Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКОВЫМИ ДЕВИАЦИЯМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКОВЫМИ ДЕВИАЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ФАКТОР СНИЖЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Томаева Диана Михайловна

Студентам, будущим юристам важно сочетать профессиональные, коммуникативные навыки, толерантность, чувство такта и понимания, даже сопереживания, которые можно и нужно использовать при работе с гражданами (особенно с несовершеннолетними правонарушителями) с самой различной степенью расхождения с общественными законами и нормами. Чтобы избежать серьезных ситуаций непрофессионализма в будущей практической деятельности, при обучении будущих юристов необходимо уделять больше внимания развитию обозначенных ценностей; научить уважению человека и его прав. Работа с подростковыми девиациями привлекает студентов, поскольку потенциал молодых людей в позитивном отношении к тоже молодым, но отклонившимся от норм по разным причинам и обстоятельствам людей, больше, чем у взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Томаева Диана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A HEURISTIC APPROACH FOR FUTURE LAWYERS IN DEALING WITH ADOLESCENT DEVIATIONS

It is important for students and future lawyers to combine professional, communication skills, tolerance, a sense of tact and understanding, even empathy, which can and should be used when working with citizens (especially with juvenile offenders) with a very different degree of discrepancy with public laws and norms. In order to avoid serious situations of unprofessionalism in future practice, when training future lawyers, it is necessary to pay more attention to the development of these values; to teach respect for the person and his rights. Working with adolescent deviations attracts students, because the potential of young people in a positive attitude to the same young, but deviated from the norms for various reasons and circumstances of people, is greater than that of adults.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКОВЫМИ ДЕВИАЦИЯМИ»

УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

В РАБОТЕ С ПОДРОСТКОВЫМИ ДЕВИАЦИЯМИ

••••••

FORMATION OF A HEURISTIC APPROACH FOR FUTURE LAWYERS IN DEALING WITH ADOLESCENT DEVIATIONS

Томаева Диана Михайловна

ассистент кафедры уголовного права и процесса, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» diana_tomaeva0304@mail.ru

Diana M. Tomaeva

Assistant of the Department Criminal Law and Process, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «North Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technological University)» diana_tomaeva0304@mail.ru

Аннотация. Студентам, будущим юристам важно сочетать профессиональные, коммуникативные навыки, толерантность, чувство такта и понимания, даже сопереживания, которые можно и нужно использовать при работе с гражданами (особенно с несовершеннолетними правонарушителями) с самой различной степенью расхождения с общественными законами и нормами. Чтобы избежать серьезных ситуаций непрофессионализма в будущей практической деятельности, при обучении будущих юристов необходимо уделять больше внимания развитию обозначенных ценностей; научить уважению человека и его прав. Работа с подростковыми девиациями привлекает студентов, поскольку потенциал молодых людей в позитивном отношении к тоже молодым, но отклонившимся от норм по разным причинам и обстоятельствам людей, больше, чем у взрослых.

педагогическое общение, фактор снижения количества подростков с девиант-ным поведением, профессиональная компетентность будущих юристов.

It is important for students and future lawyers to combine professional, communication skills, tolerance, a sense of tact and understanding, even empathy, which can and should be used when working with citizens (especially with juvenile offenders) with a very different degree of discrepancy with public laws and norms. In order to avoid serious situations of unprofessionalism in future practice, when training future lawyers, it is necessary to pay more attention to the development of these values; to teach respect for the person and his rights. Working with adolescent deviations attracts students, because the potential of young people in a positive attitude to the same young, but deviated from the norms for various reasons and circumstances of people, is greater than that of adults.

Keywords: pedagogical communication, the factor of reducing the number of teenagers with deviant behavior, professional competence of future lawyers

Ключевые слова:

Annotation.

Введение. В государственных стандартах обучения будущим юристам прописано, что юрист должен быть, бесспорно, на страже соблюдения приоритета таких ценностей, как:

- права и свободы законных интересов граждан, правопорядка и дисциплины;

- обеспечивать порядок и общественную безопасность, безопасность человека.

В овладении такими профессиональными качествами студенты мотивированы и сосредоточены на этих требованиях. В их формировании у будущих юристов необходимо правильное сочетание профессионального и «человеческого» подхода в отношении того, нужно очень критически и осторожно относиться ко всем проявлениям необычного поведения у конкретного подростка. Кроме того, избегать, к сожалению, существующей практики, особенно в ходе кон-

фликтов, втискивать всех людей в диагностическую таблицу. Однако меры, применяемые ответственно в случае с подростковыми девиациями, могут иметь далеко идущую эвристическую, реально жизненную ценность. Студенты, конечно, должны понимать, что чисто педагогические меры в таких случаях сталкиваются с ограничениями. Эти случаи не причисляются к «неудаче», если нет успехов в работе с таким подростком. Тогда, в процессе доведения дела до правосудия востребованным является сотрудничество с терапевтическими учреждениями, с такими как детская и подростковая психиатрия.

Исследование. На протяжении всей жизни подростковая фаза во всех обществах представляет собой уязвимое пороговое состояние: она представляет собой стадию физических (взросления) и психических потрясений, в которой центральную роль играет, прежде всего, вопрос об идентичности. Подростки как дети, с одной стороны, уже не могут претендовать на правовую защиту за свои действия и проступки, но, с другой стороны, они еще не имеют неограниченных возможностей для участия в жизненном мире взрослых людей.

Девиантность, бунтарство и другие несоответствия в их поведении считаются типичными симптомами и несут определенную проблемную нагрузку на этот этап жизни. Исследования, изучающие связь между психологическим благополучием и возрастом, показывают, что почти во всех областях жизни, таких как семья, учеба представления о материальном благополучии подростки часто проявляют недовольство, но ведут себя последовательно, в основном, позитивно. Однако нередки случаи социальной аномии (ощущение того, что еще не нашел собственного «места в обществе»), наиболее ярко выраженной с проявлениями девиаций в подростковом возрасте. Подростковый возраст часто характеризуется отсутствием социального встраивания, нормативного лидерства и четких обязанностей, как для мужчин, так и для женщин-подростков. Девиации, с этой точки зрения, понимаются, как форма проверки границ, но еще не участия в ответственном мире взрослых.

Что касается подростковых правонарушений, то соответствующие исследования подчеркивают, что уровень насилия резко возрастает с 13-го возраста, но снова снижается не позднее 20-го года. Здесь очень важно пресечь эту тенденцию, как можно раньше, пока стремление к насилию не растянулось на протяжении всего жизненного этапа. Таким образом, в развитии девиантного поведения часто играет подстрекающую роль домашняя обстановка с низким родительским надзором, негативной практикой воспитания, агрессивным поведением родителей, братьев, сестер и других членов семьи в детстве. Но они проявляют девиантное поведение лишь в малой степени. Часто, родители довольно недобросовестно выполняют свои обязанности по воспитанию и сами часто имеют конфликты между собой.

При своевременном педагогическом вмешательстве девиации имеют кратковременный характер и часто менее серьезны, чем многократные правонарушения социальных норм, и когда такое поведение с субъективной точки зрения считается функциональным при стороннем взрослым одобрение насилия.

Наше исследование показывает, что только около одного-четырех процентов всех правонарушителей совершают свое первое преступление в возрасте после 17 лет, поэтому преступление с омоложенной девиантной составляющей может быть истолковано нами как социально-общественный сигнал и эти подростки находятся в начальной стадии девиантных правонарушений, которые, чаще всего, совершаются в школах, на улице, и несут в себе худшие перспективы на будущее и возможности для ложной самореализации подростков.

Девиантное поведение в подростковом возрасте. Эмпирическое сравнение различных подходов к объяснению.

Девиантное поведение в подростковом возрасте пользуется общественным вниманием как социальная проблемная область.

Мы разработали программу приобщения студентов - будущих юристов к воспитательной, педагогической работе с подростковыми девиациями и рассматриваем причины различных форм отклонений в подростковом уязвимом возрасте, связанных с направленным на них насильственным воздействием со стороны окружающих их взрослых, агрессией и враждебностью в отношениях между ровескниками, употреблением наркотиков, отсутствием родительского контроля, аномальными картинами мира, отсутствием всякого патриотизма. А, например, К.Д. Ушинский считал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [3].

Исходя из результатов нашего исследования можно сделать вывод о том, что для успешной работы с подростковыми девиациями необходимо изучение интегративной перспек-

тивы девиаций, интегративной в той мере, в какой различные причины такого поведения (включая установки) должны обсуждаться и решаться одновременно в общей педагогической и социально-психологической парадигме. «В широком смысле девиантное поведение - «это поведение любого человека, сбившегося с пути или отклонившегося от социальной нормы. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными» [2, с. 16].

Эффективность нашей работы в этом направлении представляется с учетом двух аспектов:

Во-первых, борьба с девиациями имеет давнюю социально-историческую традицию, поэтому исследование на теоретическом уровне может опираться на предыдущий опыт.

Во-вторых, деликатность, тактичность взаимодействия с подростками с девиациями в поведении, обращенные к ним, могут помочь вывести сами установки и их причины, которые должны е быть изучены в этом контексте и в современном многогранном состоянии кризиса социальных изменений; и на этой основе есть перспективы эмпирически вывести аномальную картину мира подростков, находящихся в ситуации социального неблагополучия и попытаться им помочь.

В силу того, что в различных сферах и жизненных контекстах, социумах, семьях существуют различные нормы и ценности. Выделяются самоутверждение и самовнушение, а также, часто, причинная семейная ситуация, где асоциальность играет решающую роль. Исходя из этого, мы выводим определение девиантного поведения как устойчивого поведения личности, отклоняющегося от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм, приводящего к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций.

Важной предпосылкой преступного поведения несовершеннолетних выступает отсутствие организованного досуга. Будучи предоставлены самим себе, подростки, зачастую, совершают правонарушения, поскольку им просто нечем заняться. Длительный опыт бессодержательного проведения досуга обуславливает бедность эмоций, устремлений. «В силу этого, подростки достаточно легко вовлекаются в действия, сопряженные с элементами риска, запретного, непонятного и потому - идеализированного. Так, как многие родители не находят свободного времени для того, чтобы провести его с детьми» [1].

Для подростков, в первую очередь, актуальна социализация в родительском доме и в круге друзей. Эти два контекста, в частности, часто влияют на мышление, поведение в институциональной сфере: такой, как школа, училище, техникум. Этим учреждениям, как показывает практика, принадлежит немалая, а, часто, и большая часть в индивидуальном развитии подростка, которое в позитивном отношении может быть «защитной», предотвращающей девиации, в негативном - «питательной» для их развития средой, и вероятность девиантного поведения увеличивается.

Подростки тянутся к контактам с другими девиантными людьми, которых они считают своими друзьями; в таких случаях их готовность действовать сообща противоправно, антиобщественно увеличивается. В рамках исследования для всех исследуемых поведенческих показателей можно привести эмпирические доказательства. Будущие юристы организуют не фактическое противодействие, или контрольные инстанции, а создают доверительные педагогические условия, направленные на естественные для личности свойство «самоконтроля». Если она низкая, то восприимчивость к девиантному поведению высока, поскольку реальная, рациональная способность подростка принимать правильные решения снижается, а преобладают краткосрочные ожидания выйти из кризисного, обиженного, оскорбленного, раздраженного и т.д. состояния или желание решить материальные проблемы (кража, ограбление и т.д.). С другой стороны, если удается добиться повышения самоконтроля и чувства ответственности, то следует взвешивание, обдумывание и воздержание от импульсивных и самонадеянных «самоутверждающих поступков, рискованного поведения.

Важно учитывать, что в подростковом возрасте коллективизму (групповому) влиянию, которому, казалось бы, трудно что-либо противопоставить, эмпирически эта методика показала свою эффективность по всему большинству показателей отклонений, когда восстановление хороших взаимоотношений и взаимопонимания в семье достижимо, в чем конкретную помощь подросткам и их семьям активно оказывают студенты. Есть результаты приобретения друзей, как среди самих студентов, так и школьного и соседского окружения. С интеграцией в позитивную группу друзей отражается на поведении и повороте к общественно - и личностно состоятельной поведенческой стороне.

Более низкий процент успешных результатов работы получены среди наркопотребляющих и наркозависимых подростков. Это - настоящая патология, требующая вмешательства многих неравнодушных сторон, сосредоточения на причинах девиаций, возможно, уже связанных с преступлением.

Таким образом, интерактивность зависит от количества неблагоприятных ситуаций возможностей переосмысления, прогноза эффективности программы вмешательства и дальнейшей профилактики.

Все педагогические приемы и методы основываются на поиске ответа на вопрос: Какие причины побуждают одного подростка к насилию, другого - к употреблению наркотиков? В ходе поиска ответа на него и создается модель ситуационный рамки, ситуационных обстоятельств.

В рамках эксперимента студенты - будущие юристы сотрудничают со структурами по профилактике подростковых, малолетних нарушений, с полицией, чтобы совместно использовать ограничительные меры, и, в то же время, выявлять и заботиться о детях из неблагополучных семей, и находить интерактивный контакт с несовершеннолетними правонарушителями.

В настоящее время мы наладили сотрудничество с полицией и молодежными организациями в деле профилактики правонарушений и преступлений со стороны малолетних для того, чтобы не ждать, когда произойдет что-то плохое, а вмешиваться и предотвращать правонарушения, не смотреть, когда подросток вступит на путь правонарушений или преступлений, попытаться наладить с ними, с семьями, ответственными за них людьми доверительные отношения и, тем самым, помогать полиции осуществлять их юридически ограниченные функции, если еще нет правонарушения.

В рамках нашего исследования разрабатываются проекты, направленные на предотвращение негативного поведения, в первую очередь, в направлении поощрения позитивного поведения подростков с девиантным поведением. Это делается студентами не для «галочки», в результате чего конкретный подросток убеждается, верит в то, что его не наказывают, не «подставляют», а действительно способствуют его возвращению в семью или в круг близких ему людей, или помогают наладить отношения, которые очень важны для еще не самостоятельного, не взрослого человека, для его социальной интеграции и поддержки его личностного развития.

Однако в ситуации уже полицейского и уголовного преследования, если преступление, или правонарушение со стороны подростка, например, было следствием неблагополучия в семье, то задача нашей помощи заключается в том, чтобы работать с подростком и его семьей над преодолением этой ситуации. Если наказать подростка изоляцией от общества, то это может повлечь за собой опасность того, что он столкнется с дополнительными стрессами, такими как разлука с семьей, или с жесткими условиями тюремной изоляции. Поэтому студенты получают хорошую практику быть гуманными юристами: ведь юридически изолировать подростка от общества или воздержаться от такого наказания может быть трудным решением. Поэтому будущие юристы, семья и полиция, соответственно, должны работать вместе. Вмешательство полиция действует, если произошло преступление, или может произойти. С другой стороны, помощь семьи и молодежных организаций эффективна, когда безопасность подростков с девиациями находится под угрозой.

Студенты вместе с представителями отдела по делам подростков с девиантным поведением или сами регулярно посещают такие семьи и предлагают помощь в решении их повседневных проблем. Типичными направлениями помощи, помимо помощи в воспитании и уходе за детьми, являются улаживание конфликтных ситуаций, возникающих на фоне бытовых проблем. Конечно, быстрые результаты достигаются не так часто. В основном, социально-педагогическая семейная помощь заложена в долгосрочную перспективу. Всегда нужно время на затухание уже разгорающихся или бушующих конфликтов, где подросткам приходится выдерживать далеко не детские психологические нагрузки.

Почти ежедневно могут возникать ситуации, когда подростки и дети сталкиваются с преступлениями или становятся их жертвами, или сами нарушают законы. Подростки ищут свою собственную идентичность - они хотят знать, почему они, а не кто-то другой? На этот вопрос студентам, самим еще не имеющим хорошего жизненного опыта, приходится искать убедительные ответы, и мы, преподаватели, призваны находить с ними правильные решения.

События могут быстро выйти из-под контроля. Подростковые девиации непредсказуемы даже для них самих и их родных. На этапе поиска себя подростки пробуют разные средства и

не дают себе отчет, как далеко могут зайти. Поэтому, если они слишком быстро пересекают границы дозволенного, то, к сожалению, сталкиваются с наказанием разного рода, вплоть до уголовного.

Заключение. Часто подростки не знают о последствиях своего поведения. Правонарушение может быть совершено из любопытства, занятости родителей, легкомыслия, от скуки, из авантюризма, стремления обратить на себя внимание, или из-за принадлежности к группе асоциальных сверстников или людей старше себя, стимулирующих жить образцами ложного мужества и игрой. Необходима однозначная реакция родителей, неравнодушных близких, окружающих на эти обстоятельства. Независимо от того, является ли это возрастным явлением и, следовательно, в основном, связанным с подростковым поведением, это указывает на индивидуальные и социальные проблемы и может привести к непоправимым последствиям.

Какие последствия ожидать от такого подростка? Какие права он имеет? Какие права и обязанности у родителей таких подростков? На эти вопросы студенты разработали ответы в виде брошюры, которую распространяют нуждающимся в помощи родителям с девиантным поведением, или же, с трудными подростками и детьми.

Приведем несколько советов из нее:

Родители!

Не бойтесь обращаться за помощью к консультациям по воспитанию, или другим педагогическим, социально-педагогическим или психологическим услугам.

Воспитание - сложный процесс, поэтому воспринимайте свои предположения и подозрения всерьез.

Обращение к помощи не считается признанием в слабости в воспитании.

Будьте внимательны: обратите внимание на то, сколько денег у вашего подростка (откуда они: дружелюбно выяснить, не угрозами и, тем более, битьем и наказанием. Это усугубляет ситуацию и настраивает детей против вас).

Достаточно ли карманных денег на вещи, которыми он владеет или покупает?

Проверьте медиа-поведение вашего ребенка, а также проанализируйте свое собственное (образцы для подражания). Сделайте вашему ребенку соответствующие предложения о том, какие телепередачи, фильмы, интернет-предложения, или приложения им подходят. Поговорите об этом со своим подростком.

Проявите интерес к досугу вашего подростка. Поддерживайте его в хороших замыслах и разумно, тактично разубеждайте в не очень правильных решениях и увлечениях, чтобы он сам пришел к выводу отказаться.

Нужно знать где, бывают ваши дети (в клубах и молодежных группах, на улице, в подвалах, крышах, безнадзорных (без родителей, адекватных взрослых) домах и т.д.). Также, говорите с ним (с ней) о его (ее) друзьях и знакомых. Вы должны знать, с кем ваш ребенок проводит свободное время.

Обратите внимание на поведенческие проблемы, такие как желание/попытка бегства из дома, проблемы со школьной успеваемостью, школьные проблемы и, особенно, на потребление алкоголя и наркотиков. На поведенческие проблемы указывают ложь, беспокойство, депрессия, желание изоляции, и нежелание общения с близкими. Это, также, может быть, первыми признаками подозрения на неблагополучие с ним. При выраженных девиантных реакциях, нужно принимать меры.

Можете воспользоваться нашей бесплатной консультацией.

Если несовершеннолетние подвергаются плохому влиянию или уже нарушили закон, отдел по делам несовершеннолетних может предложить вам, родителям, а также, подросткам меры для противодействия этому.

Помимо детской и молодежной социальной работы, воспитательной, психологической и педагогической консультации, нами предлагается большое количество индивидуальных воспитательных средств содействия восстановлению здорового климата в семье, разрешению конфликтов между родителями и подростками. Консультации также возможны анонимно.

Девиантные поведенческие расстройства у детей и подростков сопоставляются с нарушениями социального поведения в рамках семьи из-за постоянного напряжения. В частности:

Очень частые ссоры родителей, или тирания других детей.

Жестокое поведение по отношению к младшим, или животным.

Частая порча имущества (своего и чужого).

Необычно частые вспышки гнева и раздражительность, страх.

Воровство, шулерство и необоснованные доходы.

В этих случаях нужна профессиональная прагматическая и полезная, эффективная работа с пострадавшими детьми и подростками. Здесь родители, опекуны и специалисты должны работать вместе.

Литература:

1. Актуальные вопросы социологии девиантного поведения и социального контроля / Отв. ред. Я.И. Гилинский. М. : Ин-т социологии РАН, 1992. 150 с.

2. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции. Ч. 1. РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. С. 124-130.

3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч. : в 2-х т. М., 1974. 508 с.

Literature:

1. Topical issues of sociology of deviant behavior and social control / editor-in-chief J.I.Gilinsky. M. : Institute of Sociology of the Russian Academy of sciences, 1992. 150 р.

2. Pyatunin V.A. Deviant behavior of minors: modern trends. Part 1. ROO Criminal Justice Reform Promotion Centre, 2010. Р. 124-130.

3. Ushinsky K.D. Man as a subject of education / K.D. Ushinsky // Selected pedagogical works : in 2 vol. 1974. 508 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.