Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1432
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНД БИБЛИОТЕЧНЫЙ / БИБЛИОТЕКА ДЕТСКАЯ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ / РЕСУРСЫ ЦИФРОВЫЕ / ФОНД ЭЛЕКТРОННЫЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева А. И.

Статья посвящена вопросам формирования фондов в библиотеках, обслуживающих детей и подростков. Рассмотрены каналы комплектования и современные условия их функционирования, факторы влияющие на развитие политики комплектования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

УДК 027.625

Лебедева А.И.

Аспирант 2 курса КазГИК г. Казань, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования фондов в библиотеках, обслуживающих детей и подростков. Рассмотрены каналы комплектования и современные условия их функционирования, факторы влияющие на развитие политики комплектования.

Ключевые слова: фонд библиотечный, библиотека детская, комплектование библиотечное, ресурсы цифровые, фонд электронный

Современная библиотека играет важную роль в продвижении книги и чтения. Особая роль в этом направлении принадлежит детской библиотеке - проводнику детской литературы. Качество продвижения чтения полностью зависит от формирования оптимального фонда детских изданий, в соответствии с ожиданиями, возрастными особенностями, информационными и иными потребностями юных пользователей. От того, насколько фонд отвечает потребностям и запросам пользователей, зависит их отношение к библиотеке, ее востребованность. Кроме этого фактора эффективность работы зависит от того, насколько библиотекарь ориентируется в современном потоке детской печатной продукции, а именно - в его тематическом, типологическом и жанровом составе, тенденциях развития на современном этапе.

Вместе с этим, сегодня в России происходит глобальная информатизация, что в свою очередь, подразумевает облуживание и удовлетворение потребностей читателей библиотеки, как в очном (локальном), так и в удаленном (сетевом) режиме. Последний, возможен лишь при условии четкого определения целей библиотеки, задач, поставленных перед ядром фонда библиотеки. При этом работникам библиотеки важно понимать критерии отбора документов и степень важности последних (использования, соответствия задачам фонда и т.п.), их релевантность преследуемым целям. Важно учитывать и использовать наработки мировой практики в области формирования библиотечных фондов для детей и подростков. Учитывать нюансы отражения читательских интересов и потребностей, работа отдела комплектования должна быть направлена на отбор лучших произведений в разрезе детского воспитания и с учетом возрастных потребностей детского контингента.

Формирование бумажного и электронного фонда детской библиотеки играет главенствующую роль. Специфика библиотечного обслуживания детей заставляет уделять пристальное внимание комплектованию фондов детской библиотеки, поскольку принципы формирования фондов детской литературы могут отличаться от принципов формирования взрослого фонда, в зависимости от поставленных задач, напрямую или опосредованно связанных с качественными или иными показателями. Главным требованием к формированию фонда можно отнести - достаточность, современность, качественное и красочное полиграфическое оформление издательской продукции. На ряду с вышеизложенным, непосредственно процесс формирования фонда детской библиотеки в настоящее время эволюционирует, что напрямую связано с расширением состава и структуры документного состава. Широкое применение мультимедийных технологий ведет к активному использованию электронных ресурсов. Комплектование смещается в сторону приобретения цифровых документов и ресурсов, возможность оценки которых более адаптирована под современные реалии. Таким образом традиционный подход к процессу комплектования фондов детских библиотек требует пересмотра.

Комплектование библиотек вообще и детских в частности сегодня- это уже не только покупка и

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021

хранение книг, но и работа с цифровыми ресурсами, приобретение прав на последние, кроме того доступ к таким ресурсам не обязательно осуществляется через цифровые фонды библиотеки. Современные технические средства позволяют на основе подписок осуществлять доступ к цифровым коллекциям сторонних организаций (издательств, фондов других библиотек, интернет ресурсов и т.п.). Данные технологии повышают мобильность и доступность детских библиотек в цифровую эпоху. Таким образом, необходимость определять политику и идеологию формирования фондов библиотеки, с учетом экономической целесообразности, становится одной из основных задач отдела комплектования современной детской библиотеки. Следовательно, необходимо разрабатывать методологические рекомендации с учетом использования технологических решений, направленные на идеологию активного использования электронных, цифровых и мультимедийных ресурсов с четким указанием случаев и вариантов применения последних. Подобные механизмы могут быть отражены в таких документах, как политика формирования фонда, стратегическая программа развития библиотечного фонда, положение о формировании фонда, тематико-типологический план комплектования и профиль комплектования.

В настоящее время в России образовалась совершенно новая детская литература. Например, Мещерякова М.П. отмечает, что ее характеризует большое жанровое разнообразие, расширение сфер влияния за счет выпуска автором одновременно с детской книгой телевизионных, видео- и интернет-версий текста, но порой ей свойственна и откровенная подражательность зарубежным образцам, к которым относятся не только отдельные писатели или произведения, но и целые жанры (например, детский детектив, фэнтези, роман для девочек, страшилки) [2]. Ганзикова Г.С. высказывает точку зрения, что «детский библиотекарь отбирает, ориентируясь на потребности детей, пункты их обслуживания, знание книг постоянного спроса, новинок, лакун, создавая не «сбалансированный» фонд, но фонд, который служит определенным потребностям местной аудитории» [1, с. 33]. Говоря о цифровых ресурсах, Рудомётов Е. А. считает, что трудность их формирования, проявляется в необходимости свободно ориентироваться в документальном потоке, составляющем десятки тысяч наименований новой книжной и электронной продукции. Анализ документного ресурса осуществляется на основе библиографических источников, которые информируют о том, какие документы находятся в обращении и какие планируются к выходу в свет. [4, с. 17].

Большинство библиотек при формировании фондов в процессе учитывают изучение состава и запросов пользователей, их потребности в литературе, учет отказов и наличие их причин, изучение состава и использования фонда. Кроме этого предоставляют рекомендательные электронные ресурсы: Библиогид, Книгуру, ПроДетЛит, Папмамбук. Современными источниками формирования фонда детской библиотеки в настоящее время являются: издательства, книготорговые фирмы, бибколлекторы, агрегаторы. Некоторые библиотеки используют альтернативный способ комплектования фондов-дарения, пожертвования, Всероссийскую акцию для библиотек «Подари ребенку книгу».

Таким образом, необходимо подчеркнуть важность процесса формирования библиотечных фондов с учетом смещения акцента на электронные ресурсы и изменением состава фонда любой детской библиотеки. Также стоит отметить, что в современной мировой практике формированию библиотечных фондов для детей и подростков уделено достаточно внимания. Каждая инициатива отдела комплектования детской библиотеки должна проложить свою дорогу к юному пользователю, получая при этом поддержку непосредственно пользователей библиотеки.

Список использованной литературы:

1. Ганзикова Г.С. Рекомендательно-библиографическая деятельность детских библиотек в Интернете (направления и педагогические принципы) // Библиотековедение. 2008. № 3. С.31-34

2. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины XX века: проблемы поэтики. М.: Мегатрон, 1997. 381 с.

3. Рудомётов Е.А. Байты вместо бумаги. Носители для книг в XXI веке // Библиотечное дело. 2014. № 5 (215). С 17-19

© Лебедева А.И., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.