© Чекалкина А. А., 2013
УДК 330.322 ББК 65.26
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛОВ ТЕРРИТОРИИ
Чекалкина Анна Александровна
Аспирант, ассистент кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности
Волгоградского государственного университета
anya-chekalkina@yandex.ru
Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Инновационная активность на региональном уровне является фактором повышения конкурентоспособности территории, условием устойчивого социально-экономического развития. В статье обосновано, что повышение инновационной активности на региональном уровне возможно посредством разработки и реализации финансово-инновационной стратегии, базирующейся на основе оценки финансово-инвестиционного и инновационного потенциалов
Ключевые слова: инвестиции, инновации, инновационный потенциал, финансовоинвестиционный потенциал, финансово-инновационная стратегия.
Инновационная деятельность в современных экономических условиях приобретает большое значение и обеспечивает повышение конкурентоспособности как отдельных регионов, так и всей страны в целом. Высокий уровень инновационной активности позволяет создать условия для устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе и наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов. На данном этапе развития особую актуальность приобретает управление инновационной сферой на региональном уровне. На федеральном уровне определена Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г. [2], в которой рекомендовано органам власти субъектов РФ в пределах своей компетенции стимулировать инновационную деятельность на региональном уровне. Значимость разработки стратегии на мезоу-ровне обусловлена следующим: в условиях глобализации и интеграции мировой экономики условием устойчивого экономического ро-
ста становится повышение конкурентоспособности регионов, что невозможно без развития инновационной сферы; изменение характера производства от экстенсивного к интенсивному привело к возросшей роли наукоемкости и технологичности выпускаемой продукции, которая играет решающее значение в усилении (или ослаблении) конкурентных позиций региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках; возрастающая конкуренция между регионами обусловливает необходимость их специализации в области освоения инноваций, что приведет в дальнейшем к селекции регионов и обеспечит высокую конкурентную позицию на мировом рынке страны в целом.
На текущий момент в регионах отсутствует четко определенная и зафиксированная стратегия инновационного развития. Стратегические решения, принимаемые на уровне регионов в области управления инновационной деятельностью, создания условий для успешного функционирования инновационных пред-
приятий, должны быть основаны на оценке, с одной стороны, финансово-инвестиционного потенциала территории (как источника внутренних финансовых средств), а с другой стороны, инновационного потенциала (как объекта вложения финансовых ресурсов). В случае разработки стратегии на основе данных потенциалов обусловлено и ее название, и специфика, а именно, данная стратегия должна быть рассмотрена как финансово-инновационная стратегия развития региона (ФИС региона). Формирование ФИС региона состоит из 3 блоков: аналитический блок (анализ финансово-инвестиционного и инновационного потенциалов); разработка ФИС региона (определение целей и задач); создание механизма реализации стратегии.
Цели и задачи ФИС региона различны в зависимости от уровня социально-экономического развития территории и приоритетных сфер экономики. Однако можно выделить и ряд общих черт: максимизация эффективности использования имеющихся ресурсов; создание единого экономического пространства в рамках определенной территории; использование синергетического эффекта, возникающего в силу развития смежных отраслей экономики и реализации портфеля проектов. В рамках ФИС целесообразно определить задачи, связанные с финансовой и инновационной сферами. К задачам в финансовой сфере относятся: обеспечение инновационных проектов финансовыми ресурсами на различных этапах жизненного цикла инноваций; дифференциация финансовых ресурсов в зависимости от объекта (конкретного инновационного проекта) инвестирования; поиск оптимального соотношения между внутренними и внешними источниками финансирования инноваций; целевое и эффективное использование имеющихся у региона финансовых ресурсов, выделенных на реализацию инновационных проектов. Задачи в инновационной сфере включают в себя: отбор приоритетных инновационных проектов для финансирования; определение степени разделения рисков и ответственности между региональными органами власти и бизнесом; создание портфеля инновационных проектов с целью получения синергетического эффекта.
Далее в соответствии с целями и задачами ФИС создается механизм реализации
стратегии. Несмотря на широкое применение термина «механизм» к экономической, управленческой, хозяйственной сферам деятельности в экономической теории нет его однозначного определения. Анализ научной литературы по данной проблеме позволил выделить ряд общих черт в подходах, и в данной работе под механизмом реализации ФИС понимается взаимодействие между субъектами генерации инноваций и региональными органами власти, состоящее из трех стадий: каждый субъект генерации инноваций в частном порядке посылает органам региональной власти информацию о возможности и целесообразности создания инновационного товара (работ, услуг); региональные органы власти оценивают предполагаемый результат и эффект для региона; при необходимости данный проект реализуется с участием ресурсов региона. Подобный механизм реализации ФИС позволит проследить последовательность и взаимосвязь процесса формирования и реализации инновационных приоритетов региона. Данный механизм реализации ФИС региона предполагает создание на региональном уровне министерства, в функции и полномочия которого входили бы следующие направления деятельности: отбор инновационных проектов на основе приоритетов в развитии региона; поддержка в привлечении финансирования; контроль за реализацией проекта; оценка результативности и эффективности инновационного проекта.
Механизм реализации ФИС региона состоит из следующих элементов: субъект, который является движущей силой целенаправленно запускающей в действие созданный механизм (в данном случае субъектом являются региональные органы власти); объекты, предприятия, проекты, инновационная среда, процессы и явления; форма, выступающая в качестве определенного организационного оформления методического обеспечения; методы как инструменты, способы достижения поставленных в рамках ФИС целей; средства, а именно ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
В зависимости от соотношения результатов оценки потенциалов (финансово-инвестиционного и инновационного), полученных в результате формирование ФИС региона (аналитичес-
кий блок), предлагается выделить уровни стратегий. Уровни стратегий выделены на основе предпосылки о том, что первостепенное значение имеет инновационный потенциал, так как является объектом вложения финансовых ресурсов и в дальнейшем влияет на конкурентоспособность экономического субъекта (предприятия, региона). Первый уровень стратегий включает в себя регионы с высоким рейтингом развития инновационного потенциала и в зависимости от финансово-инвестиционного потенциала делится на 3 группы (высокий, средний, низкий финансово-инвестиционный потенциал). Второй уровень состоит из регионов со средним инновационным потенциалом и в зависимости от финансово-инвестиционного потенциала делится на 3 группы (высокий, средний, низкий финансово-инвестиционный потенциал). Третий уровень содержит регионы с низким инновационным потенциалом и в зависимости от финансово-инвестиционного потенциала делится на 3 группы (высокий, средний, низкий финансово-инвестиционный потенциал). Схематично данные уровни и группы представлены на рисунке 1.
В зависимости от располагаемого территорией финансово-инвестиционного и инно-
вационного потенциалов регионы предлагается делить на следующие виды: регионы-реципиенты; регионы-доноры, потенциально самодостаточные регионы. Регионы-реципиенты, то есть получатели финансовых ресурсов на конкретные инновационные проекты должны иметь высокий, либо средний инновационный потенциал. Иначе финансовые ресурсы, полученные перераспределением от регионов-доноров, должны направляться на развитие инновационного потенциала (создание инфраструктуры, институтов, нормативно-правовой базы, подготовки кадров и т. д.).
При низком уровне инновационного потенциала реализация конкретных инновационных проектов может быть успешной, однако успех будет носить локальный характер, и проецировать его на долгосрочное инновационное развитие нецелесообразно. К потенциальным регионам-реципиентам можно отнести регионы, входящие в уровень 1 и 2 группы 3, а к потенциальным донорам относятся регионы уровня 3 группы 1 и 2.
В рамках оценки финансово-инвестиционного потенциала территории возможно использование показателя валовых сбережений в регионе, который отражает финансовые ре-
1-я группа (высокий финансовоинвестиционный потенциал)
2-я группа (средний финансовоинвестиционный потенциал)
3-я группа (низкий финансовоинвестиционный потенциал)
1-я группа (высокий финансовоинвестиционный потенциал)
2-я группа (средний финансовоинвестиционный потенциал)
3-я группа (низкий финансовоинвестиционный потенциал)
1-я группа (высокий финансовоинвестиционный потенциал)
2-я группа (средний финансовоинвестиционный потенциал)
3-я группа (низкий финансовоинвестиционный потенциал)
уровень 1 (высокий
инновационный
потенциал)
уровень 2 (средний
инновационный
потенциал)
уровень 3 (низкий
инновационный
потенциал)
Рис. 1. Уровни и группы регионов в зависимости от развития инновационного и финансово-инвестиционного потенциалов Примечание. Составлено автором.
сурсы, которыми располагает территория для осуществления инновационно-инвестиционной деятельности. Однако не все сбережения направляются на инновационно-инвестиционную деятельность. В их составе уже содержится объем валового накопления основного капитала, который следует в дальнейшем исключить из расчета. Чистые сбережения представляют собой разницу между валовыми сбережениями и потреблением основного капитала. Таким образом, на региональном уровне величина валовых сбережений рассчитывается по следующей формуле: валовые сбережения = ВРП - конечное потребление. Формула расчета чистых сбережений имеет следующий вид: чистые сбережения = валовые сбережения - объем валового накопления основного капитала.
Подобная методика ранее использовалась Л.А. Толстолесовой [4, с. 16], однако показатели оценивались не в расчете на душу населения, что затрудняло сопоставимость данных для различных регионов. Для компаративного анализа регионов по уровню развития потенциала и сопоставимости данных, предлагаем показатели валовых и чистых сбережений оценивать на душу населения.
Показатель чистых сбережений в регионах ЮФО в период с 2005 по 2011 г. представлен в таблице 1.
Обращаясь к данным таблицы 1, заметим, что среди регионов ЮФО положительное значение чистых сбережений на душу на-
селения наблюдалось лишь в Волгоградской области в 2006, 2007, 2008, 2010 и 2011 годах.
Инновационный потенциал региона представляется целесообразным оценивать с позиции влияния на него факторов развития, а именно: технико-технологического, развитие человеческого фактора, институционального, организационного и информационного факторов, каждый из которых состоит из нескольких показателей. Для каждого из факторов оцениваются следующие показатели: для технико-технологического фактора: внутренние затраты на научные исследования и разработки; поступление патентных заявок и выдача охранных документов; число созданных передовых производственных технологий; число используемых технологий; затраты на технологические инновации; для развития человеческого фактора: численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками; численность исследователей с научными степенями; прием и выпуск из аспирантуры; прием и выпуск из докторантуры; для институционального фактора: наличие стратегии развития инноваций на региональном уровне; нормативно-правовые акты в сфере развития инноваций; концепция, программы развития инноваций на региональном уровне; для организационного фактора: число организаций, выполнявших научные исследования и разработки; организации, ведущие подготовку аспирантов; организации, ведущие подготовку докторантов; инновационная активность орга-
Таблица 1
Чистые сбережения в расчете на душу населения в регионах ЮФО
в 2005-2011 гг., руб.
Республика Адыгея Республика Калмыкия Краснодарский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область
2005 -11 925 -12 194 -16360 -7 734 -821 -21 578
2006 -12 141 -19039 -19389 -16 099 5 430 -28 621
2007 -21 070 -18573 -32576 -41 302 3 819 -37 616
2008 -37 430 -20624 -53 482 -39 854 4 540 -54 013
2009 -50 843 -21333 -69444 -61 191 -17 141 -50 073
2010 -37 093 -21248 -38 999 -49 202 2 983 -27 257
2011 -19 217 -5 608 -1 999 -24 131 28 779 -2 885
Примечание. Составлено по: [1].
низаций; объем инновационных товаров, работ, услуг; центры трансфера технологий и бизнес-инкубаторы; для информационного фактора: наличие информации об инновационных проектах для потенциальных инвесторов в открытом доступе; организации, имеющие веб-сайт; число организаций, использовавших специальные программные средства.
Каждому показателю присваиваются иерархические рейтинговые оценки, которые в дальнейшем суммируются при расчете общего рейтинга региона. Для каждого показателя с (/ - порядковый номер показателя) вычисляется среднее значение (формула 1).
(2)
Е с,
С. = і1—
(1)
где Су - значение /-го показателя для .-го региона; п - количество субъектов (регионов).
Область изменений /-го показателя [С™,С””] разбивалась на п интервалов. Первый показатель имеет значение рейтинга гтП = 1, а последний - гтх=М (М - максимальное значение рейтинга). Как показали расчеты, для вычисления функции Гу =ДСу) достаточно было семи интервалов, то есть гтх= 6. В результате преобразования показателей с. получена матрица соответствующих частных рейтингов Гу, в которой колонки представляют распределения рейтингов региона по различным показателям, а строки - распределение этого рейтинга по различным регионам. Каждая подсистема уровня характеризуется рейтингом Я. (I - номер подсистемы (I = 1,... ,5)):
где k - количество показателей, характеризующих данный блок модели.
Так, инновационный потенциал региона имеет следующее аналитическое выражение для общего рейтинга:
■1п/■>
(3)
где Я,, К1т, К0, К1пр - рейтинги подсистем: техни-
ко-технологический, человеческий, институциональный, организационный и информационный факторы соответственно. Поскольку К. является числовым выражением, то формула (3) определяет уровень развития инвестиционного потенциала для отдельного региона [3; 5].
Инновационный потенциал регионов ЮФО в период с 2005 по 2011 г. характеризуется следующими данными (рис. 2).
На первом месте среди регионов ЮФО по развитию инновационного потенциала находится Ростовская область (в 2011 г. -81 балл), далее следует Краснодарский край (в 2011 г. - 60 баллов) и Волгоградская область (в 2011 г. - 57 баллов). Астраханская область находится на четвертом месте (в 2011 г. - 29 баллов), далее следует Республика Адыгея (в 2011 г. - 24 балла) и Республика Калмыкия (в 2011 г. - 14 баллов).
Исходя из ранее представленного деления регионов на доноры, реципиенты и потенциально самодостаточные территории в ЮФО субъекты распределились следующим образом (см. табл. 2).
/=1
п
■ 2005 □ 2006
□ 2007
□ 2008
□ 2009
□ 2010 □ 2011
Адыгея Калмыкия Краснодарский Астраханская Волгоградская Ростовская
край область область область
Рис. 2. Динамика изменения инновационного потенциала регионов ЮФО в 2005-2011 гг. Примечание. Составлено автором.
Таблица 2
Виды регионов ЮФО в период 2005-2011 гг.
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Республика Адыгея - - - - - - -
Республика Калмыкия - - - - - - -
Краснодарский край * р р р р р р р
Астраханская область - - - - - - -
Волгоградская область р ** с с с р с с
Ростовская область р р р р р р р
Примечание. Составлено автором. *р - регион-реципиент; **с - потенциально самодостаточный регион.
Регионами-реципиентами являются Краснодарский край и Ростовская область, а также Волгоградская область (в 2006, 2009 гг.). Для данных регионов характерен высокий уровень развития инновационного потенциала и низкое значение финансово-инвестиционного потенциала. Целесообразно при подобном сочетании потенциалов направлять финансовые ресурсы (заимствуя их из других регионов-доноров) на реализацию конкретных инновационных проектов. Регионы-доноры должны направлять имеющийся финансовоинвестиционный потенциал на создание инновационного потенциала, и только затем на реализацию конкретных инновационных проектов. Потенциально самодостаточные регионы должны создавать эффективный механизм трансформации имеющегося финансово-инвестиционного потенциала в конкретные инновационные проекты. Подобный механизм трансформации создается в рамках реализации ФИС региона, определен ее целями и задачами, а также оценкой инновационного и финансово-инвестиционного потенциалов.
Таким образом, формирование и реализация ФИС региона основывается на оценке финансово-инвестиционного и инновационного потенциалов. Виды регионов в зависимости от соотношения потенциалов первостепенно зависят от инновационного потенциала как
объекта вложения финансовых ресурсов и делятся на регионы-доноры, регионы-реципиенты и потенциально самодостаточные регионы. В зависимости от вида региона в рамках ФИС региона разрабатываются цели и задачи, а также механизм реализации стратегии.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Национальные счета / Федеральная служба государственной статистики. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ accounts. - Загл. с экрана.
2. Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г / Распоряжение Правительства РФ от 08.12.11 г. N° 2227-р. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.rusnor.org/upload/My/ docum/stratinnorf.pdf. - Загл. с экрана.
3. Стратегия инновационного развития Волгоградской области до 2025 г. : монография / авт. коллектив: О. В. Иншаков [и др.] ; под ред. проф. О. В. Ин-шакова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. - 224 с.
4. Толстолесова, Л. А. Финансово-инвестиционный потенциал сырьевых регионов: формирование и стратегия реализации : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Л. А. Толстолесова. - СПб., 2012. - 32 с.
5. Трухляева, А. А. Инновационный потенциал региона: оценка и перспективы развития : ав-тореф. дис. ... канд. экон. наук / А. А. Трухляева. -Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2010. - 26 с.
FORMATION OF FINANCIAL INNOVATIVE STRATEGY OF REGIONS ON THE BASIS OF FINANCIAL-INVESTMENT AND INNOVATIVE POTENTIAL OF TERRITORIES
Chekalkina Anna Aleksandrovna
Postgraduate student, Assistant, Department of Corporate Finance and Banking,
Volgograd State University anya-chekalkina@yandex.ru
Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. Innovative activities at the regional level are a factor in increasing the competitiveness of the territory, the condition for the sustainable socio-economic development. The author points out that improving of innovation activities at the regional level is possible through the development and implementation of financial innovation strategy, which is based on the evaluation of financial investment and innovation capacities.
Key words: investments, innovations, innovation potential, financial and investment potential, financial innovation strategy.