Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самореализация / функциональная грамотность / практическая деятельность / метапредметные умения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Светлана Викторовна

в статье анализируются эффективные средства формирования естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках физики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Семенова С.В.

Семенова Светлана Викторовна - учитель физики, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «ЦО № 1 «Академия знаний» им. Н.П. Шевченко»

г. Старый Оскол

Аннотация: в статье анализируются эффективные средства формирования естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках физики

Ключевые слова: самореализация, функциональная грамотность, практическая деятельность, метапредметные умения

Для успешной самореализации и полезного участия в жизни общества у выпускника современной школы должны быть сформированы знания, которые можно использовать в жизни, и умения самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию в реальных жизненных ситуациях. Отсюда вытекает одна из ключевых задач современного учителя - формирование функциональной грамотности у учащихся [3].

А.А. Леонтьев определял функциональную грамотность как способность человека к образованию через всю жизнь, интеграцию образования с практической деятельностью человека, использование знаний и умений для решения жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений [5].

Одной из составляющих функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность, которая понимается, как способность обучающихся в будущем занимать активную гражданскую позицию по темам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, готовность интересоваться естественнонаучными открытиями и использовать естественнонаучные знания для понимания окружающего мира, а также для принятия соответствующих решений. Современный человек способен аргументированно обсуждать проблемы, имеющие отношение к естественным наукам и технологиям [1].

Эффективным средством формирования естественнонаучной грамотности обучающихся является включение в ход учебных занятий практико-ориентированных задач, которые привлекают внимание обучающихся содержанием жизненных ситуаций, а также возможностью приобретения практических навыков. Решение задач на уроке должно быть дополнено организацией эффективного сотрудничества, а также метапредметными умениями (составление плана исследования, выбор способа решения, анализ соответствия результата деятельности ее цели, корректировка деятельности) [4].

Задания, включаемые педагогом в урок, должны развивать у обучающихся важные компетенции естественнонаучной грамотности:

1) объяснять явления, опираясь на физические законы;

2) понимать особенности естественнонаучного исследования;

3) использовать доказательства для формулировки выводов, уметь интерпретировать данные опытов

[2].

1. Компетенция научного объяснения явлений формируется в процессе освоения предметных результатов, связанных с описанием изученных свойств физических тел и явлений, используя законы физики; объяснением процессов, происходящих в природе.

Пример 1. (7 класс, тема «Диффузия») Чтобы получить малосольные огурцы, их моют, складывают в банку и заливают соленым рассолом. Через несколько дней огурцы можно есть. Если надо засолить огурчики гораздо быстрее, их заливают таким же рассолом, но более высокой температуры. Через несколько часов будет тот же результат. Ответьте на вопросы: Каким рассолом (горячим или холодным) надо залить огурцы, чтобы они засолились быстрее? Почему рассол через время приобретает огуречный вкус и цвет?

2. Для формирования понимания особенностей естественнонаучного исследования целесообразно предлагать школьникам задания на описании каких-либо исследований, результаты которых будут значимы для жизни. Компетенция понимания естественнонаучного исследования формируется во время проведения демонстрационных экспериментов учителем, изучения различных исторических опытов, а также в процессе реализации практической части курса физики - проведение учениками наблюдений, измерений и исследований при выполнении фронтальных и домашних лабораторных работ.

Пример 2. Одноклассники Никита и Сергей решили провести эксперимент. Никита измерил комнатным термометром температуру воздуха, взял папин одеколон и распылил его, находясь в дальнем углу комнаты. В это же время Сергей, находясь в противоположном углу, включил секундомер, а когда почувствовал запах одеколона, остановил его. Для продолжения эксперимента ребята открыли окно и проветрили комнату. Через время Никита опять замерил температуру воздуха в комнате - она оказалась ниже той, что была во время первого опыта. Повторив действия с одеколоном и секундомером, мальчики

получили другой результат времени. Что друзья изучили, и какие выводы сделали в результате данного эксперимента:

1. скорость распространения запаха зависит от агрегатного состояния вещества;

2. время, за которое распространялся запах в комнате в ходе двух опытов, менялось;

3. скорость распространения запаха зависит от температуры воздуха в комнате;

4. температура воздуха в комнате зависит от времени проветривания. Задания, содержащие различные графики, схемы, таблицы, диаграммы, развивают компетенцию интерпретации данных и их использования.

Включение в урок практико-ориентированных заданий позволяет увлечь и замотивировать учеников, повысить познавательный интерес, что ведет к более прочному усвоению информации, максимально использовать возможности связей между учебными предметами и реальными жизненными ситуациями для повышения качества усвоения изученного материала и формировать естественнонаучную грамотность обучающихся.

Список литературы

1. Абдулаева О.А. Естественнонаучная грамотность. Физические системы. Тренажер. 7-9 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / О.А. Абдулаева, А.В. Ляпцева ; под ред. И.Ю. Алексашиной. - Москва: Просвещение, 2020. - 224 с.

2. Демидова М.Ю. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся / М.Ю. Демидова, Д.Ю. Добротин, В.С. Рохлов // Педагогические измерения. - 2020. -№ 2. - С. 8-19.

3. Елманова И.В. Значение формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся / И.В. Елманова // Вестник научных конференций. - 2015. - № 1. - С. 68-70.

4. Козлова, М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М.И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса - Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.

5. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / А. А. Леонтьев; сост., предисл., комментарии Д.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2016. - 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.