Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной компетенции у студентов различных факультетов'

Формирование этнокультурной компетенции у студентов различных факультетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балгабекова Гульмира Газизовна, Коростелева Наталья Александровна, Булахтина Ольга Юрьевна, Джантасова Дамира Дулатовна

В статье обосновывается необходимость наличия этнокультурной компетенции у выпускников вузов в современных условиях полиэтничного образовательного пространства. Рассмотрены различные подходы к содержанию этнокультурного образования в мировом сообществе. Авторами приводятся данные результатов экспериментального исследования уровня этнокультурной компетенции студентов различных факультетов. Акцентируется внимание на иноязычной коммуникативной компетентности студентов факультета иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балгабекова Гульмира Газизовна, Коростелева Наталья Александровна, Булахтина Ольга Юрьевна, Джантасова Дамира Дулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной компетенции у студентов различных факультетов»

УДК 378.14

Балгабекова Гульмира Газизовна

Магистрант группы МВМ-11(2) Карагандинского Государственного Технического Университета, [email protected], Караганда

Коростелева Наталья Александровна

Магистр педагогики и психологии, старший преподаватель кафедры межкультурных коммуникаций и социально-гуманитарных дисциплин, Международной Бизнес Академии, [email protected], Караганда

Булахтина Ольга Юрьевна

Магистр педагогики и психологии, преподаватель кафедры иностранных языков Карагандинского Государственного Технического Университета, [email protected], Караганда

Джантасова Дамира Дулатовна

К. п. н., доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Карагандинского Государственного Технического Университета, [email protected], Караганда

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость наличия этнокультурной компетенции у выпускников вузов в современных условиях полиэтничного образовательного пространства. Рассмотрены различные подходы к содержанию этнокультурного образования в мировом сообществе. Авторами приводятся данные результатов экспериментального исследования уровня этнокультурной компетенции студентов различных факультетов. Акцентируется внимание на иноязычной коммуникативной компетентности студентов факультета иностранных языков.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, межкультурное взаимодействие, этнокультурная идентичность, этнокультурное образование.

Balgabekova Gulmira Gazizovna

Undergraduate of material science faculty in Karaganda State Technical University, [email protected], Karagandy

Korostelyova Nataliya Alexandrovna

Master ofpedagogic and psychology, head teacher ofcross-cultural communication and social humanities department in International Business Academy, [email protected], Karagandy

Bulakhtina Olga Yuryevna

Master of pedagogic and psychology, English teacher offoreign languages department in Karaganda State Technical University, [email protected], Karagandy

Jantassova Damira Dulatovna

Candidate of pedagogical science, associate professor, head of foreign languages department in Karaganda State Technical University, [email protected], Karagandy

ETHNIC AND CULTURAL COMPETENCE’S DEVELOPMENT OF STUDENTS OF DIFFERENT FACULTIES

Abstract. The article discusses the issue of necessity of presence of the ethnocultural competence at graduates of high schools in modern conditions of multiethnic educational space. Various approaches to the maintenance of ethnocultural formation in the world community are considered. Authors cite the data of results of an experimental research of level of the ethnocultural competence of students of various faculties. The attention is focused on communicative competence of students of foreign languages faculty.

Key words: Ethnocultural competence, intercultural interaction, ethnocultural identity, ethnocultural formation.

Специфика современного Казахстана определяется полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В республике проживают представители многих наций и национальностей. Некоторые из них компактно, что усиливает этнокультурное многообразие и особенности Республики Казахстан [1].

В настоящее время обособленное существование народов и культур кажется невозможным благодаря усилению миграционных и демографических процессов, увеличению числа этнически смешанных семей, образованию многонациональных коллективов в социальных институтах. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую приводит к непониманию и столкновениям [2, с. 35].

Для того чтобы избежать негативных последствий полиэтничности каждый человек должен выступать активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия, принимать своеобразие образа жизни конкретных этнических общностей, находить адекватные модели поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой эффективности в совместной деятельности [3, с. 146]. Все эти знания и умения человек приобретает не только и не столько стихийно, сколько в специально организованной деятельности. Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры [1].

Высшая школа является одним из основных институтов, призванных воспитать в студентах вышеперечисленные умения и навыки, совокупность которых в дальнейшем будет называться этнокультурной компетентностью. В данной статье были проанализированы две составляющих термина «этнокультурная компетентность» -качественная (этнокультурная) и функциональная (компетентность), рассмотрены различные определения термина «этнокультурная компетентность» (Н. Г. Арзамацева, Г. С. Голошумова и др.). На основе анализа определений был сделан вывод, что наиболее полным и емким из всех предложен-

ных определений является определение, данное Т. В. Поштаревой [4, с. 23]. Вслед за данным автором, в дальнейшем в статье под этнокультурной компетентностью будет пониматься свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [5, с. 45]. Внутренняя целевая направленность формирования этнокультурной компетентности заключается не только в том, что студент должен быть «держателем» акций-знаний в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и их активным пользователем, то есть не подстраивал свое поведения под других людей и обстоятельства, а творчески взаимодействовал с ними. В целом этнокультурная компетентность предполагает наличие такого объема знаний и умений, который необходим не только для того, чтобы приспособиться к реалиям полиэтнической среды, но и достаточного для того, чтобы быть готовым активно действовать в ней.

На основе исследования различных авторов (М. Л. Воловикова, Г. С. Голошумова, Т. В. Поштарева), был проведен анализ структуры этнокультурной компетентности, выявлено, из каких компетенций она должна состоять и наполнены данные компетенции содержанием. Структуру этнокультурной компетентности можно представить как состоящую из элементов:

- знанивая компетенция: владение культурологическими знаниями, знаниями о стратегиях, механизмах и приемах, необходимых для успешного межкультурного диалога, знание иностранного языка;

- социальная компетенция: умение справляться с собственными негативными реакциями на другие культуры, владение эмпатией, умение включаться в совместную деятельность иноэтническим окружением;

- самокомпетенция: умение понять, какое влияние на мое “я” оказывают культурные ценности и представления, саморефлексия, открытость;

- деятельностная компетенция: навыки поведенческой подвижности, определяемой как умение выбирать ситуативно-об-

условленную модель поведения, умение управлять процессом коммуникации, практические умения, опыт адекватного, эффективного поведения в ситуации межкультур-ного взаимодействия и его сознательного моделирования. Таким образом, можно утверждать, что в этнокультурной компетентности содержится знанивый аспект, который подразумевает знания о своей и чужих культурах, правильные представления о схемах межкультурного общения, знания о стратегиях, механизмах и приемах, необходимых для успешного межкультурного диалога, умение понять, какое влияние на мое “я” оказывают культурные ценности и представления, знание иностранного языка; эмоциональный аспект, включающий адекватное отношение студента к своей и чужим культурам, сопереживание и эмпатию по отношению к представителю других культур, умение справляться с собственными негативными реакциями на другие культуры, саморефлексию и открытость; и деятельностный аспект, предполагающий умение включаться в совместную деятельность с иноэтническим окружением, навыки поведенческой подвижности, практические умения, опыт адекватного, эффективного поведения в ситуации межкультурного взаимодействия. Все три аспекта необходимы для правильного построения межкультурно-го взаимодействия.

По нашему мнению, данные компетенции должны целенаправленно развиваться в высшей школе Казахстана. Именно получая высшее образование, личность должна получать знания, умения, навыки и опыт в области межэтнического диалога в ситуации жизни в полиэтническом обществе. Таким образом, мы уверены, что этнокультурная компетентность должна целенаправленно формироваться в рамках специальных курсов в высшей школе, таких как «Введение в межкультурную коммуникацию». «Этнопсихология», «Этнопедагогика», «Этническая толерантность» и других. Существует, на наш взгляд, и приоритет в выборе факультета, на котором повышение этнокультурной компетентности обязательно. Выбор здесь очевиден. Студенты факультета иностранных языков как никто другой должны обладать устойчивой этнокультурной компетентностью наравне с коммуникативной,

языковой и речевой компетентностью. Это объясняется тем, что в ходе своей профессиональной деятельности они должны не только сталкиваться с неродными культурами, но и быть своего рода «провожатыми» в эти культуры для других людей, не знающих языка и не обладающих развитой этнокультурной компетентностью. Поэтому проведенное мини-исследование было направленно на выявление уровня готовности к формированию этнокультурной компетентности у студентов факультета иностранных языков МБА (Международная Бизнес Академия) в сравнении со студентами других факультетов. Первоначальное предположение состояло в том, что уровень готовности к формированию этнокультурной компетентности студентов факультета иностранных языков гораздо выше уровня студентов других факультетов КарГТУ Для определения уровня готовности к формированию этнокультурной компетентности студентов нами был использован опросник заимствованный из монографии Т. В. Поштаревой [4, с. 270-276]. Для выявления сформированности у студентов уровня готовности к формированию этнокультурной компетентности в опроснике выбраны следующие критерии: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностно-практический. С помощью данного опросника изучаются следующие показатели: знание своей и других этнокультур -известных (в прошлом и настоящем) общественных деятелей, представителей науки и культуры, традиционных ремесел и видов деятельности, блюд национальной кухни, традиций и обычаев, танцев, песен, фольклора и др. ; отношение к этнокультурному разнообразию и этнофорам; отношение к этнокультурным различиям и их учет при общении; мотивация к изучению этнокуль-тур; испытываемые чувства, связанные с эт-ничностью; владение этноспецифическими умениями, родным и иностранными языками; готовность и способность включаться в межэтническое взаимодействие, стратегия поведения в конфликтной ситуации; соблюдение традиций и обычаев своего народа [5, с. 45]. Целью опросника было исследовать индивидуальный уровень этнокультурной компетентности каждого опрошенного. Второй частью исследования был показ ау-

дитории короткого ролика с последующим его обсуждением. Выбор видео-ролика был обусловлен несколькими критериями: во-первых, непродолжительностью (время показа не должно превышать 1 минуту), во-вторых, тематикой: она должна быть остро социальной, чтобы ролик потребовал живого отклика со стороны аудитории, в-третьих, возможностью неоднозначности отклика на ролик, что дало бы нам представление об уровне готовности аудитории в целом к формированию этнокультурной компетентности. Во время обсуждения ролика мы оценивали уровень развития компетенций, составляющих этнокультурную компетентность. Общее количество студентов, участвующих в опросе составило 66 человек, из них 33 - студенты 3 и 4 курса факультета иностранных языков МБА, будущие преподаватели и специалисты в области меж-культурной коммуникации, обучающиеся на отделениях немецкого, английского языков; 33 - студенты факультета машиностроения КарГТУ В целом, анализ результатов диагностического исследования показал, что уровень готовности к формированию этнокультурной компетентности студентов факультета иностранных языков значительно отличается от уровня студентов факультета машиностроения. Так 21,2 % (7 чел) студентов факультета машиностроения КарГТУ показали низкий уровень такой готовности, в то время как из студентов факультета иностранных языков низкий уровень показали только 3 % (1 чел). Уровень ниже среднего показали 30,3 % (10 чел) студентов факуль-

тета машиностроения и 3 % (1 чел) студент факультета иностранных языков. Средним уровнем обладают 45,5 % (15 чел) студентов факультета машиностроения и 22 % (7 чел) студентов факультета иностранных языков. К сожалению, уровень выше среднего показал всего 1 студент факультета машиностроения - 3 %, а высокий уровень не показал никто из студентов факультета машиностроения КарГТУ Что же касается студентов факультета иностранных языков, уровень выше среднего показали 54 % (18 чел) студентов и высокий уровень - 18 % (6 чел). Результаты анализа диагностического исследования отражены на рисунке.

Вторая часть исследования (просмотр видео) также показала некоторые различия в уровне готовности к формированию этнокультурной компетентности студентов факультета машиностроения КарГТУ и студентов факультета иностранных языков МБА. Если знаниевый аспект компетентности безусловно выше развит у студентов факультета иностранных языков, то студенты факультета машиностроения КарГТУ показали высокий уровень эмпатии и сопереживания по отношению к представителям других культур, выявили положительное отношение к представителю негроидной расы, что показывает высокий уровень эмоциональной составляющей, которая слабо развита у студентов факультета иностранных языков.

Таким образом, мы видим, что наша гипотеза подтвердилась - уровень готовности к формированию этнокультурной компетентности студентов факультета иностранных

высокий выше средний ниже низкий среднего среднего

Рис. Уровень готовности к формированию этнокультурной компетенции студентов.

языков гораздо выше уровня студентов факультета машиностроения КарГТУ Однако высоким уровнем готовности к формированию этнокультурной компетентности обладают всего лишь 18 % студентов факультета иностранных языков, и большинство из них показали низкий уровень эмоциональной составляющей, в то время как на сегодняшний день современное общество требует от каждого выпускника факультета иностранных языков высокого уровня сформиро-ванности этнокультурной компетентности, включая все составляющие ее компетенции и аспекты. Следовательно, перспективы нашего исследования заключаются в том, чтобы апробировать различные средства и приемы, подходящие для развития у студентов факультета иностранных языков этнокультурной компетентности (в частности эмоциональной составляющей) в ходе специально организованных занятий. В ходе опытного обучения следует выявить наилучшие средства и приемы и составить рекомендации по формированию этнокультурной компетентности у студентов языковых факультетов. Сопутствующей задачей является вклад в совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности студентов с помощью аутентичного материала и коммуникативно-ориентированных заданий.

Библиографический список

1. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан. - Алматы.,1996. - 45 с.

2. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. - 2005. -№ 3. - С. 35-42.

3. Поштарева Т. В. Этнокультурная компетентность как педагогическая категория // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып. 46. - Ставрополь: СГУ - 2006. -С. 144-150.

4. Поштарева Т. В. Теория и практика формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: монография. - Ставрополь: Литера, 2006. - 300 с.

5. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентно-сти учащихся в полиэтнической образовательной среде: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Владикавказ, 2009. - 45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.