Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование / этнокультурная компетентность / студенты / поликультурная среда вуза / formation / ethno-cultural competence / students / multicultural environment of the university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеев Роман Андреевич

В статье рассматривается проблема формирования этнокультурной компетентности студентов разных национальностей в условиях поликультурной образовательной среды современного вуза. Актуальность исследования обусловлена Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703), в которой указаны цели государственной национальной политики: «гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений; успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество» [10]. Обосновываются научные подходы, направленные на формирование у студентов разных национальностей этнокультурной компетентности как основы, обеспечивающей каждому студенту равные возможности для личностного и профессионального развития, выбора жизненных приоритетов в гармонии этнического и общечеловеческого. Исследование проведено в вузе, в котором обучаются студенты разных национальностей, в том числе из стран дальнего зарубежья. Поэтому в данной статье раскрывается значение поликультурной образовательной среды как необходимой основы гармонизации этнических межличностных отношений. Для достижения этого важнейшим условием определена реализация в образовательном процессе культурологического, этнокультурного и межличностного подходов, а также диалога культур как механизма осуществления равноправных взаимоотношений в процессе межкультурного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеев Роман Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS IN MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article discusses the problem of formation of ethnocultural competence of students of different nationalities of a modern university in a multicultural educational environment. The relevance of the study is due to the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (as amended by the Decrees of the President of the Russian Federation dated 06.12.2018 No. 703), which specifies the goals of the state ethnic policy of the Russian Federation: “harmonization of interethnic relations; successful social and cultural adaptation of foreign citizens in the Russian Federation and their integration into Russian society” [10]. The article substantiates scientific approaches aimed at the formation of ethnocultural competence by students of different nationalities as the basis that provides each student with equal opportunities for personal and professional development, the choice of life priorities in the harmony of the ethnic and universal. The study was carried out at a university where students of different nationalities, including those from foreign countries, study, hence the importance of a multicultural educational environment as a necessary basis for harmonizing ethnic interpersonal relations. To achieve this, the most important conditions are the following: the implementation of culturological, ethnocultural and interpersonal approaches in the educational process, as well as the dialogue of cultures as a mechanism for the implementation of equal relations in the process of intercultural communication.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА»

УДК 378.013:[39:008] DOI 10.37972/chgpu.2024.122.1.013

Р. А. Матвеев

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП),

г. Казань, Россия

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования этнокультурной компетентности студентов разных национальностей в условиях поликультурной образовательной среды современного вуза. Актуальность исследования обусловлена Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703), в которой указаны цели государственной национальной политики: «гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений; успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество» [10]. Обосновываются научные подходы, направленные на формирование у студентов разных национальностей этнокультурной компетентности как основы, обеспечивающей каждому студенту равные возможности для личностного и профессионального развития, выбора жизненных приоритетов в гармонии этнического и общечеловеческого. Исследование проведено в вузе, в котором обучаются студенты разных национальностей, в том числе из стран дальнего зарубежья. Поэтому в данной статье раскрывается значение поликультурной образовательной среды как необходимой основы гармонизации этнических межличностных отношений. Для достижения этого важнейшим условием определена реализация в образовательном процессе культурологического, этнокультурного и межличностного подходов, а также диалога культур как механизма осуществления равноправных взаимоотношений в процессе межкультурного общения.

Ключевые слова: формирование, этнокультурная компетентность, студенты, поликультурная среда вуза

R. A. Matveev

FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS IN MULTICULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEML),

Kazan, Russia

Abstract. The article discusses the problem of formation of ethnocultural competence of students of different nationalities of a modern university in a multicultural educational environment. The relevance of the study is due to the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (as amended by the Decrees of the President of the Russian Federation dated 06.12.2018 No. 703), which specifies the goals of the state ethnic policy of the Russian Federation: "harmonization of inter-ethnic relations; successful social and cultural adaptation of foreign citizens in the Russian Federation and their integration into Russian society" [10]. The article substantiates scientific approaches aimed at the formation of ethnocultural competence by students of different nationalities as the basis that provides each student with equal opportunities for personal and professional development, the choice of life priorities in the harmony of the ethnic and universal. The study was carried out at a university where students of different nationalities, including those from foreign countries, study, hence the importance of a multicultural educational environment as a necessary basis for harmonizing ethnic interpersonal relations. To achieve this, the most important conditions are the following: the implementation of culturological,

ethnocultural and interpersonal approaches in the educational process, as well as the dialogue of cultures as a mechanism for the implementation of equal relations in the process of intercultural communication.

Keywords: formation, ethno-cultural competence, students, multicultural environment of the university

Введение. Этнокультура как культурологическое понятие представляет собой совокупность традиций, ценностей, обычаев и образует систему, которая выполняет в социуме функцию их взаимодействия. Будучи феноменом конкретного народа, этнокультура объединяет людей, передавая из поколения в поколение материальные, духовные, социальные ценности, необходимые для самореализации в жизнедеятельности каждого человека. Передача этих ценностей как целостный процесс, направленный на их освоение и присвоение, составляет сущностную основу этнокультурного образования, в ходе которого происходит включенность студентов в этническую культуру своего народа на основе углубления в его традиционные ценности и постижения культурных традиций других народов. Это положение исходит из важнейшего целевого ориентира, изложенного в Национальной доктрине образования в Российской Федерации: «формирование культуры мира и межличностных отношений», ... «формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений» [8].

Контингент студентов и образовательная среда в современном вузе являются поликультурными, так что вуз осуществляет миссию формирования у студентов разных национальностей этнокультурной компетентности в поликультурной образовательной среде.

Этнокультурная компетентность включает в себя готовность и способность уважать традиционные ценности как своего, так и других народов; необходимость иметь знания о разнообразии культур разных этносов, этнических культур и уметь применять их во взаимодействии с представителями других этнических культур на основе взаимопонимания; готовность включаться в межэтническое взаимодействие на основе сотрудничества. Тем самым этнокультурная компетентность проявляется в знаниях о своей родной культуре и культуре разных народов, их особенностях, в заинтересованном отношении к ценностному наследию разных этносов. На этой основе происходит понимание единства во всем многообразии культур, и это звучит как «мы - разные, и мы - вместе». Из данного положения вытекает цель исследования: обоснование научных подходов и принципов, способствующих формированию этнокультурной компетентности студентов в условиях поликультурной среды вуза.

Актуальность исследуемой проблемы. Поликультурная среда вуза сегодня - полиэтническая среда, обусловленная процессами глобализации, миграции населения, межнациональными браками, многонациональными семьями, наконец, интеграционными процессами, которые стали катализатором академической мобильности студентов. В этой ситуации этнокультурная компетентность студентов стала актуальной проблемой как в смысле культурообразующего фактора образования, так и в плане социализирующей основы образовательной среды вуза. Тем более что основополагающий документ, регламентирующий образовательный процесс в вузе, ФГОС высшего профессионального образования, в частности, содержание образования, определяет в качестве универсальной компетенции «межкультурное взаимодействие» - способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.

Этнокультурная компетентность рассматривается учеными-педагогами, прежде всего, в сопряженности двух феноменов: «этнокультуры» и «этнокультурного образования». Этнокультура, по определению Н. Н. Фоминой и Н. О. Свечниковой, - это «культура людей, связанных общностью происхождения и совместного проживания» [4] ; в трактовке

И. О. Шаваевой это система, включающая «ряд структурных элементов (традиции, ценности, нормы, обычаи, ритуалы, нормы)», которая «выполняет в социуме взаимодействующую функцию» [11, с. 37]. Этнокультурное образование А. Б. Афанасьевой понимается как «целостный учебно-воспитательный процесс освоения содержания этнокуль-туры в деятельностном опыте» ... обучающихся, в «осознании ими преемственности в развитии культуры этноса и суперэтноса, понимании этнокультурного многообразия, взаимодействия культур, общего, особенного, единичного в них» [1, с. 37]. В диссертации В. К. Шаповалова «Этнокультурная направленность российского образования» этнокультурное образование обосновывается такими принципами, как включенность обучающихся в родную традицию, «переход от приобщения к национальной культуре к познанию и уважению культур народов совместного проживания в многонациональном государстве», «принятие ценностей мировой культуры, диалог культур, диалектическое единство общероссийского и общемирового» [12].

На основании определений этнокультуры и этнокультурного образования этнокультурная компетентность трактуется как «интегральное свойство личности, выражающееся в совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокульту-рах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способности к диалогу культур, их сопоставлении, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде» [2, с. 194]. По мнению А. Б. Афанасьевой, этнокультурная компетентность, которая связана с освоением определенной области этнокультуры, может называться частной, а направленная на постижение нескольких областей - комплексной, наконец, та, которая охватывает все области этнокультуры и этнокультуры разных народов, - целостной [2]. Относительно вузовской студенческой поликультурной среды отметим, что все три области эт-нокультуры существуют в образовательной системе вуза. В целом А. Б. Афанасьева в своих научных трудах акцентирует внимание на этнокультурной компетентности как едином свойстве личности. Она отмечает, что в совокупности знания и представления о культуре своего народа и иных культурах составляют значимый багаж мировой культуры, который способствует развитию способности к диалогу культур. В унисон звучат слова Т. В. Поштаревой: «Этнокультурная компетенция - это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [9].

Все это представляет проблемное поле исследования процесса формирования этнокультурной компетентности студентов в условиях поликультурной среды вуза.

Материал и методы исследования. В решении проблемы формирования этнокультурной компетентности студентов в условиях поликультурной среды вуза нами определены следующие подходы:

- культурологический, благодаря которому выявлены доминирующие признаки ключевых понятий исследования: «этнокультура», «этнокультурное образование», «этнокультурная компетентность»;

- аксиологический, актуализирующий ценностные основы этнокультуры в ее материальных, духовных, художественных, празднично-обрядовых образцах и проявлениях;

- средовый, обосновывающий специфику поликультурной среды вуза как социокультурной реальности.

Выделенные подходы позволяют очертить проблемное поле исследования с точки зрения современной вузовской реальности, в которой поликультурность определяет образовательное поле студентов разных национальностей.

Для исследования определены теоретические методы, такие как анализ философской, культурологической, общепедагогической литературы (раскрытие основных понятий исследования в широком философско-культурологическом и профессионально-педагогическом смыслах), государственных документов в сфере образования, в частности педагогического (обоснование компетентностного подхода), анализ и синтез (обобщение понятий и теоретических представлений о процессе формирования этнокультурной компетентности студентов вуза), а также эмпирические методы (опрос и наблюдение).

Научную основу исследования составили труды по проблемам этнокультурного образования: А. Б. Афанасьевой (этнокультурное образование), Т. И. Баклановой (этнокультурный подход) Г. Н. Волкова (этнопедагогический подход), Н. А. Ореховской и Е. А. Ялозиной (межкультурный диалог), Т. В. Поштаревой (формирование этнокультурной компетентности), В. К. Шаповалова (этнокультурная направленность образования), Ж. Т. Закрено-вой (этнокультурная компетенция у студентов вуза). В этих трудах раскрываются ключевые доминанты исследования: этнокультура в современном социуме, этнопедагогические традиции, этнокультурное образование в контексте Национальной доктрины образования в Российской Федерации, поликультурная среда студента вуза - все это обусловливает проблемное поле нашего исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследования в области философии, культурологии, педагогики и вузовская практика свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме этнокультурной грамотности студентов, формирования у них компетентности в области этнических культур, сохранения и возрождения ценностных основ культуры своего (родного) и других народов России и мира. Это в полной мере соответствует гуманитарной парадигме образования на всех уровнях, в частности вузовском.

Данное утверждение подкрепляется пониманием этнокультурной компетентности как сформированного багажа знаний и представлений о разных культурах, что выражается в приобретенных умениях вступать в межэтническое взаимодействие и добиваться эффекта быть понятым и принятым [1]. Наше общество представляет собой многообразие различных этносов, отсюда возрастает роль этнокультурной компетентности как способа и средства гармоничной коммуникации. Умение понимать и позитивно относиться к тому, что в нашем современном обществе существуют различные этнические группы, актуализирует воспитательную роль образовательной среды вуза, которая должна быть ориентированной на приобретение студентами разных этнических групп социального опыта для решения познавательных и духовно-нравственных проблем, существующих в поликультурном социуме, т. е. проявлять свою этнокультурную компетентность. И если исходить из подробного толкования понятия «этнокультурная компетенция», данного Т. В. Поштаревой: «свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [9, с. 11], - то такое свойство, воплощающее в себе целый комплекс умений, навыков и моделей поведения, уже является целостным основанием для позиционирования его как этнокультурной компетентности.

В нашей работе со студентами разных национальностей, а их в Казанском инновационном университете им. В. Г. Тимирясова вполне достаточно для того, чтобы организовать экспериментальную деятельность, учитываем принцип этнокультуросообразности (учет этнических признаков) и принцип гармонии национального и общечеловеческого.

Проведенный нами опрос студентов двух групп (экспериментальной и контрольной) продемонстрировал следующую картину: в числе этнических особенностей в качестве основных ими указаны национальность и родной язык (но надо отметить, что отсутствие графы в паспорте «национальность» не позволяет принимать это за объективность);

затем следуют национальные традиции и народные праздники, религия; далее - материальная культура (национальные блюда, одежда и др.). Положительно то, что у студентов выражены заинтересованность в сохранении и развитии родной культуры, интерес к представителям другой культуры, а также желание познавать культурные ценности разных народов с пониманием их значимости в общемировой культуре. Это подтверждается тем, что на вопрос « У Вас есть желание знать о культуре других народов? из 127 студентов 1 курса 121 ответили положительно; на вопрос «Хотели бы Вы знакомиться с этническими (национальными) особенностями культуры других народов?» из 127 студентов того же курса положительно ответили 116 человек.

Наблюдения за студентами в группе, в которой обучаются русские и татары, чуваши и марийцы, а также иностранцы, показывают наличие у них обоюдного интереса друг к другу, понимание общей картины мира, в котором культурные и поведенческие ценности близки и понятны, надо только каждому в проявлении интереса быть корректным, доброжелательным. Только в этом случае будет происходить формирование у студентов этнокультурной компетентности.

В этом контексте нами обоснована необходимость соответствовать государственным программам, в которых акцентируется культурообразующая миссия высшего образования. В этом мы опираемся на слова Президента Российской Федерации В. В. Путина, высказанные в статье «Россия: национальный вопрос»: «Гражданский мир и межнациональное согласие - это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это - кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить "единство в многообразии". Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей» [6].

Этнокультурная компетентность, ее сформированность как раз отражаются в динамике взаимоотношений студентов разных национальностей и верований, их заинтересованном отношении к этнокультурным ценностям разных народов, представителями которых они являются (понятно, что это происходит продуктивно на основе знания своего этнического культурного багажа!), в равноправном и уважительном диалоге, приводящем к взаимопониманию. По определению Ж. Т. Заркеновой, этнокультурная компетентность представляет собой «свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [3]. Неслучайно привычной стала фраза «мы интересны друг другу как лица необщим выраженьем», когда есть желание и потребность в дружбе на основе искренности, дружелюбия. Существенное отличие данного определения в том, что культурологический и этнопедагогический подходы, заострение внимания на компетентности в области родной этнокультуры и на деятельностном опыте овладения этнокультурными ценностями, в частности, на этнопедагогическом уровне, создают основу для формирования цивилизованного этнокультурного сознания, лишенного национализма и этноцентризма, обладающего здоровым чувством самоуважения в гармонии с чувством этнотолерантности. Необходимо понимать, что, как отмечают Н. С. Морова и Л. В. Кузнецова, «игнорирование реальных процессов глобализации. может негативно отразиться на сохранении культурной и этнической самобытности личности», поэтому «главным инструментом недопущения такого положения является межэтническая толерантность, исходящая из уважения культурного разнообразия человечества» [5].

В этом процессе главными для нашего исследования являются культурологический и этнокультурный подходы, а также принцип «диалога культур», в реализации которого основными доминантами, по мнению Н. А. Ореховской и Л. А. Ялозиной, выступают познание,

взаимодействие, взаимопонимание в межкультурном диалоге и межкультурном общении [7]. Все это позволяет студенту любой национальности понимать и принимать этнокультурные ценности как основу для формирования этнокультурной компетентности как личностного, так и профессионального качества.

Выводы. Поликультурная образовательная среда современного вуза, вовлекая в свою орбиту студентов разной этнической принадлежности, в качестве важнейшего целевого ориентира определяет такие ценностные доминанты современного образования, как этнокультурные - традиционные духовные ценности народа; социальные и этносоциальные -межэтническая толерантность; приобретение умений создания социально безопасной и бесконфликтной среды ... (языковой, ментальной) [8].

Таким образом, проблема формирования этнокультурной компетентности студентов в условиях поликультурной среды вуза рассматривается как комплексная с активным включением в процесс историко-культурного и историко-художественного контекстов, что позволяет студентам активно «проживать» события, культуру в этносообразности, понять и принять этнокультурные ценности народов во всем многообразии общей картины мира. Исследования в области философии, культурологии, педагогики и вузовская практика свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме этнокультурной грамотности студентов, формирования у них компетентности в области этнических культур, сохранения и возрождения ценностных основ культуры своего (родного) и других народов России и мира. Это в полной мере соответствует гуманитарной парадигме образования на всех уровнях, в частности вузовском.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля. - СПб. : СПГУТД, 2014. - 188 c.

2. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 3. - С. 189-195.

3. Заркенова Ж. Т. Содержание и структура этнокультурной компетенции будущих педагогов // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 3. - С. 14-17.

4. Культурология : учебное пособие / Н. Н. Фомина, Н. О. Свечникова. - СПб. : СПб ГУ ИТМО, 2008. - 483 с.

5. Morova N. S., Kuznetsova L. V., Lezhnina L. V., Talanova T. V. Ethnocultural and social dominants of pedagogical education in conditions of national region // Review of European Studies. - 2015. - Vol. 7, № 8. -P. 182-188).

6. Независимая газета. 23.01.2012. «Владимир Путин. Россия: национальный вопрос» // Молодой ученый - 2022. - № 5(400). - С. 312-315.

7. Ореховская Н. А., Ялозина Е. А. Теоретические аспекты понятия «межкультурный диалог» // Власть. - 2020. - Т. 28, № 6. - С. 110-115.

8. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL : https://base.garant.ru/182563/ (дата обращения: 20.01.2024).

9. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Владикавказ, 2009. - 40 с.

10. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703) [Электронный ресурс]. - URL : http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 20.01.2024).

11. ШаваеваМ. О. Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01. - Ростов-на-Дону, 2004. - 20 с.

12. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования. - М. : Ин-т развития регионального образования, 1997. - 173 с.

Статья поступила в редакцию 25.01.2024

REFERENCES

1. Afanas'eva A. B. Etnokul'turnoe obrazovanie kak fenomen kul'tumogo polya. - SPb. : SPGUTD, 2014. - 188 c.

2. Afanas'eva A. B. Etnokul'turnoe obrazovanie: sushchnost', struktura soderzhaniya, problemy so-vershenstvovaniya // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. -2009. - № 3. - S. 189-195.

3. Zarkenova Zh. T. Soderzhanie i struktura etnokul'turnoj kompetencii budushchih pedagogov // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. - 2017. - № 3. - S. 14-17.

4. Kul'turologiya : uchebnoe posobie / N. N. Fomina, N. O. Svechnikova. - SPb. : SPb GU ITMO, 2008. - 483 s.

5. Morova N. S., Kuznetsova L. V., Lezhnina L. V., Talanova T. V. Ethnocultural and social dominants of pedagogical education in conditions of national region // Review of European Studies. - 2015. - Vol. 7, № 8. -P. 182-188).

6. Nezavisimaya gazeta. 23.01.2012. «Vladimir Putin. Rossiya: nacional'nyj vopros» // Molodoj uchenyj. -2022. - № 5(400). - S. 312-315.

7. Orekhovskaya N. A., Yalozina E. A. Teoreticheskie aspekty ponyatiya «mezhkul'turnyj dialog» // Vlast'. -2020. - T. 28, № 6. - S. 110-115.

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 4 oktyabrya 2000 g. № 751 «O nacional'noj doktrine obrazovaniya v Ros-sijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. - URL : https://base.garant.ru/182563/ (data obrashcheniya: 20.01.2024).

9. Poshtareva T. V. Formirovanie etnokul'turnoj kompetentnosti uchashchihsya v polietnicheskoj obra-zovatel'no srede : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk : 13.00.01. - Vladikavkaz, 2009. - 40 s.

10. Strategiya gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda (v redakcii Ukaza Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 06.12.2018 № 703) [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.kremlin.ru/ acts/bank/36512 (data obrashcheniya: 20.01.2024).

11. Shavaeva M. O. Etnokul'tura kak mnogofunkcional'naya sistema vzaimodejstviya : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk : 24.00.01. - Rostov-na-Donu, 2004. - 20 s.

12. Shapovalov V. K. Etnokul'turnaya napravlennost' rossijskogo obrazovaniya. - M. : In-t razvitiya region-al'nogo obrazovaniya, 1997. - 173 s.

The article was contributed on January 25, 2024 Сведения об авторе

Матвеев Роман Андреевич - аспирант кафедры теоретической и инклюзивной педагогики Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП), г. Казань, Россия, https://orcid.org/0009-0007-5432-8190, romareal18@gmail.com

Author Information

Matveev, Roman Andreevich - Post-graduate Student, Department of Theoretical and Inclusive Pedagogy, Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov (IEML), Kazan, Russia, https://orcid.org/0009-0007-5432-8190, romareal 18@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.