Научная статья на тему 'Формирование физической культуры обучающихся в технических вузах с учётом спортивно-видовой направленности учебного процесса'

Формирование физической культуры обучающихся в технических вузах с учётом спортивно-видовой направленности учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / МЕТОДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / PHYSICAL CULTURE / SELF-REGULATION / METHODS / PSYCHOLOGICAL STATE / FUNCTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радченко Д. Г., Мартиросова Т. А., Поборончук Т. Н.

В настоящее время повышение качества профессионального образования в России как одна из стратегических целей предполагает модернизацию всей отечественной системы профессионального образования, совершенствование программ по дисциплинам образовательного процесса, в том числе физической культуры со спортивно-видовой направленностью. У специалистов, формирующих физическую культуру обучающихся есть сложности по разработке программы для освоения дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью», которая обеспечивает упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие способностей и возможностей, обусловливающих дееспособность человека, что отличает её от других дисциплин образовательного комплекса. Проведены исследования, получены результаты, даны рекомендации по применению методов саморегуляции психологического и функционального состояний обучающихся на примере учебно-тренировочного процесса по гиревому спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радченко Д. Г., Мартиросова Т. А., Поборончук Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN TECHNICAL UNIVERSITIES TAKING INTO ACCOUNT SPORTS AND SPECIES ORIENTATION OF EDUCATIONAL PROCESS

Currently, improving the quality of vocational education in Russia as one of the strategic goals involves the modernization of the entire domestic system of vocational education, improving programs in the disciplines of the educational process, including physical culture with sports and species orientation. The specialists who form the physical culture of students have difficulties in developing a program for the development of the discipline "Physical culture with sports and species orientation", which provides an orderly formation and improvement of motor skills and abilities, the development of abilities and opportunities that determine the capacity of a person, which distinguishes it from other disciplines of the educational complex. Researches are carried out, results are received, recommendations on application of methods of self-regulation of psychological and functional State of trained on the example of educational and training process on kettlebell sport are given.

Текст научной работы на тему «Формирование физической культуры обучающихся в технических вузах с учётом спортивно-видовой направленности учебного процесса»

УДК 795.159

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ С УЧЁТОМ СПОРТИВНО-ВИДОВОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Д.Г. Радченко, Т.А. Мартиросова, Т.Н. Поборончук

Аннотация. В настоящее время повышение качества профессионального образования в России как одна из стратегических целей предполагает модернизацию всей отечественной системы профессионального образования, совершенствование программ по дисциплинам образовательного процесса, в том числе физической культуры со спортивно-видовой направленностью. У специалистов, формирующих физическую культуру обучающихся есть сложности по разработке программы для освоения дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью», которая обеспечивает упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие способностей и возможностей, обусловливающих дееспособность человека, что отличает её от других дисциплин образовательного комплекса. Проведены исследования, получены результаты, даны рекомендации по применению методов саморегуляции психологического и функционального состояний обучающихся на примере учебно-тренировочного процесса по гиревому спорту.

Ключевые слова: физическая культура, саморегуляция, методы, психологическое состояние, функциональное состояние.

FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN TECHNICAL

UNIVERSITIES TAKING INTO ACCOUNT SPORTS AND SPECIES

ORIENTATION OF EDUCATIONAL PROCESS

D. Radchenko, T. Martirosova, T. Poboronchuk

Abstract. Currently, improving the quality of vocational education in Russia as one of the strategic goals involves the modernization of the entire domestic system of vocational education, improving programs in the disciplines of the educational process, including physical culture with sports and species orientation. The specialists who form the physical culture of students have difficulties in developing a program for the development of the discipline "Physical culture with sports and species orientation", which provides an orderly formation and improvement of motor skills and abilities, the development of abilities and opportunities that determine the capacity of a person, which distinguishes it from other disciplines of the educational complex. Researches are carried out, results are received, recommendations on application of methods of self-regulation of psychological and functional State of trained on the example of educational and training process on kettlebell sport are given.

Keywords: physical culture, self-regulation, methods, psychological State, functional State.

Модернизация, инновационное развитие образования, необходимость повышения его качества в современных условиях, переход на рыночные механизмы регулирования вносят изменения в структуру профессионального образования в технических вузах. В соответствии с этими запросами ученые пытаются совершенствовать рабочие программы по дисциплинам образовательного процесса в технических вузах. Современные тенденции мировой экономики, развивающейся в рамках глобализации, диктуют свои условия тем странам, которые стремятся быть конкурентоспособными на мировом рынке. Экономика России, несмотря на санкции, активно развивается, что подтверждает очередной рейтинг,

представленный агентством Bloomberg. Россия смогла подняться с седьмого на второе место, за

полгода став одной из самых активно развивающихся экономик мира. Повышение качества профессионального образования в России на современном этапе развития становится одной из стратегических целей. Это предполагает модернизацию всей отечественной системы профессионального образования, совершенствование программ по дисциплинам образовательного процесса в вузах [10]. Физическая культура как один из учебных циклов и разделов ФГОС ВО 3 ++ занимает одно из центральных мест в образовательном процессе вузов. Дисциплины, развивающие физическую культуру обучающихся, ориентированы на формирование универсальных компетенций. Среди них есть элективные дисциплины ФГОС ВО 3++, к которым относят профессионально-прикладную физическую культуру и физическую

культуру со спортивно-видовой направленностью. Объем каждой из них составляет 328 часов и 2 з.е. Элективными дисциплинами они названы потому, что обучающиеся вправе выбирать одну из них для формирования своей физической культуры. В совокупности дисциплины, формирующие физическую культуру обучающихся, направлены на разностороннее развитие организма, повышение уровня физической

подготовленности; развитие и поддержание на оптимальном уровне физических и личностных качеств, выработку психологической и функциональной устойчивости организма, совершенствование двигательных умений и навыков; формирование потребностей в психологическом и физическом

самосовершенствовании, поддержание высокого уровня здоровья, создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособности, повышения адаптации и устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды; формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта [7;8].

У специалистов, формирующих физическую культуру обучающихся, есть затруднения по разработке программы для освоения дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью». Физическая культура со спортивно-видовой направленностью - это учебно-тренировочный процесс, направленный на совершенствование специфических качеств методом концентрации тренировочных нагрузок узкой направленности различных видов спорта, в котором общефизическую подготовку используют как активный отдых и поддержание двигательных умений, отражающий и совокупность закономерностей развития физической культуры обучающихся [2;5]. В вузе он обеспечивает упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие способностей и возможностей, обусловливающих дееспособность человека. Это и отличает дисциплину «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» от других дисциплин образовательного комплекса. Цель нашего исследования - формирование физической культуры со спортивно-видовой направленностью обучающихся в технических вузах (на примере учебно-тренировочного процесса по гиревому спорту). Нами предложены следующие задачи, решение которых позволит достичь намеченную цель:

- проанализировать литературу для разработки программы дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой

направленностью» обучающихся в техническом вузе (на примере учебно-тренировочного процесса по гиревому спорту);

- обосновать необходимость включения методов саморегуляции психологических и функциональных состояний обучающихся как одного из разделов программы дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» обучающихся в техническом вузе (на примере учебно-тренировочного процесса по гиревому спорту);

- проверить эффективность включения методов саморегуляции психологических и функциональных состояний обучающихся в один из разделов программы дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» обучающихся в техническом вузе (на примере учебно-тренировочного процесса по гиревому спорту).

Формируя физкультурную грамотность обучающихся содержательная сторона дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» предоставляет большие возможности для образования, воспитания, развития физических,

психологических качеств и умений, психических процессов, в том числе трудолюбия, силы воли, самоотверженности, дисциплинированности, ответственности. Она предполагает понимание знаковых систем, используемых при описании действий, выполняемых в процессе занятий физическими упражнениями. Физкультурная грамотность обучающихся вузов направлена на приобретение определенных знаний, умений и навыков применения средств физической культуры в стандартных жизненных ситуациях и для оздоровления. Это результат воздействия социальных и биологических факторов, конкретных форм его деятельности и в быту, и в спорте. Учебно-тренировочный процесс в любом виде спорта, совместный труд преподавателя и обучающихся в процессе освоения физической культуры со спортивно-видовой

направленностью обеспечит не только развитие и совершенствование психологических и физических качеств, но и воспитание высоких моральных и волевых норм [2; 10]. Увлеченности спортом будут способствовать такие занятия физической культурой со спортивно-видовой направленностью, на которых зачастую приходится проявлять максимальные физические и волевые усилия, помогать выработке необходимых черт характера, удовлетворять стремление обучающихся проверять свои силы и возможности, достигать высоких спортивных результатов. Учебно-тренировочный процесс в

любом виде спорта основан на правильном индивидуальном подходе и предполагает знание индивидуальных психологических особенностей обучающихся, регулируемых методами саморегуляции психологических и

функциональных состояний личности. От состояния человека зависит его возможность эффективно осуществлять тот или иной вид деятельности. Удовлетворительное

психологическое и функциональное состояние занимающихся гиревым спортом обеспечивает любую деятельность: учебную, трудовую, спортивную, что особенно важно в техническом вузе. Ухудшение функционирования всех систем человеческого организма ведет к снижению эффективности любой деятельности.

Исследования ученых неоднозначно трактуют понятие функционального состояния человека. Одни исследователи отмечают его комплексный характер. Например, В.И. Медведев рассматривает функциональное состояние как совокупность функций и качеств, которые обеспечивают выполнение необходимых рабочих операций. В.П. Загрядский дает определение функциональному состоянию как совокупности характеристик психофизиологических функций и психофизиологических качеств, которые обеспечивают эффективность выполнения действий. Ученый В.Л. Марищук рассматривает функциональное состояние как симптомо-комплекс физиологических и психофизических характеристик, от которых зависит активность систем организма и его работоспособность. Оценка уровня функционального состояния, по определению В.П. Зинченко и А.Б. Леоновой, которые рассматривают функциональное состояние как интегральную величину актуальных свойств человека, обеспечивающую эффективность его учебной, трудовой и спортивной деятельности, служит анализу групп физиологических и психологических показателей. Е.П. Ильин понимает функциональное состояние как целостную реакцию личности на внешние и внутренние стимулы, направленные на достижение полезного результата в любой деятельности [4; 11]. По мнению автора, функциональное состояние включают в свою структуру различные функциональные системы и уровни регулирования, начиная с вегетативных и двигательных систем и заканчивая высшими психическими уровнями регулирования, связанными с мотивами, волей и т.п. Анализ исследований ученых привел к выводу о том, что функциональное состояние - это «совокупность процессов, характеристик, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности систем,

обеспечивающих любую эффективную деятельность, в вузе это учебная, спортивная и будущая трудовая. Функциональное состояние формируют под влиянием показателей тех систем, которые оказывают непосредственное воздействие на эффективность деятельности, причем основными выступают психологические и физиологические показатели. Методики субъективной оценки - это средства определения предварительной характеристики

функционального и психологического состояния обучающихся, с помощью которых устанавливают наиболее типичные проявления дискомфорта и снижения работоспособности, сдвиги в мотивационном отношении к ситуации, эмоциональную окраску ее субъективного восприятия [1;9]. Перечисленные характеристики важны в процессе профессионального образования в вузе, которое обеспечивает готовность обучающихся к трудовой деятельности. Психоэмоциональное напряжение в соревновательном и в зачетно-экзаменационном периодах относят к классу эмоциональных явлений. Природа и функция эмоций состоят в том, что в эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношения между ходом событий, совершающимися в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, течением внутренних органических процессов, захватывающих основные жизненные функции, от которых зависит жизнь организма в целом. В результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия.

Психоэмоциональное напряжение как все эмоциональные явления - форма представления в сознании человека личностного смысла происходящих в его жизни событий отражает степень удовлетворенности его потребностей, разнообразные неблагоприятные эмоциональные состояния, связанные с неудовлетворенностью основных жизненных потребностей, состояние неудовлетворенности [3;9;11]. На развитие психоэмоционального напряжения могут влиять условия жизни людей, социально-демографические показатели, личностные особенности, отношения в семье, на работе, бытовые проблемы, способы проведения досуга, привычки, влияющие на здоровье (самосохранительное поведение) [6]. Учебно-тренировочная, соревновательная деятельность, зачетно-экзаменационный период обучающихся сопряжены с эмоциональным напряжением, и это нормальная приспособительная реакция индивидов, позволяющая им мобилизовать

психофизиологические функции на достижение результата, преодоление сложных ситуаций. Исходя из этого, проблема изучения механизмов проявления психоэмоционального напряжения обучающихся в процессе учебно-тренировочной, соревновательной деятельности в зачетно-экзаменационным периоде значима и актуальна.

Учеными предложены следующие методы саморегуляции психологического и

функционального состояний: нервно-мышечная (прогрессивная) (Джекобсон, вариант методики Дж. Эверли и Р. Розенфельда), аутогенная тренировка (И.Г. Шульц), идеомоторная тренировка (А.Б. Леонова), сенсорная репродукция (метод образных представлений: 1-й вариант - А.С. Кузнецова и 2-й вариант - М.И. Марьин) [9;12]. В рабочую программу физической культуры со спортивно-видовой направленностью нами были включены разделы по использованию методов саморегуляции психологических и функциональных состояний обучающихся. В настоящее время для того, чтобы добиться успехов в спортивной и в учебной деятельности применяют методы саморегуляции психологических и функциональных состояний, с помощью которых и спортсмен, и обучающийся могут самостоятельно регулировать свой психоэмоциональный фон, что важно в соревновательном периоде и периоде зачетно-экзаменационной сессии.

Метод нервно-мышечной релаксации - это система упражнений по произвольному расслаблению различных групп

поперечнополосатых мышц. Суть метода нервно-мышечной релаксации состоит в уменьшении степени напряжения и последующей релаксации основных мышечных групп организма, что приводит к уменьшению эмоционального напряжения. Затем мышечное расслабление приводит к психологическому расслаблению. Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального напряжения и последующего быстрого расслабления определенных мышц организма. Эффект от выполнения упражнений - это снятие напряжения в задействованной мышечной группе, увеличение кровенаполнения сосудов конкретной мышечной области, результат -появление ощущения тепла и тяжести.

Основанием для метода аутогенной тренировки служит использование приемов самовнушения, которые можно реализовать способом повторения вербальных формулировок в виде самоприказов - формул самовнушения в соответствии с заданной целью и оперирования ими. Основа идеомоторной тренировки - это

аналогичный эффект реального и воображаемого движения, только в случае, если ранее был освоен в реальности воображаемый двигательный акт. Приемами идеомоторной тренировки -упражнения по мысленному воспроизведению двигательных актов, освоенных ранее. Интенсивное повторение мысленно

выполненного движения (образы движения) способствуют закреплению навыков и их стабилизации.

Метод образных представлений - сенсорная репродукция основан на оперировании образными представлениями целостных ситуаций, которые ассоциируются у обучающихся с отдыхом, расслаблением и возможностью последующей активизации своего состояния. Метод образных представлений может быть использован как самостоятельный метод тренинга психологической саморегуляции. Необходимо соблюдать правило, при котором вызывание мысленных образов подчинено задаче формирования требуемых состояний и не направлено на тренировку воображения, допустимо использовать образы частных элементов.

Удобное средство проведения

предварительной характеристики

психологических и функциональных состояний у спортсменов и обучающихся - это методики субъективной оценки, с помощью которых определяют наиболее типичные проявления дискомфорта и снижения работоспособности, сдвиги в мотивационном отношении к ситуации, эмоциональную окраску ее субъективного восприятия. В результате можно сделать вывод о степени благоприятности или не благоприятности психологических и функциональных состояний в целом, сформулировать гипотезы о наличии определенного синдрома психологического и функционального состояния, который в дальнейшем подлежит более детальной диагностике.

Методика и организация исследования. Для выявления необходимости включения методов саморегуляции психологического и

функционального состояний обучающихся как одного из разделов программы дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» в техническом вузе (на примере учебно-тренировочного процесса по гиревому спорту) нами были созданы экспериментальная и контрольная группы обучающихся. В учебно-тренировочном процессе в экспериментальной группе помимо основных разделов учебной программы применяли методы саморегуляции психологического и

функционального состояний обучающихся (прогрессивная нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, метод образных представлений -сенсорная репродукция) как систему эмоционально-волевой подготовки, позволяющей обучающимся контролировать свои действия и справляться с волнением в соревновательной и учебной деятельности.

Процесс исследования состоял из трех этапов. На первом этапе изучена и дан анализ психолого-педагогической литературы, проведено наблюдение за обучающимися во время учебно-тренировочного процесса и в соревновательной деятельности. На втором этапе проведено тестирование для определения уровня тревожности у обучающихся. В целях установления у испытуемых степени тревожности её уровень определяли до и после ответственного старта по шкале Тэйлора. На третьем этапе были использованы методы саморегуляции психологических и

функциональных состояний обучающихся экспериментальной группы в учебно-тренировочном процессе, в соревновательном периоде и во время зачетно-экзаменационной сессии.

Полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистики и сделан вывод об эффективности включения методой саморегуляции психологических и функциональных состояний обучающихся как одного из разделов программы дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» обучающихся в техническом вузе (на примере учебно-тренировочного процесса по гиревому спорту).

Результаты исследования. Психологическое и функциональное состояние обучающихся оценивали по следующим критериям: ситуативная тревожность, физическая работоспособность, психоэмоциональное

состояние, психическая и физическая напряженность, психологическая готовность к соревнованиям. Снижение величины ситуативной тревожности составило 8% (до эксперимента ситуативная тревожность составила 42%, после -34%), увеличение физической работоспособности составило 11,5% (до эксперимента психическая и физическая работоспособность составила 53%, после - 64,5%), психическая и физическая напряженность снизилась на 19% (до эксперимента - 59%, после - 40%), психологическая готовность к соревнованиям увеличилась на 11% (до эксперимента - 71%, после - 82%). У спортсменов контрольной

группы, тренировавшейся по общепринятой методике, эти же показатели остались на прежнем уровне или были улучшены незначительно.

Анализ литературы показал, что проблема подготовки эмоционального фона и саморегуляции психических состояний обучающихся технических вузов, занимающихся спортом актуальна, но недостаточно исследована. Проявления саморегуляции разнообразны, так как зависят от особенностей личности и окружающей среды. Систематическое применение психолого-педагогических методов учит самообладанию и самоконтролю обучающихся. Обстановка на спортивных соревнованиях, в зачетно-экзаменационный период обучающихся в технических вузах всегда разная, новая. Психологическая нагрузка для обучающихся достаточно большая. Психическое напряжение ведет к грубым ошибкам в технике выполнения упражнений на соревнованиях и не дает возможности раскрыть свой спортивный и биологический потенциал в полной мере. Психическое напряжение не позволяет эффективно применять свои знания при получении зачетов и сдаче экзаменов. Психологическое и функциональное состояние, эффективность деятельности находятся во взаимосвязи, причем психофизиологическое состояние человека выступает в качестве интегральной характеристики психического стресса, личности, мотивов в ходе ответственного отношения к соревнованиям, зачетам, экзаменам.

Выводы:

- проведен анализ литературы для разработки программы дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» обучающихся в техническом вузе (на примере учебно-тренировочного процесса по гиревому спорту);

- результаты эксперимента позволили обосновать необходимость включения методов саморегуляции психологических и функциональных состояний обучающихся как одного из разделов программы дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» обучающихся в техническом вузе (на примере учебно-тренировочного процесса по гиревому спорту);

- экспериментально доказана эффективность включения методов саморегуляции психологических и функциональных состояний обучающихся в раздел программы дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» обучающихся в техническом вузе (на примере учебно-тренировочного процесса по гиревому спорту).

Включение в программу дисциплины «Физическая культура со спортивно-видовой направленностью» обучающихся в технических вузах гиревого спорта и методов саморегуляции психологического и функционального состояний обучающихся как одного из разделов позволили повысить уровень общей подготовленности обучающихся, устойчивость к

психоэмоциональным напряжениям, в том числе к соревновательным выступлениям и сдаче зачетов и экзаменов, повысить

работоспособность, существенно повысить свои личные спортивные результаты, успешно формировать физическую культуру будущих специалистов, готовых к трудовой деятельности, необходимых развивающейся экономике.

Литература:

1. Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: учебное пособие / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. -Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.

2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 1. - С. 22-26.

3. Володина А.А. Психологическая саморегуляция в спорте (на примере баскетбола) / А.А. Володина, А.А. Толмачёва, О.В. Габидулин, Н.В. Назарова // Молодой ученый. - 2017. - № 10. - С. 378-382.

4. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. -2-е изд., дораб. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. -224 с.

5. Дворкин JI.C. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт / Л.С. Дворкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - С. 384.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Изд-кая корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

7. Ибрагимов У.И. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность и

успеваемость студентов / У.И. Ибрагимов, Д.Г. Ташбулатов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 3. - 44 с.

8. Каганов А.Б. Формирование профессиональной направленности студентов на младших курсах вуза (на примере технических вузов): автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Б. Каганов. - М., 1981. - 16 с.

9. Красноперова Н.А. Учебно-тренировочный практикум по освоению методов психофизической саморегуляции в познавательно-профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / Н.А. Красноперова; сост. Н.А. Красноперова. - Красноярск: СибГТУ, 2006. - 84 с.

10. Мартиросова Т.А. Формирование готовности к трудовой деятельности будущего бакалавра в образовательном процессе вуза: дис. ... док. пед. наук / Т.А. Мартиросова. - Красноярск, 2016. - 250 с.

11. Мышкин И.Ю. Функциональные состояния как регулятор профессиональной деятельности: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Мышкин // Психология труда; под ред. проф. А.В. Карпова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - С. 196.

12. Основы психологии: практикум; ред. -сост. Л.Д. Столяренко. - 6-е изд., допол. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 704 с. - (Высшее образование).

Сведения об авторах:

Радченко Дмитрий Геннадьевич (г. Красноярск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, e-mail: dimytch111168@mail.ru

Мартиросова Татьяна Александровна (г. Красноярск, Россия), доктор педагогических наук, зав. кафедрой ФКВ, Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, e-mail: tatianya.martirosova@mail.ru

Поборончук Татьяна Николаевна (г. Красноярск, Россия), кандидат технических наук, доцент, Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева e-mail: poboronchuk_tn@mail .sibsau.ru

Data about the authors:

D. Radchenko (Krasnoyarsk, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, Siberian state University of science and technology. M.F. Reshetneva, e-mail: dimytch111168@mail.ru

T. Martirosova (Krasnoyarsk, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Department of FCV, Siberian state University of science and technology M.F. Reshetneva, Krasnoyarsk state pedagogical University V.P. Astafyeva, e-mail: tatianya.martirosova@mail.ru

T. Poboronchuk (Krasnoyarsk, Russia), Candidate of Technical Sciences, associate Professor, Siberian state University of science and technology M.F. Reshetneva, e-mail: poboronchuk_tn@mail.sibsau.ru

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.