисов в образовательном процессе / О.В. Шевченко // Инновационные и актуальные подходы к обеспечению устойчивого развития образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. - 2017. - №1. - С. 48-53.

Педагогика

УДК 372. 8

кандидат педагогических наук, доцент Кирюхина Наталия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Вадиянц Галина Рифатовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ИСТОРИКО-НАУЧНЫЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается роль историко-научной составляющей содержания школьных предметов (физики, химии, биологии) в структуре естественнонаучной грамотности. Описан комплекс предметных историко-научных знаний, необходимых для формирования ее когнитивно-содержательного и аффективного компонентов. Выделены методологическая, мотивационная, аксиологическая и культурологическая функции элементов истории науки и техники в дидактических и контрольно-измерительных материалах естественнонаучной грамотности. Показана реализация этих функций в модели оценки естественнонаучной грамотности на примерах из открытого банка заданий. Продемонстрировано использование историко-научной информации для постановки проблемных ситуаций, встраивания контекста в описание ситуации, разнообразия форм представления данных, создания положительной мотивации.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, модель оценки, история науки и техники, банк оценочных средств. Annotation. The article examines the role of the science history component of the content of school subjects (physics, chemistry, biology) in the structure of natural science literacy. The complex science history knowledge necessary for the formation of contextual, competence, cognitive-content and affective components is described. The methodological, motivational, axiological and culturological functions of the elements of the history of science and technology in didactic and control-measuring materials of natural science literacy are highlighted. The implementation of these functions in the model of natural science literacy assessment is shown using examples from an open task bank. The use of science history information for the formulation of problematic situations, embedding context in the description of the situation, a variety of forms of data presentation, creating positive motivation is demonstrated.

Key words: natural science literacy, assessment model, history of science and technology, bank of assessment tools.

Введение. В настоящее время понятие функциональной грамотности и ее составляющих (математической, финансовой, естественнонаучной и др.) широко используется для оценки качества образования не только в рамках международных сравнительных исследований (PISA, PIRLS, TIMMS), но в отечественной практике. Об этом свидетельствуют документы, регламентирующих процедуры и инструментарий всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (ОГЭ) [2, 3]. В рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности» были разработаны модели и создан банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности учащихся 7-9 классов [6]. В этом же направлении ведется модернизация структуры и содержания контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена (ЕГЭ) [3].

В определении, используемом в международном исследовании PISA, естественнонаучная грамотность (далее - ЕНГ) связывается с активной гражданской позицией в отношении социальных аспектов естественных наук и интересом к их идеям [4]. Она проявляется как способность использовать знания и методы естественных наук для выявления и решения проблем в реальных жизненных ситуациях. Исходя из этого, в качестве ведущего средства ее достижения предлагается решение практико-ориентированных учебных заданий с определенным контекстом [2]. Контекст задается описанием ситуации, в котором отражены проблемы, как современные, так и исторические, связанные с реальной жизнью человека в обществе. Анализ открытого банка заданий для оценки ЕНГ учащихся 7-9 классов [6] показал, что распространенным приемом при встраивании контекста в описание проблемной ситуации является использование сведений из истории науки и техники: они фигурируют в 25 описаниях ситуаций из 191, что составляет примерно 13%. Особенно часто историко-научный материал привлекался при составлении заданий для 7 класса (в 12 из 60 ситуаций, 20%). На наш взгляд, это не случайность. Обращение к истории естествознания и техники, информации о жизни и деятельности ученых позволяет привести конкретные примеры применения научного метода познания природы, гражданской позиции по вопросам, связанным с естественными науками, продемонстрировать роль науки в общественном развитии, что напрямую связано с задачей достижения естественнонаучной грамотности.

Использование историко-научного материала и применение принципа историзма в предметном обучении достаточно широко освещено в научной и методической литературе [5, 7, 8]. Обобщая эти работы, можно констатировать существование трех основных подходов к определению роли элементов истории науки и техники в преподавании школьникам основ естественных наук в зависимости от доминирующей дидактической цели [7]. При методологическом подходе приоритетом является формирование знаний об основных закономерностях развития науки и методах познания; при культурологическом - развитие общей культуры учащихся; при аксиологическом - формирование системы ценностей, нравственных и мировоззренческих позиций, убеждений, идеалов. На наш взгляд, понятие естественнонаучной грамотности позволяет интегрировать эти подходы, в связи с чем, может быть поставлен вопрос об историко-научном компоненте как элементе структуры ЕНГ.

Цель данной статьи - выделить и описать историко-научный компонент содержания предметов естественнонаучной области, определить его значение и функции в структуре естественнонаучной грамотности, рассмотреть его реализацию в модели заданий для ее формирования и оценивания.

Изложение основного материала статьи. Модель ЕНГ, используемая в международном исследовании PISA, базируется на компетенциях, которые нужно применить в контексте реальных жизненных ситуаций и проблем, используя знания, полученные при изучении естественных наук, и отношение к науке [4]. Таким образом, в структуре ЕНГ можно выделить компетентностный, контекстный, когнитивно-содержательный и аффективный (мотивационно-ценностный) компоненты [9]. Компетенции ЕНГ в формулировках последнего цикла (2018 г.) включали три группы способностей, объединяющих умения, связанные с объяснением явлений, пониманием особенностей естественнонаучного исследования, интерпретацией данных и использованием доказательств. Под контекстным компонентом ЕНГ понимается умение соотнести научные знания с реальной ситуацией. Когнитивно-содержательный компонент предполагает два типа научного знания - содержательное и процедурное. Знание содержательного типа, охватывает области нескольких естественнонаучных предметов: физические системы, живые системы, Земля и Вселенная. К процедурному типу относится знание о методах получения научных знаний и понимание исследовательских процедур. Аффективный аспект компетенций ЕНГ включает интерес к науке и технике, понимание ценности научного знания, осознание важности науки для решения проблем реальной жизни. Для него предусмотрен адекватный инструментарий оценки в виде анкет, опросников, ассоциативных тестов [9].

При разработке инструментария оценки ЕНГ учащихся 7-9 классов было проведено сопряжение системно-деятельностной модели отечественных Федеральных государственных образовательных стандартов и компетентностного подхода, который применяется в международном исследовании PISA, путем декомпозиции компетенций на совокупность познавательных действий и соотнесением их с предметными результатами. Подробное описание подходов и полученной в итоге модели оценки приведено в [2]. Ядром модели оценки являются проверяемые компетенции и соотнесенные с ними познавательные умения, которые надо проявить в определенном контексте. Контекст задает тематическую область проблемной ситуации, связанной с реальной жизнью человека в обществе (здоровье, окружающая среда, опасности и риски, природные ресурсы, наука и технологии) на разных уровнях (личностном, локальном, глобальном) и встраивается как в описание ситуации, так и в формулировки заданий. К одной и той же ситуации относится несколько заданий, объединённых в один блок. Например, блок «Токи Фуко» (9 класс) предваряет текст, повествующий о сущности явления вихревых токов в металлах, индуцированных изменением магнитного потока, истории его открытия и изучения (Ж.Б.Л. Фуко, Д.Ф. Араго), связанных с ним явлениях (эффект Араго), о вредном действии (потери энергии на тепловое нагревание) и полезном применении токов Фуко (плавление металлов в вакууме, демпфирование колебаний). Далее следует система заданий. В задании 2 приводится информация об использовании теплового действия индукционного тока для выплавки металлов в индукционных печах, дается историческая справка о первых экспериментах и первой успешной реализации, о разработках индукционных печей для скоростной плавки в России. В задании 3 речь идет о бытовом применении вихревых токов в индукционных плитах, требуется выбрать верное суждение о КПД плиты, физических явлениях, лежащих в основе ее работы. В задании 4 контекст развивается, переходя в практическую плоскость: как изменится время нагревания кастрюли на индукционной плите если частота переменного тока увеличится (этот параметр в ряде стран отличается от российского стандарта)? В блоке можно наблюдать реализацию двух контекстов («Современные технологии», «Техника и технологии в быту»). Информация, раскрывающая контекст, представляет все три локализации: глобальный (история открытия и применения, примеры зарубежного опыта), национальный (сведения о разработках отечественных компаний), личный (использование в быту).

Рассмотрим систему предметного историко-научного знания и соотнесем ее с компетенциями и познавательными действиями модели ЕНГ. Историко-научный компонент по-разному представлен в содержании отдельных естественнонаучных предметов, однако можно выделить обобщенный универсальный комплекс, включающий знания:

- об основных этапах становления естественных наук;

- об истории обнаружения явлений и открытия экспериментальных законов;

- об истории появления и развития научных понятий, концепций и теорий;

- об эволюции естественнонаучной картины мира;

- об истории методов, закономерностей и принципов научного познания;

- о взаимосвязи и взаимовлиянии различных наук (физика, химия, биология, астрономия, география, математика) друг на друга в процессе их исторического развития;

- о взаимосвязи естественных наук с техникой и технологиями, о связи научных открытий и основанных на них изобретений, о роли науки в техническом прогрессе;

- о жизни и деятельности творцов науки и выдающихся изобретателей;

- об обусловленности развития науки социальными процессами, о роли науки в прогрессе общества, в развитии культуры и цивилизации.

Этот комплекс знаний необходим для полноценного формирования всех компонентов ЕНГ. Особенно велика его роль для овладения представлениями о методах получения научных знаний, способах проведения исследований, понимания обоснованности их использования в конкретных условиях. Обращение к примерам из истории науки, эпизодам из жизни выдающих ученых не только пробуждает интерес, но и способствует становлению системы ценностей, моральных позиций, убеждений и идеалов (мотивационно-ценностный компонент компетенций ЕНГ). Важные события истории науки и техники, исторические эксперименты, уникальные природные явления, произошедшие в тот или иной исторический период, технические и технологические артефакты, эпизоды из жизни и деятельности ученых образуют фактологическую базу для конструирования проблемных ситуаций. Например, в блоке заданий, озаглавленном «Вес воздуха» (открытый банк, 7 класс), приводится целая последовательность исторических фактов, связанных с развитием пневматики и физики атмосферы. Для постановки проблемы используется противоречие между эмпирическим наблюдением строителей фонтанов во Флоренции 17 века и попыткой его объяснить с точки зрения физики Аристотеля, на основе утверждения, что «природа не терпит пустоты». За разрешением противоречия строители обратились к Г. Галилею, который первоначально отделался шуткой, но затем стал искать причину явления, проведя ряд экспериментов по «взвешиванию воздуха». Привлечение к этим поискам учеников Галилея Э. Торричелли и В. Вивиани увенчалось открытием и измерением атмосферного давления. На основе этого техническая проблема ограниченности высоты подъема жидкости с помощью поршневого насоса, возникшая в строительной практике, нашла свое объяснение. Логика научного познания (экспериментальные факты, противоречащие существующей теории - новые принципы и гипотезы, их объясняющие - новая теория - следствия - экспериментальная проверка следствий) отражена и в блоке задании для 8 класса «Теория флогистона и открытие кислорода». К историческим экспериментам отсылают описания ситуаций в блоках «Опыты И.П. Павлова» (9 класс), «Движение крови по сосудам. Опыты Гарвея» (9 класс), «Эксперимент по самозарождению» (8 класс), опыты Д.И. Ивановского (7 класс), «Измерение скорости звука» (7 класс). В сюжете «Строительство пирамид» (7 класс) показана роль простых механизмов в практической жизни, не потерявшая актуальности и в наши дни. В описании ситуаций «Исследование морских глубин» (7 класс) прослеживается эволюция глубоководной техники (водолазный колокол Э. Галлея, батискаф О. Пикара).

Для формирования и оценивания компетенции «Научное объяснение явлений» подходят задания, в которых сопоставляются устаревшие и современные представления, сравниваются объяснения в рамках конкурировавших в истории науки теоретических концепций, точки зрения различных ученых. Например, в упомянутом выше блоке заданий «Теория флогистона и открытие кислорода» описаны основные положения флогистонной теории горения Бехера и Шталя, популярной среди химиков 18 века. Затем приводятся данные об исследованиях Дж. Пристли и А. Лавуазье, показавших роль кислорода в химических процессах, результатом которых стал отказ от флогистонной теории. В заданиях требуется проанализировать одно из положений теории Бехера и Шталя с позиции современных знаний о процессе горения; объяснить, в чем состоит ошибочность предположения Дж. Пристли о тождестве флогистона с открытым им кислородом.

Компетенция «Понимание особенностей естественнонаучного исследования» требует умений, востребованных при выполнении заданий, которым предшествует тексты с данными реальных исследований, имевших большое значение в истории науки. Например, к описанию опытов английского ученого 17 века У. Гарвея (блок «Движение крови по сосудам. Опыты Гарвея», 9 класс), предлагается выявить, какую гипотезу он мог проверить в своем эксперименте. В блоке «Эксперимент по самозарождению» ставится вопрос с требованием обоснования ответа, можно ли на основании результатов, полученных в опытах итальянского ученого 17 века Ф. Реди подтвердить проверяемую им гипотезу, опровергающую теорию самозарождения организмов. Технические трудности эксперимента и пути их преодоления на примере открытия вирусов отражены в блоке заданий для 7 класса «Опыты Д.И. Ивановского». В описании ситуации «Измерение скорости звука» (7 класс) затрагивается проблема точности измерений: приводятся данные о результатах М. Мерсенна (1630 г.), которые позволили оценить порядок величины, и более точные результаты другого эксперимента, проведенного французскими академиками в 1738 г.

Задания для формирования и оценивания компетенции «Интерпретация данных, использование научных доказательств» также могут быть основаны на историко-научном материале. Например, в блоке «Эксперименты И.П. Павлова» (9 класс) приведен график зависимости от времени количества желудочного сока, выделенного при кормлении собаки, для разных пищевых продуктов (мясо, хлеб, молоко), к которому ставится несколько вопросов. В блоке «Солнечная активность» (9 класс) требуется сделать вывод на основе данных многолетних наблюдений итальянского биолога П. Фараоне во второй половине 20 века, представленных в виде графиков, на которых численность аномальных бактериальных колоний сопоставлена с числом Вольфа, характеризующем активность Солнца. Информация может быть представлена также в виде рисунков и фотографий из работ ученых (рукописей, трактатов, статей в научных журналах и т.д.). Так, в блоке «Атом» (9 класс) приведена фотография британского физика Д. Надлингера, запечатлевшего на обычную камеру изображение атома стронция. Для ответа на поставленный вопрос необходимо глубоко разобраться в принципе получения подобных изображений. Здесь хотелось бы заметить, что использование визуальных данных с привлечением историко-научных материалов требует от составителей заданий точности в верификации таких изображений во избежание ошибок. Так, в блоке «Пробка у растений» приведен рисунок из книги «Микрография» английского ученого 17 века Р. Гука, однако на расположенном рядом с ним портрете изображен его выдающийся соотечественник, современник и оппонент И. Ньютон.

Историко-научный компонент может присутствовать в заданиях с различным контекстом. Данные, относящиеся к процессам и явления в живой и неживой природе и их исследованиям, содержатся в материалах, отражающих историю науки. Примеры из истории медицины помогают задать контекст «Сохранение здоровья». Исторические аспекты присутствуют и в проблематике контекстов, связанных с опасностями, рисками, экологическими проблемами и природными ресурсами. Информация об истории появления новых технических устройств, приборов, материалов и технологий используется при моделировании контекстов «Современные технологии», «Техника и технологии в быту».

Пример - блок заданий «Мирный атом» (9 класс). На наш взгляд, некоторые формулировки заданий открытого банка могли бы быть дополнены историческими справками, отражающими вклад отечественных ученых (открытие и исследование графена в сюжете «Плащ-невидимка»).

Выводы:

1. Роль историко-научного компонента в структуре естественнонаучной грамотности можно определить через основные функции, соотносимые с задачами достижения ее составляющих:

- методологическая - формирование у учащихся знаний об основных закономерностях развития науки и методах научного познания природы - знание методологии и процедур (когнитивно-содержательный компонента ЕНГ);

- мотивационная - формирование мотивов к изучению естественных наук - интерес к науке и технологиям (аффективный компонент ЕНГ);

- аксиологическая - формирование системы ценностей, нравственных и мировоззренческих позиций, убеждений, идеалов - положительное отношение к науке и научной деятельности, понимание ценности научного знания, осознание важности естественнонаучных проблем (аффективный компонент ЕНГ);

- культурологическая - развитие общей культуры учащихся - осведомленность о социальных и культурных аспектах естественных наук, о связанных с ними проблемах (аффективный компонент ЕНГ).

2. При разработке дидактических и контрольно-измерительных материалов естественнонаучной грамотности сведения из истории науки и техники используются для конструирования сюжета, постановки проблемных ситуаций, встраивания контекста в описание ситуации.

3. Историко-научный материал позволяет разнообразить постановку заданий на понимание особенностей и интерпретацию данных естественнонаучного исследования за счет фрагментов из исторических источников (рукописи, издания трудов, публикации в научной периодике), содержащих информацию в различных формах (тексты, рисунки, таблицы, графики).

4. Приводимые в описании ситуаций факты из истории науки и техники, биографий ученых и изобретателей способны воздействовать на эмоциональную сферу, вызывать интерес, что помогает учащимся комфортнее ощущать себя в процессе выполнения заданий.

Литература:

1. Гуламова, М.Б. Использование исторического наследия на уроках химии [Электронный ресурс] / М.Б. Гуламова, Б.Б. Рахимов // Вопросы науки и образования. - 2017. - № 5 (6). - С. 109-110.

2. Демидова, М.Ю. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся / М.Ю. Демидова, Д.Ю. Добротин, В.С. Рохлов // Педагогические измерения. - 2020. - № 2. - С. 8-20.

3. Демидова, М.Ю. Подходы к разработке экзаменационных моделей ОГЭ и ЕГЭ по физике в соответствии с требованиями ФГОС / М.Ю. Демидова, Е.Е. Камзеева, В.А. Грибов // Педагогические измерения. - 2016. - № 2. - С. 26-35.

4. Краткие результаты исследования PISA-2018 // Сайт Центра оценки качества образования ИСРО РАО»: [сайт], 2018. - URL: http://www.centeroko.ru/public.html (дата обращения: 12.08.2022)

5. Матюшенко, Е.Е. Методика обучения общей биологии на основе исторического подхода к отбору учебного содержания: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Матюшенко Елена Евгеньевна. - Санкт-Петербург, 2014. - 20 с.

6. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности // Сайт ФГБНУ «ФИПИ»: [сайт], 2020. - URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 12.08.2022)

7. Оспенникова, Е.В. Принцип историзма в обучении физике: содержание и модели реализации в средней общеобразовательной школе / Е.В. Оспенникова, Е.С. Шестакова // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 4. -С. 67-75.

8. Шарыпова, Н.В. Историко-научный материал при обучении химии / Н.В. Шарыпова, С.И. Халявин // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - №3 (43). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriko-nauchnyy-material-pri-obuchenii-himii (дата обращения: 13.08.2022).

9. Шимко, Е.А. Условия формирования и диагностики отдельных компонентов естественнонаучной грамотности учащихся / Е.А. Шимко // Школьные технологии. - 2019. - №2. - С. 102-112.

Педагогика

УДК 373.2

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства Клыпа Ольга Викторовна

Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск); студент Загорская Анастасия Сергеевна

Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

ОТЗЫВЧИВОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста. Описана актуальность проблемы, дана характеристика эмоциональной отзывчивости и особенности ее развития посредством детских музыкальных произведений. Благодаря эмоционально-активному восприятию детских музыкальных произведений, у детей дошкольного возраста формируются ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для развития эмоциональной отзывчивости, потребности в эстетическом самовыражении.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, детские музыкальные произведения. Annotation. The article discusses the problem of the development of emotional responsiveness in preschool children. The relevance of the problem is described, the characteristics of emotional responsiveness and the features of its development through children's musical compositions are given. Thanks to the emotionally active perception of children musical compositions, value-semantic orientations are formed in preschool children, which create the basis for the development of emotional responsiveness, the need for aesthetic self-expression.

Key words: emotional sphere, emotional responsiveness, children musical compositions.

Введение. Одним из основных направлений государственной политики Российской Федерации о содержании и воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях является художественно-эстетическое воспитание -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.