Научная статья на тему 'Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования ( на примере реализации проекта «Новое поколение»)'

Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования ( на примере реализации проекта «Новое поколение») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭТИКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубцова О. В.

Основа жизнедеятельности каждого человека его убеждения, культура и мировоззрение, которые можно именовать как некое единство личных ценностей, сформированных на практике индивидуального жизненного опыта, приобретённых навыков и знаний, прививаемых посредством воспитания, образования и совершённого выбора. Развитие гражданского общества постоянно нуждается в утверждении соответствующих норм и правил, основанных на гуманизме и сознании личности. Всё это влечёт потребность в повышении нравственных качеств каждого из нас, что говорит, в том числе, и о необходимости охраны и безостановочного совершенствования всей совокупности личностных ценностей. Каждое явление, в том числе и нравственное совершенство, имеет своё начало и последовательные шаги развития. Информационная культура личности одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубцова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования ( на примере реализации проекта «Новое поколение»)»

ПРАКТИКА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

The practice of media education

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ (на примере реализации проекта «Новое поколение»)

О.В.Рубцова

The formation of ethical and legal culture of tolerance and participants of the educational process with the use of media education (for example the project «New Generation»)

Rubtsova O.V.

The Project "New Generation: target: Development and implementation of the municipal model of the formation of ethical and legal culture of tolerance and participants in the educational process, using tools of media education.

The project objectives:

• establishment of the municipal center in the framework of interregional agreements on the formation of ethical and legal culture and tolerance;

• creation of media centers: Kopeisk school № 7, and municipal-based Media Education Center, the creation of school center access to socially significant information in support of social partners;

• the establishment of municipal pilot sites to implement the theme of the project;

• development and implementation of monitoring the level of formation of ethical and legal education and tolerance with the use of media education in the municipal educational system;

• compilation and dissemination of experience on implementation of the municipal model of the formation of ethical and legal culture of tolerance and participants of the educational process with the use of media education.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. многие российские исследователи (историки, социологи, политологи, культурологи, философы), пытаясь прогнозировать дальнейшее развитие общества, выявляют процессы со-

циокультурных трансформаций, под которыми понимается «комплексное, преимущественно эволюционное преобразование общества как социокультурной системы: ее типа или конкретно-исторической фор-

мы» [Лапин, 2001, с. 420]. Речь идет о новом этапе модернизации, который многие ученые рассматривают как явление цивилизационного масштаба, как глобальный феномен мировой истории.

Все указанные процессы отражаются в средствах массовой коммуникации, репрезентующих действительность и являющихся благодатной средой социальной модернизации. Исследования социокультурной ситуации в постсоветской России показывают, что расширяющееся медиапространство (спутниковое ТВ, видео, кино, компьютерные каналы, сеть Интернет) все более активно влияет на общественное сознание как мощное средство информации, культурных и образовательных контактов, как фактор развития творческих способностей личности. Последнее сегодня очевидно, так как видео, CD-Rom, DVD, Интернет предоставляют человеку возможность индивидуального общения с экраном в интерактивном режиме как с целью реализации своих творческих идей, используя преимущества виртуального мира, так и с целью познания «Другого»

Основа общества - личность, соблюдающая единство и согласие между всеми составляющими человеческой жизни: здоровьем, культурой, совестью и верой. Это равновесие мысли и действия - важнейший инструмент регулирования общественных отношений. Воспитание столь необходимых гуманистических устоев неизменно проходит через формирование этико-правового мировоззрения, связывающего воедино материальные условия жизне-

обеспечения личности, разумную и культурную деятельность общества с духовными идеалами.

Основа жизнедеятельности каждого человека - его убеждения, культура и мировоззрение, которые можно именовать как некое единство личных ценностей, сформированных на практике индивидуального жизненного опыта, приобретённых навыков и знаний, прививаемых посредством воспитания, образования и совершённого выбора. Развитие гражданского общества постоянно нуждается в утверждении соответствующих норм и правил, основанных на гуманизме и сознании личности. Всё это влечёт потребность в повышении нравственных качеств каждого из нас, что говорит, в том числе, и о необходимости охраны и безостановочного совершенствования всей совокупности личностных ценностей. Каждое явление, в том числе и нравственное совершенство, имеет своё начало и последовательные шаги развития.

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Медиаобразование - часть основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию, инструмент поддержки демократии. ЮНЕСКО рекомендует ме-

диаобразование к внедрению в учебные планы образовательных учреждений всех видов и типов, всех ступеней образования, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования.

Педагог должен владеть методами поиска, обработки и использования информации, уметь интерпретировать и адаптировать ее для учащихся. К примеру, информация, получаемая учениками в школе, может не совпадать с информацией, которая исходит из медийных источников, и школа должна научить анализировать и критически осмысливать медиатексты, определять их политические, социальные, коммерческие и культурные интересы, различать главную и второстепенную информацию, отличать общеизвестные факты и факты, требующие проверки. Образование в целом и медиаобразование неразрывно связаны с воспитанием. Одна из характерных сторон воспитательного воздействия массовой коммуникации на детей - трансляция норм поведения и ценностных установок. Важно с детства сформировать у молодежи критическое отношение к медиапродукции, превратить молодых людей в осознанных потребителей СМИ, а также творческих пользователей медиаресурсов.

Сегодня в целях разработки нового подхода к проблеме формирования этико-правовой культуры и толерантности школьников, выработки нестандартных форм и методов решения в Челябинской области создаются опытно-экспериментальные площадки.

Одним из лидеров региона в этом направлении становится му-

ниципальная образовательная система Копейского городского округа (начальник Управления образования Н.В. Овечкина). В рамках Городского педагогического форума «Национальный проект «Образование: от модернизации - к современной модели образования», прошедшего в феврале 2009 года, учительское сообщество решило одним из приоритетных направлений развития системы выбрать формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса средствами медиаобразования.

С целью выполнения решения форума уже сегодня начато создание нормативной базы по организации муниципального эксперимента «Формирование этико-пра-вовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования в муниципальной образовательной системе». Ещё в стадии формирования эксперимент вышел за рамки не только города, но и области. Руководители и сотрудники Национального фонда подготовки кадров (Соболева Е.Н.), Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (Фёдоров А.В.), Некоммерческого партнерства «Школьный сайт» (Авдеева С.М.), МОО «Информация для всех» (Демидов А.А.), МОО «Общественный совет по социальной рекламе Северо-Западного Федерального округа» (Дворко С.Б), Санкт-Петербургской общественной организации «Гуманитарный педагогический Центр «Гражданин XXI века» (Элиасберг Н.И.), Санкт-Петербургской академии постдиплом-

ного педагогического образования (Жалован С.В) и Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (Кеспиков В.Н) поддержали инициативу копейских педагогов в организации экспериментальной работы и создании комплексной муниципальной программы по формированию этико-право-вых и духовно-нравственных ценностей как основы толерантности личности школьников, а также в создании на базе школы № 7 (директор Яшуков В.И.) первого в Челябинской области и Российской Федерации школьного центра медиаобра-зования как инновационной модели, направленной на реализацию «Концепции 2020».

Параллельно в школе открыт центр доступа к социально значимой информации с духовно-нравственной компонентой, что позволит приступить к решению проблемы, обозначенной ещё в 2007 году: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. ... общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров» (Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 2007). Особое значение проект приобрёл после заявления Президента РФ Д. А. Медведева 21 июля 2009 года, где подчеркнуто, что необходимо особое внимание уделять проблеме духовно-нравственного воспитания и обучения нормам гражданской этики.

Итак, в образовательной системе Копейского городского округа с сентября 2009 года дан старт проекту инновационной экспериментальной деятельности по теме «Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования». Организуемая деятельность соответствует логике и методологии проведения научного эксперимента с учётом следующих принципов: научности, ценности, целостности, открытости, правовой культуры.

Цель проекта: разработка и внедрение муниципальной модели формирования этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаоб-разования.

Задачи проекта:

• создание муниципального центра в рамках межрегионального соглашения по формированию этико-правовой культуры и толерантности;

• создание медиацентров: школьного на базе копейской средней школы № 7 и муниципального на базе МИМЦ, создание школьного центра доступа к социально значимой информации при поддержке социальных партнёров;

• создание муниципальных экспериментальных площадок по реализации темы проекта;

• разработка и внедрение мониторинга уровня сформированности системы этико-правового образования и толерантности с использованием средств медиаобразо-вания в муниципальной образовательной системе;

• обобщение и распространение опыта работы по внедрению муниципальной модели формирования этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования.

Мы предполагаем, что формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием возможностей медиаобразова-ния в муниципальной образовательной системе будет успешным, если

• будет разработана и внедрена модель формирования этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования в систему работы образовательных учреждений;

• будут определены механизмы реализации модели формирования этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразо-вания;

• будет разработано программное учебно-методическое обеспечение с использованием средств медиаобразования

Основные направления содержания работы по реализации проекта:

• формирование этико-правовой культуры и толерантности у обучающихся через разработку системы классных часов;

• внедрение компонентов этико-правовой культуры и толерантности в содержание образования во все учебные предметы;

• внедрение компонентов этико-правовой культуры и толерантности в систему дополнительного образования;

• внедрение компонентов этико-правовой культуры и толерантности в систему внеучебной деятельности общеобразовательных учреждений;

• внедрение компонентов этико-правовой культуры и толерантности в систему кадетского движения;

• использование средств медиаоб-разования и социальной рекламы как необходимого условия формирования этико-правовой культуры и толерантности у обучающихся;

• разработка различных форм сотрудничества с внешкольными организациями и службами, заинтересованными в формировании этико-правой культуры и толерантности у обучающихся с использованием средств медиаобразова-ния и социальной рекламы;

• формирование избирательной культуры участников образовательного процесса;

• формирование основ гражданственности и нравственности в условиях детского сада;

• формирование духовно-нравственных идеалов участников образовательного процесса;

Была разработана модель взаимодействия в рамках реализации проекта (Рис.1).

Проектом руководит Центр эти-ко-правовой культуры и толерантности, созданный на базе МОУ «Центр методического сопровож-

Рис. 1. Модель инновационной экспериментальной инновационной

деятельности

дения учреждений образования», который осуществляет также связь с социальными партнёрами проекта, Центрами медиаобразования, творческими группами педагогов.

Сегодня в эксперименте задействовано 17 образовательных учреждений: ОУ № 4, 6, 7, 9, 16, 21, 23, 32, 42,44, 48, МОУ «МИМЦ», МОУ-ДОД СЮТ, МОУ ДОД ДТДиМ, МДОУ № 40, 51, МОУ «ЦМО УО». Каждое учреждение имеет свою тему свое техническое задание, на основе которого, выстраивает деятельность. В процесс вовлечены, как было уже отмечено выше, и детские сады, и учреждения дополнительного образования. Для оказания помощи педагогам в создании новых цифровых образовательных ресурсов, созданы два центра медиаобразования на базе школы № 7 и МИМЦ.

Родители являются полноправными участниками проекта. В июне 2009 года был создан городской совет родительской общественности, который при тесном сотрудничестве и взаимодействии с Областным советом родительской общественности активно участвуют в реализации всех направлений проекта.

Участники проекта понимают, что сложившихся условиях необходимо новое понимание принципов и критериев воспитания человеческого мышления. Достижение этой цели возможно благодаря формированию позитивных условий влияния на личность социальной, экологической и духовной среды, а также в результате взаимодействия института семьи и школы. Эти высокие требования к информационному пространству отражены в Национальном Конкурсе социальной

рекламы «Новое пространство России», являющегося, как уже отмечалось выше, одним из направлений проекта. «Новое пространство России» - это новое осознанное отношение общества и каждого из нас к воспитанию нравственности. Национальный Конкурс социальной рекламы обращает внимание россиян, а значит и нас с вами на информационную среду нашего государства с целью повышения этичности и одухотворенности информации в СМИ, социально значимой информации и рекламе.

Мы попытаемся использовать воспитательные возможности конкурса для продвижения и разъяснения положений и механизмов реализации рассматриваемой тематики, использовать инструменты и методики социальной рекламы и механизмы доступа и распространения социально значимой информации.

Системобразующим направлением наряду с социальной рекламой является программа Красная книга культуры России (КККР). В реализации этого направления школьники научатся находить ещё сохранившиеся уникальные произведения культуры, научатся их оцифровывать, тем самым превращать в национальное достояние России. Этот проект найдёт гармоничное продолжение в программе «Святая Русь». Учителя и педагоги города попытаются создать уникальную коллекцию методических пособий нового поколения, куда войдут не только методические рекомендации для педагогов по проведению занятий с мультимедийным сопровождением, но и циклы лекций для родителей, тетрадь для ученика, книги с прикладными материа-

лами (книжка-раскраска, книга поделок из бумаги, настольные и компьютерные игры).

Логичный партнер движения медиаобразования - развитие информационной грамотности, под которой понимается способность человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать и использовать.

Программа Российского Агентства развития информационного общества по привлечению «тимуровцев информационного общества» для обучения пожилых и инвалидов основам информационной грамотности и медиаобразования представляется особенно перспективным направлением деятельности школьного медиацентра. Сегодня можно говорить о первых успешных шагах в этом направлении. На базе МОУ СОШ № 7 (руководитель проекта Л.Г.Ердакова) была разработана и успешно внедряется программа «Тимуровцы информационного общества». Первоначально группа была создана из 16 человек, 8 учителей -детей и 8 взрослых «учеников», после двух занятий добавилась еще одна пара: мать и дочь. «Учителя» - это школьники 7-9 классов. «Ученики» -это бабушки, которых привели их внуки, ветераны педагогического труда, бывшие и настоящие учительницы нашей школы и еще одна женщина, которая пришла по объявлению.

Прежде чем приступить к работе, с каждым волонтером проводилась беседа по развитию коммуникативных умений. На первой организационной встрече дети обосновали свое решение участвовать в проекте, рассказали историю, по-

чему возникло желание помочь взрослым. А взрослые смогли выбрать себе учителя. Дальнейшая работа показала, что выбор был сделан правильно: все дети-учителя очень ответственно относятся к своему поручению, ответственно готовятся к занятиям. У каждого тимуровца есть форма: футболка с эмблемой движения. Занятия проводятся в оборудованном кабинете, где имеется все необходимое для работы: 13 компьютеров, сканер, принтер, выход в Интернет. Дети и взрослые работают в четверг а в среду ребята получают методическое пособие с темой занятия и методикой обучения и прослушивают краткий инструктаж. Для разработки занятий использовались методические рекомендации учебной программы «Digital literacy CURRICULUM». Наших учеников никто не заставляет, не принуждает, ведь оценки за это не ставят. Но работают они с удовольствием.

Первое занятие было проведено с совместным чаепитием, где в непринужденной обстановке говорим о задачах и целях проекта, о том, что привело сюда таких разных людей. И работа пошла! Во время 1,5 часового занятия устраиваем «технические» перерывы: гимнастику для глаз, точечный массаж. Наши обучаемые очень интересные люди. Они имеют интересную и богатую событиями историю жизни, о которой могут рассказывать. Итогом работы группы должно стать умение взрослых работать в текстовых редакторах; пользоваться сетью Интернет, пользоваться услугами электронной почты, терминалами для оплаты различных услуг.

На территории Челябинской области проходил Международный форум «Молодежь в действии» при участии специалистов из Франции, Италии и Украины. В рамках форума прошел семинар «Молодежь в действии: инициатива в воспитании в социальной жизни», на котором обсуждались проблемы молодежи в разных странах. В программе семинара было заявлено посещение Копейска и презентации его детских молодежных объединений. На примере города Копейска участники форума познакомились с опытом Челябинской области в развитии медиаобразования, воспитании толерантности у детей и их учителей. На иностранцев произвело большое впечатление посещение медиалаборатории в школе №7 Копейска - и не только школьное телевидение, где новости ведут сами дети, но и наличие социальных программ, где дети выступают в роли педагогов для пожилых людей, этот проект копейских школьников называется «Тимуровцы информационного общества». Дети сами обучают взрослых людей пользоваться компьютером и Интернетом.

24 ноября 2009 г. в Москве на секции «Доступ к социально значимой информации и электронное государство» международной конференции «Право и Интернет» председатель правления МОО «Информация для всех» А.А.Демидов представил опыт школы № 7 Копейска по созданию школьных центров правовой и иной социально значимой информации с духовно-нравственной компонентой, школьной площадки Проекта «Тимуровцы информационного общества».

В марте 2010 года в рамках Международного фестиваля «Электронное будущее - 2010» в Челябинской области и Копейском городском округе прошёл педагогический форум по теме: «Новая школа и «Новое поколение» - единый вектор развития». Участниками конференции были представители МОиН Челябинской области, ЧИППКРО, научные руководители из Москвы и Санкт-Петербурга, прошла видеоконференция совета родительской общественности с членами Комиссии по нравственности социально значимой информации из Санкт-Петербурга. В ходе конференции были подведены первые итоги инновационной экспериментальной деятельности, обсудили планы на будущее.

Таким образом, описанный проект охватывает разные стороны образовательного процесса и способствует не только стимулированию активного участия в нём всех субъектов образовательной системы, но и развития сети социального партнёрства. Следует отметить, что разработанная система позволит обеспечить исполнение содержания двух важнейших документов: Письма МОиН РФ от 2.04.2002 № 13-61-28\13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», а также стандартов нового поколения.

Литература Лапин Н. И. Социокультурная трансформация // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.