ТЕСТ ФОНЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
С.С. Пашковская
Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина ул. Волгина, 6, Москва, Россия, 117485
Объективной характеристикой, имеющей большое значение для успешного достижения поэтапных и конечных целей обучения иностранному языку, является степень развития фонетических способностей как необходимой составляющей языковых. ТФС поможет выявить сильные и слабые стороны каждого учащегося с тем, чтобы оказать ему помощь (если это необходимо) как можно ранее и эффективнее реализовать фонетические способности.
Ключевые слова: фонетика, способности, фонематический слух, задания.
Идея создания теста фонетических способностей (ТФС) выросла из практической необходимости дифференцировать учащихся. Без научно обоснованных и апробированных диагностических методов нельзя выявить изначально слабых и сильных учащихся, выявить для того, чтобы своевременно оказать помощь одним и эффективно развивать способности других.
ТФС предлагается для использования на начальном этапе обучения русскому произношению. Цель ТФС не только выявить потенциальные возможности учащихся, но и индивидуальные способы усвоения учебного материала, чтобы системой дозированной помощи развивать способности студентов к учению.
Задача ТФС — определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию каждого учащегося. Без диагностики уровня развития общих и специальных способностей, степени сформированности различных качеств личности, характера обучаемости человека нельзя дать обоснованных рекомендаций по выбору эффективной стратегии обучения.
Под фонетическими способностями понимается такой уровень функционирования психофизиологических перцептивных и моторных механизмов, при котором оптимально осуществляется опознавание и различение единиц фонетической системы (звуков, акцентно-ритмических моделей, интонационных структур) и их артикуляционная реализация. Для взрослых учащихся важна также соотнесенность перцептивно-моторного образа с графическими знаками (буквами, транскрипцией).
О фонетических способностях (как составляющей языковых) нельзя судить на основе одного показателя вследствие чрезвычайной сложности сенсорно-перцептивной организации человека и чрезвычайной сложности психики и закономерностей умственного развития.
Фонетические способности могут отличаться по структуре (по «форме»), а не по функции (по «содержанию»). Адекватной единицей системного анализа фонетических способностей, по всей видимости, может быть такая, которая объединяет в себе как фонематические, акцентуационные, интонационные (языковые характеристики), так и интеллектуальные, познавательные, личностные, мотивационные характеристики человека в их неразрывном единстве.
В ТФС предлагаются задания, выявляющие оперативную зрительную и слуховую память; способность к восприятию на слух (различение звуков и установление звуко-знаковых связей); имитационные возможности учащегося; способности к анализу языкового явления, к догадке и обобщению.
Тест фонетических способностей можно разделить на три части:
— задания, выявляющие речевой слух (фонетическое кодирование, слуховой анализ, звуко-знаковое соответствие, корреляция фонетического письма с имита-тивными способностями);
— задания на выявление индивидуально-психологических особенностей личности, качеств высших познавательных процессов (памяти, мышления), т.к. учеба как умственная работа требует систематического напряжения, последовательности, достаточной силы воли, концентрации внимания, определенного уровня умственного развития;
— задания на имитацию.
«Слышу в меру своих артикуляционных способностей и артикулирую в меру слуховых» [4]. Данное положение взято за теоретическую основу при создании теста фонетических способностей.
В ТФС предлагаются задания на узнавание и различение фонем (ритмических моделей, интонационных конструкций). Эти задания делятся на опознание услышанных фонем с графическим изображением (как вариант используются типы упражнений, предложенных Н.А. Любимовой, — задания на «абсолютное опознание») и на различение фонем.
«Абсолютное опознание» — фиксация услышанного любыми графическими средствами (звукозапись) того, что учащийся воспринимает. Ошибочное написание слов свидетельствует о неверном восприятии, о неразвитом фонематическом слухе.
Фонематический слух — способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы). Опираясь на когнитивные теории языка, можно объяснить, почему тесты на определение способностей к слуховому анализу позволяют давать объективную оценку языковых (фонетических) способностей учащегося. Причина заключается в том, что независимо от того, через какой анализатор (зрительный или слуховой) информация поступает в наше сознание, кратковременная память человека (в течение 25—30 секунд) существует только в слуховой форме и оперирует лишь слуховыми образами и представлениями.
Между способностями к слуховому восприятию и имитацией звуков речи существует высокая корреляция. «Слуховые представления в сознании учащегося должны вступить в тесную ассоциацию с представлениями моторных средств, которые вызывают соответствующие слуховые впечатления» [2]. Способность к слуховому анализу часто является причиной различий в способностях к изучению иностранных языков. В тесте способностей предлагаются простые по форме задания на дифференциацию звуков, ритмических моделей и интонационных конструкций.
Предлагаемые задания основываются на элементарной психической функции на узнавание, которая представляет собой начальную степень процесса ус-
воения. Узнавание происходит благодаря тому, что в предъявляемом варианте обнаруживаются существенные признаки, которые позволяют отличить данный объект от ряда сходных с ним.
Учащиеся с развитым речевым слухом, опираясь на языковой опыт, умеют вычленять отличительные признаки предъявляемых звуковых стимулов (сохраняя их в памяти), и на этой основе умеют отграничить данное языковое явление среди остальных. Что же касается собственно узнавания, то оно представляет собой использование этих дифференциальных признаков для выяснения того, относится ли предъявляемый объект к объектам данного класса. Для того чтобы произошло узнавание, в памяти учащихся должны быть зафиксированы образы воспринятых объектов.
Особенность ТФС состоит в том, что проверяются не знания, а потенциальные возможности учащихся, поэтому вместе с заданием учащемуся мы представляем все то, что необходимо для принятия решения.
Понимание, осознанное восприятие обусловлено деятельностью первой и второй сигнальных систем и осуществляется в процессе взаимодействия различных компонентов, прежде всего слуховых восприятий, памяти, ощущений и мыслительной деятельности. При этом мыслительная деятельность занимает, как известно, доминирующее положение и протекает в форме внутренней речи. Неполноценное внутреннее проговаривание, связанное с фонематическими искажениями, сказывается также на письме.
«Внутреннее проговаривание играет важную роль в установлении связи между слышимыми, произносимыми про себя или представляемыми звуками, слогами и словами с определенными движениями пишущей руки. Неразвитый речевой слух, неверные слуховые образы определяют ошибочные написания слов» [1].
Среди заданий на выявление фонематического слуха можно назвать три основных вида.
1. Задания на дифференциацию звуков. Предлагаются пары слов на дифференциацию гласных и согласных звуков.
2. Задания на установление звуко-знаковой связи / коррелируют с имитацией. Это задание устанавливает связь между звуками и символами. В зрительной модальности представлены слова, отличающиеся лишь одним звуком (фонемой). Студенты на начальном этапе обучения еще не знают русский алфавит, поэтому инструкция дана на родном языке учащихся, а основа задания — в международной транскрипции (на латинице). Учащиеся с неразвитым фонематическим слухом плохо запоминают звуки и с трудом ассоциируют их в соответствии с символами.
3. Задания на абсолютное опознание. В бланк ответов учащиеся должны вписать любыми графическими средствами (международной транскрипцией) последнее слово каждого предложения. Сформированные слуховые навыки являются показателем сформированных артикуляционных навыков. «Функциональная взаимосвязь слуховой и моторной активности обусловлена тем, что и речевой слух, и артикуляционные механизмы действуют на основе одной фонологиче-
ской системы, которая определяет специфику перцептивной и артикуляционной базы языка» [3].
Среди заданий на выявление акцентуационного слуха можно отметить следующие.
1. Задания на дифференциацию ритмических моделей (пары слов). Одна из самых трудных задач — усвоение «чужого» ударения. На начальном этапе важно услышать (а усвоить лишь в процессе обучения) «ритмический импульс» модели (слОво — словА; дОма — домА и т.д.).
2. Задания на дифференциацию ритмических моделей (в небольших предложениях). Например: Я вас узнАю. — Я вас узнаЮ.
3. Задания на дифференциацию интонационных конструкций. Например: Это мой дом. — Это мой дом?
Во второй части теста представлены задания на выявление индивидуальнопсихологических особенностей личности, качеств высших познавательных процессов (памяти, мышления).
Преподавателей интересует не только аспект способностей, но и аспект усвоения (развития способностей). Сравнивая усилия, затраченные на учение, и достигнутые при этом успехи, делаем вывод о языковых способностях учащегося и индивидуальных способах усвоения материала.
В третьей части представлены задания на имитацию. Ведется запись на магнитофон. Диктор в заданном темпе читает односложные и двусложные слова, а в паузу учащиеся повторяют. Диктор в заданном темпе читает предложения, учащиеся повторяют на слог та-та-та заданную интонацию.
Коэффициент эффективности имитации (воспроизведения) определяется по формуле:
К = Пр - О -100%, э Пр + О
где Пр — суммарное количество правильно воспроизведенных стимулов; О — суммарное количество ошибок. Сделанную запись параллельно прослушивают три лица: 2 преподавателя русского языка, носитель русского языка — и оценивают по пятибалльной шкале. Максимально возможная оценка равняется 15 баллам.
ТФС должен соответствовать:
— тестологическим требованиям к качеству тестов (критерии валидности, надежности, экономичности, дифференцирующей способности и степени трудности заданий);
— лингвометодическим принципам (учет психофизиологических факторов и т.д.).
По содержанию ТФС не похож ни на один предыдущий тест (это первый опыт создания теста фонетических способностей на русском языке). При выборе заданий мы воспользовались образцами психологических тестов способностей, фонетических заданий и рекомендациями, данными в соответствующей литературе.
ТФС дифференцирует не только учащихся с развитым (неразвитым) фонетическим слухом, но и структурирует иерархию способностей каждого учащегося: наличие (отсутствие) слуховой, зрительной памяти; способности устанавливать звуко-знаковые связи; способности учащихся к анализу (синтезу), к имитации, положительному переносу артикуляционных навыков родного языка. При обучении взрослых учащихся важно выявить не только предполагаемые трудности с целью оказания своевременной помощи, но и определить то положительное, на что мы можем опираться в обучении иностранному языку.
Выводы.
1. Объективной психофизиологичекой характеристикой, имеющей большое значение для успешного достижения поэтапных и конечных целей обучения иностранному языку, является степень развития фонетических способностей как необходимой составляющей языковых.
2. ТФС поможет выявить сильные и слабые стороны каждого учащегося с тем, чтобы оказать ему помощь (если это необходимо) как можно раньше и эффективно реализовать его фонетические способности.
3. Результаты теста прошли экспериментальную проверку эффективности его заданий, дифференцирующей способности, валидности и надежности всего теста.
4. ТФС позволяет выявить группу учащихся с развитым фонематическим слухом и хорошими имитативными способностями, для которых (по их желанию) возможно обучение в компьютерном классе с использованием специальных обучающих программ, учитывающих все мультимедийные возможности современных компьютеров.
5. ТФС позволяет выявить группу учащихся с менее развитым фонематическим слухом и помогает выстроить иерархию компонентов фонетических способностей, на которые преподаватель в процессе обучения должен опираться, а также компонентов способностей, которые необходимо развивать.
6. Для всех групп учащихся, выявленных посредством ТФС, предлагаются единые обучающие и итоговые тесты, позволяющие оценить эффективность тех или иных приемов обучения, скорректировать методические ошибки и своевременно их исправить.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Агопова Н.В. Лингвометодические основы дифференциального фонетического курса для
студентов-иностранцев различных специальностей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. —
М., 1991.
[2] Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению // Вопросы фонетики и обучение
произношению / Под ред. А. А. Леонтьева и Н.И. Самуйловой. — М.: МГУ, 1975. —
С. 5—62.
[3] Джапаридзе З.Н. Перцептивная фонетика. — Тбилиси: Мецниереба, 1985.
[4] Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М., 2005.
TEST FOR PHONETICS ABILITIES
S.S. Pashkovskaia
State Russian language Institute after named A.S. Pushkin
Volgina str., 6, Moscow, Russia, 117485
This article is devoted the differential model of the Russian phonetics. The diagnostic of the students phonetics skills is proposed the necessary to create the test of the phonetics skills.
Key words: phonetics, abilities, phonemic hearing, tasks.