УДК 372. 864 ББК Ч426. 81 / 96
Т. В. Наговицына
Екатеринбург
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.01; 13.00.02
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эстетический вкус; дизайн; процесс обучения технологии.
АННОТАЦИЯ. Дается краткий анализ понятия «эстетический вкус». Выделяется ряд особенностей учебного предмета «технология», позволяющих формировать эстетический вкус у школьников. Предлагаются формы организации учебной деятельности с целью формирования эстетического вкуса у школьников.
T. V. N agovitsyna
Ekaterinburg
FORMATION OF AESTHETIC TASTE OF PUPILS IN THE LESSONS OF TECHNOLOGY
KEY WORDS: aesthetic taste; design; process of training in Technology.
ABSTRACT. The short analysis of concept «aesthetic taste» is presented. A number of features of the subject Technology are allocated, which allow to form aesthetic taste of pupils. Forms of organization of educational activity, for the purpose of formation of aesthetic taste of pupils are offered.
Использование компетентно-стного подхода в настоящее время обусловлено необходимостью формирования не столько знаний и умений молодого специалиста, сколько его личностных качеств, ценностных ориентаций, определяющих активную жизненную позицию.
Эстетический вкус складывается в результате преобразовательной деятельности и во многом определяет ее интенсивность и общую направленность. Именно поэтому тема, связанная с формированием эстетического вкуса учащихся, является сегодня весьма актуальной.
© Наговицына Т. В., 2011
Вопросы эстетического вкуса исследовали философы (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Н. Г. Чернышевский, М. Н. Муравьев, Ш. М. Герман), педагоги (л. Н. Коган, Е. П. Крупник, И. Л. Маца, В. А. Разумный, В. К. Скатерщиков, Е. В. Квятковский, Н. А. Кушаев, Л. Н. Столович), психологи (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский,
B. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, А. С. Молчанова, В. Н. Мясищев,
C. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов).
Авторы по-разному трактуют понятие «эстетический вкус». В частности, Б. Т. Лихачев определяет эстетический вкус как способность ребенка к оценке
предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств [9].
А. И. Буров под эстетическим вкусом понимает «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений» [3].
По мнению Ю. К. Бабанского [13], эстетический вкус дает возможность тонко, дифференцированно и объективно оценить эстетические достоинства объектов окружающего мира.
Н. И. Киященко полагает, что вкус является составляющим компонентом генерализованной эстетической способности, включающей эстетическое чувство, взгляды, эстетическое переживание и наслаждение [7].
Ю. Б. Борев считает, что эстетический вкус — это система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на культуре личности и на творческой переработке эстетических впечатлений [2].
С точки зрения Л. Н. Когана, эстетический вкус — это устойчивая система оценок эстетической значимости явлений окружающего мира в соответствии с эстетическими взглядами, чувствами и идеалом человека [13].
А. В. Сарже определяет эстетический вкус как способность избирательно-оценочного отношения к эстетическим объектам, умение отличать прекрасное от безобразного на основе глубокого знания законов эстетики [11].
В словаре по эстетике под редакцией А. А. Беляева рассматриваемое понятие трактуется как способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия («нравится» — «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического [16].
О. А. Васильченко указывает, что эстетический вкус — важнейший компонент эстетического воспитания, который формируется под воздействием
подлинных эстетических ценностей. Это способность дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать эстетическое от неэстетического [5].
В философии эстетический вкус трактуется как вырабатываемая общественной практикой способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего отличать красивое, прекрасное от безобразного [15].
Е. М. Сафронова определила эстетический вкус как интегративное свойство эстетического сознания, обеспечивающее ориентировку личности в мире эстетических ценностей, выступающее в качестве меры ее духовности [12].
Как видим, эстетический вкус тесно взаимосвязан с мировоззрением человека, его идеалами, взглядами, эстетическими ценностями. Эстетический вкус формируется в процессе деятельности. Мы поддерживаем точку зрения Р. А. Куренковой, которая считает, что важнейшей по происхождению и значимости сферой эстетической деятельности является труд [8]. Как отмечает В. А Сла-стенин, эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни, самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности [14].
Формирование у школьников эстетического вкуса связано с изучением технологии в школе в силу того, что представление об эстетическом в окружающем мире находит отражение в трудовой деятельности. Учебный предмет «технология» обладает рядом особенностей, позволяющих формировать эстетический вкус. Среди них необходимо выделить следующее: преимущественно творческий характер и разнообразие форм, видов учебно-познавательной деятельности;
наличие в содержании учебного материала элементов, связанных с изучением основ дизайна; значительную степень социальной важности учебного предмета «технология».
Выделив особенности, которые следует учитывать при проведении уроков технологии, рассмотрим их более подробно.
Особое место на уроках технологии в формировании эстетического вкуса школьников занимает, по мнению Ю. К. Бабанского, применение учителем разнообразных видов учебнопознавательной деятельности. Он отмечает, что педагог обладает немалым арсеналом средств формирования позитивного отношения к труду (разъяснение смысла и значения труда, постановка перспектив трудовой деятельности, коллективное решение трудовых задач, игровые моменты и др.). При этом у учащихся возникает желание соединить в труде пользу и красо-
ту, например красиво оформить кабинет, мастерскую, участок. Эстетическое воспитание в труде — это один из аспектов комплексного подхода к воспитанию, осуществление которого выступает важнейшим условием повышения эффективности педагогического процесса [13]. С точки зрения И. П. Волкова, в учебный процесс уроков технологии надо включать самые различные виды труда, поощряя проявление творчества. Такое разнообразие работ, многостороннее апробирование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей [6].
В таблице нами предложены формы и виды организации учебнопознавательной деятельности школьников на уроках технологии (по некоторым разделам), применение которых формирует эстетический вкус.
Таблица
Формы и виды организации учебно-познавательной деятельности
Класс Тема урока Форма организации учебной деятельности учащихся Краткое описание деятельности учащихся
5 Сервировка стола Мастер- класс Школьники принимают участие в мастер-классе по сервировке праздничного стола и по складыванию салфеток. Интересной частью мастер-класса является курс по складыванию салфеток, где школьники учатся складывать различные варианты салфеток
5 Моделиро- вание фартука Урок Урок с применением средств информационных технологий. Учащиеся работают в следующей последовательности: Этап 1. Построение эскиза фартука (учащиеся разрабатывают в программе Paint эскиз фартука). Этап 2. Подбор цвета фартука. Этап 3. Выбор косынки к фартуку (учащимся предлагается выбрать из множества косынок (заранее нарисованных учителем в Paint) одну, подходящую по цвету к их модели фартука)
5 Разработка интерьера кухни Практическая работа Учащиеся на листе формата А3 из вырезанных из журнала предметов интерьера за 20 минут создают коллаж интерьера кухни в соответствии с эстетическими требованиями (цветовое решение, оригинальность композиционного решения, доступность и удобство использования запланированного оборудования)
6 Учимся моделировать Встреча с дизайнером После встречи с дизайнером-модельером, школьникам предлагается разработать модель юбки для 5-ти типов телосложения женской фигуры
6 Одежда и требования к ней Посещение бутика В бутике учитель указывает на модель платья, блузки, юбки и т. д. Учащиеся зарисовывают эскиз модели, указывая соответствующий стиль
Успешное формирование эстетического вкуса во многом зависит от того, что и как будут делать школьники, от организации учебно-познавательной деятельности, выбора предложенных им форм.
Следующей особенностью предмета «технология» является наличие в содержании учебного материала элементов, связанных с изучением основ дизайна. Дизайн (англ. design — проект, чертеж, проектирование), термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды [1]. К сфере дизайна относится творческая деятельность, направленная «на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, когда достигается единство функциональных и эстетических качеств» [8. С. 95]. В современных условиях дизайн как сфера культуры теряет качество в силу нехватки компетентных специалистов [4. С. 88]. В школе начинается изучение основных вопросов дизайна, которые рассматриваются при обучении технологии. Изготовление всякой вещи предполагает ее изобретение, конструирование, компоновку и технологию производства. В этой цепи творческих поисков место дизайна — компоновка, проектирование новых связей между деталями вещи. При этом учитывается конструктивная целесообразность и технологическая рентабельность [2]. Школьник должен не только знать, как создавать красивые предметы, уметь ими любоваться и оценивать их, но и сам активно участвовать в создании таких предметов. Эстетический вкус проявляется в создании красивых предметов быта, в умении окружать себя красивыми вещами, в умении обставлять и убирать свое жилище, в выборе одежды.
Анализ работ, посвященных проблеме дизайна, показал, что авторы усматривают связь дизайна с техникой и технологиями. Т. Ю. Быстрова одной из характеристик дизайна в понимании творческого процесса обозначает включенность дизайнера в процесс произ-
водства предметов, в котором создатель учитывает нормы и запросы изготовителя. Примером этого может послужить урок технологии в 8 классе по теме «Отделка квартиры». Учителем рассматриваются основные вопросы дизайна (объект дизайна, история дизайна интерьера, общие принципы планировки, свет и цвет, составляющие интерьера, отделочные материалы и оборудование, особенности оформления интерьеров важнейших помещений, декорирование интерьеров в зависимости от назначения и т. д.). После изучения перечисленных вопросов учащимся предлагается выполнить творческую игру-проект, состоящую из пяти этапов.
1. Проектирование планировки помещения (зонирование).
2. Выбор стиля помещения.
3. Расстановка мебели.
4. Расстановка осветительных приборов.
5. Сдача готового интерьера заказчику (краткое резюме).
Целью игры является доработка дизайна интерьера квартиры в объемной модели. Планировочные решения интерьера обсуждаются с заказчиком. Совместно с дизайнером заказчик определяет наиболее интересные идеи и замыслы, которые сформируют будущий интерьер помещения. При разработке интерьера могут быть использованы (ненужные ткань, обои, порванные бусы и т. д.). Выбирает ли человек стиль в интерьере, декорирует ли помещение или просто решает сделать перестановку в комнате — ему приходится применять знания основ дизайна.
Образовательная область «Технология», как наиболее связанная с практической деятельностью обучающихся (предполагается, что 70% учебного времени уделено практической работе), должна способствовать подготовке к активному участию обучающихся в жизни общества, в организации и работе трудовых коллективов и в семье как основной ячейке общества [10]. Эстетический вкус проявляется в творческой деятельности людей, а основной признак творчества — социальная значимость (ценность для общества) его ре-
зультатов. Поэтому цели и задачи технологического образования учащихся связаны с развитием технологического мировоззрения и мышления, двигательных и познавательных функций подростков, их социальным самоутверждением. Это предполагает изучение технологических процессов, в которых учащиеся могли бы сопоставить результаты своей преобразовательной деятельности с результатами труда взрослых в целях самоутверждения [10]. Например, при изучении темы «Овощи. Блюда из сырых и вареных овощей» учащимся можно предложить
ЛИТЕРАТУРА
1.
оформить приготовленный салат, воспользовавшись техникой «карвинг» (фигурная резка овощей и фруктов, которая используется для украшения блюд) по темам отечественных мультипликационных фильмов. На заключительном этапе урока учитель представляет школьникам фотографии работ, выполненных в технике «карвинг» лучшими мастерами страны.
Организация подобных уроков подготавливает учащихся к самостоятельной жизни, развивает эстетические качества личности, укрепляет чувство социальной ответственности.
БОЛЬШОЙ энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Советская энциклопедия, 1991. Т. 1.
2. БОРЕВ Ю. Б., Эстетика : учебник. М. : Высш. шк., 2002.
3. БУРОВ А. И. Эстетика : проблемы и споры. М. : Искусство, 1975.
4. Быстрова Т. Ю. философские проблемы творчества в искусстве и дизайне : учеб. пособие /
УГТУ—УПИ. Екатеринбург, 2007.
5. ВАСИЛЬЧЕНКО О. А. Формирование эстетического вкуса подростков в процессе школьной музыкально-хоровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук, 1991.
6. ВОЛКОВ И. П. Учим творчеству : опыт работы учителя труда и рисования школы №2 г. Реутова Московской обл. 2-е изд., испр. и доп. М. : Педагогика, 1988.
7. КИЯЩЕНКО Н. И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М., 1971.
8. КУРЕНКОВА Р. А. Эстетика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений, М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
9. ЛИХАЧЕВ Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников : учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985.
10. МАТЯШ Н. В. Развитие теории и практики проектного обучения в отечественной и зарубежной педагогике // Симоненко В. Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников : теоретико-методологические аспекты. Брянск : Изд-во БГПУ, НМЦ «Технология», 1999.
11. САРЖЕ А. В. Становление эстетического вкуса в трудовой подготовке учениц 5—8 классов современной школы : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1997.
12. САФРОНОВА Е. М. Воспитание эстетического вкуса старших подростков : автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград 1992.
13. СИСТЕМА эстетического воспитания в школе // Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М. : Просвещение, 1983.
14. СЛАСТЕНИН В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / под. ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., стереотип. М. : Изд. центр
«Академия», 2004.
15. ФИЛОСОФСКИЙ словарь / под ред. И. Т. Фроловой, 1987.
16. ЭСТЕТИКА : словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. М. : Политиздат, 1989.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев