УДК 374
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА
© З.А. Мавлютова
В статье рассматривается проблема формирования этнокультурой компетентности подростков как одна из важнейших задач подготовки подрастающего поколения к жизни. В условиях взаимодействия школы и учреждений культурно-досугового типа подростки учатся признавать принцип плюрализма, получают знания о других народах и их культурах, что позволяет понимать их своеобразие и ценность.
Ключевые слова: этнокультурная компетентность; культура; межэтническое взаимодействие; межнациональное взаимопонимание.
Сегодня увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия, что обусловливает преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является по-лиэтничность. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что может привести к трансформации этнической идентичности человека.
Система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидна необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у подростков этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. Она не исключает антитез «мой -другой», «свой - чужой», но в этом случае непонимание проявлений другой культуры выступает, прежде всего, как импульс к ее изучению, осмыслению, пониманию. Иными словами, быть этнокультурно компетентным -значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адек-
ватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. В целом под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение подростка изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, вначале должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.
Этнокультурная компетентность предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие школьника в учебнопознавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.
Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление включает в себя готовность школьника изучать различные культуры с целью комфортного существования в полиэтнической среде, пре-
одоления узости кругозора, постижения взаимовлияния народов.
Совместная деятельность школы и культурно-досуговых учреждений должна служить формированию гармоничной развитой личности, способствовать духовно-нравственному воспитанию и удовлетворению духовных запросов подростков.
В наше противоречивое время школа осталась главным и самым массовым институтом общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения. Но дополнительное образование в условиях общеобразовательного учреждения имеет свою специфику - содержательную, методическую, организационную.
В последнее время по ряду причин, среди которых увлечение новыми учебными курсами во время внеурочной деятельности, снижение роли классного руководства в связи со стремлением к деидеологизации образования, снизился интерес к кружкам, секциям, клубам. Постепенно внеурочная деятельность вытеснялась из жизни школы. Администрация школы вынуждена экономить на организации кружков и секций, на сотрудничестве с внешкольными учреждениями, учреждениями культуры.
В педагогических словарях и энциклопедиях, специальных работах ученых XIX в. чаще всего встречается термин «внеклассная работа». Она рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений и навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха [1]. Внеклассная работа - это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время.
Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге: походы, экскурсии, дискотеки, вечера и т. д. Внеурочная работа включает в себя и занятия в различных кружках и секциях. Однако целью кружковой работы, в основном, является выявление интересов учащихся для того, чтобы напра-
вить их для реализации в систему дополнительного образования.
Внеурочная работа имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного и т. п.). В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач духовно-нравственного воспитания.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием выступают различные факультативы, объединения, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их относят к той и к другой сфере учебно-воспитательного процесса. Определяющей в данном случае может стать ориентация на знания, умения, навыки или личностное развитие, обязательность или добровольность посещения занятий, возможность выбора объема и темпа освоения образовательного материала. В одном случае - это внеурочная работа по предмету, а в другом - часть дополнительного образования.
Пространство пересечения дополнительного образования с основным может быть заполнено образовательными курсами по выбору, школьными научными обществами, предпрофессиональной подготовкой. Их отличие от факультативных занятий - в более комплексном содержании, большей самостоятельности школьников и возможности продвигаться в соответствии с индивидуальной образовательной программой.
Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики. Очень точно такую смесь двух уровней образования определил
В.А. Сухомлинский: «Каждый учитель, давая предусмотренный программой круг знаний, в то же время раскрывает вторую программу -программу знаний необязательных... От единства обязательной и необязательной программ зависит интеллектуальное воспитание подростков» [2, с. 76].
Особенностью дополнительного образования является «воспитательная доминанта», поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание [1]. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка, а не в рамках обязательного воспитательного мероприятия происходит развитие лучших нравственных качеств личности.
Дополнительное образование предполагает расширение воспитательного «поля» школы, т. к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Организуя определенный социальный опыт и оказывая учащимся индивидуальную помощь, педагоги способствуют развитию личностных качеств. При этом эффективность воспитательного воздействия зависит от того, насколько его содержание будет не только объективно полезным, но и субъективно значимым для учащихся, насколько оно даст возможность осмыслить себя и других, свои отношения с миром.
Иначе говоря, воспитательный потенциал дополнительного образования определяется тем, в какой степени школьники могут решать свои возрастные индивидуальные задачи и те проблемы, с которыми они сталкиваются в жизни.
Дополнительное образование в школе должно обязательно помогать учащимся осознать ценность истории и культуры своего и других народов. Главная задача - развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, стремящегося их умножить.
Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта как от одного поколения к другому, входящему в жизнь, так и в синхронном разрезе внутри общества, между странами и народами. Культура сохра-
няет социальный опыт поколений в понятиях и словах, математических символах, формулах науки, своеобразных языках искусства, которые рассказывают о человеке, его творческих силах и возможностях. В этом смысле культура - «память» общества, кладовая накопленного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот опыт [3].
Особый интерес, на наш взгляд, представляет самостоятельная исследовательская деятельность подростков, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире, России, крае, своем населенном пункте, микрорайоне образовательного учреждения. Исследовательские проекты подростков представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание «проникнуть» в другую культуру.
1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М., 2002.
2. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1975.
С. 76.
3. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере. М., 2003.
Поступила в редакцию 23.09.2009 г.
Mavlyutova Z.A. Formation of ethno-cultural competence of teenagers in the course of interaction of school and establishments of cultural-leisure type. The article considers the problem of formation of teenagers’ ethno-cultural competence as one of the major problems of getting the rising generation ready to life. In the conditions of interaction of school and establishments of cultural-leisure type teenagers learn to recognize a pluralism principle, receive knowledge of other people and their cultures that allows understanding their originality and value.
Key words: ethno-cultural competence; culture; interethnic interaction; international mutual understanding.