занятости детей и молодежи.
Выводы. В Астраханской области сформирована структура, осуществляющая анализ деятельности организаций, оказывающих медико-социальную реабилитационную помощь наркозависимым лицам. Реализуются региональные программы, направленные на развитие сети реабилитационных учреждений, проводящих ресоциализацию наркозависимых граждан.
Литература
1. Закон РФ от 21.11. 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. - 23.11.2011. - № 5639.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. № 202-р // Собрание законодательства РФ. - 20.02.2012. - № 8.
3. Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». - http://ww.scrf/gov/ru/documents/99.html.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
РЕСУРСОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
А.В. Калиниченко*, Я.В. Зулин, В.А. Борцов**, И.В. Куликовская***
Проблема территориальной доступности амбулаторно-поликлинической помощи населению весьма актуальна для крупных амбулаторно-поликлинических учреждений с большим количеством прикрепленного населения, проживающего в малоэтажных домах и в частном секторе, что значительно увеличивает территорию обслуживания поликлиники. Ключевые слова: территориальная доступность, филиальная система.
The problem of territorial availability of outpatient care for population is highly relevant for large outpatient clinics with a large number of attached populations, living in low-rise buildings and in the private sector, which significantly increases the territory served by clinics. Keywords: territorial accessibility, the branch system.
* ГБУЗ Консультативно-диагностическая поликлиника № 27, г. Новосибирск
** Городская поликлиника № 26, г. Новосибирск
*** ГБОУ ВПО Новосибирский ГМУ, г. Новосибирск
Калиниченко Александр Викторович - д.м.н., проф., главный врач зав. кафедрой, kav007@ngs.ru
Зулин Ярослав Владимирович - к.м.н., доцент, главный врач, yvzouline@online.nsk.su Борцов Виктор Анатольевич - д.м.н., доцент, зав. отделением, va_bortsov@mail.ru Куликовская Ирина Владимировна - аспирант кафедры, gonni2009@yandex.ru
К основным причинам проблемы территориальной доступности амбула-торно-поликлинической помощи в городской местности относятся: удаленность, труднодоступность из-за рельефности местности и неразвитости системы общественного транспорта.
В качестве основного объекта исследования для решения проблемы территориальной доступности амбулаторно-поликлинической помощи в городской местности являлась ГБУЗ Новосибирской области «Городская поликлиника № 26», обслуживающая 78113 человек. До внедрения филиальной системы медицинская помощь прикрепленного населения проводилось в 2 корпусах поликлиники, находившихся в центре района и в 1 корпусе ОВП. После внедрения филиальной системы медицинское обслуживание прикрепленного населения проводится в консультативно-диагностическом центре поликлиники, находящемся в центре территории обслуживания прикрепленного населения, в 3 участковых медико-социальных филиалах, расположенных в густонаселенных жилых микрорайонах и в 1 корпусе ОВП.
Оценка медико-социальной эффективности филиальной системы организации амбулаторной помощи проводилась по ряду показателей.
Расчет показателя периода обращения может быть произведен следующим образом: (количество пациентов, обратившихся в 1 сутки + количество пациентов, обратившихся во 2 сутки, х 2 + количество пациентов, обратившихся в 3 сутки, х 3 + количество пациентов, обратившихся в 4 сутки, х 4 + количество пациентов, обратившихся в 5 и более сутки, 5 на общее количество обратившихся пациентов. До внедрения филиальной системы показатель периода обращения находился в пределах от 2,75 до 2,71, после внедрения филиальной системы снизился до 1,93, через квартал до 1,66 и еще через квартал до 1,45.
До внедрения филиальной системы уровень социальной дезадаптации пациентов (от 14,0 до 42,0 баллов) находился в пределах от 28,3 баллов до 27,5 баллов, после внедрения филиальной системы снизился до 25,8 баллов, через квартал до 23,3 баллов и еще через квартал до 21,6 баллов.
Определение условного экономического эффекта филиальной системы включает оценку: 1 - изменения количества посещений; 2 - эффективность использования дневного стационара; 3 - изменение количества вызовов скорой медицинской помощи.
В результате улучшения медицинской эффективности около 20% пациентов завершают свое лечение, посещая поликлинику на 1 посещение меньше, при этом за период с марта по август количество посещений сокращается на 20
705. Стоимость одного посещения -198,46 рублей. В связи с чем экономия денежных средств за 6 месяцев составила 20 705 х 198,46 = 4 109 114 руб., таким образом, условный экономический эффект за год составит - 8 218 228 руб.
Эффективность использования дневного стационара анализируем, учитывая, что стоимость 1-го пациента-дня лечения в дневном стационаре - 348,84 руб., а стоимость 1-го койко-дня в стационаре - 1158,29 руб. Для сравнения проанализируем финансовые затраты для оказания медицинской помощи на 6 койках в дневном стационаре амбулаторно-поликлинического учреждения при 3-х сменном режиме работы и 18 коек в больничном учреждении для лечения такого же количества пациентов. За год в условиях дневного стационара на 6 койках при 3-х сменном режиме с периодом лечения по 10 дней возможно пролечить около 600 пациентов. Ориентировочно финансовые затраты для лечения 600 пациентов в условиях дневного стационара поликлиники составят 2 093 040 руб. Для лечения такого же количества пациентов (600 человек) с сопоставимыми диагнозами и объемами оказания медицинской помощи финансовые затраты в условиях стационара составят 6 949 740 руб. Таким образом, лечение 600 пациентов в условиях стационара превышает по стоимости услуг на разницу финансовых затрат 4 856 700 руб.
После внедрения филиальной системы определяется уменьшение количества вызовов скорой медицинской помощи во II квартале 2012 г. по сравнению со II кварталом 2011 г. на 647 вызовов, в III квартале 2012 г. по сравнению с III кварталом 2011 г. на 670 вызовов. Расчет экономической эффективности произведен с учетом стоимости вызова скорой медицинской помощи - 1476,75 руб. Условный экономический эффект во II квартале 2012 г. составляет 955 457 руб., в III квартале - 989 422 руб., за II и III кварталы -1 944 879 руб. Таким образом, экономическая эффективность за год составит 3 889 758 руб.
Условный экономический эффект от внедрения филиальной системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению рассчитывается путем сложения экономической эффективности от уменьшения количества посещений, эффективного использования дневного стационара и уменьшения вызовов скорой медицинской помощи, и составляет около 17 млн. руб.
Литература
1. Аганбегян А.Г. О возможных направлениях реформы российского здравоохранения // Экономика и управление - 2009. - № 1. - С. 6-12.
2. Щепин В.О., Плясунова Э.Я., Трегубов Ю.Г., Роговина А.Г. Современные проблемы организации медицинской помощи населению // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2008. № 2. - С. 31-35.