УДК 372.862
Т. В. Наговицына
Формирование эстетического вкуса школьников на уроках технологии
В статье сформулировано рабочее определение понятия «преобразовательная деятельность». Предложены принципы организации преобразовательной деятельности на уроках технологии. Приведены примеры организации преобразовательной деятельности, направленной на формирование эстетического вкуса у школьников, в соответствии с выделенными принципами.
Ключевые слова: преобразовательная деятельность, принципы организации преобразовательной деятельности, эстетическое воспитание, эстетический вкус, урок, обучение технологии.
T. V. Nagovitsyna
Formation of Schoolchildren's Aesthetic Taste at Technology Classes
In the article a working definition of the notion "a converting activity" is formulated. Principles of organization of the converting activity in Technology classes are offered. Examples of organization of the converting activity directed onto formation of the school-children's aesthetic taste according to the allocated principles are given.
Keywords: a converting activity, principles of organization of the converting activity, aesthetic education, aesthetic taste, lesson, Technology training.
В условиях современного школьного образования эстетическое воспитание как одно из средств формирования эстетических качеств личности должно занимать значительное место. Эстетическое воспитание важно тем, что обеспечивает личностно-ценностную ориентацию, развивает эстетическое отношение к окружающей среде. Создавать красивое в повседневной деятельности и преобразовывать, изменять жизнь к лучшему - в этом состоит одно из важных направлений эстетического воспитания в современной школе.
Основное влияние на развитие эстетических способностей школьника оказывает приобщение его к преобразовательной деятельности. Под преобразовательной деятельностью будем понимать деятельность, направленную на преобразование материалов, информации, энергии с целью изменения окружающего мира в соответствии с тем внутренним идеалом, который сформирован в сознании личности. Эта деятельность в школе может быть организована в процессе обучения технологии: с одной стороны, в её процессе создаются полезные и красивые вещи, обладающие эстетическими характеристиками, а с другой стороны, у школьников формируется эстетический вкус. Формирование эстетического вкуса возможно осуществлять на основе специфических принципов организации преобразовательной деятельности, среди которых предлагаем
выделить: принцип интеграции знаний, принцип творческой активности, принцип самостоятельности, принцип ориентированности на потребителя. Рассмотрим их более подробно.
Принцип интеграции знаний. Этот принцип связан с объективно осуществляющейся интеграцией знаний из различных областей наук. Он реализуется путем раскрытия учащимися взаимосвязи и взаимообусловленности общенаучных, технологических, педагогических и других вопросов в системе глобальных проблем развития общей и эстетической культуры. Знания, полученные школьниками при изучении других учебных дисциплин (таких как, например, изобразительное искусство, музыка, черчение, математика, биология, информатика и др.), используются на уроках технологии в преобразовательной деятельности. При этом наиболее интенсивно формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, развиваются эстетические качества личности.
Приведем пример межпредметного содержания урока технологии «Моделирование фартука» (5 класс) в рамках проекта «Изготовление рабочей одежды» и учебного предмета информатики. Цель урока: построить эскиз фартука, используя возможности программы PAINT. Учащиеся работают в следующей последовательности:
© Наговицына Т. В., 2013
Этап 1. Построение эскиза фартука. Каждый школьник сам определяет модель фартука и строит его эскиз.
Этап 2. Подбор цвета фартука. Учащиеся выбирают цвет фартука в соответствии с его назначением.
Этап 3. Выбор косынки к фартуку. Учащимся предлагается выбрать из множества косынок (заранее нарисованных учителем в PAINT) одну, подходящую по цвету к их модели фартука.
На каждом этапе учащиеся должны объяснить свой выбор. После выполнения работы эскизы представляются экспертной комиссии для оценки.
Принцип творческой активности. Центральное место в эстетическом образовании школьников и в развитии у них эстетических способностей занимает эстетический вкус, который формируется в процессе творческой деятельности. Затем он начинает определять и управлять всей преобразовательной деятельностью, влиять на ее интенсивность и качество. Именно поэтому особенно важно формировать эстетический вкус у школьников при обучении технологии, так как в курсе технологии предполагается самая разнообразная преобразовательная деятельность, одной из главных целей которой является изменение окружающего мира в соответствии с эстетическими идеалами, сложившимися у ученика.
Эстетика и творчество присутствуют в работе парикмахера, создающего прическу, в работе модельера, дизайнера, разрабатывающего эскизы мебели, и др. Все эти формы творческой деятельности подчиняются законам эстетики, они не могут осуществляться без знаний эстетических основ. Примером может послужить изучение темы в 6 классе «Роспись изделий бытового назначения», в ходе которого возможно проведение экскурсии в мастерскую и/или в музей народного творчества. Учащиеся знакомятся с видами народного творчества, образцами изделий (городецкой, хохломской, ивановской и другими видами росписей). Формы подведения итогов посещения музея могут быть достаточно разнообразными: доклады по истории развития росписи на Руси, фотографии, эссе о видах росписи предметов быта и др. После посещения музея школьникам предлагается выполнить практическую работу по росписи кухонной утвари в той или иной технике. Выполненные работы учащихся учитель может оценить по специально разработанным критериям, например: соответствие палитры определенной росписи, использование
красителей, предназначенных для конкретного вида росписи, аккуратность и т.д.
Еще одним примером реализации принципа творческой активности в процессе обучения технологии может послужить изучение темы в 7 классе «Овощи. Блюда из сырых и вареных овощей». Учащимся можно предложить приготовить и оформить салат, воспользовавшись техникой карвинга (фигурная резка по овощам и фруктам, используемая для украшения блюд) по темам отечественных мультипликационных фильмов. На заключительном этапе урока учитель представляет школьникам фотографии работ, выполненных в технике «карвинг» лучшими мастерами страны.
Творчество школьников активизирует процесс обучения. Как отмечают Т.Н. Шамало и А.П. Усольцев, в творческом процессе развивается способность к самообучению и саморазвитию, формируется субъектность школьника, проявляющаяся не только в активности, но и в самостоятельности, в способности преодолевать трудности [3].
Принцип самостоятельности. Эффективное формирование эстетического вкуса школьников возможно реализовать на основе принципа самостоятельности, который связан с характеристикой отношения человека к предметам и явлениям окружающего мира. Школьник не только отражает эти явления в своем сознании, он познает, анализирует их с эстетической стороны, определяет их эстетическую ценность, а для этого у него должно быть сформировано собственное отношение, собственная позиция к оценке окружающей действительности. Например, в 6 классе после изучения темы «Учимся моделировать» можно организовать встречу с дизайнером-модельером, после которой школьникам предлагается разработать модель юбки для 3-х типов телосложения женской фигуры.
Однако В. А. Крутецкий отмечает, что стремление к самостоятельности эстетических суждений при недостаточно развитых эстетических вкусах и нездоровых влияниях со стороны приводят порой к тому, что у старших школьников начинают формироваться неправильные, незрелые эстетические представления. С другой стороны, свойственная старшему школьнику критичность мышления, стремление к самостоятельности и к самоутверждению, самовыражению своей индивидуальности, потребность иметь эстетический вкус и суждения выражаются в желании оригинальничать, заставить обратить на
118
Т. В. Наговицына
себя внимание. Поэтому при недостаточном внимании к эстетическому воспитанию у юношей и девушек может развиться дурной вкус [1].
Принцип ориентированности на потребителя. Спрос на продукцию напрямую зависит от ее качества, важным показателем которого являются эстетические свойства продукции. Возможность товара удовлетворять эстетические потребности определяет его эстетическую ценность, обусловленную чувственным удовлетворением от потребления красивых и приятных предметов. Особенность эстетической оценки товаров состоит в том, что понятие красоты относят не только к привлекательности внешнего вида (его геометрической формы, цвета, рисунка), оно связано с возможностью наиболее полно удовлетворять потребности людей. Иными словами, красота товара тесно связана с его потребительской ценностью.
Очень важно в процессе производства предметов (изделий) учитывать требования изготовителя. Обусловленность задач эстетического воспитания в образовательной области «Технология» социально-экономическими потребностями дальнейшего развития общества повышает значимость эстетического развития подрастающего поколения. Примером реализации принципа ориентированности на потребителя может послужить проведение урока технологии в 8 классе по теме «Отделка квартиры». Учителем рассматриваются основные положения дизайна (объект дизайна, история дизайна интерьера, общие принципы планировки, свет и цвет, составляющие интерьера, отделочные материалы и оборудование, особенности оформления интерьеров важнейших помещений, декорирование интерьеров в зависимости от назначения и т.д.). После изучения этого материала учащимся предлагается выполнить творческую игру-проект, состоящую из пяти этапов.
1. Проектирование планировки помещения (зонирование).
2. Выбор стиля помещения.
3. Выбор и расстановка мебели.
4. Выбор и расположение осветительных приборов.
5. Сдача проекта интерьера заказчику (краткое резюме об интерьере).
Целью игры является доработка дизайна интерьера квартиры в объемной модели. Каждому учащемуся выделяется роль - «дизайнера» или «заказчика». Задача «заказчика» состоит в определении планировки помещения, стиля интерье-
ра, размещения мебели, в выборе и расстановке осветительных приборов.
Задача «дизайнера» заключается в следующем: совместно с «заказчиком» он определяет наиболее интересные идеи и замыслы, которые сформируют будущий интерьер помещения. При разработке интерьера «дизайнером» могут быть использованы различные материалы (ткань, обои, бусы и т.д.). План интерьера обсуждается с «заказчиком» на первой встрече, затем «дизайнер» выполняет работу поэтапно, заканчивая сдачей проекта интерьера «заказчику» с представлением краткого резюме о готовом интерьере помещения.
Учет выделенных принципов позволяет организовать преобразовательную деятельность учащихся, формирующую эстетический вкус, который в дальнейшем будет определять самостоятельную деятельность молодых людей и вне стен школы.
Библиографический список
1. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] : книга для учителей и классных руководителей / В. А. Крутецкий - М. : Просвещение, 1976. - 303 с.
2. Поляк, Д. А. Использование праксеологическо-го подхода для формирования у школьников умений осуществлять преобразовательную деятельность в процессе обучения технологии [Текст] : дис. ... канд. пед. наук; 13.00.02 : защищена 22.03.2007: утв. 21.09.2007 / Д. А. Поляк. - СПб., 2007. - 155 с.
3. Шамало, Т. Н. Диагностика развития субъектной активности школьников / Т. Н. Шамало, А. П. Усольцев // Образование и наука. - 2010. - № 6.
Bibliograficheskij spisok
1. Krutetskij, V. A. Psihologiya obucheniya i vos-pitaniya shkol'nikov [Tekst] : kniga dlya uchitelej i klassny'h rukovoditelej / V. A. Krutetskij - M. : Pro-sveshcheniye, 1976. - 303 s.
2. Polyak, D. A. Ispol'zovaniye prakseologicheskogo podhoda dlya formirovaniya u shkol'nikov umenij osushchestvlyat' preobrazovatel'nuyu deyatel'nost' v processe obucheniya tehnologii [Tekst] : dis. . kand. ped. nauk; 13.00.02 : zashchishchena 22.03.2007: utv. 21.09.2007 / D. A. Polyak. - SPb., 2007. - 155 s.
3. Shamalo, T.N. Diagnostika razvitiya sub'yektnoj aktivnosti shkol'nikov / T.N. Shamalo, A.P. Usol'cev // Obrazovaniye i nauka. - 2010. - № 6.