Научная статья на тему 'Развитие речевого слуха студентов-иностранцев при обучении их русскому языку'

Развитие речевого слуха студентов-иностранцев при обучении их русскому языку Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
930
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сорокина Елена Васильевна

Рассматриваются проблемы развития речевого слуха (перцептивной базы) в процессе обучения иностранцев русскому языку, описаны психофизиологические механизмы формирования речевого слуха и его компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Foreign Students Perception Skills Development in Teaching the Russian Language

The article deels with the problems of the development of perception skills in teaching Russian to foreign students.

Текст научной работы на тему «Развитие речевого слуха студентов-иностранцев при обучении их русскому языку»

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА СТУДЕНТОВ - ИНОСТРАНЦЕВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Е.В.Сорокина

Кафедра русского языка №1 Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 7, 117198 Москва, Россия

Рассматриваются проблемы развития речевого слуха (перцептивной базы) в процессе обучения иностранцев русскому языку, описаны психофизиологические механизмы формирования речевого слуха и его компоненты.

Одним из принципов обучения иноязычному произношению следует считать одновременное создание речемоторных и слуховых эталонов изучаемых звуков, ритмических и интонационных структур, учитывая единство функционирования слуховых и произносительных навыков. Формирование артикуляционной и перцептивной базы - основа постановки нормативного русского произношения иностранцев.

При обучении иностранцев русскому произношению основное внимание иногда обращается на формирование артикуляционной базы и не всегда учитывается, что несформированность перцептивной базы, неразвитый речевой слух тормозит формирование произносительных навыков. В том случае, когда внимание обучающегося направляется только на овладение определенным артикуляторным движением в отрыве от его акустического эквивалента, процесс автоматизации произношения идет менее успешно, так как контроль слухового анализатора из-за отсутствия адекватных перцептивных эталонов не точен. Н.И.Жинкин подчеркивал, что правильное произношение возможно только при сформированном слуховом контроле, «контроле своим слухом» [Н.И.Жинкин, 1958, с. 18].

Конкретизуя задачи фонетического аспекта на разных этапах обучения в вузе, Г.И.Тунгусова обращает внимание на необходимость формирования на начальном этапе первичного перцептивного следа и его использования в

качестве основы для становления моторной программы артикуляционного комплекса, а также овладения перцептивно-моторной спецификой фонетической системы изучаемого языка с опорой на первичные перцептивные представления [Г.И.Тунгусова, 2000, с.20].

Артикуляционная база - это система речедвигательных навыков, стереотипов движений и положений органов речи, «это совокупность привычных для данного языка движений и положений произносительных органов». «Для артикуляционной базы существенно, какие органы произношения участвуют в образовании различных признаков звуков данного языка и насколько интенсивно», «какие сочетания работ различных органов возможны в данном языке» [Л.Р.Зиндер, 1979, с.80, 81].

Перцептивная база - это «система лингвистических средств, используемая носителями данного языка при восприятии звучащего речевого потока» [З.Н.Джапаридзе, 1969, с.39]. Перцептивная база предполагает развитие речевого слуха. Мы рассмотрим некоторые характеристики речевого слуха, который развивается на базе слуховых навыков и формирует перцептивную базу языка.

Речевой слух - это психолингвистическая способность человека при восприятии речи улавливать слухом и одновременно воспроизводить во внутренней речи все сегментные и суперсегментные единицы языка, артикулируя и интонируя слышимую речь. Благодаря речевому слуху происходит различение звуков, слов, предложений, соотнесение их с соответствующими сегментными и суперсегментными структурами. Речевой слух включает в себя процесс узнавания целого.

Способность различать звуки, слова, предложения и более крупные речевые сегменты обеспечивается наличием в долговременной памяти человека «эталонов сегментных и суперсегментных единиц речи и правил сравнения с ними» [З.Н.Джапаридзе, 1985, с.4]. Эталон - группа дискретных полезных признаков объекта или класса объектов, записанная в памяти и используемая в опознавательном процессе. В эталонах закодированы все информативные признаки фонем, акцентно-ритмических и интонационных

структур. Формирование эталонных зон фонем, акцентем и интонем происходит взаимосвязано.

Формирование эталонных зон происходит через посредство слухового анализатора. В результате слушания и аудирования выделяются информативные признаки объекта, удерживаются в долговременной памяти. Постепенно происходит становление и дифференцирование эталонных зон фонем, акцентно-ритмических и интонационных структур.

Участие двигательных компонентов во всех видах восприятия для формирования эталонов воспринимаемых объектов обязательно. Акустический стимул вызывает скрытую артикуляцию слушающего, создается проприоцептивный образ речевого сигнала, через него происходит распознавание фонемы и т.д. Без участия речедвигательного анализатора человек не различает специфические качества звуков речи. Для формирования речевого слуха требуется участие артикуляционного аппарата. Между слуховым и речедвигательным анализаторами

устанавливается прочная функциональная связь.

Зрительный анализатор также участвует в восприятии речи,

следовательно, и в формировании речевого слуха. Видимые элементы артикуляции, мимика, жесты, а также использование графической опоры: рисунки артикуляций русских звуков, схемы ритмических и интонационных структур - все это помогает формированию речевого слуха.

При формировании иноязычного речевого слуха развитие новых эталонных зон необходимо не для всех сегментных и суперсегментных единиц изучаемого языка, а только для тех, которые отсутствуют в родном языке обучаемого и соответственно не различаются на слух.

Компонентами речевого слуха являются фонематический слух,

фонетический слух, акцентно-ритмический и интонационный. Фонематический слух — это способность различать звуки, относящиеся к разным фонемам, соотносить звуки речи с фонемами, улавливать смыслоразличительные, дифференциальные признаки фонем. Фонетический слух - способность замечать несоблюдение позиционных,

несмыслоразличительных характеристик иноязычных звуков, например, апикальный [т], смягченные [ш] и [ж] и т.д. Различие фонематического и фонетического слуха может проиллюстрировать высказывание

Н.И.Жинкина, который, различая фонему и речевой звук, полагает, что «если человек различает слова по значению, то он слышит фонемы, » во втором случае «слухом наблюдаются звуковые явления, происходящие в процессе реализации языка в речи» [Н.И.Жинкин, 1982, с.28].

Акцентно-ритмический слух - способность воспринимать ритмическую структуру и соотносить ее с ритмическим эталоном, различать место ударения в слове, а также переход ударения в грамматических формах. Интонационный слух - способность воспринимать интонационную структуру фразы и соотносить её с интонационным эталоном в долговременной памяти, понять коммуникативное намерение говорящего, определить коммуникативный тип высказывания, выделить в синтагме смысловыделенное слово, т.е. определить центр ИК.

Решающее значение для иностранных учащихся имеет формирование фонематического слуха. Фонематический слух опережает в своём развитии интонационный и акцентно-ритмический. Без сформированного фонематического слуха звуковая сторона не может быть отчетливо воспринята, значит, не могут быть восприняты и индикаторные признаки слова, что приведет к неузнаванию или неправильному узнаванию слова, к ошибкам в аудировании. Фонематический слух играет значительную роль в процессе чтения, так как он необходим для буквенно-звукового анализа слов при чтении. Читаемый материал удерживается в памяти в виде слуховых, а не зрительных образов. Письмо всегда находится под контролем фонематического слуха. [ В.Ф.Занглигер, 1967, с.64]. При недостаточно сформированном фонематическом слухе в письме иностранных учащихся встречаются фонетические ошибки, особенно на начальном этапе обучения.

Психофизиологическими механизмами речевого слуха являются различение и узнавание. Различение - это процесс, в результате которого выделяются дифференциальные признаки объекта и формируется его

перцептивный образ, эталон воспринимаемого сигнала. При различении сигналы предъявляются парами. Дифференциальные признаки выделяются путём сравнения.

Узнавание опирается на сформированный в памяти образ объекта. В процессе узнавания происходит аналитико-синтетическая обработка акустического сигнала, сравнение услышанного с образом, хранящимся в памяти, и последующая смысловая интерпретация.

При отборе учебного материала для формирования речевого слуха могут быть использованы два пути: отбор наиболее употребительных

звукосочетаний конкретного языка и обучение фонологическим оппозициям. Формирование речевого слуха может строится как на основе обучения фонологическим оппозициям, оппозициям акцентно-ритмических и интонационных структур, так и с использованием слогов, слов, словосочетаний и предложений, представляющих наиболее характерные явления в области звукоупотребления, ритмики и ударения и интонации русского языка.

При подборе фонологических оппозиций следует показать, как в связи с изменением фонемы может меняться значение слова /дом - том/, грамматическая форма слова /говорит - говорить/, смысл высказывания /Николаев пошел. Николаев - посол./. Следовательно, для составления оппозиций могут использоваться слоги, слова, предложения. Следует учитывать, что для более четкого восприятия и различения звуков необходим смысловой контекст. Фонема может быть наиболее полно осознана как различитель смысла в словосочетаниях и предложениях, а не в изолированных словах.

Упражнения для развития фонематического, акцентно-ритмического и интонационного слуха разрабатываются с учетом психофизиологических механизмов речевого слуха (различения и узнавания) и строятся на основе прослушивания и анализа предъявленных фонологических, акцентноритмических и интонационных оппозиций, а также речевых сегментов разного уровня.

Первая группа упражнений формирует в долговременной памяти слуховой образ объекта. В начале предъявляются пары слогов или слов. Например, слушайте и различайте звуки [с] и [ш], сок-шок, наш-нас, ваш-вас, определите одинаковые это слова или разные. Различие или тождество предъявляемого материала учащиеся могут показать с помощью карточек, на которых написаны буквы “с” или “ш”, а также цифрами 1 (одинаковые слова) - 2 (разные слова).

Более сложное упражнение, когда предъявляются три слова: сутки, шутки, сутки. Надо определить, какие из предъявленных слов одинаковые. Правильный ответ: №1 и №3. Затем преподаватель пишет одно из трёх предъявляемых слов. После прослушивания учащиеся указывают номер слова, которое соответствует написанному на доске.

В упражнениях для развития акцентно-ритмического слуха также могут быть предъявлены пары слов. Нужно определить, совпадают или нет их ритмические структуры. Последовательно предъявляются двусложные, затем трёхсложные слова. Далее возможно задание: прослушивать по три слова и определять, какие из них совпадают по ритмическим структурам.

В упражнениях по развитию интонационного слуха, прослушав по 2 коротких предложения, необходимо установить тождество или различие между предлагаемыми интонационными структурами или определить, совпадает или нет место центра ИК в прослушанных фразах.

Во второй группе упражнений предлагается сравнить услышанный стимул с образом, уже сформированным и находящимся в памяти, и интерпретировать его. Все стимулы предъявляются по одному. Задача слушающего отметить определённый звук, нужную ритмическую структуру, тип интонационной конструкции, место центра ИК в синтагме.

Приведем примеры упражнений по развитию фонематического слуха. При работе над оппозицией [с] - [ш] могут быть предложены задания различной сложности:

• Слушайте, после прослушивания каждого слова покажите карточку с буквой «с» или «ш».

• Слушайте по 4 слова, определите, сколько раз вы слышали звуки [с] и [ш]. Например, школа, сумка, шутка, юноша.

• Слушайте предложения и определите слова со звуком [с] и [ш]: Я купил карту России, словари, карандаши и сувениры.

Очень важным и продуктивным упражнением является фонетический диктант, когда предъявляются незнакомые слова, в которых тренируемые звуки встречаются в разных позициях.

В упражнениях по развитию акцентно-ритмического слуха при прослушивании двусложных, а затем трехсложных слов надо определить слова с ударениями на первом, втором, третьем слоге. Вариант этого упражнения: слушайте слова и укажите их ритмическую модель. Возможны задания с использованием графического компонента: слушайте слова, нарисуйте их ритмическую схему; слушайте по три слова, определите, какие из них соответствуют нарисованной на доске ритмической схеме.

Для развития интонационного слуха предлагается прослушать короткие предложения, определить коммуникативный тип высказывания, написать соответствующие знаки препинания: точку, вопросительный или

восклицательный знак и указать тип ИК. Возможно предложить прослушать предложение и разделить его на синтагмы, выделить в каждой синтагме интонационный центр. Возможны и другие виды упражнений по развитию речевого слуха.

Описанные виды заданий по развитию речевого слуха способствуют формированию самоконтроля: умения услышать и исправить собственные ошибки и ошибки в чужой речи на сегментном и суперсегментном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джапаридзе З.Н. Некоторые вопросы перцептивной фонетики // Вопросы анализа речи. - Тбилиси, 1969, с.39.

2. Джапаридзе З.Н. Перцептивная фонетика. - Тбилиси:Мецниереба, 1985, с.4.

3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Наука, 1958, с.18.

4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982, с.28.

5. Занглигер В.Ф. Формирование иноязычного фонематического слуха на начальном этапе обучения английскому языку в средней школе: Дис. ... канд.филол.наук. - М. 1967, с.64.

6. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1979, с. 80,81.

7. Туту сова Г. И. Психологические и лингводидактические принципы функционирования модели коррекции слухопроизносительных навыков: Автореф.дис. ... доктора пед.наук. - М., 2000, с.20.

THE FOREIGN STUDENTS PERCEPTION SKILLS DEVELOPMENT IN TEACHING

THE RUSSIAN LANGUAGE.

E.V. Sorokina.

Russian Language department №1 People”s Friendship University of Russia 7, Miklucho-Maklay Str., 117198 Moscow, Russia

The article deels with the problems of the development of perception skills in teaching Russian to foreign students.

Сорокина Елена Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка №1 факультета иностранных языков и общеобразовательных дисциплин РУДН. Телефон: 930-13-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.