Научная статья на тему 'Формирование факторов устойчивого развития общественного питания в Республике Крым'

Формирование факторов устойчивого развития общественного питания в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Предприятия общественного питания / факторы устойчивого развития / типы предприятий общественного питания / оборот общественного питания / оборот общественного питания на душу населения / среднедушевые денежные доходы / Сatering enterprises / factors of sustainable development / types of catering enterprises / traffic of catering / traffic of catering per capita / average money income.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стахно Н. Д.

Сфера гостеприимства как составная часть туристической отрасли представляет собой системообразующую сферу экономики. Общественное питание как часть сферы гостеприимства проникает в быт населения, способствует эффективному использованию продовольственных ресурсов и свободного времени граждан, способно своевременно предоставлять качественное, рациональное питание, позволяет сохранять здоровье населения, способствует повышению производительности труда и качества обучения, освобождает от домашнего хозяйства рабочих и служащих. При формировании спроса и предложения услуг предприятий питания, необходимо поддерживать постоянный интерес у потребителей. В республике функционируют различные типы предприятий общественного питания, рестораны, кафе и бары, закусочные и столовые, рассчитанные на определенный сегмент рынка и учитывающие социально-экономические особенности своих потребителей. Рынок общественного питания можно рассматривать как индикатор поведения населения. Он не однороден по своей структуре и охватывает практически все целевые аудитории потребителей. Не все возможности рынка используются в полную силу, имеются риски демографического, экономического, политического, природного, экологического, технологического характера. Для устойчивого развития предприятий общественного питания требуется анализ действий, важно оперировать инструментарием, внешними и внутренними механизмами, позволяющими определить возможные внутренние перспективы деятельности предприятия с учетом рыночной среды, своевременно оказывать управленческое воздействие для повышения эффективности деятельности и обеспечения устойчивости. Это принцип функционирования самоорганизующихся систем. Формирование экономической устойчивости предприятий общественного питания соответствует стратегической цели развития Крымского полуострова как туристского центра Российской Федерации, который будет соответствовать основным критериям: круглогодичности, востребованности и конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The forming of factors of sustainable development catering in the Republic of Crimea

The sphere of hospitality as an integral part of tourism industry is a strategic sphere of economics. The catering as a part of sphere hospitality gets into lifestyle of people. It contributes effective using of people’s food resources and free time. The catering can timely propose high-quality and rational food that may keeping safe people’s health. It helps to increase labor productivity and the quality of training and a quality of studying. It frees workers and employees from the household. Therefore, in shaping the demand and supply of catering services, it is necessary to maintain a constant interest among consumers. The Republic has various types of catering establishments, restaurants, cafes and bars, snack bars and canteens, that designed for a specific market segment and taking into account the socio-economic features of their consumers. The catering market can be seen as an indicator of population behavior. It is not uniform in its structure and covers almost all targets of its consumers. The possibility of market doesn’t use a full potential. It can may the risks of demographic, economic, political, nature, ecologic and technologic character. Public catering enterprises use for the sustainable an analysis of actions. It is important to operate with tools, external and internal mechanisms to determine the possible internal prospects of the enterprise that takes into account the market environment. It provides timely managerial impact to increase business efficiency and ensure sustainability. This is the principle of functioning of self-organizing systems. The forming of economic sustainability of catering enterprises corresponds to the strategic goal of developing the Crimean Peninsula as a tourist center of the Russian Federation, which will meet the main criteria: all year round, the need and competitiveness.

Текст научной работы на тему «Формирование факторов устойчивого развития общественного питания в Республике Крым»

Б01 10.24411/2077-7639-2019-10052

Формирование факторов устойчивого развития общественного питания в Республике Крым

Стахно Н.Д.

Сфера гостеприимства как составная часть туристической отрасли представляет собой системообразующую сферу экономики. Общественное питание как часть сферы гостеприимства проникает в быт населения, способствует эффективному использованию продовольственных ресурсов и свободного времени граждан, способно своевременно предоставлять качественное, рациональное питание, позволяет сохранять здоровье населения, способствует повышению производительности труда и качества обучения, освобождает от домашнего хозяйства рабочих и служащих. При формировании спроса и предложения услуг предприятий питания, необходимо поддерживать постоянный интерес у потребителей. В республике функционируют различные типы предприятий общественного питания, рестораны, кафе и бары, закусочные и столовые, рассчитанные на определенный сегмент рынка и учитывающие социально-экономические особенности своих потребителей. Рынок общественного питания можно рассматривать как индикатор поведения населения. Он не однороден по своей структуре и охватывает практически все целевые аудитории потребителей. Не все возможности рынка используются в полную силу, имеются риски демографического, экономического, политического, природного, экологического, технологического характера. Для устойчивого развития предприятий общественного питания требуется анализ действий, важно оперировать инструментарием, внешними и внутренними механизмами, позволяющими определить возможные внутренние перспективы деятельности предприятия с учетом рыночной среды, своевременно оказывать управленческое воздействие для повышения эффективности деятельности и обеспечения устойчивости. Это принцип функционирования самоорганизующихся систем. Формирование экономической устойчивости предприятий общественного питания соответствует стратегической цели развития Крымского полуострова как туристского центра Российской Федерации, который будет соответствовать основным критериям: круглогодичности, востребованности и конкурентоспособности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Предприятия общественного питания, факторы устойчивого развития, типы предприятий общественного питания, оборот общественного питания, оборот общественного питания на душу населения, среднедушевые денежные доходы.

Введение. Одной из основных задач ванного рынка предприятий общественного пив Республике Крым на современном этапе яв- тания, который должен отвечать потребностям ляется целенаправленное создание цивилизо- населения, с учетом различных возрастных групп,

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Стахно Н.Д. Формирование факторов устойчивого развития общественного питания в Республике Крым // Дискуссия. - 2020. - Вып. 98 - С. 40-48.

stakhno N.D.

The forming of factors of sustainable development catering in the Republic of crimea

DOI 10.24411/2077-7639-2019-10052

The forming of factors of sustainable development catering in the Republic of Crimea

Stakhno N.D.

The sphere of hospitality as an integral part of tourism industry is a strategic sphere of economics. The catering as a part of sphere hospitality gets into lifestyle of people. It contributes effective using of people's food resources and free time. The catering can timely propose high-quality and rational food that may keeping safe people's health. It helps to increase labor productivity and the quality of training and a quality of studying. It frees workers and employees from the household. Therefore, in shaping the demand and supply of catering services, it is necessary to maintain a constant interest among consumers. The Republic has various types of catering establishments, restaurants, cafes and bars, snack bars and canteens, that designed for a specific market segment and taking into account the socio-economic features of their consumers. The catering market can be seen as an indicator of population behavior. It is not uniform in its structure and covers almost all targets of its consumers. The possibility of market doesn't use a full potential. It can may the risks of demographic, economic, political, nature, ecologic and technologic character. Public catering enterprises use for the sustainable an analysis of actions. It is important to operate with tools, external and internal mechanisms to determine the possible internal prospects of the enterprise that takes into account the market environment. It provides timely managerial impact to increase business efficiency and ensure sustainability. This is the principle of functioning of self-organizing systems. The forming of economic sustainability of catering enterprises corresponds to the strategic goal of developing the Crimean Peninsula as a tourist center of the Russian Federation, which will meet the main criteria: all year round, the need and competitiveness.

FOR CITATION APA

Stakhno N.D.V. The forming of factors of sustainable development catering in the Republic of Crimea. Diskussiya [Discussion], 98, 40-48.

с различной деловой, творческой и иной направленностью, людей, входящих в группы туристического отдыха.

Рынок общественного питания оказывает два основных вида услуг - организация питания и проведение досуга. На развитие предприятий общественного питания оказывают влияние микрофакторы (цена реализуемой продукции, средняя цена в чеке, участие различных мероприятиях, влияние на конкурентов и потребителей, выбор и взаимодействие с поставщиками, формиро-

KEYWORDS

Сatering enterprises, factors of sustainable development, types of catering enterprises, traffic of catering, traffic of catering per capita, average money income.

вание персонала предприятия) и макросреды (демография региона, политические, природные, экологические и экономические факторы).

Цель нашего исследования - систематизация знаний о факторах, устойчивого развития общественного питания в Республике Крым.

Материал и методы исследования. Изучению тенденций устойчивого развития предприятий общественного питания посвящены труды С.П. Азаровой, В. Н. Крутько, О. А. Мамиконовой, Н. С. Потемкина.

Нами на основе статистических данных и с помощью контент-анализа информации из доступных источников произведен анализ тенденций формирования факторов устойчивого развития общественного питания в Республике Крым.

Результаты исследования и их обсуждение. В Республике Крым развиваются различные типы предприятий общественного питания, что обусловлено разнохарактерностью спроса жителей полуострова на различные виды питания, спецификой обслуживания людей различных возрастных групп, их уровнем дохода, с возможностью организации досуга. Предприятия общественного питания различных типов в республике стабильно развиваются. Количество общедоступных столовых, закусочных увеличилось в период с 2015 по 2018 годы на 103,8% и составило 1178, количество мест увеличилось на 102,3% и составило 42215, площадь зала обслуживания посетителей увеличилась на 101,9% и составила 105871,8 кв.м.

Количество ресторанов, кафе, баров увеличилось в период с 2015 по 2018 годы на 101,1% и составило 2165, количество мест увеличилось на 104,3% и составило 103422, площадь зала обслуживания

посетителей увеличилась на 109,3% и составила 221765,3кв.м.

На формирование рынка общественного питания оказывают влияние демографический фактор. В Республике Крым население увеличилось с 2014 по 2019 годы на 101,1% и составило 1911,8 тыс. человек, в том числе в городе федерального значения Севастополе на 112,7% и составило 443, 2 тыс. человек. Рост происходит за счет миграции населения, естественный прирост населения в Крыму отсутствует.1

В структуру экономических факторов устойчивого развития включены доходы и расходы населения полуострова и его гостей, ценовая политика предприятий общественного питания.

Несмотря на кризисные явления, жители республики проявляют культуру похода в предприятия с одновременным желанием оптимизировать личный или семейный бюджеты. Денежные доходы в расчете на душу населения в Республике Крым увеличились в период с 2015 по 2018 на 137,4% и составили 21524

1 Статистический ежегодник. Республика Крым. 2018: Стат.сб. / Крымстат - г. Симферополь, 2019. - 385 с.

stakhno N.D.

The forming of factors of sustainable development catering in the Republic of crimea

тыс. рублей. Потребительские расходы в расчете на душу населения увеличились в период с 2015 по 2018 на 116,9% и составили 16602 тыс. рублей.

Осознание услуги предприятия питания как более утилитарной и направленной на удовлетворение потребностей в еде и отдыхе становится возможной, когда начинает формироваться достаточно значительная прослойка людей, способных оплатить посещение ресторана. По данным исследований, распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в Крыму имеет следующие показатели: до 7 000,0 тыс. рублей -7,55%, от 7 000,1 до 10 000,0 тыс. рублей - 16,45%, от 14 000,1 до 19 000,0 тыс. рублей - 18,1%, от 19 000,1 до 27 000,0 тыс. рублей - 19,8%, от 27 000,1 до 45 000,0 тыс. рублей - 18,9%, от 45 000,1 до 60 000,0 тыс. рублей - 4,9%, свыше 60 000,0 тыс. рублей - 3,5%.J Пользоваться услугами ресторанов могут себе позволить менее 50% населения. Для организации личного или семейного питания потребители предприятий общественного питания по причине необходимости экономии все больше предпочитают кафе, закусочные, бары, которые предлагают популярные наименования блюд и кулинарных изделий, с невысоким диапазоном цен. На полуострове сформировался рынок сетевых предприятий: пиццерии, суши-бары («Суши-Wok»), кофейни и кондитерские («Шоколадница», «Медоборы», «Чао»), рестораны быстрого питания «АвтоБооё», «MerryBerry», «Garry's», «Subway», с ограниченным ассортиментом реализуемой продукции и средним диапазоном цен.

Республика Крым позиционируется как курортный регион. Ежегодно полуостров принимает туристические потоки, которые превышают численность населения в три и более раз. В 2018 году, количество туристов составило 6,8 млн. человек, в структуре расходов туристов проживание и питание составляло 42% от общей суммы расходов. Средняя сумма расходов одного туриста на отдых в Крыму составляла в 2018 году от 48 тысяч рублей до 90 тысяч рублей. [1] В республике сохраняется диспропорция между крупными городами (Симферополь, Севастополь, Ялта, Евпатория, Керчь, Феодосия) и курортными районами и районами степного Крыма по показателям развития предприятий. Ежегодно, благодаря уникальным природно-климатическим факторам Южный берег Крыма привлекает

1 Статистический ежегодник. Республика Крым. 2018: Стат.сб. / Крымстат - г. Симферополь, 2019. - 385 с.

отдыхающих, в 2018 г. их количество от общего числа туристов, составило 44,2%, в 2019 г. на 4,3% больше и составило 48,5%.2

В соответствии с данными, подготовленными Министерством курортов и туризма Республики Крым на основе проведенного социологического опроса в период высокого туристского сезона 2018 года среди гостей полуострова соотношение цены и качества предоставляемых услуг по организации питания 10% респондентов оценили, как очень высокое, 30% - как высокое, 53% - среднее. При этом из критериев положительных впечатлений: объекты показа (8%), радушие жителей (13%), экскурсии (15%), пляжи (23%), природа (31%), питанием остались довольны 11% респондентов. [2] Самыми популярными кухнями в Крыму являются национальные славянские: русская, украинская, европейские: итальянская, французская, восточные: крымско-татарская, кавказская, японская, китайская.

На специфику развития предприятий общественного питания оказывают влияние политические факторы, в 2014 года против региона ведется активная санкционная политика, из-за которой рынок общественного питания покидают известные бренды («McDonald's», «СушиЯ» и др.), вводится эмбарго на ввоз продуктов.

В Крыму проведена значительная работа по обеспечению импортозамещения, в том числе по снижению зависимости от импортируемых продуктов питания. Сформировалась локальная кухня, которая реализуется на базе продуктов питания, которые произведены в регионе, где располагается непосредственно предприятие общественного питания и является базисом для формирования авторской кухни. Вопросы о роли местной, локальной кухни актуальны, активно обсуждаются отечественными и зарубежными авторами, как база для формирования туристского спроса [3, 4, 5]. Развивается сеть предприятий, которые работают по франшизе, особую активность проявили бренды: «33 пингвина», «Шоколадница», «Медоборы», «Чао» и др.

Республика Крым, предлагает систему гастрономического туризма, как явление

2 Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым за 2018 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mtur.rk.gov.ru/uploads/mtur/attachments//d4/1d/8c/ d98f00b204e9800998ecf8427e/php1ePuTP_12.pdf (дата обращения 14.01.2020)

Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым за 2019 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mtur.rk.gov.ru/uploads/txteditor/mtur/attachments// d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/phpb9d3dV_2.pdf (дата обращения 14.01.2020)

культуры, развивающейся в определенных географических условиях. Так, в 2018-2019 годах на полуострове предлагались следующие туры: «Открой для себя «Завод марочных вин Коктебель», «Горная сыроварня», «Винные туры Дома шампанских вин «Новый Свет», «Усадьба Перовских», «Открой для себя «Массандру», «Открой для себя «Золотую Балку», «Кухня крымских дворцов», «Праздник урожая», «Alma Valley», «Открой для себя «Солнечную долину», «Открой для себя «Инкерман», «Город красен домами, а стол - пирогами: традиции русской и крым-

ско-татарской кухни», фестиваль рыбной кухни «Барабулька». [6,7]

Показатели оборота общественного питания, имеют тенденции к увеличению в 2018 году по сравнению с показателями 2015 года в Республике Крым на 197,8%, в городе федерального значения Севастополь на 164,3% (рисунок 1). [8]

Оборот общественного питания на душу населения, рассматривается как уровень удовлетворения покупательского спроса и показатель социальной эффективности рыночных процессов,

14 000.00

11 989.40

2 000.00

0.00

2015 2016 2017 2018

ГОДЫ

^"Республика Крым Город федерального значения Севастополь

Рис.1 Оборот общественного питания в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь [8]

14000 —12792-12994,5— 11975

12000

10000 Щ 8000 £ 6000 4000 2000

8537 ^*^

6268,1 5123______-

3128

0

2015 Республика Крым 2016 2017 2018 ГОДЫ Город федерального значения Севастополь

Рис. 2. Оборот общественного питания на душу населения в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь [9]

stakhno N.D.

The forming of factors of sustainable development catering in the Republic of crimea

Рис. 3. Индекс физического объема оборота общественного питания в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь [10]

также растет. В 2018 году по сравнению с показателями 2015 года в Республике Крым рост составил 152,2%, в городе федерального значения Севастополь 200,4% (рисунок 2). [9]

Динамику оборота общественного питания характеризует индекс физического объема, который показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния изменения цен. Индекс физического объема имеет переменную динамику в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, имеет место снижение в 2016, 2017 годах и увеличение к 2018 году (рисунок 3).

В 2019 году в Крыму отдохнуло 7,43 миллиона человек, что на 9,3 % выше показателя 2018 года. Увеличению количества туристов способствовала транспортная доступность: 57% гостей прибыли на полуостров по Крымскому мосту, в том числе более 6 тысяч - поездами по открытому в конце года железнодорожному пути, более 2,5 миллионов автотранспортными средствами. [11] Увеличение количества отдыхающих послужило основой для увеличения оборота общественного питания в январе-ноябре 2019 г., он составил 12110,6 млн рублей, что в сопоставимых ценах на 5,7% больше, чем в январе-ноябре 2018 г.1

1 Управление федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю (КРЫМСТАТ). Пресс-выпуск «Социально-экономическое положение Республики Крым в январе-ноябре 2019 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cri mea. g ks.ru/storage/media bank/Пресс-выпуск(21). pdf (дата обращения 14.01.2020)

Средние потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров за ноябрь 2019 года, по сравнению с показателями прошлого года имеют переменные значения, так увеличились цены в целом по Республике Крым на ужин в ресторане на 103,8 % и продукцию предприятий общественного питания быстрого обслуживания (сэндвич типа «Гамбургер») на 103,4 %, показатели цены на обед в ресторане, в столовой, кафе, закусочной, на кофе в организациях быстрого обслуживания снизились (таблица 1).

В высокий сезон крымские предприятия общественного питания испытывают дефицит официантов, барменов, поваров, технического персонала. В Севастополе, например, нехватка младшего персонала в системе общественного питания составляет около 30 процентов. Требуется активизация взаимодействия работодателей с образовательными организациями. Формирование материальных и социальных стимулов для привлечения квалифицированных работников.

В 2020 году для устойчивого развития представляет угрозу природно-экологический фактор -проблема водоснабжения, которая будет решаться благодаря постройке новых и реконструкции уже имеющихся водохранилищ. Осуществляется разработка технико-экономического обоснования по объекту ФЦП «Мероприятие по обследованию технического состояния, проведению изыскательских работ и оценке предполагаемой (предельной) стоимости объектов «Использование Межгорного водохранилища для восполнения дефицита воды и водообеспеченности Симферополя

Таблица 1

Средние потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров1

Наименование показателя Средние цены (руб. коп.)

Республика Крым % к 2018 г. г. Симферополь % к 2018 г. г. Евпатория % к 2018 г. г. Керчь % к 2018 г. г. Ялта % к 2018 г.

Обед в ресторане, на 1 человека 1037,44 95,1 869,18 87,8 1158,41 97,5 1149,56 104,8 1383,61 98,9

Обед в столовой, кафе, закусочной (кроме столовой в организации), на 1 человека 503,10 92,7 432,06 90,2 556,91 102,2 577,51 90,5 589,38 106,9

Ужин в ресторане, на 1 человека 2539,58 103,8 2612,27 106,9 2416,99 100,3 2307,11 104,2 2905,82 98,5

Кофе в организациях быстрого обслуживания, 200 г 70,26 97,8 69,79 100,9 71,87 93,8 68,58 79,9 72,53 95,2

Продукция предприятий общественного питания быстрого обслуживания (сэндвич типа «Гамбургер»), шт 113,61 103,4 129,01 107,1 88,46 96,9 115,14 105,4 87,91 100,0

1 Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. Цены и тарифы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://crimea.gks.ru/folder/27544 (дата обращения 14.01.2020)

и других вододефицитных регионов». В 2022 году планируется завершение строительства тракта водоподачи от Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов до городов Феодосии и Керчи.

Выводы. Устойчивое развитие предприятий общественного питания должно обеспечивается, равновесием между факторами социально-экономического и природно-экологического развития. [12]

Клиентский поток отрасли общественного питания растет с каждым годом за счет увеличения роста населения и количества отдыхающих. Однако, рост населения происходит за счет миграционных процессов. Увеличение численности отдыхающих связано с природным и культурным потенциалом полуострова, повышением уровня и разнообразием предоставляемых услуг, транспортная доступность.

Уровень доходов населения и гостей Крыма позволяет пользоваться услугами предприятий среднего ценового сегмента, в связи с этим происходит увеличение количество предприятий. Решающим аспектом в формировании устойчивых позиций в сфере общественного питания является улучшение благосостояния населения, связанное с реализацией траекторий выхода из малообес-печенности. [13]

Ценовая политика предприятий общественного питания за период с 2018-2019 годы практи-

чески не меняется. В зоне динамики находятся предпочтения потребителя в зависимости от качества продукции и потребления в зависимости от времени суток. Также имеется спрос на быстрое питание, который связан, с ограниченным временем на ожидание приготовления еды, желанием быстро и недорого утолить голод. Население все чаще делает выбор в пользу нездоровой, но быстрой еды, создавая в перспективе базу для ухудшения качества жизни и самочувствия.

Ассортиментная политика предприятий общественного питания позволяет выбирать как качество питания, так и расценки в местах пребывания потребителей: место работы, проживания и отдыха, способствует продовольственному обеспечению регионального туристского продукта. На развитие положительного имиджа Крыма работает локальная кухня, в основе которой исторический и природно-климатический потенциал полуострова. Результатом кооперирования объектов ресторанного хозяйства, туроператоров, местных органов исполнительной власти являются гастрономические туры.

В системе подготовки кадров необходимо учитывать стандарты и компетенции, выработанные в известных школах ресторанного дела и в ресторанных сетях, материальное стимулирование персонала.

stakhno N.D.

the forming of factors of sustainable development catering in the republic of Crimea

Нуждается в государственной поддержке решения природно-экологических проблем, в частности обеспечение водоснабжением региона.

[14, 15]

Устойчивое развитие предприятий общественного питания — это комплексный процесс, ведущий к решению проблем населения на регио-

Список литературы

1. В Минкурортов рассказали, сколько денег и на что тратят туристы в Крыму РИА Крым [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://crimea.ria.ru/kurort/20181024/1115451896. html (дата обращения 14.01.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. «Портрет» крымского туриста сезона 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mtur.rk.gov.ru/uploads/mtur/ attachments//d4/1d/8c/d98f00b204e9800998ecf8427e/ php2EIyCf_1.pdf (дата обращения 14.01.2020)

3. Balynin K.A. Aspekty diversifikacii gastronomicheskogo turizma / K.A. Balynin //Servis v Rossii i za rubezhom. - 2017. - T.11. -Vyp. 1. - S. 97-108.

4. Lagusev Ju.M. Gastronomicheskie brendy kak sredstva prodvizhenija destinacij / Ju.M. Lagusev, K.A. Balynin // Servis Plus. - 2016. - №2. - S. 9-16.

5. Bessiere, J. Local Development and Heritage: Traditional Food and Cuisine as Tourist Attractions in Rural areas. Sociologia Ruralis. 1998. 38 (1). p. 21-34.

6. Гастрономические экскурсии в Крыму [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kandagar.com/infocat/ gastronomicheskie-yekskursii-v-krymu (дата обращения 14.01.2020)

7. Гастрономический туризм. Время есть: популярные гастрономические маршруты Крыма [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://travelcrimea.com/gastro-turizm/20190831/367543.html(дата обращения 14.01.2020)

8. Оборот общественного питания [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31258 (дата

References

1. V Minkurortov rasskazali, skolko deneg I na chto tratyat turisti v Krimu RIA Krim [The Ministry of Resorts told how much money and what tourists spend in the Crimea RIA Crimea]. Accessed mode: https://crimea.ria.ru/kurort/20181024/1115451896.html (accessed date: 14.01.2020) (in Russ.).

2. «Portret» krimskogo turista sezona 2018 [The portrait of Crimean tourist for the 2018 season]. Accessed mode: https://mtur.rk.gov.ru/uploads/mtur/attachments/zd4/1d/8c/ d98f00b204e9800998ecf8427e/php2EIyCf_1.pdf (accessed date: 14.01.2020) (in Russ.).

3. Balynin K.A. Aspekty diversifikacii gastronomicheskogo turizma. K.A. Balynin. Servis v Rossii i za rubezhom. 2017. T.11. Vyp. 1. S. 97-108.

4. Lagusev Ju.M. Gastronomicheskie brendy kak sredstva prodvizhenija destinacij. Ju.M. Lagusev, K.A. Balynin. Servis Plus. 2016. №2. S. 9-16.

5. Bessiere, J. Local Development and Heritage: Traditional Food and Cuisine as Tourist Attractions in Rural areas. Sociologia Ruralis. 1998. 38 (1). p. 21-34.

6. Gastronomicheskie ekskursii v Krimu [Gastronomic guided tours]. Accessed mode: https://www.kandagar.com/infocat/gastrono-micheskie-yekskursii-v-krymu (accessed date: 14.01.2020) (in Russ.).

7. Gastronomicheskii turism [Gastronomic tourism]. Accessed mode: https://travelcrimea.com/gastroturizm/20190831/367543. html (accessed date: 14.01.2020) (in Russ.).

нальном уровне, к повышению условий жизни путем достижения сбалансированности социально-экономического и экологического развития, осуществляемого на основе рационального использования всего ресурсного потенциала отрасли и региона включая географические особенности региона, экономику, инфраструктуру.

обращения 14.01.2020)

9. Оборот общественного питания на душу населения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat. ru/indicator/43280( дата обращения 14.01.2020)

10. Индекс физического объема оборота общественного питания [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat. ru/indicator/31065 (дата обращения 14.01.2020)

11. В 2019 году в Крыму отдохнуло 7,43 миллиона туристов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mtur.rk.gov. ru/ru/article/show/1842 (дата обращения 14.01.2020)

12. Павленко И.Г., Нестеренко В.Ю. Инструментарий эффективного использования туристско-рекреационного потенциала // Вестник ОрелГИЭТ.- 2018.- №1 (43).- С. 167-170.

13. Стахно Н.Д. Особенности формирования конкурентоспособности средств размещения в Республике Крым Н Гуманитарий юга России. - №1. - Т.23. - 2017. -С.233-252.

14. Ostovskaya A.A., Pavlenko I.G. Formation of the competitive strategy of development for regional tourist destinations // В сборнике: Financial and Economic Tools Used in the World Hospitality Industry - Proceedings of the 5th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism and Hospitality, SERVE 2017 5th. 2018. С. 161-166.

15. Кравченко Н.А. О некоторых аспектах формирования концепции эффективного развития туризма в Крыму / Евразийский юридический журнал №4 (107), 2017. - С. 334-337.

8. Oborot obshestvennogo pitaniya [Traffic of catering]. Accessed mode: https://www.fedstat.ru/indicator/31258 (accessed date: 14.01.2020) (in Russ.).

9. Oborot obshestvennogo pitaniya na dushu naseleniya [Traffic of catering per capita]. Accessed mode: https:// www.fedstat.ru/indicator/43280(accessed date: 14.01.2020) (in Russ.).

10. Indeks phizicheskogo obyema obobrota obshestvennogo pitaniya [The volume index of catering's turnover]. Accessed mode: https://www.fedstat.ru/indicator/31065 (accessed date: 14.01.2020) (in Russ.).

11. V 2019 godu v Krimu otdohnulo 7,43 milliona turistov [About 7,43 millions of tourists taken holidays in 2019 in the Crimea]. Accessed mode: https://mtur.rk.gov.ru/ru/article/show/1842 (accessed date: 14.01.2020) (in Russ.).

12. Pavlenko I.G., Nesterenko V.U. Instrumentariy effektivnogo ispolzovania turistsko-rekreacionnogo potenciala. Vestnik 0relGIET.2018. №1 (43). C. 167-170.

13. Stakhno N.D. Osobennosti formirovania konkurentosposob-nosti sredstv razmechenia v Respublike Krim. Gumanitariy uga Rossii. №1. T.23. 2017. C.233-252.

14. Ostovskaya A.A., Pavlenko I.G. Formation of the competitive strategy of development for regional tourist destinations. Financial and Economic Tools Used in the World Hospitality Industry - Proceedings of the 5th International

Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism and Hospitality, SERVE 2017 5th. 2018. C. 161-166.

Информация об авторе

Стахно Н.Д., канд. экономических наук, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Таврическая академия (структурное подразделение) (г. Симферополь, Российская Федерация). Почта для связи с автором: snd.snd70@mail.ru

Информация о статье

Дата получения статьи: 15.01.2020

Дата принятия к публикации: 25.02.2020

© Стахно Н.Д., 2020.

15. Kravchenko N.A. 0 nekotorih aspektah formirovania koncepcii effektivnogo rasvitia turisma v Krimu. Evrasiyskiy uridicheskii gurnal № 4 (107), 2017. C. 334-337.

Author Info

Stakhno N.D., Ph.D., V.I. Vernadsky Crimean Federal University Taurida academy (structural department) (Simferopol, Russian Federation). Corresponding author: snd.snd70@mail.ru

Article Info

Received for publication: 15.01.2020

Accepted for publication: 25.02.2020

© Stakhno N.D., 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.