Научная статья на тему 'Формирование этического иммунитета как фактор борьбы с коррупцией'

Формирование этического иммунитета как фактор борьбы с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
614
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ / ДЕФОРМАЦИИ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / СКЛОННОСТЬ К КОРРУПЦИОННОМУ ПОВЕДЕНИЮ / ПРИВЫЧКА / МАНИПУЛЯЦИЯ / ПРОВОКАТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ANTICORRUPTION IMMUNITY DEFORMATION OF JUSTICE / IDEOLOGY / A TENDENCY TO CORRUPT BEHAVIOR / HABIT / MANIPULATION / PROVOCATIVE METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сюзева Наталья Валентиновна

Проблема борьбы с коррупцией одна из важнейших в российской действительности. В статье исследуются способы коррекции дефектов правового сознания, результативные в борьбе с коррупцией как общенациональной проблемой. Рассмотрена возможность формирования этического иммунитета к коррупционному поведению через создание идеологии, отрицающей коррупцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The forming of ethical immunity as a factor in the fight against corruption

The problem of the fight against corruption is one of the most important in the Russian reality. This article investigates methods for correcting defects of legal consciousness, successful in the fight against corruption as a national problem. The possibility of the formation of ethical immunity to corrupt behavior through the creation of an ideology that rejects corruption.

Текст научной работы на тему «Формирование этического иммунитета как фактор борьбы с коррупцией»

УДК 37.013.77

Сюзева Наталья Валентиновна

Российский государственный профессионально-педагогический университет Россия. Екатеринбург

Формирование этического иммунитета как фактор борьбы с коррупцией

Проблема борьбы с коррупцией - одна из важнейших в российской действительности. В статье исследуются способы коррекции дефектов правового сознания, результативные в борьбе с коррупцией как общенациональной проблемой. Рассмотрена возможность формирования этического иммунитета к коррупционному поведению через создание идеологии, отрицающей коррупцию.

Ключевые слова и словосочетания: антикоррупционный иммунитет, деформации, правосознание, идеология, склонность к коррупционному поведению, привычка, манипуляция, провокативные методы.

Осознание реальности и масштаба угрозы распространения коррупции определяет необходимость разработки принципиально новых мер воздействия на нее и активизации поиска новых путей борьбы с этим явлением, поскольку используемые меры и привычные пути до сих пор не дают желаемых результатов. Результативной такая борьба может стать лишь тогда, когда в неё будут включаться не только правоохранительные, экономические и политические социальные институты, но и воспитательные, образовательные, психологические. Преодоление социальных деформаций и формирование нового, незара-женного коррупцией правового сознания, в том числе с помощью педагогических мер и средств, становятся все более актуальными.

Толерантность к коррупционному поведению является, увы, особенностью и нашего национального характера. Так, А.В. Сергеева указывала: «В России важны не столько законы, сколько их исполнители, облеченные властью. Пословица «Закон — что дышло, куда повернешь, туда и вышло» отражает традиционное отношение народа к судам, где без «индивидуального подхода» дело будет бесконечно затягиваться («На каждую букашку пишут бумажку») и в итоге сгинет в недрах бюрократической машины. Чтобы выиграть дело в суде (независимо от твоей правоты или вины), нужно «дать барашка в бумажке» — взятку. Здесь всегда работает одно правило: «Стоит крякнуть да денежкой брякнуть, так все и будет» [12. С. 265]. Ю.Ю. Болдырев в этой связи высказывается, что «сама идея нормальности

47

«минимума коррупции» уже выводит это явление из числа смертных грехов и переводит в разряд неабсолютного зла» [4. С. 457]. А.Л. Журавлев и А.В. Юревич также констатируют взаимосвязь национального характера и склонности к коррупционному поведению: «Нашей, как и другим культурам, не изжившим элементы патриархальности, свойственны клановость, семейственность, кумовщина, телефонное право, «теневые» способы решения проблем, всевозможные «серые кардиналы», «банановый» механизм приближения к власти и т.п. Они создают психологическую среду, в которую коррупция вписывается очень органично» [8. С. 60].

Названная особенность национальных традиций в большой степени затрудняет борьбу с коррупцией: склонности индивидуумов к коррупционному поведению не получают негативной эмоциональной оценки и осуждения со стороны массового сознания в связи с деформированностью самого общественного правосознания.

Ввиду традиционности для российского быта практики подношений, так называемого «блата», взяток и т.п., главное в педагогическом противостоянии коррупции - это не упустить момент «заражения» молодого гражданина этой социальной болезнью, которое происходит обычно в довольно раннем возрасте. Потому важным является формирование своеобразного этического иммунитета к коррупции, который бы вызывал автоматическую реакцию отторжения всех её проявлений (как поименованных в Уголовном кодексе РФ преступлений, так и этических нарушений, содержащих признаки коррупционного деяния).

Иммунитет с медицинской точки зрения представляет собой невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам антигенной природы, несущим чужеродную генетическую информацию. Наиболее частым проявлением иммунитета является невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям [5. С. 498]. Существует две разновидности иммунитета: врожденный и приобретенный. Под врожденным иммунитетом принято понимать невосприимчивость, связанную с врождёнными биологическими (наследственно закрепленными) особенностями организма, приобретенный иммунитет представляет собой невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, которая возникает в течение жизни организма. Воспользуемся медицинской моделью как эвристичной метафорой.

Криминальные стереотипы, являющиеся феноменом культуры, ведут себя подобно «инфекционным агентам», программируют в сознании человека модели поведения, согласно которым коррупционное поведение является негласной нормой в современном обществе. И поэтому говорить о врожденном культурном, этическом иммунитете к коррупции не представляется возможным. Остается приобрести такой иммунитет.

48

Формирование криминальных стереотипов происходит в процессе социализации, то есть усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализацию можно понимать как усвоение социальных влияний: социальные нормы становятся обязательными для индивида, потому что они скорее устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции, являясь, таким образом, частью собственной индивидуальности. Учитывая, что склонность к коррупционному поведению считается национальной традицией, в том числе русского народа, человек усваивает криминальные стереотипы поведения, которые программируются культурой, с детства. Н.В. Бондаренко указывает, что формирование криминального стереотипа поведения происходит через формирование делинквентного поведения в результате воздействия неблагоприятных микросоциальных факторов (дисгармоничность стиля воспитания; дисгармоничность морально-этических принципов и предъявляемых ребенку требований) на почву конституционально-типологической недостаточности мозга и личности [6. С. 344-348].

В связи с тем, что детерминантой развития личности является дея-тельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с референтной группой в интересующий период, эти взаимоотношения опосредованы содержанием и характером тех видов деятельности, которые эта референтная группа задает. Если в референтной группе активно пропагандируются коррупционные традиции, то ребенок непременно перенесет их в свою будущую жизнь, так как детские стереотипы чрезвычайно устойчивы и легко превращаются в привычки. Привычка действовать «по блату» или «по протекции», например, вполне актуальна даже в ситуациях отсутствия необходимости в этом, нормальным и обыденным считается то, что в других социумах признается преступлением.

Следовательно, антикоррупционное воспитание необходимо осуществлять таким образом, чтобы в умах уже взрослых людей коррупция в любых ее проявлениях как бы представляла собой недопустимого «монстра», который портит жизнь каждого человека, а не пугать респрессивно-правовыми мерами воздействия на сформированные с детства привычки.

Привычка в общем понимании представляет собой образ действий, ставший для личности обычным, постоянным. Специфические привычки вырабатываются в связи с особенностями условий жизнедеятельности. В.А. Артемьев рассматривает привычку как элемент структуры личностного опыта. В составе данного элемента он выделяет знания, умения и навыки, которые формируются в процессе деятельности. Кроме того, исследователь считает, что если действие удовлетворяет определенную потребность лич-

49

ности в течение длительного времени, то оно становится её привычкой [2. С. 361]. Таким образом, возникая при определенных внешних ситуациях (раздражителях), результатом систематических подношений становится выработка привычки получать желаемое путем дачи взятки.

Зачастую такие действия становятся непроизвольными - привычка уменьшает сознательное внимание, с которым совершаются действия человека, так как привычным действием руководит простое ощущение, а центры мозга, связанные с психическими процессами высшего порядка, почти не принимают в них участия, в то время как произвольное действие происходит под руководством воли, мысли.

О силе и свойствах привычки размышляли многие философы, педагоги. «Одна только привычка полезна для детей, - пишет Ж.-Ж. Руссо, - это привычка без труда подчиняться необходимости вещей» [11. С. 25-28]. «Сколько превосходных начинаний и даже сколько отличных людей пало под бременем дурных привычек», - высказывался К.Д. Ушинский [13. С. 408]. Известный французский философ Леон Дюмон отзывался о привычках следующим образом: «Всякий знает, что поношенное платье теснее прилегает к телу, чем когда оно с иголочки: от носки в ткани произошли изменения, которые образовали новую «привычку» сцепления. Новый замок действует хуже, чем побывавший в употреблении: в новом нужно не без усилия преодолеть некоторую грубоватость механизма. Это преодоление сопротивления есть приучение. Легче свернуть лист бумаги, который уже был свернут. Совершенно так же и в нервной системе впечатления от внешних объектов прокладывают для себя все более и более удобные пути, и эти жизненные процессы, будучи на некоторое время прерваны, снова возникают, как только имеются аналогичные внешние раздражения» [1. С. 89]. Так и обычный гражданин, желающий обойти многочасовую очередь, получить желаемое без многочисленных бюрократических процедур, пытается найти легкий путь через систему подношений и взяток. С течением времени и увеличением количества коррупционных актов такие действия становятся привычными и доводятся до автоматизма - гражданин перестает задумываться о других способах решения проблемы. Можно сравнить это с привычкой каждое утро выпивать чашку кофе.

Ввиду того, что особенно хорошо усваиваются привычки в молодом возрасте, задачей педагогов становится профилактика социально-вредных привычек у подростков, в нашем случае это профилактика привыкания получать желаемое коррупционными способами, в том числе для устранения потенциальной возможности привыкания государственных и муниципальных служащих к подношениям и взяточничеству.

Профилактика привычки к коррупционному поведению, так же как и профилактика делинквентного поведения, осуществляется с помощью педа-

50

гогико-психологических средств, в силу того что аморальное и безнравственное поведение также может становиться привычными и приводить к полной деформации правового и нравственного сознания

Тем не менее, несмотря на то, что «коррупция трактуется не как временное, болезненное состояние, а как явление, постоянно воспроизводимое культурной традицией, опирающееся на постоянные, устойчивые черты национальной культуры» [10], толерантность к коррупционному поведению, отношение к коррупции как к обычному явлению обычной жизни не означают личное участие каждого в коррупционных актах. Склонность к противоправному поведению (если ее рассматривать как национальную традицию) должна быть наложена на деформации правового сознания личности, чтобы в ситуации конфликта интересов человек выбрал противоправный путь решения проблемы.

В этой связи интересен опыт О.В. Ванновской, проводившей сравнительный анализ поведения законопослушного и склонного к коррупционным актам государственных служащих. Она установила, что для коррупционного поведения характерно отчуждение от социальных норм и ценностей, преобладание ценностей материальной выгоды над общественным долгом, личная выгода в качестве основной цели жизнедеятельности, наличие двойной морали. Склонность к коррупции О.В. Ванновская считает «результатом мнимой сверхкомпенсации» [4. С. 18], которая при деформации сознания может спровоцировать коррупционное поведение, сделав его привычным. Таким образом, степень деформированности правового сознания личности в совокупности с определенным уровнем склонности к коррупционному поведению во взаимодействии с социальной средой определяет, насколько личность способна противостоять коррупционному «соблазну» в ситуации конфликта интересов.

Иммунитет к коррупции представляет собой антикоррупционную устойчивость, личную невосприимчивость гражданина к коррупционным влияниям и постоянную борьбу с потенциальными проявлениями профессиональных деформаций, связанных с возможными коррупционными актами. Гражданин, обладающий антикоррупционным иммунитетом, выбирает законопослушное поведение и способен противостоять коррупционному давлению. И наоборот, коррупционные установки, приобретая устойчивость, выраженность, значимость для гражданина, становятся чертами его характера. Начинать педагогические действия по формированию иммунитета к коррупции необходимо с учета специфики коррупционных преступлений, личности лиц, склонных к совершению коррупционных преступлений, их мотивации.

Любое противоправное, в том числе и коррупционное, поведение рассматривается как рассогласование личных и общепринятых норм морали и права. Причиной такого рассогласования может быть как врожденная склон-

51

ность к легкой наживе (через коррупционные пути), так и приобретенная привычка добиваться своей цели коррупционным путем. В школьном возрасте представляется возможным диагностировать склонности к коррупционному поведению и скорректировать установки и модели поведения воспитанника таким образом, чтобы направить их в законопослушное русло.

Формирование антикоррупционного иммунитета связано с созданием положительной модели поведения (которая является альтернативой коррупционному). Такая модель поведения должна стать привлекательной для членов общества и основываться на идеалах чести, совести, достоинства, то есть нормах, противоположных широко распространённым в настоящее время. Однако устранение определённой (пусть даже и негативной) части нашей культуры невозможно без разрыва с традиционной системой ценностей, поскольку преступность стала частью социальной реальности. Восполнить «устраняемую» часть культуры возможно, например, с помощью создания новой идеологии, отрицающей коррупцию в принципе, презирающей ее как явление, через формирование нового образа мышления (мировоззрения) и новой модели поведения. Еще К. Маркс утверждал, что «теория становится материальной силой, когда она овладевает массами» [9. С. 422].

Детерминирующим фактором в процессе распространения идеологии может стать опосредованное использование технологий манипулятивного воздействия не только с помощью СМИ, но и через систему образования. Манипуляция в данном случае не формирует новые реакции, а влияет на уже сформированные. В манипулятивном акте обязательно содержится знание о том, какая реакция должна последовать на предъявленный стимул. И чем точнее это знание, тем эффективнее будет манипуляция.

В рамках проблемы антикоррупционного воспитания и формирования антикоррупционного иммунитета довольно интересен один из приемов манипуляции - провокация. Г.В. Грачев и И.К. Мельник рассматривают провокацию как одну из техник информационно-психологического воздействия, относящихся к технологиям тайного принуждения личности.

О провокативных методах в обучении и применении так называемой «педагогической прививки» писал А.В. Енин (на основе идеи Ф. Фарелли), который и ввел термин «провокативная педагогика» [7. С. 121]. В ее основе «находится вызов воспитаннику, провоцирующий обратную реакцию личности на преодоление отрицательного педагогического воздействия и в итоге активизирующий и усиливающий с помощью высвобождения скрытой энергии сопротивления позитивные ресурсы его «само»: самореализации, самоопределения, саморазвития и др.» [7. С. 124].

В рамках антикоррупционного образования провокативные методы уместно использовать для формирования у индивида конфликта с явлением коррупции, вызова гнева на нее, мотивации к изменению лояльного отноше-

52

ния к ней на негативное. Иными словами, цель применения провокативных методов заключается в изменении сознания личности. В работе со студентами провокация может реализовываться следующим образом, например:

- использование инверсии при обращении к участникам круглого

стола;

- включение в работу конфликтного дискурса. Цели конфликтного дискурса вступают в противоречие с основной направленностью общения. В данном случае специфика общения между участниками дискурса заключена в столкновении ценностных ориентаций и интересов;

- использование ролевых и имитационных игр, в рамках которых участникам предлагается совершать действия, выходящие за пределы общепринятых норм и стереотипов. Подобный, на первый взгляд, антипедагогический опыт вызывает, как правило, обратную реакцию, то есть нежелание действовать согласно отрицательным предписаниям педагога. Испытуемому предлагается свобода выбора - действовать по закону или противоправно с поощрением последнего со стороны педагога. Однако участники поступают вопреки указаниям педагога, делая осознанный и самостоятельный выбор.

Таким образом, потенциальные направления борьбы с коррупцией, бесспорно, существуют. Задачами системы образования и каждого педагога в отдельности должно стать искоренение коррупционных традиций, формирование у студентов антикоррупционного иммунитета, установки на правопослушное поведение и убеждения в том, что это единственный верный путь решения проблем, возникающих при взаимодействии с другими людьми, социумом, представителями органов власти. Успешная реализация поставленных задач связана не только с применением провокативных методик - для этого требуется серьезная исследовательская, научная и экспериментально-методическая работа специалистов различных областей научного знания.

1. Revue Philosophique, I, 324.

2. Артемьев, В.А. Курс лекций по психологии: конспект лекций по психологии / В.А. Артемьев. - Харьков: ХГУ, 1958. - 421 с.

3. Антонян, Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. - М., 1996. -С. 33-47.

4. Болдырев, Ю.Ю. Коррупция как системный порок российского капитализма / Ю.Ю. Болдырев // Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние / под ред. О.Т. Богомолова. - М.: Институт экономических стратегий, 2010. - С. 456-474.

5. Большая советская энциклопедия: в 65 т. Т. 17 / сост. О.Ю. Шмидт. - М.: Советская энциклопедия, 1952. - 631 с.

53

6. Ванновская, О.В. Склонность к коррупции как сверхкомпенсация в развитии личности / О.В. Ванновская // Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей. - СПб.: Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2010. - С. 16-22.

7. Енин, А.В. «Вредные игры»: плюс и минус // Психология - учителю. - 2010. - №3(24). - С. 119-127.

8. Журавлев, А.Л. Психологические факторы коррупции / А.Л. Журавлев, А.В. Юревич // Психология в экономике и управлении. -2012. - №1. - С. 57-66.

9. Маркс К. Собр. соч.: в 50 т. Т.1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М., 1954. - С. 422.

10. Нестик, Т.А. Коррупция и культура / Т.А. Нестик // Теневая экономика в советском и постсоветском обществах. - 2002. - №4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы±р://согтр^оп.-rsuh.rU/magazine/3/n4-05.html.

11. Руссо, Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. Т.1 / Ж.-Ж. Руссо. -М., 1981. - С. 25-28.

12. Сергеева, А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, мен-тальность / А.В. Сергеева. - 4 е изд., испр. - М.: Флинта; Наука, 2006. - 320 с.

13. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 5 / К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.