Научная статья на тему 'Использование фонетических музыкальных способностей при обучении иностранным языкам'

Использование фонетических музыкальных способностей при обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / РЕЧЕВОЙ СЛУХ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / DIAGNOSTIC OF THE STUDENTS PHONETICS SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашковская С. С.

Фонетические способности являются базовыми для успешного овладения иностранным языком. Фонетические способности человека напрямую зависят от тренировки его психических функций (качеств познавательных высших процессов). Интонационная характеристика речевого сообщения имеет много общего с музыкальным слухом. Развитие музыкальных способностей ведет ко все более тонкой звуковысотной, тембровой, ритмической дифференцировке звуков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using phonetics and musical abilities in foreign language teaching

This article is devoted the diagnostic of the students phonetics skills, that help students to achieve a level in Russian. Phonetics skills depend on training psychological abilities. Musical abilities have a lot of commune with phonetics skills.

Текст научной работы на тему «Использование фонетических музыкальных способностей при обучении иностранным языкам»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

С.С. Пашковская

Кафедра русского языка как иностранного Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского ул. Лермонтова, 37, Пенза, Россия, 440026

Фонетические способности являются базовыми для успешного овладения иностранным языком. Фонетические способности человека напрямую зависят от тренировки его психических функций (качеств познавательных высших процессов). Интонационная характеристика речевого сообщения имеет много общего с музыкальным слухом. Развитие музыкальных способностей ведет ко все более тонкой звуковысотной, тембровой, ритмической дифференцировке звуков.

Ключевые слова: фонетические способности, речевой слух, русский язык как иностранный, музыкальные способности.

Способности — это «индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности» [6. С. 353]. Не вызывает сомнений неодинаковость людей по способностям, что особенно отчетливо проявляется в существовании так называемых специальных способностей (математических, музыкальных, спортивных, языковых, способностей к изобразительной деятельности и т.д.).

Иностранный язык как предмет занимает промежуточное место между теоретическими и практическими дисциплинами (музыкой, рисованием, спортом), а, следовательно, успешность усвоения иностранного языка напрямую зависит от языковых способностей учащихся. Наряду с языковой способностью, формирующейся в процессе онтогенетического развития личности, нас интересуют способности к иностранному языку (иноязычные способности). Под иноязычными способностями (вслед за М.Г. Каспаровой) мы понимаем совокупность индивидуально-психологических качеств интеллекта и личности обучаемого, определяющих легкость усвоения учебного материала и его использования в речевой деятельности на иностранном языке.

К определению иноязычных способностей подходят с трех сторон:

— с позиции выявления способностей к различным аспектам языка и речевым умениям, речевым процессам рецепции и продукции;

— c позиции определения особенности психических процессов — восприятия, памяти, мышления, являющихся ядром структуры способностей применительно к усвоению материала;

— c точки зрения определения влияния индивидуально-психологических, характерологических, личностных особенностей человека (воли, эмоций, типа темперамента, экстраверсии /интроверсии и т.д.).

На всех уровнях формирования «языковой личности» и «речевой личности» грамматические, лексические, семантико-синтаксические отношения обусловлены перцептивно-моторной деятельностью. В связи с этим очевидна важность фонетических способностей как необходимой составляющей языковых способностей.

Под фонетическими способностями понимается такой уровень функционирования психофизиологических, перцептивных и моторных механизмов, при котором оптимально осуществляется опознавание и различение единиц фонетической системы (звуков, акцентно-ритмических моделей, интонационных структур) и их артикуляционная реализация.

Диагностика фонетических способностей учащихся предполагает необходимость создания теста фонетических способностей (ТФС), позволяющего выявить учащихся с развитым фонематическим слухом и с хорошими имитативны-ми способностями.

Фонетические способности — это иерархия задатков, многие из которых совершенно независимы друг от друга. Фонетические способности могут отличаться по структуре (по «форме»), а не по функции (по «содержанию»). Адекватной единицей системного анализа фонетических способностей, по всей видимости, может быть такая, которая объединяет в себе как фонематические, акцентуационные, интонационные (языковые характеристики), так и интеллектуальные, познавательные, личностные, мотивационные характеристики человека в их неразрывном единстве.

Вопрос фонетических способностей — это проблема прежде всего качественная, а не количественная. Нас интересует не только то, насколько развиты фонетические способности учащегося, а прежде всего то, каковы его способности (состав компонентов и их иерархия), а следовательно, и пути их дальнейшего развития. Фонетические способности могут формироваться на разной природной основе, например, они могут проявляться как в условиях развитого речевого слуха (или одной из трех ее составляющих), так и при его (одной из составляющих) отсутствии; от этого зависят индивидуальные особенности способностей, а не их степень. Они напрямую зависят от тренировки его психических функций (качеств высших познавательных процессов).

Речевой слух (сенсорный, синтетический моторный компонент), хорошая память (ретентивный компонент), глубокий ум) / мышление (идеативный компонент) составляют ядро не только фонетических способностей (в частности), но и иноязычных способностей (в целом).

По степени универсального применения для разных конкретных видов деятельности можно дать различение более общих и более специальных способностей, входящих в понятие «фонетические способности».

Для процесса обучения иностранному языку важны общие способности, такие как трудолюбие, работоспособность, развитая произвольная память, развитое внимание, устойчивый и глубинный интерес к познавательной деятельности. Мотивация к достижениям, настойчивость в большей мере, чем только способности, типичны для учащихся, достигших наибольшего успеха.

Отдельно надо сказать о специальных фонетических способностях, которые представляют собой многокомпонентные образования, включающие общие и специальные элементы.

Структура специальных фонетических способностей включает:

1) универсальные качества, отвечающие требованиям разных видов деятельности;

2) специальные качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности (освоение фонетической структурой изучаемого языка).

Общие элементы фонетических способностей — это те общие особенности мыслительной деятельности, которые необходимы в самых разных сферах, например, гибкость, подвижность мыслительных процессов.

Специальные элементы фонетических способностей: способности к анализу и синтезу речевых звуков на основе различных фонем данного языка (перцептивные, артикуляционные данные); способность к абстракциям и обобщениям различных слышимых в речи вариантов звуков, выделение и обобщение устойчивых дифференциальных признаков фонем (аналитические, ассоциативные данные); способности к имитации; способности к оперированию символами (звукобуквенные соответствия).

Для достижения успеха в развитии фонетических способностей необходимо:

1) отсутствие патологии речевого аппарата;

2) определенные индивидуально-психологические особенности личности в сенсорной и умственных сферах; особенности личности, отвечающие требованиям речевой деятельности;

3) качества высших познавательных процессов (речевой слух, память, мышление);

4) ряд характерных черт, качества личности (прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и т.д.);

5) интерес (активное, положительное отношение) к иностранному языку, высокая мотивация;

6) наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний;

7) определенный фонд знаний (опора на сопоставительный анализ фонетических систем родного и изучаемого языков);

8) наличие умений и навыков, подлежащих переносу из родного языка (взаимодействие двигательных, слуховых и зрительных ощущений при производстве и воспроизводстве звуков речи на иностранном языке); положительная роль привычки к звукам и звукосочетаниям родной речи.

Фонетические способности формируются только в процессе речевой деятельности, развиваются слухопроизносительные навыки, совершенствуются приемы мыслительной и иной психической деятельности. Фонетические способности являются базовыми для успешного овладения иностранным языком. Знание составляющих компонентов фонетических способностей может помочь в практической работе преподавателям диагностировать «слабоуспевающих» даже раньше, чем

те приступят к изучению иностранного языка, еще до того, как успеют так сильно отстать, что им не сможет помочь ни самый лучший преподаватель, ни самый лучший учебник.

Природные возможности учащихся различны и выступают в форме задатков, но сами по себе они еще не предопределяют способностей.

Качественный подход к способностям заключается не только в том, что главным считается выявление специфики способностей конкретного учащегося, но и в том, что отсутствие некоторых составляющих способностей вовсе не рассматривается как препятствие для успешного выполнения речевой деятельности.

Речевой слух существенно влияет на весь процесс обучения, процесс формирования звуковой стороны речи. Речевой слух — психолингвистическая способность человека при восприятии речи улавливать слухом и одновременно воспроизводить во внутренней речи все фонологические средства языка, артикулируя и интонируя слышимую речь.

Речевой слух неоднороден, в нем выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы (смыслоразличительные звуки данного языка), на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов, и интонационный слух, дифференцирующий компоненты, специфические для каждого языка. Эта интонационная характеристика речевого сообщения имеет много общего с музыкальным слухом.

«Интонационные модели при хорошем музыкальном слухе у обучающихся запоминаются и воспринимаются часто как мелодия музыкального произведения» [4].

Способность к восприятию музыки динамична и имеет тенденцию к развитию, а следовательно, процесс формирования музыкального слуха тесно связан с развитием речевого (не только фонеморазличительного, но и в основном интонационного) слуха. Для формирования этой способности необходимы не только внешние и внутренние (психофизиологические) условия, но и определенный период языкового (музыкального) опыта, что происходит наиболее эффективно в процессе обучения.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими. «Именно вследствие широкой возможности компенсации обречены на неудачу всякие попытки свести например, музыкальный талант, музыкальное дарование, музыкальность к какой-либо одной способности. Однако можно и у лиц, не обладающих абсолютным слухом, выработать умение узнавать высоту отдельных звуков. При отсутстствии абсолютного слуха можно, опираясь на другие способности — относительный слух, тембральный слух и т.д. — выработать такое умение, которое в других случаях осуществляется на основе абсолютного слуха» [8].

Американский психолог Б.Р. Эндрюс еще в 1905 году одним из первых выдвинул идею музыкальных тестов и предложил конкретную систему таковых. Работу, посвященную этим тестам, Б.Р. Эндрюс заканчивает такими словами: «Никакого ребенка нельзя рассматривать как безнадежно немузыкального, пока

ему не дана возможность музыкального обучения. В музыкальной одаренности многое зависит от практики». Точно так же обстоит дело и с языковой одаренностью: многое зависит от практики, правильно подобранной методики и стратегии обучения. Нередко менее способные, но более трудолюбивые и целеустремленные добиваются больших успехов, чем их одаренные, но ленивые однокурсники.

В процессе развития способности звуковысотного (музыкального) слуха происходит постепенный переход от громкого пропевания к безмолвному: компари-рующие, подражательные движения органов артикуляции заранее приводят голосовой аппарат в оптимальное состояние для воспроизведения слышимого звука, тем самым обеспечивая его восприятие.

В исследованиях А.Л. Г отсдинера [2] также подтвердилось, что для развития звуковысотного слуха необходимо интонирование, пропевание предъявляемой мелодии, так как само по себе слушание большого числа мелодий недостаточно для развития звуковысотного слуха (напрашивается аналогия с фонематическим слухом). В восприятии ритма участвует мускулатура всего тела, а не одних голосовых связок.

В результате многочисленных повторяющихся воздействий и активных обследующих движений в мозгу, в преобразованном виде, формируется слепок, отражающий совокупность различных свойств и сторон предметов и явлений. «В мозгу человека создается представление о неизменных, константных признаках предметов и явлений, которое способствует образованию более обобщенных моделей, играющих значительную роль в их узнавании, сравнении и тем самым — совершенствовании восприятия как процесса» [2].

Эффективное обучение иностранному языку должно представлять достаточно трудный процесс, предполагающий интеллектуальное и психическое напряжение, вызванное расхождением между требованиями преподавателя и актуальными возможностями (на данный момент) учащегося. Важно, чтобы учебная деятельность была ориентирована не на уже достигнутый уровень развития способностей, а на «зону ближайшего развития» (термин Л.С. Выготского).

Эффективное обучение — трудный, но, что не менее важно, посильный процесс, стимулирующий интеллектуальную и творческую активность, на которую способен учащийся. «Всякий знает, что слишком легкое и слишком трудное обучение одинаково малоэффективно» [1]. Поэтому и должны существовать разные стратегии обучения, учитывающие индивидуальные способности учащихся, близость родного и изучаемого языков. Только учитывая индивидуальные способности учащихся (уровень развития фонематического слуха, аналитические и имитационные способности, тип памяти и т.д.), преподаватель может предложить учащемуся оптимальный вариант изучения иностранного языка.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1999.

[2] Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия. Проблемы музыкального мышления. — М., 1974. — С. 230—235.

[3] Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М.:АПН СССР, 1959.

[4] Каспранский Р.Р. Понятие фонетической модели и ее значение в практике обучения произношению иностранного языка // Вопросы фонетики и обучение произношению. — М.: МГУ, 1975. — С. 62—76.

[5] Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. — М., 1965. — С. 105—107.

[6] Психологический словарь. — М., 1983. — С. 353.

[7] Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. — Т. 1. — М., 1985. — С. 15—41.

[8] Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. — М.: МГУ, 2005.

USING PHONETICS AND MUSICAL ABILITIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING

S.S. rashkovskaya

Chair of Russian language Penza state pedagogical university

Lermontov str., 37, Penza, Russia, 440026

This article is devoted the diagnostic of the students phonetics skills, that help students to achieve a level in Russian. Phonetics skills depend on training psychological abilities. Musical abilities have a lot of commune with phonetics skills.

Key words: diagnostic of the student’s phonetics skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.