Инновационный потенциал
Удк 334.754:658.15
управление финансами крупных государственных корпораций: источники финансирования инноваций
в. о. Федорович,
доктор экономических наук, директор Института магистратуры Е-mail: klania2002@mail. т
т. в. Федорович,
доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Е-mail: tani_vf@mail. т Новосибирский государственный университет
экономики и управления
В статье рассматриваются базовые подходы к управлению финансовыми потоками крупных государственных корпораций, анализируются их современные модификации, характерные для конкретных стадий реструктуризации их имущественных комплексов. Предлагаемые подходы учитывают возможности формирования консолидированной группы налогоплательщиков с указанием количественных ограничений, регламентированных новыми дополнениями к действующему налоговому законодательству Российской Федерации. Излагаются современные методы управления источниками финансирования инноваций с определением видов и форм инновационной деятельности промышленных корпораций, а также источников ее финансирования с учетом особенностей развития рынка лизинговых услуг. Дается подробная характеристика особенностей венчурного финансирования инноваций.
Ключевые слова: финансовые потоки, консолидированный налогоплательщик, консолидированная прибыль, накопленная амортизация, инновации, инновационный проект, источники финансирования, финансовый лизинг.
Современные тенденции в развитии методов финансирования инноваций для крупных государствен-
ных корпораций в значительной степени предопределяют применение потоковых подходов в управлении финансами организационных структур такого масштаба. При этом методы управления финансовыми потоками можно рассматривать в качестве базовой технологии для планирования финансовой работы дочерних и зависимых акционерных обществ (ДЗО), включая и их структурные подразделения.
Рассмотрим современные подходы управления финансами на примере крупнейших промышленных холдингов российской экономики, опираясь на результаты реформирования:
- ОАО «РЖД»;
- крупнейшей сырьевой корпорации РАО «Газпром»;
- государственной корпорации Росатом (ОАО «Атомэнергопром», ОАО «Сибирский химический комбинат») [4, 5, 6, 7].
Эффективность такого подхода обусловлена тем, что производственно-хозяйственная и финансовая деятельность крупных организационных структур сопряжена с образованием достаточно большого количества внутренних и внешних организационно-финансовых связей. Финансовые
потоки крупной государственной корпорации, находящейся в процессе реформирования, включают следующие их разновидности:
1) финансовые потоки, возникающие в ходе реформирования, прежде всего структуры высших органов управления (формирования совета директоров, правления и т. д.), включая систему внутреннего взаимодействия структурных подразделений и уставный капитал головной корпорации и ДЗО;
2) финансовые потоки, образующиеся при технологическом взаимодействии в ходе их текущей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности между:
- государственной корпорацией - головной (материнской) холдинговой корпорацией (например, ОАО - государственная корпорация) и ее ДЗО и др.;
- головной холдинговой корпорацией и государством-собственником (мажоритарием), иными группами собственников (миноритариями);
- контрагентами (поставщики, потребители) внутри госкорпорации;
- головной холдинговой корпорацией и институтами финансовой инфраструктуры (РФ, регион, муниципальное образование);
- головной холдинговой корпорацией, ДЗО и государством - фискальным органом и т. д.
Базовый подход к управлению финансовыми потоками сложной организационной структуры включает в себя два следующих основных аспекта.
Во-первых, базой или отправной точкой управления эффективностью использования финансовых ресурсов ДЗО и головной государственной корпорации является стоимостная оценка имущественных комплексов с учетом результатов комплексного финансового анализа их организационно-экономического состояния, включая оценку финансового состояния их отдельных, территориально (часто - и технологически) обособленных структурных подразделений.
Во-вторых, в обязательном порядке необходимо учитывать необходимость перераспределения финансовых потоков внутри группы - дочерних и зависимых обществ, а также внутри крупных корпораций холдинговой группы:
- представленных одним юридическим лицом;
- имеющих крупные технологически обособленные производства, включая собственный сбыт конечной (товарной) продукции.
К примеру, это:
- распределение консолидированной прибыли;
- перераспределение централизованных фондов экономического стимулирования (накопления и потребления);
- привлечение (отвлечение) финансовых ресурсов для финансирования внешних и внутренних инновационных проектов [1, 8].
С 2012 г. в России вводится институт консолидации налогоплательщиков для исчисления и уплаты налога на прибыль корпораций (групп организаций). Консолидированная группа налогоплательщиков представляет собой добровольное объединение российских корпораций - плательщиков налога на прибыль на основе договора, а также на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Создание такой консолидированной группы возможно при условии, что одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других корпораций -участников группы, причем доля такого участия в каждой из них составляет не менее 90 % [2].
При этом каждая корпорация - участник группы ДЗО должна отвечать определенным требованиям, предъявляемым, в частности, к величине совокупной суммы уплаченных за год налогов:
- НДС,
- акцизов,
- налога на прибыль,
- НДПИ.
Это не менее 10 млрд руб.
К суммарному объему выручки - это не менее 100 млрд руб., а также к совокупной стоимости активов - не менее 300 млрд руб.
Следует особо отметить, что согласно обновленному законодательству не могут объединяться в консолидированные группы:
- резиденты РФ;
- организации, применяющие специальные налоговые режимы;
- субъекты игорного бизнеса;
- клиринговые компании.
В то же время банки, страховые компании и некоторые иные финансовые организации могут создавать консолидированные группы только между собой. Принятым законодательством:
- подробно регламентирован порядок заключения договора о создании консолидированной группы и внесения в него изменений;
- достаточно четко определяется сама процедура его регистрации в налоговых органах [2].
Уполномоченным представителем всех корпораций - участников группы является ее ответствен-
ный участник. Им может быть головная (материнская) корпорация либо крупнейшая ДЗО группы. Уполномоченный представитель группы также несет права и обязанности налогоплательщика.
Нормами закона установлены особенности осуществления отдельных процедур налогового администрирования в отношении консолидированной группы корпораций. Например, в случае неуплаты (неполной уплаты) налога взыскание соответствующих сумм денежных средств в первую очередь производится за счет сумм денежных средств, находящихся на счетах ответственной корпорации-участника. При их недостаточности взыскание производится за счет денежных средств остальных участников группы в последовательности, определяемой налоговым органом. Некоторые особенности предусматриваются также в отношении проведения налоговых проверок (предметом которых является соответственно правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль). В отношении срока проведения выездной налоговой проверки установлено, что ее продолжительность (не более двух месяцев) увеличивается на число месяцев, равное количеству корпораций-участников, но не более чем до одного года.
Также определен порядок привлечения к налоговой ответственности участников консолидированной группы: не является правонарушением неуплата (неполная уплата) налога ответственной корпорацией - участником группы, если это вызвано предоставлением недостоверных сведений иным участником группы. При этом в отношении такого участника установлен самостоятельный состав налогового правонарушения и ответственность в виде штрафа в размере 20 % (в некоторых случаях 40 %) от неуплаченной суммы.
Поправками в часть вторую Налогового кодекса РФ вводятся особенности:
- определения доходов и расходов;
- признания убытков;
- формирования резервов;
- уплаты налога и представления деклараций (в частности, предусмотрено, что декларация представляется только ответственным участником по месту регистрации договора о создании консолидированной группы).
Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы
налогоплательщиков» вступил в силу с нынешнего года (за исключением отдельных положений). Для применения новых положений с 01.01.2012 корпорациям необходимо было не позднее 31.03.2012 представить в налоговую инспекцию требуемые документы в соответствии с п. 6 ст. 25.3 Налогового кодекса РФ [2].
В практике хозяйственной деятельности решения о формировании и распределении консолидированной или сводной прибыли, инвестировании и финансовых резервах могут приниматься на основе использования базовых подходов компании «Дюпон». Такие подходы предполагают проведение декомпозиционного экономического анализа доходности корпорации в расчете на ее собственный капитал, т. е. анализ показателя Retum on Investment (ROI). Это и позволяет взаимоувязать финансовые потоки прибылей и чистых продаж корпорации с так называемой «застывшей» суммой активов (суммой активов, определенных на конкретную отчетную дату).
Но при этом необходимо учитывать тот факт, что существует ряд особенностей, которые влияют на процессы перераспределения финансовых потоков внутри государственной корпорации, представленной группой корпораций - участников -юридических лиц:
- технологические и производственные особенности ДЗО;
- принятая при реструктуризации федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) организационная структура построения производственно-технологических взаимоотношений между корпорациями - участниками группы (государственной корпорации), а также финансовая взаимосвязь между их обособленными структурными подразделениями;
- организационно-правовые формы ДЗО;
- система менеджмента и структура управления в группе и структурных подразделениях отдельных юридических лиц, включая формирование центров ответственности инвестиций, прибыли, затрат и др.
При управлении финансами крупной государственной корпорации должны применяться различные методы консолидации хозяйственных операций группы. Такое положение обусловлено тем, что финансовые потоки, циркулирующие (сформированные) между центрами финансового управления ДЗО, являются для них внешними (экзогенными), а для рассматриваемой группы корпораций в целом -внутренними (эндогенными). Другими словами, «кон-
тур» консолидации конечных результатов и характеризующих их финансовых показателей (коэффициентов) демонстрирует границы организационной структуры. В пределах такой границы и выбирается наиболее эффективная форма организации движения финансовых потоков (формирование и распределение).
Остановимся более детально на формах и источниках финансирования инновационной деятельности в крупных холдинговых группах.
Согласно классическому определению инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность различных видов работ и услуг по созданию и распространению инноваций. При этом основными видами инновационной деятельности являются:
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
- разработка технологий, подготовка производства, создание промышленного образца и проведение промышленных испытаний;
- приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;
- инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;
- сертификация и стандартизация инновационной продукции, а также материалов, необходимых для ее изготовления;
- маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции;
- подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности и др.
Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска. Поэтому важными принципами организации системы финансирования инноваций являются:
- многообразие источников финансирования;
- их желательная гибкость и адаптивность к вариативной, а во многом и неопределенной среде инновационных процессов.
Традиционно основными источниками финансирования инновационной деятельности считаются:
1) бюджетные средства:
- федерального бюджета,
- бюджетов субъектов РФ,
- местных бюджетов;
2) внебюджетные средства, включая:
- собственные средства корпораций, осуществляющих инновационную деятельность,
- средства инвесторов.
Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается:
- для решения крупномасштабных научно-технических задач;
- для поддержки малого и среднего бизнеса.
Средства, выделяемые из федерального бюджета, как правило, направляются на финансирование:
1) государственных инновационных фондов:
- РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований;
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
- Федеральный фонд производственных инноваций;
2) федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов;
3) программ государственной поддержки инновационной деятельности.
Внебюджетное финансирование инновационной деятельности предполагает следующее. Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств. Инновационную деятельность корпорация может вести как за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, так и за счет собственных средств. Важными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности крупных промышленных корпораций являются:
- накопленные амортизационные отчисления;
- прибыль, остающаяся в распоряжении корпорации после уплаты налогов и обязательных платежей, направляемая в фонд накопления.
Известно, что в процессе производства стоимость основных производственных фондов переносится по частям на производимую продукцию. При этом сами объекты основных производственных фондов обесцениваются в результате материального и морального износа. Стоимость этого износа в виде амортизационных отчислений аккумулируется в амортизационном фонде корпорации. Размеры амортизационных отчислений устанавливаются государственными органами в процентах к балансовой стоимости основных средств и называются нормами амортизационных отчислений. Накопленные амортизационные отчисления часто являются
основным внутренним источником собственных средств корпорации при приобретении нового оборудования, техники и т. п., необходимых для осуществления инновационной деятельности [1, 3].
Государственные органы, с одной стороны, довольно жестко следят за тем, чтобы корпорации:
- соблюдали нормы амортизационных отчислений;
- не завышали этот существенный элемент производственной себестоимости, т. е. не уменьшали базу налогооблагаемой прибыли.
С другой стороны, экономически развитые страны, включая Российскую Федерацию, для улучшения инновационного климата в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности внедряют специальные схемы ускоренной амортизации. Это позволяет корпорациям быстрее накапливать амортизационные отчисления, быстрее обновлять, модернизировать объекты основных производственных фондов. Это, как правило, необходимо в ходе финансирования инновационных процессов [3].
Прибыль, остающаяся в распоряжении корпорации, направляемая в фонд накопления, является основным собственным источником финансирования инноваций. Фонд накопления, как и другие фонды специального назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении корпорации после расчетов по налоговым выплатам. Порядок формирования фонда накопления, как и нормы отчисления от чистой прибыли, устанавливаются менеджерами или собственниками корпорации самостоятельно [1, 3].
Цели и направления использования фонда накопления непосредственно определяются:
- инновационной политикой корпорации;
- пакетом инновационных проектов;
- осуществляемой в ходе их реализации инновационной деятельностью.
Во многих промышленных корпорациях за счет средств фонда накопления осуществляется:
- проведение НИОКР;
- приобретение нового оборудования и приборов;
- финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции действующего производства и строительству новых объектов.
В настоящее время финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов может реализовываться в форме:
1) кредитных инвестиций;
2) инвестиций в ценные бумаги, эмитируемые субъектами инновационной деятельности:
- акции;
- облигации;
- векселя;
3) прямых вложений в денежной форме в виде:
- ценных бумаг;
- основных фондов;
- промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них.
Это осуществляется на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности;
4) лизинга и иных способов привлечения инвестиций.
Одним из основных признаков современной системы кредитования деятельности инновационных корпораций является ее договорная основа. Все вопросы, возникающие по вопросам кредитования, решаются сторонами, заключающими договор. К примеру, корпорацией-заемщиком и коммерческим банком. При решении вопроса о выдаче кредита для финансирования инноваций (инновационного проекта) инвестор анализирует:
- возможности реализации инновационной продукции на рынке;
- ожидаемый рост доходов;
- другие финансово-экономические характеристики.
А в случае долгосрочных кредитов кроме этого оцениваются и перспективы экономического положения головной корпорации и группы в целом. Для получения показателей, характеризующих сроки окупаемости финансовых вложений, инвестор, как правило, при принятии решения о выделении кредита рассматривает соответствующий бизнес-план инновационного проекта.
Инвесторы могут финансировать инновационную деятельность, вкладывая средства в ценные бумаги (акции, облигации, векселя), эмитируемые субъектами инновационной деятельности. Кроме того, корпорации часто прибегают к дополнительной эмиссии ценных бумаг в случае недостатка собственных средств для финансирования:
- перспективных инновационных проектов;
- развития материально-технической базы;
- проведения необходимых НИОКР.
При осуществлении технологических инноваций, требующих приобретения дорогостоящего обо-
рудования, транспортных средств, энергетических установок, компьютерной и телекоммуникационной техники, часто прибегают к лизингу для привлечения дополнительных средств.
Традиционно лизинг представляет собой специфический вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам:
- за определенную плату;
- на определенный срок;
- на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
По экономическому содержанию лизинг характеризует величину прямых инвестиций, при которых лизингополучатель (т. е. арендополучатель) обязан:
- возместить лизингодателю (инвестору) инвестиционные издержки, связанные с приобретением и использованием предмета лизинга;
- обеспечить своевременную выплату вознаграждения (денежную сумму, предусмотренную договором лизинга сверх возмещения инвестиционных затрат).
Таким образом, существенной особенностью лизинга как экономической категории является разделение функций собственности (владения, распоряжения и использования), а именно отделение функции использования и управления имуществом от функций владения и распоряжения. Это отчасти объясняет интенсивное развитие рынка лизинговых услуг, так как все большее количество топ-менеджеров промышленных корпораций считают, что их задача состоит не в том, чтобы накапливать объекты основных производственных фондов для увеличения производства, а в том, чтобы производить инновационную продукцию. Поэтому в настоящее время наблюдается усиление тенденций приобретения в аренду высокотехнологичного оборудования (финансовый лизинг).
Основными формами лизинга являются:
- внутренний или отечественный лизинг (обе стороны договора лизинга являются резидентами РФ),
- внешний или международный лизинг (одна из сторон - нерезидент).
Необходимо отметить, что международный лизинг может представлять собой весьма эффективную форму сотрудничества для крупных промышленных
корпораций с государственным участием. Так как для реорганизации производства и перевода его на инновационную, как правило, более эффективную технологию и выпуск новой продукции, отвечающей требованиям международного рынка, не требуется первоначального выделения крупных денежных средств в иностранной валюте. На первом этапе внедрения новой технологии все расходы по приобретению объектов основных производственных фондов покрывает лизинговая компания (арендодатель).
К основным разновидностям лизинга внутри указанных форм относятся:
- долгосрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет);
- среднесрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет);
- краткосрочный лизинг (лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет).
К основным видам лизинга относятся:
- оперативный лизинг,
- финансовый лизинг,
- возвратный лизинг.
Важную роль в создании инновационного климата в Российской Федерации играют так называемые инновационные фонды, финансирование которых осуществляется из различных источников путем использования современных финансовых инструментов. Инновационные фонды формируются за счет:
- средств промышленных корпораций, осуществляющих инновационную деятельность;
- средств банков;
- средств страховых компаний;
- иных финансовых институтов.
В создании и деятельности инновационных фондов могут принимать участие заинтересованные государственные органы и государственные высокобюджетные фонды.
Основной целью формирования инновационных фондов обычно является аккумулирование и концентрация денежных средств для финансирования приоритетных инновационных проектов в целях финансовой поддержки перспективных инноваций. Как правило, инновационные фонды предоставляют инновационным проектам, прошедшим независимую экспертизу и конкурсный отбор, финансовые средства. Кроме того, инновационные фонды часто выполняют функции поручителей или гарантов по обязательствам корпораций, реализующих инновационные проекты.
При финансировании инновационных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска, а также неопределенностью коммерческого результата, корпорации могут использовать различные формы кооперации, включая:
- создание венчурных фондов;
- заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.
По большому счету развитие венчурного капитала для высокорисковых инвестиций призвано способствовать привлечению внебюджетных средств в инновационную сферу. В самом общем виде венчурное финансирование можно определить как одну из разновидностей акционерных инвестиций. Через венчурные фонды обычно финансируют промышленные корпорации, акции которых не обращаются на фондовом рынке. Эти ценные бумаги приобретаются на внебиржевом рынке («прямые инвестиции»). Довольно часто венчурный капитал является связующим звеном, способствующим (дающим возможность) выходу корпораций, вкладывающих значительные средства в инновации, на фондовый рынок.
Основные различия между венчурными и всеми прочими внебиржевыми (прямыми) инвестициями определяются по признаку наличия или отсутствия возможности контролирующего участия определенной стороны в реализации инновационного проекта. Венчурный инвестор для снижения рисков в качестве обязательного условия финансирования в большинстве случаев требует вхождения своего представителя в состав совета директоров промышленной корпорации, на базе имущества которой реализуется инновационный проект.
Венчурное финансирование.осуществляется, как правило, в малые и средние бизнес-структуры, реализующие инновационные проекты без предоставления ими какого-либо залога (в отличие, например, от любого коммерческого кредитования). При этом венчурный инвестор, как правило, не стремится приобрести контрольный пакет акций инвестируемой корпорации, что коренным образом отличает его от стратегического инвестора или «партнера».
Особенности венчурного финансирования заключаются в том, что если новая инновационная корпорация в период нахождения в ней в качестве совладельца венчурного инвестора добивается значимого экономического эффекта (т. е. если цена ее имущественного комплекса в течение 5-7 лет увеличивается в несколько раз), то все стороны -.
участники инновационного проекта получают соответствующее материальное вознаграждение.
Венчурный инвестор обычно не заинтересован в распределении прибыли в виде дивидендов, так как его экономический интерес покрывается тогда, когда он сумеет продать принадлежащий ему пакет акций инновационной корпорации по цене, в несколько раз превышающей его первоначальные финансовые вложения. Сам процесс продажи или дивестирования (изъятие или возврат капиталовложений) в венчурном бизнесе имеет название «выход» или «экзит» (англ. «exit»). А период пребывания венчурного инвестора в инновационной корпорации называют «временем совместного проживания» (living with company).
В связи с этим для реализации базовых концепций финансового менеджмента, применимых для новых организационных условий функционирования инновационных производств, появляется настоятельная потребность детализации факторов, влияющих на величину, интенсивность и время формирования и направления движения денежных потоков [6]. Современные методы финансового менеджмента позволяют их классифицировать, как уже упоминалось, на внешние и внутренние. Остановимся более подробно на каждой группе классификации факторов.
Внешние факторы.
1. Фискальные факторы представлены системой налогообложения производственно-хозяйственной и финансовой деятельности корпорации. Система налогообложения в общем виде включает в себя налоги, сборы, платежи во внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд РФ;
- Фонд государственного социального страхования РФ;
- Фонд обязательного государственного медицинского страхования РФ, включая и отчисления на обязательное страхование производственного травматизма.
Исходящий денежный поток по оплате налогов, сборов и отчислений формируется согласно план-графика платежей, т. е. достаточно жестко «привязывается» к конкретным отчетным датам текущего периода. Изменения в законодательных и нормативных актах, касающиеся ставок налогообложения, формирования налогооблагаемых баз, сроков оплаты, количества льгот и т. д., нарушают сложившуюся естественным образом финансовую стабильность организации, что прямо отражается на величине ее отрицательных финансовых потоков.
2. Принятая система расчетов с контрагентами (покупателями и поставщиками) корпорации. Влияние указанного фактора зеркальное (т. е. двоякое). Что оказывает непосредственное влияние на исходящие финансовые потоки:
- при закупке сырья, основных и вспомогательных материалов, комплектующих;
- оплате различного рода услуг, включая производственного характера.
Также это оказывает влияние на входящие финансовые потоки (реализация товарной продукции и т. д.). Причем как по величине, так и по времени. Система расчетов может включать и предоплату, и отсрочку платежа. При этом могут быть использованы различные финансовые инструменты.
3. Факторы масштаба продаж представлены потенциальной и реальной емкостью рынка. Такое положение во многом обусловлено конкретной конъюнктурой групп ассортиментного ряда товаров, которые реализуют отдельные корпорации группы. Для нормальной экономической ситуации характерным является тот факт, что выручка от продаж товарной продукции является базовой составляющей входящего финансового потока. То есть повышение или понижение спроса (объема продаж) приводит к изменению входящего финансового потока от операционной деятельности, а снижение спроса -всегда обусловит спад денежных поступлений, омертвление финансовых ресурсов в виде увеличения запасов товарной продукции на складах корпораций.
4. Доступность кредитных ресурсов, характеризующаяся самой возможностью получения коммерческих кредитов и условиями кредитования (вид, срочность, ставки и т. д.). Это во многом определяется общим положением дел в национальной экономике государства и конкретной экономической ситуацией на самом рынке кредитных ресурсов.
5. Наличие возможности целевого финансирования, что особенно актуально для государственных корпораций.
6. Уровень монополизации конкретного сектора национальной и мировой экономики, на котором представлена доминирующая продукция государственный корпорации, уровень конкуренции на международных рынках.
7. Возможность участия в капиталах корпораций группы заинтересованных представителей (физических и юридических лиц) иных (кроме государственной) форм собственности.
Если по приведенной аналогии рассмотреть классификацию внутренних факторов, то они будут представлены следующим образом:
1) длительность производственного и операционного цикла является наиболее значимым фактором, обусловливающим и величину, и интенсивность финансовых потоков;
2) сезонность производства и реализации базовых видов продукции предопределяет несоответствие объемных поступлений денежных средств при формирование материально-производственных запасов, от чего возникает потенциальная невозможность выполнения собственных финансовых обязательств, обусловленная «разрывом» ликвидности. Или наоборот - избыток временно свободных денежных средств, что иногда не позволяет их эффективно использовать и т. д.;
3) сложившиеся темпы роста (падения) объема продаж (производства). Величина финансовых потоков пропорциональна динамике товарного оборота;
4) принятая учетная политика как в целом по корпорации, так и по ее отдельным дочерним и зависимым обществам. Особую роль при этом играет амортизационная политика, так как амортизационные отчисления включаются в производственную себестоимость товарной продукции. Это является базой для:
- определения предельно допустимых значений коммерческих расходов (представительские и расходы на рекламу);
- формирования затратной цены на готовую продукцию.
Именно цена и определяет денежную выручку от реализации - объем входящего денежного потока;
4) внедрение инвестиционных проектов в имущественный комплекс государственной корпорации требует значительных сумм финансирования - увеличивает исходящие финансовые потоки. Любые инвестиционные программы и их пошаговая реализация требуют дополнительного обоснования источников финансирования. Инвестиционные факторы во многом определяются финансовой стратегией государственной корпорации, сочетающей в себе:
- максимизацию доходности вложений;
- минимизацию предпринимательских рисков.
Для финансирования ожидаемых к реализации
инвестиционных программ должен быть сформирован дополнительный входящий (внеплановый) финансовый поток [7].
Реформирование системы управления предназначено для совершенствования планирования и финансового обеспечения на стадии реструктуризации крупных корпораций, независимо от их формы собственности. Оно предполагает создание такого финансового механизма управления их имуще ст-венными комплексами (оптимальной корпоративной структуры), который в будущем (в перспективе) позволит максимально использовать возможности рыночных финансовых инструментов для привлечения финансовых ресурсов для стратегического и тактического финансирования хозяйственной деятельности всех организаций - участниц группы. Особую роль при этом играют подходы, используемые для формирования активов корпораций на стадии их реструктуризации.
В практике финансового менеджмента существуют три базовых метода (подхода) к формированию активов корпораций:
1) агрессивный, что предполагает полное или максимальное удовлетворение оперативной потребности во всех видах активов при минимуме формирования страховых запасов и финансовых резервов;
2) консервативный, что предполагает 100 %-ное покрытие оперативной или текущей потребности во всех видах активов и одновременно наличие достаточных объемов всех видов страховых запасов и резервов;
3) умеренный, что предполагает полное покрытие текущей потребности во всех видах активов с одновременным наличием средних или нормальных объемом финансирования страховых запасов и резервов.
Использование конкретного метода формирования активов влияет на формирование финансовых потоков, их структуру и направление, т. е. обусловливает доминирование конкретных источников финансирования, а значит - и объемы расходования денежных средств по соответствующим направлениям.
При реструктуризации и организационных преобразованиях крупных государственных корпораций в структуру холдинга могут включаться организации различных организационно-правовых форм. При этом некоторые подразделения могут реорганизовываться на аутсорсинговые схемы, другие - на инсорсинговые. Все зависит от анализа всей совокупности внутренних и внешних факторов для конкретной организации. Только комплексный экономический анализ позволит аргументированно, с требуемой степенью объективности разработать
методику управления финансовыми потоками корпорации. Это обеспечит:
- текущую или оперативную платежеспособность на всех стадиях реструктуризации ее подразделений или организаций - участниц группы (холдинга);
- анализ формирования резервов и динамику финансовых потоков с учетом их направлений;
- разделение финансовых потоков по центрам ответственности (финансового учета).
Список литературы
1. КонципкоН. В., Федорович В. О. Особенности бухгалтерского и налогового учета объектов основных средств для формирования амортизационной политики корпорации // Сибирская финансовая школа. 2009. № 5.
2. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков: Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ.
3. Федорович В. О., Конципко Н. В. Эффективная амортизационная политика и создание стратегических накоплений в индустриальной корпорации // Проблемы учета и финансов. 2011. № 3.
4 . Федорович В. О. Современная система оперативного финансового обеспечения производственных процессов для устойчивого развития корпорации (на примере ОАО «Сибирский химический комбинат») // Сибирская финансовая школа. 2010. № 2.
5 . Федорович В. О., Федорович Т. В., Кунгу-ров Ю. А. Реструктуризация госсектора: формирование ядерного энергопромышленного холдинга // ЭКО. 2008. № 7.
6. Федорович Т. В., Федорович В. О. Экономические последствия укрупнения российских корпораций: финансовая оценка организационного реформирования // Сибирская финансовая школа. 2008. № 2.
7. Федорович Т. В., Кунгуров Ю. А., Федорович В. О. Капитализация крупнейших корпораций: экономическая оценка структурных преобразований в национальной экономике России // Финансы и кредит. 2008. № 18.
8. Трифонов В. А., Федорович В. О. Управление формированием и развитием промышленно-иннова-ционных комплексов на основе механизма кластеризации (на примере монопрофильных городов Кузбасса) // Сибирская финансовая школа. 2012. № 3.