УДК 008
DOI 10.23672/SEM.2023.74.37.012
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
••••••
FORMATION OF PHYSICAL CULTURE STUDENT PERSONALITIES
Химченко Сергей Евстафиевич
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой физической культуры, Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия 89515111938@mail.ru
Sergey E. Khimchenko
Candidate of Pedagogical Sciences,
Associate Professor,
Head of the Department
of Physical Culture,
Rostov branch Russian State
of University of Justice
89515111938@mail.ru
Устькачкинцев Юрий Александрович
кандидат педагогических наук, доцент,
Донской педагогический колледж jura.ust@yandex.ru
Yuri А. Ustkachkintsev
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Don Pedagogical College jura.ust@yandex.ru
Аннотация. Создание, а также - актуализация теоретических, практических и научно-методических рекомендаций, преследующих цели сохранение и укрепление их здоровья и уровня физического состояния, остается наиболее востребованной темой для многих фундаментальных научных исследований в сфере молодежной физической культуры и спорта. В статье рассматривается значение физической культуры и спорта для современного человека. Уделяется внимание формированию физической культуры личности учащихся и студентов. Авторами выявлено соотношение между такими понятиями как «движение» и «здоровье». Определено влияние физкультурного самообразования на жизнедеятельность подрастающего поколения.
физическая культура, спорт, здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура личности.
The creation, as well as the actualization of theoretical, practical and scientific-methodological recommendations aimed at preserving and strengthening their health and physical condition, remains the most popular topic for many fundamental scientific research in the field of youth physical culture and sports. The article examines the importance of physical culture and sports for a modern person. Attention is paid to the formation of physical culture of the personality of pupils and students. Revealed the relationship between such concepts as movement and health. The influence of physical culture self-education on the vital activity of the younger generation is determined.
Keywords: physical education, sport, health, healthy lifestyle.
Ключевые слова:
Annotation.
Решение задач, направленных на укрепление здоровья представителей российской молодежи, выступает сегодня наиболее актуальной задачей, стоящей перед системой физического воспитания.
Создание, а также актуализация теоретических, практических и научно-методических рекомендаций, преследующих цели сохранение и укрепление их здоровья и уровня физического состояния, продолжает оставаться наиболее востребованной темой для многих фундаментальных научных исследований в сфере молодежной физической культуры и спорта.
Комплексное изучение здоровья представителей российской молодежи продиктовано современным этапом развития общества, в условиях которого человек достиг совершенства во многих областях. При этом, принимая во внимание многочисленные исследования, проблема здоровья выступает наиболее востребованной [1].
Минимизация двигательной активности, свойственная большинству молодых россиян, связана с гиподинамией, делающей организмы молодых людей уязвимыми перед развитием многообразных заболеваний. Наиболее сложно складывается с этим дело у детей и учающейся молодежи. Установлено [2], что представители молодежи, обучающиеся в общеобразовательной школе, и при этом регулярно занимающиеся физкультурой и спортом, лучше развиты физически, чем те сверстники, которые не вовлечены в пространство рассматриваемой деятельности. Как правило, они имеют более высокий рост, больший вес, превосходящую окружность грудной клетки, большую мышечную массу, а также мышечную силу, а жизненная емкость их легких значительно выше. Рост юношей 16-ти лет, регулярно занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью, как правило, 170,4 см.; а у остальных, как правило, 163,6 см.; аналогично вес - 62,3 и 52,8 кг. Кроме того, занятия рассматриваемыми видами физической активности тренируют сердечно-сосудистую систему, делая ее более выносливой к значительным нагрузкам. Физическая нагрузка содействует развитию костно-мышечной системы [4].
Сегодня занятия физической культурой применяются для оздоровительного влияния их на широкие массы населения [3].
Значение данных занятий в жизни современного молодого человека огромно и это является неоспоримым фактом для современного российского научного сообщества. Люди издавна знали, что только физически развитый человек способен прожить полноценную жизнь. В современную эпоху рыночных отношений, чрезвычайно актуальна тема привлечения детей и учащейся молодежи к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, что напрямую связано с развитием полноценного и здорового общества современной России.
Неумение, а зачастую и нежелание разумно организовать свое свободное время, свойственно многим представителям молодежи поколения Z, что в современной социальной реальности может иметь следствием различные пагубные последствия для здоровья представителей рассматриваемой социально-демографической группы. Речь идет о пристрастии к дурным привычкам (от нечего делать), примыкании к дурным компаниям [9], а также, тотальное увлечение компьютерными играми (зачастую, не способствующими интеллектуальному и духовному развитию молодых людей), что, в свою очередь, может привести к нарушениям здоровья, психики, к увеличению количества поведенческих девиаций и прочим негативным результатам.
Педагогу важно суметь заинтересовать, увлечь, организовать детей и молодежь различными средствами физической культуры, выступающей достойной альтернативой описанным ранее поведенческим девиациям, столь распространенным в молодежном пространстве.
Первостепенной задачей современных российских спортивных педагогов должно являться привитие обучающимся ценностей физической культуры и спорта и соответствующего образа жизни.
Слабая разработанность со стороны представителей научного сообщества рассматриваемой проблематики, при её огромной социальной значимости, является главной причиной того, чтобы приходится вновь и вновь обращаться к данной тематике, задаваясь актуальными вопросами:
Как верно и эффективно формировать у детей и молодежи желание к регулярным занятиям физической культурой и спортом?
Каким образом сформировать их собственное стремление к здоровому образу жизни?
[6].
Но как донести до ребёнка эту информацию о пользе занятий, а именно - систематических, регулярных занятий с раннего возраста? И это, в первую очередь, ложится, вначале, на плечи родителей, а, впоследствии, учителей и преподавателей [5].
Уровень физической культуры личности определяется степенью ее образованности в данной сфере и, сформированной на основе этого, осознанной потребностью в использовании физических упражнений, направленных на сохранение, а также укрепление собственного здоровья, всестороннее физическое самосовершенствование индивида. Реальный инструмент решения ранее обозначенной проблематики давно известен - это вооружение учащихся всеми важнейшими знаниями и способами их рационального использования в ходе физического самосовершенствования, а также, развития ценностно-мотивационных ориентаций молодежи, подлинной физической культуры личности [7].
Отсутствие у обучающихся необходимых теоретических сведений, посвященных азам физической культуры и спорта, снижают эффективность обучения и воспитания, уменьшают интерес к данным занятиям, препятствуют перерастанию учебного процесса в процесс самообразования и самосовершенствования [3].
Особое значение проблема роста образованности в области физической культуры приобретает в практике физического воспитания учащейся молодежи; ее успешное решение должно рассматриваться в качестве важнейшего условия, обеспечивающего перерастание образовательной работы по физической культуре в процесс осознанного самообразования и самосовершенствования в рассматриваемой нами области. Это и есть достижение главной цели - образования молодежи в сфере физической культуры [7].
Необходимо констатировать, что на бытовом уровне, зачастую, понятиям «физическая культура» и «спорт» придается одинаковое значение. Это не соответствует действительности.
Физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими социальных обязанностей.
Спорт представляет собой соревновательную деятельность и специализированную подготовку к ней. Специфичным для спорта выступает то, что его конечной целью предстает физическое совершенствование человека, происходящее в условиях соревновательной деятельности, без которой он не может существовать.
Целью физического воспитания обучающихся выступает формирование физической культуры личности [7]. В ходе работы в рассматриваемой сфере происходит всестороннее развитие занимающихся, дающее возможность глубоко овладеть образовательной программой обучения, результатом которого служат, достижения оптимального уровня физических и психологических качеств, умений, осуществление личной оздоровительной и спортивной деятельности, в свободное от обучения время [3].
Существует более 150 определений здоровья. Исключительно востребованным и общеизвестным выступает определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, 1986). Здоровье - это «состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [2].
Имеются научные данные об объеме желательной двигательной активности для различных категорий населения [7]. Применительно к учащейся молодежи, данный показатель равняется 10-14 часам физической активности в неделю. Исходя из имеющихся данных, можно констатировать, что двух занятий общей продолжительностью порядка 3 часов в неделю, предусмотренных расписаниями учебных заведений, категорически недостаточно для всестороннего формирования здорового образа жизни обучающихся. Выход представляется в следующем [5]: необходимо в рамках занятий физической культурой сформировать у обучающихся личное мотивационно-ценностное отношение к физической культуре и спорту, проявляющиеся в признании необходимости в регулярных занятиях данными видами деятельности.
Тесная связь, существующая между уровнем здоровья и физической работоспособности с образом жизни, количеством и характером ежедневной двигательной активности, доказана сегодня разнообразными исследованиями, в частности, что достаточная физическая нагрузка в связке со здоровым питанием и здоровым образом жизни выступают максимально эффективными инструментами в преодолении угроз, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями и способствуют повышению продолжительности жизни людей, занимающихся спортом.
Все многообразие задач, стоящих перед педагогом физической культуры, необходимо условно разделить на три группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные. Выделить какую-либо из обозначенных групп в качестве приоритетной не представляется возможным в связи с тем, что они имеют одинаково важное значение в деле формирования физкультурного образования студентов [7].
По большей части, учащиеся в средних учебных заведениях относятся к молодежному возрасту. Организация и осуществление занятий спортом с рассматриваемой молодежью, требует брать во внимание возрастные, морфофункциональные и психологические особенности обучающихся. На обозначенном этапе биологического развития, по большей части, завершается становление организмов молодых людей; так, обладая необходимой пластичностью, происходит успешное приспособление к физическим нагрузкам.
Актуальные социологические данные свидетельствуют о том, что в основном представители российской учащейся молодежи, в общем масштабе, благосклонно настроены к занятиям физической культурой и спортом, понимая их значимость. Однако у большей части молодых
россиян отсутствуют значительно выражающиеся физкультурно-спортивные интересы и собственная потребность в активной физкультурной деятельности. Исходя из этого, формирование необходимой физкультурно-спортивной мотивации обучающихся педагоги спорта должны расценивать в качестве своих приоритетных профессиональных задач [2].
Рост у учащихся физкультурно-спортивных интересов должно осуществляться на основе:
- повышения уровня образовательного процесса;
- систематического совершенствования условий занятий по физическому воспитанию;
- донесения до сознания обучающихся необходимого массива специализированных знаний и конструирование на этой основе личностной осознанной необходимости в систематических занятиях физической культурой и спортом, как в рамках занятий, так и за их пределами самостоятельно.
Кроме того, задачей педагога выступает не только осуществление учебных занятий, но и всей физкультурно-спортивной деятельности, так называемой, второй половины рабочего дня. Главенствующей формой занятий по физическому воспитанию выступают именно учебные занятия по физической культуре, предусмотренные учебными планами и расписаниями. Факультативные и секционные занятия выступают актуальным продолжением и дополнением к учебным занятиям.
Важнейшей формой организации занятий студентов в свободное от учебы время выступают спортивные секции по разнообразным видам спорта. Кроме того, востребованной формой физического воспитания учающихся выступают физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в течение всего учебного периода. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд отделений, массовые кроссы, соревнования различного уровня [8, с.10].
Еще одной формой физического воспитания обучающихся выступают руководство и консультирование самостоятельных занятий различными физическими упражнениями в свободное от учебы время на основе понимания молодыми людьми важности физкультурно-спортивной деятельности, по собственной инициативе или по заданию преподавателя [6].
В завершении обзора ключевых направлений формирования физкультурного образования студентов, необходимо отметить, что сама система физического воспитания в средних и высших учебных заведениях нашей страны имеет определенную прикладную направленность. Это проявляется в том, что развитые физически молодые люди могут более плодотворно и творчески трудиться на производстве, нести службу в силовых ведомствах и т.д. Полученная ими в ходе обучения физическая закалка, и выработанная привычка к самостоятельным и постоянным занятиям физической культурой и спортом, хорошо развитые физические качества и многообразные двигательные навыки будут оказывать существенную помощью в сфере их профессиональной деятельности и всей дальнейшей жизни.
Литература:
1. Айдаркин Е.К. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии. Ростов-н/Д., 2013. 176 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни / В.К. Бальсевич; Под ред. Г.С. Никифорова // Теория и практика физической культуры. 1990. № 1. С. 22-26.
3. Здоровая личность. СПб., 2013. 400 с.
4. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. Ростов-н/Д., 2014. 252 с.
5. Курысь В.Н. Всеобщее физкультурное образование - путь к здоровью нации / В.Н. Курысь // Вестник СГУ: Психолого-педагогические науки. 1998. № 6. С. 140.
6. Филоненко В.И. Представление о здоровье и здоровьесбережнии у студенческой молодежи / В.И. Филоненко, М.А. Никулина // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 152-157.
7. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. Ростов-н/Д., 2008. 624 с.
8. Гафиатулина Н.Х. Здоровьесберегающие модели профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности / Н.Х. Гафиатулина // Инженерный вестник Дона, 2013. № 3. УЯЬ : ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1824
9. Гафиатулина Н.Х. Здоровье молодежи российского общества: социологический анализ неблагоприятных тенденций / Н.Х. Гафиатулина // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2016. № 1 (45). С. 140-143.
10. The role of health-saving technologies in the process of students educational and professional socialization / N.K. Gafiatulina [et al.] // Eurasian journal of biosciences. 2019. Vol. 13. № 2. P.1557-1563.
Literature:
1. Aidarkin E.K. Age-related foundations of health and health-saving educational technologies. Ros-tov-on/D., 2013. 176 p.
2. Balsevich V.K. Physical training in the system of education of culture of a healthy lifestyle / V.K. Balsevich // Theory and practice of physical culture. 1990. № 1. P. 22-26.
3. Healthy personality / Ed. G.S. Nikiforova. SPb., 2013. 400 p.
4. Kobyakov Yu.P. Physical Culture. Fundamentals of a healthy lifestyle: Rostov-n / D., 2014. 252 p.
5. Kurys V.N. General physical education - the way to the health of the nation // Bulletin of the sSu: Psychological and pedagogical sciences. 1998. № 6. P. 140.
6. Filonenko V.I. The idea of health and health saving among student youth / V.I. Filonenko, M.A. Nikulina // Sociological research. 2018. № 7. P. 152-157.
7. Yanson Yu.A. Physical culture at school. Scientific and pedagogical aspect. Book for the teacher. Rostov-on/D., 2008. 624 p.
8. Gafiatulina N.Kh. Health-saving models of professional socialization of student youth in conditions of social uncertainty / N.Kh. Gafiatulina // Engineering Bulletin of the Don. 2013. № 3 URL : ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1824
9. Gafiatulina N.Kh. Health of the youth of the Russian society: a sociological analysis of unfavorable trends / N.Kh. Gafiatulina // Bulletin of the Institute of History, Archeology and Ethnography. 2016. № 1(45). P. 140-143.
10. The role of health-saving technologies in the process of students educational and professional socialization / N.K. Gafiatulina [et al.] // Eurasian journal of biosciences. 2019. Vol. 13. № 2. P.1557-1563.