Научная статья на тему 'Формирование финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта'

Формирование финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1627
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ПРИБЫЛЬ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апресова Нана Гурамовна

В статье раскрывается понятие финансов хозяйствующего субъекта, их функции. Определены принципы и задачи финансовой стратегии субъекта предпринимательства, источники его финансирования, формирование прибыли хозяйствующего субъекта, цели информирования о финансовом состоянии коммерческой организации, источники формирования прибыли и методы по лучшему их использованию. Кроме того, проведен анализ налогообложения, величины амортизационных отчислений, поведения хозяйствующего субъекта на рынке банковских ссуд и рынке ценных бумаг как факторов, от которых зависит величина средств для финансирования расширения производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта»

72

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ

В

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

Актуальные проблемы регулирования бизнеса

Нана Гурамовна АПРЕСОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

© Н. Г. Апресова, 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

В статье раскрывается понятие финансов хозяйствующего субъекта, их функции. Определены принципы и задачи финансовой стратегии субъекта предпринимательства, источники его финансирования, формирование прибыли хозяйствующего субъекта, цели информирования о финансовом состоянии коммерческой организации, источники формирования прибыли и методы по лучшему их использованию. Кроме того, проведен анализ налогообложения, величины амортизационных отчислений, поведения хозяйствующего субъекта на рынке банковских ссуд и рынке ценных бумаг как факторов, от которых зависит величина средств для финансирования расширения производства.

Ключевые слова: хозяйствующий субъект, финансовый результат, прибыль, доходы, расходы, финансовая стратегия, источники финансирования, финансовое состояние, налогообложение, налоговое планирование.

Прежде чем говорить о финансовом результате хозяйствующего субъекта, необходимо определить, что же является его финансами.

Финансы хозяйствующего субъекта — это совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и накоплений. Они обеспечивают взаимодействие основного и оборотного капитала и взаимоотношение с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы. При этом они выполняют две функции: воспроизводственную и контрольную.

Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами круговорота основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений.

Контрольная функция представляет собой финансовый контроль за производственно-хозяйственной деятельностью субъекта предпринимательства.

Финансовая стратегия субъекта предпринимательства строится на определенных принципах организации.

1. Жесткая централизация финансовых ресурсов, обеспечивающая фирме быструю маневренность финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной деятельности.

2. Финансовое планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств субъекта и основные направления их расходования.

3. Формирование крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу хозяйствующего субъекта в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры.

4. Безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами.

Главной задачей финансовой стратегии является достижение самоокупаемости хозяйствующего субъекта, т.е. способность покрывать свои расходы (затраты) результатами предпринимательской деятельности, обеспечивая тем самым повторяемость деятельности в неизменных масштабах.

в

ЕСТНИК Апржав* Н. Г. ^

УНИВЕРСИТЕТА Формирование финансового результата деятельности Ж_3

имени O.E. ку™фина(мгюА) хозяйствующего субъекта

В процессе достижения самоокупаемости решаются две важнейшие для предпринимателя проблемы: борьба с убыточностью и повышение прибыльности. Необходимо не только покрывать свои расходы доходами, но и быть рентабельным, т.е. получать прибыль. Самоокупаемость является неотъемлемым моментом самофинансирования, т.е. способности из заработанных средств не только возмещать затраты, но и финансировать расширение деятельности и решение различных задач.

Самофинансирование осуществляется за счет прибыли и амортизации. В процессе накопления объем прибыли подвергается уменьшению за счет налогов и различных платежей из прибыли. В конечном итоге остается перераспределенная прибыль. Из нераспределенной прибыли и амортизации формируется финансовый фонд или источники самофинансирования.

Финансирование в широком смысле может осуществляться и путем привлечения средств рынка ссудных капиталов, к которым относятся: кредит, выпуск ценных бумаг (акций и облигаций) и т.д. Однако остановимся более подробно на собственных источниках финансирования хозяйствующего субъекта, т.е. собственном капитале, безусловным и исключительным владельцем которого является собственник (или собственники) субъекта предпринимательства.

К собственному капиталу следует отнести первоначальные и последующие вложения собственных средств учредителями (участниками), акционерами и приращение капитала за счет прибыли.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) по общему правилу прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Иными словами, прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйствования и слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества, а также доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами, а также затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг)1.

Для того чтобы управлять финансово-хозяйственной деятельностью организации, требуется соответствующее информационное обеспечение. Информация о финансовом положении организации являются его важнейшей составной частью. Она позволяет оценить изменение доходов и расходов организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, проанализировать состав, структуру и динамику прибыли, а также выявить факторы формирования конечного финансового результата. Обобщив результаты анализа, можно выявить неиспользованные возможности увеличения прибыли хозяйствующего субъекта, повышения уровня его рентабельности. Такая информация пользуется наибольшим спросом среди различных ее пользователей и обязательно учитывается при принятии любых управленческих решений. Поэтому достоверность информации о П

доходах и финансовом положении организаций, а также возможность ее получения в н

любой необходимый момент являются обязательными условиями в практике принятия и

управленческих решений в процессе их финансово-хозяйственной деятельности. Поль- 5

зователи информации могут быть внешние и внутренние. К внутренним пользователям 5 информации относятся менеджеры, бухгалтеры, акционеры и др. К внешним — налого-

х гп

П

1 См. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организа- н

ций» (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н. НАУК1

74

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ

В

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

вые органы, органы статистики, банки, аудиторские и консалтинговые фирмы, партнеры хозяйствующего субъекта, в том числе деловые партнеры, инвесторы и др. Количество пользователей такой информации постоянно меняется и может значительно варьироваться в зависимости от конкретных экономических условий, тогда как интересы пользователей в отношении информационного содержания достаточно постоянны.

Важнейшей составной частью информации о финансовом положении организации являются данные о формировании результатов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности коммерческих организаций. При этом в современных условиях хозяйствования в число важнейших объектов учетного наблюдения выдвигается собственный капитал, образующийся в результате получения организацией доходов.

В условиях рыночных отношений предприниматель должен стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, такому объему прибыли, который бы позволил ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и услуг, но и обеспечивать динамическое развитие его производства в условиях конкуренции. Для этого необходимо знание источников формирования прибыли и методов по лучшему их использованию.

Как свидетельствует мировая практика, в условиях рыночных отношений имеется три основных источника получения прибыли:

1) получение прибыли за счет монопольного положения субъекта по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;

2) источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью;

3) источник связан с инновационной деятельностью.

Величина средств для финансирования расширения производства зависит от ряда факторов: налогообложения, величины амортизационных отчислений, поведения хозяйствующего субъекта на рынке банковских ссуд и рынке ценных бумаг

Остановимся подробнее на влиянии первого фактора, т.е. на системе налогообложения, поскольку размер налога непосредственным образом влияет на размер нераспределенной прибыли (за рубежом ее называют чистой прибылью, которая поступает в распоряжение предпринимателя).

В правовом аспекте налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований2.

Важнейшим прямым налогом, взимаемым с организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, является налог на прибыль организаций3. Плательщиком данного налога являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации4.

Ставка налога на прибыль устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в процентном отношении к объему обложения (долевая процентная ставка). По общему правилу сегодня она равна 20 %. Для отдельных категорий налогоплательщиков она может быть понижена5.

2 Ст. 8 НК РФ.

3 Гл. 25 НК РФ.

4 Ст. 246 НК РФ.

5 Ст.284 НК РФ.

в

ЕСТНИК Апресова Н. П ф

УНИВЕРСИТЕТА Формирование финансового результата деятельности

имени O.E. Кугафина(МГЮА) хозяйствующего субъекта

Следует отметить, что размеры ставок налога на прибыль в России не превышают фактически действующие ставки в промышленно развитых странах.

По результатам мировой практики максимальная ставка на прибыль не должна превышать уровень 35 %, иначе компании теряют заинтересованность в развитии и расширении производства. Однако в некоторых странах она довольно высока6.

Налоговым законодательством при налогообложении прибыли организаций могут быть предусмотрены многочисленные льготы, имеющие стимулирующее, поддерживающее и иное значение. Например, для организаций — резидентов особой экономической зоны7, для организаций — участников региональных инвестиционных проектов. Ставка 0 % устанавливается, например, для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность.

Кроме налога на прибыль (федеральный налог), организации уплачивают налог на имущество, налог на добавленную стоимость и др. Если субъект предпринимательства соответствует установленным законодательством критериям, он может воспользоваться специальным налоговым режимом. Так, НК РФ предусматривает единый сельскохозяйственный налог8, упрощенную систему налогообложения9, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности10, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции11 (для индивидуальных предпринимателей также предусмотрена патентная система налогообложения12).

Налоговое планирование — один из способов организация деятельности хозяйствующего субъекта с целью достижения максимальной прибыли. Понимание ограниченности налогового планирования, направленного на минимизацию налоговых последствий по отдельным операциям и конкретным налогам, привело к появлению нового подхода в налоговом планировании, соответствующего термину «оптимизация налогообложения». Употребление понятия «оптимизация» в налоговом планировании стали согласовывать с родовым термином «оптимум» в смыслах: наилучший вариант из возможных состояний системы; цель развития и качество принимаемых решений13.

Трансформировалось также понятие налогового планирования. Так, некоторые ученые определяют его как «использование учетной и амортизационной политики организации, а также льгот по налогу, и законных вычетов из налогооблагаемой базы и других установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств»14.

л

6 Максимальные ставки налога составляют в Германии 50 %, Греции — 49 %, Франции — 42 %, Бельгии и Ирландии — 43 %, Италии — 36 %, Великобритании, Нидерландах, Испании, Португалии — 35 %, Люксембурге — 34 %. В Соединенных Штатах Америки подоходный налог на корпорации, т.е. налог на прибыль, следующий:

— с первых 50 тыс. долларов прибыли взимается налог по ставке 15 %;

— со следующих 25 тыс. долларов прибыли налог взимается по ставке 25 %;

— свыше 75 тыс. долларов прибыли — 35 %.

7 С 1 января 2012 года до 1 января 2018 года для организаций — резидентов туристско-рекреа-ционных особых экономических зон. Ш

8 Глава 26.1 НК РФ.

9 Глава 26.2 НК РФ. и

10 Глава 26.3 НК РФ. 5

11 Глава 26.4 НК РФ. П

12 Глава 26.5 НК РФ. Ш

13 См.: Пансков В. Г., Князев В. Г. Налоги и налогообложение : учебник // Международный центр П

финансово-экономического развития. Серия «Высшая школа». М. : 2003. О

76

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

УНИВЕРСИТЕТА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

ЕСТНИК

Современное содержание налогового планирования на микроуровне характеризуется его органической связью с управлением финансово-хозяйственной деятельностью. В связи с этим налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий в рамках хозяйственно-финансового планирования, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы и других элементов налогообложения, обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим законодательством.

Задача налогового планирования — организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах.

Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств.

Можно выделить некоторые виды налогового планирования:

1) перспективное налоговое планирование — анализ налогообложения хозяйствующего субъекта с целью разработки и внедрения индивидуальной модели налогообложения (выбор вариантов осуществления финансово-хозяйственной деятельности с целью оптимизации налогообложения организации с использованием законных способов и методов);

2) текущее налоговое планирование (предполагает применение совокупности методов, позволяющее снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае и отдельном налоговом периоде):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— налоговое планирование отдельных сделок;

— налоговое планирование отдельных налогов.

Что касается величины амортизационных отчислений, то можно отметить, что амортизационные отчисления — это денежные средства, предназначенные для возмещения износа предметов, относящихся к основным средствам хозяйствующего субъекта (основным фондам). Эти отчисления распределяются на полное и частичное восстановление (капитальный ремонт). Амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Начисление амортизации осуществляется на объекты основных средств, находящиеся в ремонте, простое, незаконченные или не оформленные актами приемки, но фактически находящиеся в эксплуатации. Амортизационные отчисления включаются в издержки производства или обращения. Производятся всеми коммерческими организациями на основе установленных норм и балансовой стоимости основных фондов, на которые начисляется амортизация. Амортизационные отчисления обладают большими преимуществами по сравнению с прибылью, так как не облагаются налогом.

Теперь о поведении хозяйствующего субъекта на рынке банковских ссуд. Система кредитования предполагает применение соответствующего кредитного механизма, который обусловлен конкретной экономической ситуацией и связанной с ней потребностью в отдельных видах ссуд, а также особенностями кредита. При помощи кредитного механизма осуществляется саморегулирование величины средств, необходимых для хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства. Особенно важна роль кредита для пополнения оборотных средств и в процессе воспроизводства основных фондов. Использование заемных средств позволяет совершенствовать технологию производства, расширять или стабильно поддерживать на рынке долю своей выпускаемой продукции.

С точки зрения правового регулирования кредитный договор является разновидностью договора займа. Основные положения о кредитном договоре сформулированы в ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

в

ЕСТНИК Апржав* Н. Г. ^

УНИВЕРСИТЕТА Формирование финансового результата деятельности 77

имени O.E. Кугафина(МГЮА) хозяйствующего субъекта

К кредитному договору применяются правила, предусмотренные § 1 главы 42 ГК РФ о договоре займа, если иное не предусмотрено правилами о кредите и не вытекает из существа кредитного договора15. Таким образом, все правила, касающиеся процента по договору займа, обязанностей заемщика по возврату суммы долга, последствий нарушения заемщиком договора займа, последствий утраты обеспечения обязательств заемщика, целевого характера займа, вексельного оформления заемных отношений, и некоторые другие непосредственно применимы к кредитному договору, поскольку иное не вытекает из закона и самого договора.

В статье 30 Федерального закона от 2 декабря 1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» указан ряд существенных условий кредитного договора.

И, наконец, поведение хозяйствующего субъекта на рынке ценных бумаг. Совершение сделок на финансовом рынке предполагает в первую очередь умение проводить операции на фондовых биржах и во внебиржевом обороте. Каждый хозяйствующий субъект, выходя на рынок, размещает свободные денежные средства или свои ценные бумаги. Тем самым он влияет на фондовый рынок и сам испытывает его влияние. Финансовый менеджер принимает решение о финансировании активов, выбирая наилучший вариант. Если удается это делать успешно, то цена компании увеличивается и одновременно растет благосостояние акционеров.

В управлении крупным субъектом предпринимательства все большую роль начинает играть финансовый аспект. Практически во всех развитых странах финансовые институты издавна управляют пакетами акций промышленных компаний. Таким образом, роль фондового рынка и финансовых посредников в управлении экономикой продолжает усиливаться.

Главой 7 ГК РФ, в частности § 1, урегулированы общие положения о ценных бумагах. На основании статьи 142 ГК РФ ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги). Ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса (бездокументарные ценные бумаги).

В Федеральном законе от 22 апреля 1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также в иных нормативных правовых актах в указанной области, используются термины «эмиссия ценных бумаг», «размещение ценных бумаг», «обращение ценных бумаг» и термин «опцион эмитента».

Статьей 17 данного Закона определены такие положения, как содержание решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, порядок утверждения этого решения, порядок оформления этого решения.

Процесс формирования финансового результата в хозяйствующем субъекте — явление многоаспектное. В бухгалтерском учете финансовый результат определяют путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период16. В последние годы в практике российского бухгалтерского учета происходят довольно серьезные изменения, связанные с перестройкой всей национальной учетной системы и приведением ее к требованиям международных стандартов учета. Предприниматели заинтересованы в максимизации прибыли, поскольку именно за счет прибыли они могут развиваться, увеличивать масштабы производства, а следовательно, и приносить больший доход.

Пункт 2 ст. 819 ГК РФ.

Понятие, порядок признания в бухгалтерском учете и классификация доходов и расходов определены в положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г № 32н; и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 № 33н.

15

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.