Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова А.А.

В работе рассмотрено содержание и историческая трансформация понятия «грамотности». Выделены основные требования к заданиям, направленные на формирование компетенций, составляющих естественнонаучную грамотность. Представлен анализ работ по уровню сформированности функциональной грамотности среди учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суханова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN BIOLOGY LESSONS

The paper considers the content and historical transformation of the concept of "literacy". The main requirements for tasks aimed at the formation of competencies that make up natural science literacy are highlighted. The analysis of works on the level of formation of functional literacy among students is presented

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

УДК 37

Суханова А.А.

магистр биологии, учитель биологии МБОУ ЗАТО г. Североморск «СОШ №7» (г. Североморск, Россия)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Аннотация: в работе рассмотрено содержание и историческая трансформация понятия «грамотности». Выделены основные требования к заданиям, направленные на формирование компетенций, составляющих естественнонаучную грамотность. Представлен анализ работ по уровню сформированности функциональной грамотности среди учащихся.

Ключевые слова: функциональная грамотность.

Одной из стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [1].

Международные исследования в области образования подтверждают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в жизненные практические ситуации. Основной причиной невысоких результатов является недостаточная сформированность у них способности использовать имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения поиском разных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов [2].

Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.

Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется.

Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление. Её смысл - в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее - объединении всех предметных знаний для решения конкретной задачи [3].

Решить проблему повышения функциональной грамотности школьников можно только при системных комплексных изменениях в учебной деятельности обучающихся и переориентацией системы образования на новые результаты, только тогда мы получим выпускника, который сможет продемонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям.

Задания, оценивающие функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта, учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят

проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком.

При этом для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения - «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами -предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты) [4].

Задания должны быть направлены на формирование компетенций, составляющих естественнонаучную грамотность. К ним относятся следующие компетенции:

1) научно объяснять явления;

2) понимать особенности естественно-научного исследования;

3) интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Каждая из трёх компетенций включает в себя набор конкретных умений, формируемых или проверяемых заданием.

Методологической основой разработки заданий для формирования и оценки функциональной грамотности является концепция современного международного исследования PISA, результатами которого используется многими странами мира для модернизации содержания и процесса обучения [5].

Нами были проведены работы с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе Российской электронной школы среди учащихся 5-го, 7-х и 8-х классов.

Уровень сформированности функциональной грамотности (Креативное

мышление) 5 класса

в 15

з 15

2

я

§а 10

«о

Ч 0

Недостаточный

Низкий

Средний

Повышенный

Высокий

Для учащихся 5-го класса, была выбрана работа по формированию креативного мышления, которая показала, что с первым заданием справилось 64% обучающихся, со вторым - 55%, а с третьим, только 36%.

4

3,5 3

2,5 2 1,5 1

0,5 0

Результаты выполнения работы (балл)

03

н о

ю

03

н о

03

н о

СЗ

н о

СЗ

н о

оо сч

СЗ

н о

ю

СЗ

н о

сЗЮЮЮЮЮЮЮЮЮЮ Рч сЗсЗсЗсЗсЗсЗсЗсЗсЗсЗ РчРчРчРчРчРчРчРчРчРч

О ГЧ

МММ СЗ СЗ СЗ НИН

_ о о о

03 ю ю ю

С^ 03 03 03

Рч Рч Рч

00 С^

03 03 03 03 03 03 03

н н н н н н н

о о о о о о о

ю ю ю ю ю ю ю

03 03 03 03 03 03 03

Рч Рч Рч Рч Рч Рч Рч

Задание 1 ■ Задание 2 ■ Задание 3

При этом рассматривая уровень сформированности функциональной грамотности в целом по классу, можно выявить, что недостаточный уровень сформированности показали 2 (10%) человека, низкий - 4 человека, средний -14 (64%) человек, а повышенный и высокий по 1(одному) (5 %) человеку.

5

Для обучающихся 7-х классов проводилась работа по формированию естественнонаучной грамотности, результаты которой свидетельствуют о том, что лучше всего ученики справились с заданиями 6, 1, 5 - 77, 67 и 62 процента соответственно. С заданиями повышенной сложности 2 и 3 справилось 42 48 % обучающихся, среди них 14 % и 16%, выполнили задание на максимальный балл.

При этом рассматривая уровень сформированности функциональной грамотности в целом по классу, можно выявить, что недостаточный уровень сформированности показали 10 (15%) человек, низкий - 18 (27%) человек, средний - 18 (27%) человек, повышенный - 17 (26%) и высокий - 3 (5 %) человека.

Учащиеся 8-х классов наименьший процент выполнения показали в заданиях 3 и 7, направленные на умения анализировать, интерпретировать

■ 1. Недостаточный Ш2. Низкий 3. Средний Н4. Повышенный Н5. Высокий

29 10 21

12 19 26 23 Щ2оН

данные и делать соответствующие выводы. Результаты же выполненных заданий

4 и 5 оказались выше выборки по стране.

При этом рассматривая уровень сформированности функциональной грамотности в целом по классу, можно выявить, что недостаточный уровень сформированности показали 8 (17%) человек, низкий - 14 (29%) человек, средний - 5 (10%) человек, повышенный - 9 (21%) и высокий - 10 (21 %) человека. При этом первые три показателя указывают на результативность ниже, чем в выборке по стране.

В качестве эксперимента те же самые работы были проведены на уроках биологии. Результаты сформированности функциональной грамотности здесь складываются из следующих показателей: недостаточный уровень сформированности показал 1 (2%) человек, низкий - 3 (7%) человека, средний -9 (20%) человек, повышенный - 22 (48%) и высокий - 13 (28 %) человек.

Исходя из результатов работы выработаны рекомендации по формированию функциональной грамотности школьников на уроках биологии:

- изучить состояние проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности;

- определить методические и теоретические основы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся;

- определить методы и принципы развития функциональной грамотности учащихся;

- скорректировать содержание предметов естественнонаучного цикла;

- рассмотреть методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учащихся на уровне основного среднего образования.

В заключении можно отметить:

1. Содержание понятия «грамотность» трансформируется исторически вместе с изменением требований общества.

2. Формирование функциональной грамотности является сложный, многосторонний, длительный процесс.

3. Достичь нужных результатов можно лишь грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

2. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/527089-razvitie-funkcionalnoj-gramotnosti-obuchajusc

3. https://shkola9michurinsk-r68.gosweb.gosuslugi.ru/nasha-shkola/funktsionalnaya-gramotnost/

4. https://infourok.ru/metodicheskij-material-funkcionalnaya-chitatelskaya-gramotnost-6130232.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. https://imc-yurga.kuz-edu.ru/files/imc-

yurga/Подходы%20к%20оценке%20ествественнонаучной%20грамотности.pdf

Sukhanova A.A.

Master of Biology, biology teacher Severomorsk School No. 7 (Severomorsk, Russia)

THE EFFECTIVENESS OF THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY IN BIOLOGY LESSONS

Abstract: the paper considers the content and historical transformation of the concept of "literacy". The main requirements for tasks aimed at the formation of competencies that make up natural science literacy are highlighted. The analysis of works on the level of formation of functional literacy among students is presented.

Keywords: functional literacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.