Итоги Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность»*
* статья написана при поддержке при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» (Мероприятие 2.1. «Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ») Федерального агентства по науке и инновациям Министерства образования и науки РФ. Научный руководитель проекта «Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров. ГК № 02.741.11.2096.
С 18 по 25 октября 2009 года в Таганрогском государственном педагогическом институте работала Всероссийская научная школа для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность». Она проводилась при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы».
Научная Школа для молодежи проводилась в России впервые, ее целевое значение и методика сопоставимы с мировым уровнем в области медиаобразования и медиакомпетентности.
Информационная поддержка Всероссийской научной школы для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» осуществлялась следующими организациями:
Программа ООН Альянс цивилизаций: «Медиаобразование и медиаграмотность» http://www.aocmedialiteracy.org (Таганрогский государственный педагогический институт - официальный партнер данной Программы ООН), Бюро ЮНЕСКО в Москве http://www.unesco.ru
Портал Министерства образования и науки РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://ict.edu.ru
Всероссийский интернет-портал «Информационная грамотность и медиаобразование» http://www.mediagram.ru
МОО «Информация для всех» http://www.ifap.ru
Ассоциация медиапедагогики России http://edu.of.ru/mediaeducation
Всероссийский журнал «Медиаобразование»
http://edu.of.ru/medialibrary/default.asp7ob пр=34437
Руководитель школы - ученый, эксперт в области медиаобразования с мировым именем - президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, главный редактор журнала «Медиаобразование», доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
В работе школы участвовали молодые ученые из Белгорода, Борисоглебска, Владикавказа, Иркутска, Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Таганрога, Тольятти, Челябинска и других городов нашей страны. В качестве гостей Всероссийской научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» прибыли молодые ученые из Киева и Минска.
На церемонии открытия и в рамках круглого стола выступили ведущие российские эксперты в области профессионального и массового медиаобразования - проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института Александр Федоров, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Корконосенко, заведующая лабораторией медиаобразования и ТСО Российской академии образования Елена Бондаренко, заслуженный деятель искусств России Галина Евтушенко,
председатель Правления МОО «Информация для всех» Алексей Демидов, профессор Таганрогского государственного педагогического института Валерий Гура и др.
Цель проведения школы заключалась, во-первых, в эффективном освоении молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических достижений в области медиаобразования, во-вторых, в организации творческого диалога по проблемам медиаобразования и медиакомпетентности, в-третьих, в создании интегративного коммуникативного пространства молодых ученых за счет расширения межличностных научных контактов и интенсификации обмена научным опытом и информационного обмена молодых ученых.
Набор в школу осуществлялся на конкурсной основе, приоритет получали заявки молодых исследователей, преподавателей, педагогов, аспирантов в возрасте до 35 лет, чьи научные результаты и интересы были максимально приближены к проблематике школы. Отобранные оргкомитетом школы статьи были размещены на ее официальном сайте http://edu.of.ru/mediacompetence и опубликованы в сборнике статей.
К началу школы были изданы и розданы участникам следующие издания:
• Медиаобразование и медиакомпетентность: Всероссийская научная школа для
молодежи. Сборник статей молодых ученых;
• Медиаобразование и медиакомпетентность: сборник учебных программ для вузов;
• Медиаобразование и медиакомпетентность: анкеты, тесты, контрольные задания;
• Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам.
В рамках Научной школы состоялись мастер-классы, лекции, практические занятия президента Ассоциации медиапедагогики России, главного редактора журнала «Медиаобразование», доктора педагогических наук, профессора А.В.Федорова, профессора Санкт-Петербургского государственного университета, д.п.н., профессор С.Г.Корконосенко (Санкт-Петербург), зав.лабораторией медиаобразования Российской Академии образования (Москва), к.п.н. Е.А.Бондаренко, заслуженного деятеля искусств, кандидата искусствоведения Г.М.Евтушенко (Москва), декана факультета журналистки Белгородского государственного университета, д.ф.н., профессора А.П.Короченского (Белгород), доцента Саратовского государственного университета, к.п.н. М.В.Жижиной, профессора Таганрогского государственного педагогического института В.В.Гура, доцентов Таганрогского государственного педагогического института, к. п. н. И.В.Челышевой, Н.П.Рыжих, Е.В.Мурюкиной, В.Л.Колесниченко и других специалистов в области медиаобразования и медиакомпетентности.
В ходе выполнения работы Всероссийской научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность»:
- молодыми исследователями и преподавателями были эффективно освоены современные медиаобразовательные теории и методики, учитывающие возрастные особенности аудитории и использование всех видов медиа (средств массовой коммуникации), технологии критического анализа медиатекстов разных видов и жанров;
- молодежной аудиторией (ученые и преподаватели до 35 лет) были изучены теоретические основы научной школы «Медиаобразование и компетентность», основные теории медиаобразования, базовые теоретические подходы к критическому анализу медиатекста в учебном процессе (научный эффект);
- в процессе проведения занятий научной школы (лекции, семинары, практические работы, творческие задания) молодые ученые и специалисты смогли овладеть современной медиаобразовательной методикой (методический эффект).
Важной особенностью проведения Научной школы можно считать сочетание передачи научного опыта молодым ученым со стороны экспертного сообщества (выдающихся ученых в данной области) с возможностью взаимных обсуждений докладов молодых ученых, их тестирования и анкетирования.
Областями применения полученных результатов могут быть все направления медиаобразования, медиапедагогики, медиакомпетентности - в высших, средних
специальных и общеобразовательных учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования. Круг потребителей научного и методического результата: преподаватели, аспиранты и студенты вузов, ученые-исследователи в области медиа и медиаобразования, школьные учителя, библиотеки, широкая аудитория, интересующая тематикой медиаобразования. Предложенные в ходе Научной школы методические подходы в медиаобразовании уже внедряются в учебный процесс Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Таганрогский государственный педагогический институт» (специализация 03.13.30 «Медиаобразование»). Тематика проекта отражается также в текущем курсовом и дипломном проектировании и в подготовке диссертаций.
Результаты Школы могут быть использованы для:
- подготовки предложений для Министерства образования и науки РФ по формированию списка новых вузовских специальностей по направлению «Медиаобразование»; по внедрению в школах компонентов интегрированного медиаобразования и предметов по выбору учащихся (медиаобразовательной тематики);
- получения преподавателями вузов, аспирантами, молодыми учеными, школьными учителями, исследователями в сфере медиаобразования полной и достоверной информации о текущем состоянии и перспективах развития медиаобразования в России и в мире и использование этих знаний в учебном процессе вузов и школ РФ;
Практическая значимость результатов Всероссийской научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность» обусловлена принципиальной возможностью широкого использования его итогов и выводов учеными, аспирантами, студентами, преподавателями в учебном процессе (лекции, семинары, выполнение курсовых, дипломных, диссертационных работ) любого современного вуза.
После завершения проекта предполагается внедрение модели развития критического мышления и медиакомпетентности студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла. Возможна также (при получении новой грантовой поддержки) организация на базе вуза научно-методического Центра медиаобразования.
А.А.Новикова,
кандидат педагогических наук, доцент
Телемост Копейск-Таганрог по проблематике медиаобразования
26 августа 2009 года в рамках прошедшего в городе Копейске Челябинской области городского совещания педагогических работников «Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа» как один из факторов системного повышения качества образования» в Межшкольном информационно-методическом центре (МИМЦ) Копейского городского округа в формате телемоста Копейск - Таганрог прошел круглый стол «Роль медиаобразования в формировании этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса».
Круглый стол прошел при участии и техническом сопровождении Администрации Копейского городского округа, МОО «Информация для всех», МИМЦ, Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и Таганрогского государственного педагогического института. Телемост связал в режиме реального времени аудитории в Копейске (Челябинская область) и Таганроге.
Выбор темы круглого моста был определен сложившимися тенденциями в системе образования, коммуникаций, развития информационного общества и экономики, основанной на знаниях. Политическим основанием являются многочисленные заявления руководства страны о необходимости подготовки населения, в первую очередь государственных и муниципальных служащих и специалистов бюджетной сферы, к работе в условиях информационного общества и приобретении практических навыков работы с информационными технологиями и информационными ресурсами.
Нормативным основанием для развития медиаобразования является принятая 17 ноября 2008 года Правительством Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Как отметил ранее Координатор Программы «Медиаобразование» МОО «Информация для всех» - Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, научный консультант проекта «Новое поколение» профессор Александр Федоров, этот факт свидетельствует, что необходимость и актуальность медиаобразования теперь признается на самом высоком государственном уровне и становится задачей не только энтузиастов этого востребованного информационным обществом направления в педагогике, но и государственного масштаба.
В интервью газете «Известия» Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев отметил, что «очень важно как раз сейчас ввести специальную дисциплину «медиаобразование», - ее суть - научиться вычислять для себя полезное и защищать себя от бесполезного [в части
информации]. Вы ребенка, когда отпускаете на улицу, постепенно приучаете, что есть правила дорожного движения... а когда ребенок погружается в Интернет, родители просто сами во многом этими технологиями не владеют и уберечь ребенка не могут», что как нельзя точнее отражают суть и значимость необходимости развития медиаобразования для детей, их родителей и всех россиян.
В работе круглого стола приняли участие около 40 специалистов -методистов Копейского городского Центра методического обеспечения, МИМЦ, преподавателей информатики школ Копейска, методистов и библиотекарей школьных и публичных библиотек, журналисты.
Телемост открыла начальник Управления образования Копейского городского округа Наталья Овечкина, обозначившая медиаобразование сферой особого интереса развития инновационной модели системы школьного образования и приоритетом в развитии всей системы образования муниципалитета.
В своём выступлении Н.Овечкина отдельно остановилась на главной функции муниципального межшкольного методического центра в рамках реализации проекта «Новое поколение» («Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования») - функции навигатора и организатора движения профильных информационных потоков».
Член Экспертного совета МОО «Информация для всех» - методист Копейского городского Центра методического обеспечения» Ольга Рубцова провела презентацию проекта инновационной экспериментальной деятельности «Новое поколение».
В ходе телемоста член Экспертного совета МОО «Информация для всех» - руководитель Общественного совета по социальной рекламе СЗФО Станислав Дворко выступил с сообщением «Создание конструктора конфессиональных сайтов и координация деятельности профильных светских и духовных ресурсов и сетей в формировании этико-правовой культуры и толерантности».
Председатель Правления МОО «Информация для всех», член редсовета журнала «Медиаобразование» Алексей Демидов рассказал участникам аудитории о том, что именно Челябинская область является в значительной степенью родиной нового вектора развития медиаобразования. В октябре 2004 года в рамках Межрегионального круглого стола «Медиаобразование: проблемы и перспективы» было принято решение о создании журнала «Медиаобразование» и дальнейшем развитии всего направления.
Этому предшествовала работа партнера по проекту «Новое поколение» - Южно-Уральского государственного университета, а точнее его центра медиаобразования, организовавшего круглый стол «Роль СМИ в формировании информационной культуры общества».
В 2007 и 2008 годах в Челябинске на базе ЮУрГУ прошли две международные научно-практические конференции «Актуальные проблемы журналистики в условиях глобализации информационного пространства», в значительной степени развившие направление «Медиаобразование» в рамках деятельности МОО «Информация для всех» и ее партнеров.
По мнению А.Демидова, проведенная весной 2009 года в Копейске серия мероприятий «Формирование этико-правовой и информационной культуры детей и молодежи: региональный и муниципальный аспекты (создание механизмов противодействия правовому нигилизму)» практически вобрала в себя все результаты ранее проведенных на Южном Урале работ по медиаобразованию и привела к созданию центра медиаобразования на базе школы № 7 и интеграции тематики медиаобразования, как основного связующего элемента и сущностного содержания в проект «Новое поколение».
Он также сообщил участникам телемоста, что 1 апреля 2009 года на рабочей встрече в Национальном фонде подготовки кадров была достигнута договоренность о том, что в рамках подписываемого соглашения о сотрудничестве между НФПК, Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России, НП «Школьный сайт», МОО «Информация для всех» и остальными партнерами проекта «Новое поколение» одним из приоритетов сотрудничества будет тематика медиаобразования, в том числе
- в приложении к проблематике создания цифровых образовательных ресурсов для сферы образования.
В завершении своего выступления А.Демидов остановился на тематике Программы ПЦПИ и Программы «Красная книга культуры России»
- проводниках идей и разработок для целей формирования этико-правовой культуры и толерантности на региональном и муниципальном уровнях. Включение межшкольных методических центров в эти сетевые структуры также непосредственно касалось вопросов медиаобразования. Например, именно через сеть ПЦПИ МОО «Информация для всех» с 2005 года распространяет по всей России и за её пределами в рамках серии
электронных_материалов компакт-диск «Медиаобразование.
Медиапедагогика. Медиажурналистика».
Принявший участие в телемосте со стороны Таганрога руководитель научной школы «Медиаобразование и медиакомпетентность», президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, главный редактор журнала «Медиаобразование», научный консультант проекта «Новое поколение, доктор педагогических наук, профессор Александр Федоров коротко остановился на предмете и структуре медиаобразования.
А.В.Федоров предложил шире использовать понятие медиакомпетентности личности. По его мнению, это совокупность мотивов, знаний, умений, способностей личности, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче
медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме.
Медиаобразование можно разделить на следующие основные направления:
- медиаобразование будущих профессионалов - журналистов (пресса, радио, телевидение, Интернет), кинематографистов, редакторов, продюсеров и др.;
- медиаобразование будущих педагогов в университетах, педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре;
- медиаобразование, как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах (которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным - специальным, факультативным, кружковым и т.д.);
- медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.);
- дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, Интернета (здесь огромную роль играет медиакритика);
- самостоятельное непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека).
На вопрос из Копейска о том, где и как можно получить сертифицированные знания в области медиаобразования, А.В.Федоров предложил обратить внимание на две челябинские площадки, где есть специалисты по тематике медиаобразования, с которыми можно решать проблемы по направлениям и медиапедагогики, и медиажурналистики -ЮУрГУ и ЧелГУ. Он также выразил надежду, что ЧИППКРО скоро тоже присоединиться к системной работе над этой темой.
А.В.Федоров предложил также заинтересованным лицам обратиться для решения указанного вопроса в Региональный центр медиаобразования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, которым руководит член Экспертного совета МОО «Информация для всех» Анна Кантор, а также к другому члену нашего Экспертного совета - профессору Уральского государственного университета, главному редактору общественно-политического журнала «Уральский федеральный округ» в Екатеринбурге Наталье Кирилловой.
Отдельно руководитель Программы «Медиаобразование» остановился на возможности принять участие в конкурсном отборе в молодежную научную школу для молодежи «Медиаобразование и медиакомпетентность» (Таганрог, 18-25 октября, 2009 года).
Наталья Овечкина, Александр Федоров и Алексей Демидов подвели итоги круглого стола и высказали мнение, поддержанное присутствующими на телемосте специалистами, о том, что актуальность проекта «Новое поколение» заключается именно в том, что он и на практическом, и на теоретическом, и на организационном уровнях предполагает создание и развитие инфраструктуры, информационных ресурсов и кадрового потенциала, необходимых для работы по всем из указанных профессором А.В.Федоровым направлениям медиаобразования.
Пресс-служба МОО «Информация для всех» http://www.ifap.ru
Итоги третьего конкурса «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию» (2008/2009 академический год)
Российская коммуникативная ассоциация (РКА) и Североамериканская российская коммуникативная ассоциация (СА РКА) в 2008/2009 академическом (учебном) году завершили проведение своего третьего конкурса "Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию". Этот ежегодный конкурс был учрежден РКА и СА РКА в 2006 году и в течение этих лет с возрастающей тенденцией поддерживается широким академическим и образовательным сообществом в России, а также партнерскими организациями в США, Украине, Белоруссии и Европе. Конкурс проводится как общественный научно-исследовательский и практически значимый проект, призванный активизировать публикации коммуникативной тематики на русском языке в научных и образовательных целях. В третьем конкурсе приняли участие 118 авторов и авторских коллективов из 29 городов России (Астрахань, Белгород, Благовещенск, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Елабуга, Иркутск, Казань, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Москва, Муром, Нижний Тагил, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саранск, Таганрог, Тверь, Томск, Уссурийск, Челябинск, Ярославль), Белоруссии (Минск), Молдовы (Тирасполь) и Германии (Лейпциг), опубликовавших и представивших в оргкомитет конкурса книги в области коммуникативных наук и образования в 2005-2008 годах на русском, английском и немецком языках.
Конкурс проходил в соответствии с Положением о конкурсе и информационно поддерживался на сайте РКА
(http://russcomm.ru/rca_projects/bookcomp/3comp.shtml) и еженедельником науки и образования Юга России «Академия». Тематика третьего конкурса включала 12 номинаций по основным направлениям коммуникативных наук и образования, представленных в отечественной издательской практике. Победители по номинации медиаобразование:
I место: Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. 314 ^
II место: Бакулев Г. П. Новые медиа: теория и практика. М.: КЛМ, 2008. 137 с.
II место: Федоров А.В., Новикова А.А., Колесниченко В.Л., Каруна И.А. Медиаобразование в США, Канаде и Великобритании. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 256 ^
III место: Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В. и др. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н. Усова. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. 183 ^
III место: Челышева И.В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности. Таганрог: Изд-во Южного Федерального унта, 2008. 184 с.
Кроме дипломов победителям, жюри конкурса учреждены Специальные дипломы по следующим номинациям (приводим только фрагмент списка, имеющий отношение к медиаобразованию - Ред.):
- за новую концепцию международной коммуникативной компаративистики: США, Канада и Великобритания - А.В.Федоров, А.А.Новикова, В.Л.Колесниченко, И.А.Каруна;
- за концепцию медиаобразования и ее практическую реализацию (серия публикаций и журнал - «Медиаобразование» (российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, редактор, президент - А.В.Федоров);
- за создание нового научно-популярного медиаобразовательного жанра (пособие для родителей, И.В.Челышева, Таганрогский государственный педагогический институт).