Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1369
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ФОНЕТИЧЕСКИЙ НАВЫК / КОММУНИКАЦИЯ / ФОНЕМАТИЧНОСТЬ / АРТИКУЛЯЦИЯ / ПРОИЗНОШЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким А.А.

В данной статье рассматриваются основы формирования фонетического навыка у младших школьников, содержание работы и способы их формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37

Ким А.А.

К(П)ФУ, Институт психологии и образования, Студентка 5 курса (Россия, Республика Татарстан, г. Казань)

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: в данной статье рассматриваются основы формирования фонетического навыка у младших школьников, содержание работы и способы их формирования.

Ключевые слова: фонетический навык, коммуникация, фонематичность, артикуляция, произношение, речевая деятельность.

На начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которая предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Это нужно для нормального функционирования речи учащихся.

Хорошо отработанная произносительная сторона высказывания учащихся готовит их для реализации говорения как вида речевой деятельности. [4] Знание фонетических навыков позволит ученикам нормативно произносить все звуки английского; усвоить дифференциальные признаки звуков (гласность и сообразность). Фонетические умения помогут школьникам усвоить ритмику (чередование ударных и ударных слогов) английской фразы, логическое ударение знаменательных слов, ударение служебных слов (вспомогательных глаголов в отрицательной форме). Ошибки в произношении мешают осуществлению основной цели языка - коммуникации, то есть взаимопониманию.

Обучение произношение является важной ступенью в плане практического овладения механизмом произношения и произносительной нормой, и в плане

формирования речевых умений. Устойчивое произношение учащихся является необходимым условием для быстрого и прочного усвоения языкового материала; способствует успешной выработке умений речи, чтения и письма. Отработка произносительных навыков способствует развитию свободной речи у младших школьников.[3] При овладении иноязычным произношением задача состоит в том, чтобы адаптировать психофизиологические механизмы восприятия и производства речи соответственно фонетической природе изучаемого языка путем коррекции существующих и формирования дополнительных слухопроизносительных навыков. Создание слухопроизносительной базы изучаемого языка возможна благодаря потенциальным способностям человеческого уха и подвижности органов артикуляции.[6]

В английском содержание работы по формированию фонетических навыков составляют звуки, звукосочетания, интонационные модели и единицы речи.

Основные требования к произношению - фонематичность (степень правильности фонетического оформления речи, достаточное понимание ее собеседником) и скорость (степень автоматизации произносительных навыков, позволяет ученикам говорить в нормальном темпе речи).

Овладение правильным произношением возможно лишь при усвоении фонетической базы иностранного языка на уровне стиля, словесного ударения, интонации. Ученики должны усвоить специфику артикуляционной базы иностранного языка, а также характерные черты ударения и интонации.

Учитель с помощью специальных упражнений должен добиться, чтобы артикуляционный уклад иностранного языка со временем стал для учащихся привычным, и они бы даже не стали замечать момента перестройки с одного артикуляционного уклада в другой.[5] При определении содержания работы по постановке произношения необходимо уделить внимание отбору фонетического материала и его организации. Отбор и распределение фонетического материала проводится на основе системы изучаемого языка; явления родного языка учащихся рассматриваются как через призму системы иностранного. В фонетических курсах распределение материала подчинено определенной системе и последовательности, все

его элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Отбор фонетического материала и его отработки зависит от целей изучения иностранных языков и условий труда.[7]

На начальном этапе обучения используются упражнения, направленные на формирование слухопроизносительных навыков. Они бывают двух типов:

1. Упражнения на активное слушание - распознавания звуков и интонем, направленные на развитие фонетического слуха, установление дифференциальных признаков изучаемых фонем и интонем. Эти упражнения могут выполняться на слух и с помощью графической опоры, с голосом учителя или с магнитофоном. Например:

- прослушайте ряд звуков / слов, поднимите руку / сигнальную карточку или хлопните в ладоши, когда услышите звук;

- прослушайте предложения, поднимите руку, когда услышите вопросительное (повествовательное) предложение;

- прослушайте предложение и отметьте ударные слова / количество синтагм и тому подобное.

2. Упражнения на воспроизведение, направленные на активное проговаривание (имитацию) звуков, слогов, словосочетаний, предложений вслед за образцом - учителем или диктором - хором и индивидуально. Упражнения могут носить игровой характер.

Ж.Б. Веренинова предлагает прием использования русских слов, поговорок, стихов для произнесения их с английским укладом.[1] С целью снятия монотонности в процессе тренировки можно попросить учащихся произносить слова или предложения с разной интонацией, силой голоса, темпом речи.

Также для формирования прочных произносительных навыков полезно использовать чтение стихотворений с использованием различных интонационных оттенков [2]. Как показывает опыт, произносительный навык не может сохраниться без изменений, поэтому важно не только поддерживать сформированные навыки, но и продолжать их совершенствовать на среднем и старшем этапе обучения.

Список литературы:

1. Аракин В.Д. Методика преподавания английского языка УШ-Х классах. - М .: Академия педагогических наук РСФСР, 1958.

2. Аракин В.Д., Кирилова Е.П. и др . Методика работы над практическим курсом английского: Методическое пособие /Под ред. В.Д. Аракина - М .: Высшая школа, 1984.

3. Демьяненко М.Я., Лазаренка К.А. и другие. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Теоретический курс/-М.: Издательское объединения «Высшая школа», 1976.

4. Кочергина В.А. Введение в языкознание. Основы фонетики - фонологии. Грамматика: Учебное пособие/ - М .: Изд-во МГУ, 1991.

5. Миролюбова А.А., Рахманова И.В. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова и других. - М .: Просвещение, 1996.

6. Реформатский А.А. Введение в языкознание: Учебник для вузов. - М .: Аспект Пресс, 2002.

7. Стронин М. Ф. Учебные игры на уроке английского. Пособие для учителя. - М .: Просвещение, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.