Научная статья на тему 'Развитие эстетического вкуса будущих дизайнеров в информационной образовательной среде'

Развитие эстетического вкуса будущих дизайнеров в информационной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1502
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / БУДУЩИЙ ДИЗАЙНЕР / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ESTHETIC TASTE / FUTURE DESIGNER / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урюпина Анна Юрьевна

Статья посвящена проблеме развития эстетического вкуса будущих дизайнеров в информационной образовательной среде. В статье содержатся выводы фундаментальных исследований по данной проблеме, определены понятия «эстетический вкус» и «информационная образовательная среда», выявлены условия, способствующие эффективности процесса развития эстетического вкуса будущих дизайнеров в информационной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Aesthetic Taste of Future Designers in the Informational Educational Environment

The article discusses the issue of developing esthetic taste of future designers in the informational educational environment. The concepts «esthetic taste» and «the information educational environment» are defined, the conditions promoting the efficiency of developing esthetic taste of future designers in the information educational environment are identified.

Текст научной работы на тему «Развитие эстетического вкуса будущих дизайнеров в информационной образовательной среде»

7. Evropeiskii jazykovoj portfel' dlja starshih klassov obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: V 3 ch. M.: MGLU; SPB: Zlatoust, 2001.

8. Suhova L. V. Proektirovanie obrazovatel'nyh sistem dlja vzroslyh / L. V. Suhova // Professional'noe obra-zovanie. 2005. № 7. S. 12-13.

9. Suhova L. V. Sistema podgotovki spetsialistov k inojazychnoj kommunikatsii v professional'noj sfere: subjektnyj podhod: Avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. M., 2010.

10. European Language Portfolio: accredited model, awarded to Center for Information on language Teaching and Research. № 8. 2001. Council of Europe.

11. Gardner R. C., Lambert W. E. Attitudes and motivation in Second Language Learning. Newbury House, 1972.

12. Harmer Jeremy. The Practice of English Language Teaching. Harlow: Longman, 2011.

13. Kron Friedrich W. Grundwissen Didaktik. 5. Auflage. Ernst Reinhardt Verlag, Munchen, Basel, 2008, 266 c.

14. SeelNorbertM. Psychologie des Lernens. Munchen-Basel: Ernst Reinhardt, 2000.

15. Williams Marion, Burden Robert L. Psychology for Language Teachers: A social constructivist approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.

А. Ю. Урюпина

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена проблеме развития эстетического вкуса будущих дизайнеров в информационной образовательной среде. В статье содержатся выводы фундаментальных исследований по данной проблеме, определены понятия «эстетический вкус» и «информационная образовательная среда», выявлены условия, способствующие эффективности процесса развития эстетического вкуса будущих дизайнеров в информационной образовательной среде.

Ключевые слова: эстетический вкус, будущий дизайнер, информационная образовательная среда.

A. Uryupina

DEVELOPMENT OF AESTHETIC TASTE OF FUTURE DESIGNERS IN THE INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the issue of developing esthetic taste of future designers in the informational educational environment. The concepts «esthetic taste» and «the information educational environment» are defined, the conditions promoting the efficiency of developing esthetic taste of future designers in the information educational environment are identified.

Keywords: esthetic taste, future designer, information educational environment.

В условиях интенсивного роста произ- Важнейшим условием формирования водственно-технологической и информа- духовной культуры личности является раз-

ционно-коммуникативной сфер общества витие эстетического вкуса. В эстетическом

особое значение приобретает формирование вкусе отдельного человека отражается уро-

гармонически развитой личности, совершен- вень культуры общества, его социальные

ствование духовной культуры человека. цели.

Эстетический вкус — это способность человека к различению, к пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства [7, с. 21].

Проблема развития эстетического вкуса рассматривалась в трудах В. Г. Белинского,

А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского и других.

В современной отечественной философии ей уделяется внимание в исследованиях Л. Н. Когана, О. В. Лармина, Б. Т. Лихачева, И. Л. Маца, Г. Н. Поспелова, Г. В. Плеханова, Б. В. Сафронова, В. К. Скатерщи-кова, Л. Н. Столовича и других.

Л. Н. Коган полагал, что эстетический вкус — это диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального. Опосредованно эстетический вкус воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта. Эстетический вкус раскрепощает чувственные и умственные силы человека, действительное проявление которых осуществляется в творчестве [8, с. 72].

Л. Н. Столович утверждал, что эстетический вкус проявляется в процессе эстетического восприятия и деятельности, при этом критерием хорошего или дурного вкуса выступает отношение вкусовой оценки к объективной ценности, соответствие или несоответствие её с этой ценностью [10]. Чем большую возможность предоставляют мировоззренческая позиция человека, его эстетический опыт, его индивидуальное развитие для того, чтобы эстетически вкусовая оценка могла основываться на правильном отражении эстетического объекта, тем полнее в субъективном выражается объективное. А значит, и более высоким, истинным и прогрессивным является эстетический вкус [10].

В исследованиях Л. Н. Столовича вкус рассматривается как диалектическое единство и взаимодействие разума и чувств, опирающееся на определенные представления об искусстве и мире, исходящее из

соответствующего общественно-эстетического идеала. Таким образом, по его мнению, чем более верны эти представления, тем вернее и объективнее вытекающие из них приговоры вкуса [10, с. 67].

Проблема развития эстетического вкуса рассматривалась в трудах таких современных эстетиков, как Г. З. Апресян, А. И. Борев, Ю. Б. Буров, Б. В. Сафронов, Ш. М. Герман и другие.

Г. З. Апресян полагал, что, будучи важнейшим средством передачи всего накопленного человечеством эстетического опыта от поколения к поколению, эстетический вкус выполняет свои специфические задачи [3]. Эстетический вкус, по мнению ученого, начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям [3].

Задачу развития эстетического вкуса Г. З. Апресян видит в накоплении и развитии способностей художественного и эстетического восприятия таких социальнопсихологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Это задача развития чувственно-эмоциональной сферы жизни человека, которая обеспечивает широту и разнообразие чувственных контактов вос-питуемого с внешним миром [3].

Проблему развития эстетического вкуса исследовали такие педагоги, как Ю. К. Бабанский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушин-ский.

К. Д. Ушинский писал о том, что острота научных споров отражает тот идеологический аспект, который всегда в той или иной форме выражается в эстетических вкусах. К. Д. Ушинский развивает мысль о том, что если бы эстетический вкус был чем-то инертным или нейтральным; если бы «в нем и через него и бла-

годаря ему не сказывались определенные духовные интересы», то о таких вкусах не спорили бы [12].

Развитие эстетического вкуса — это непрерывный процесс, важным условием успешности которого является совершенствование процесса образования в целом с учетом изменений, происходящих в современном обществе.

Острота и значимость процесса развития эстетического вкуса личности возрастают, когда речь идет о профессиональном образовании специалистов художественнотворческой направленности, в том числе — дизайнеров.

Профессия дизайнера достаточно молода по сравнению с другими художественно-творческими профессиями и является противовесом усиливающейся технологи-зации и урбанизации социальной жизни, результатом серьезного пересмотра концептуальных оснований взаимодействия художественного и технического творчества [11].

Объектами профессиональной деятельности дизайнера являются целостные эстетически выразительные комплексы предметной среды, удовлетворяющие утилитарные и духовные потребности человека (техника и оборудование, транспортные средства, интерьеры, товары народного потребления).

В связи с этим профессия дизайнера имеет сегодня высокий статус, который она подтверждает в решении актуальных задач обогащения духовного потенциала в социокультурной практике отдельной личности и общества в целом.

Дизайн, наиболее тесно связанный с самим человеком, с многообразными сферами его жизнедеятельности, способствует реализации эстетических потребностей. Вследствие этого профессия дизайнера обретает не только профессиональную, но и социальную значимость.

Освоение профессии дизайнера связано с реализацией многих учебно-воспитатель-

ных задач, но особое место здесь принадлежит развитию у будущего дизайнера эстетического вкуса.

Эстетический вкус выступает важнейшим качеством личности будущего дизайнера, показателем его готовности к реализации профессиональных и социальных функций в соответствии с эстетической и художественно-творческой спецификой данной профессии и с учетом собственных индивидуально-личностных возможностей и особенностей.

Важное значение в осмыслении проблемы формирования эстетических качеств личности будущего дизайнера имеют работы по общей и художественной педагогике Ю. П. Азарова, Р. Ф. Брандесова, В. А. Кан-Калика, А. Ф. Лобовой, С. М. Подъяновой, Н. С. Стерховой, в которых освещены вопросы педагогического обеспечения эстетического развития обучающихся (в школе, в вузе).

Характеризуя состояние изученности проблемы развития эстетического вкуса будущего дизайнера, приходится констатировать, что в исследованиях разных авторов затрагиваются только общие аспекты эстетического воспитания, не учитываются происходящие в обществе информационные процессы, в частности, недостаточно внимания уделяется использованию возможностей информационной образовательной среды для развития эстетического вкуса дизайнеров.

Необходимость исследования процесса развития эстетического вкуса будущих дизайнеров в условиях информационной образовательной среды ставит задачу определения сущности самого понятия «информационная образовательная среда».

Изучение феномена информационной образовательной среды в настоящее время ведётся по следующим направлениям: создание новых образовательных ресурсов (А. А. Андреев, Г. Ю. Беляев, Ж. Н. Зайцев, Е. К. Марченко, Е. И. Ракитина, О. И. Со-

колова); особенности функционирования информационных и дидактических сред (В. К. Белошпак, Ю. С. Брановский,

В. Ф. Венда, В. М. Монахов, М. А. Чо-шанов, Ю. А. Шрейдер); поиск путей, способов интеграции традиционных и новых инфокоммуникационных технологий (Н. В. Апатова, О. В. Бурнусова, Е. Н. Минь-кова и др.).

Существуют различные подходы к определению информационной образовательной среды (ИОС). В различных источниках информационной образовательной средой называют:

- педагогическую систему нового уровня, включающую ее материальнотехническое, финансово-экономическое, нормативно-правовое и маркетинговое обеспечение [1, с. 98];

- культурно-образовательную среду, где главным носителем образовательной информации является электронный ресурс

[4, с. 1];

- систему, объединяющую информационное, техническое, учебно-методическое обеспечение, неразрывно связанную с субъектом образовательного процесса [6, с. 10];

- педагогическая система плюс ее обеспечение, т. е. подсистемы финансовоэкономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента [2, с. 90].

Таким образом, информационная образовательная среда рассматривается, с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой стороны, как педагогическая система.

Более оправданным, по нашему мнению, является понимание информационной образовательной среды в качестве сложной системы, аккумулирующей интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы. При этом управление ИОС опосредовано целевыми установками общества, обучаемых и педагогов.

Информационная образовательная среда складывается из следующих главных компонентов:

- интеллектуальные, культурные, программно-методические ресурсы, содержащие знания и технологии работы с ними (поиск, хранение, обработка, применение), зафиксированные на соответствующих носителях информации;

- организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие ИОС в ходе образовательного процесса; закономерности формирования и развития информационно-образовательной среды при непосредственном участии субъектов образовательного процесса;

- коммуникационные средства, обеспечивающие взаимодействие субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам ИОС на основе соответствующих коммуникационных технологий.

Для того чтобы информационная образовательная среда обеспечивала развитие эстетического вкуса будущих дизайнеров, необходимо создать определенные условия. Это предполагает включение искусства в содержательные компоненты ИОС как важнейшего фактора целенаправленного эстетического воздействия на личность с целью развития эстетического вкуса. Это и воспитание потребности в искусстве, развитие чувствования и понимания, способности к творчеству составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания в целом. Искусство участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций эстетического воспитания [5, с. 33].

Будущий дизайнер соприкасается с искусством, изучая в вузе такие дисциплины как «История культуры и искусства», «История дизайна, науки и техники», «Культурология», осуществляя непосредственную эстетическую деятельность на занятиях по рисунку, живописи, скульптуре, дизайн-проектированию, компьютерной графике.

Задача дисциплин учебного плана — не только ознакомить с искусством, научить рисовать, лепить, проектировать, но и сформировать эстетически развитую личность, способную воспроизвести свои эстетические переживания, выразить свой внутренний мир в творчестве.

Большую помощь в ознакомлении студентов с искусством может оказать Интернет, так как в настоящее время в сети имеется множество ресурсов, посвященных различным видам искусства, сайтов, предоставляющих возможность виртуально посетить известные музеи мира.

Информационное сопровождение учебного и воспитательного процессов должно обеспечивать возможность развития эстетического вкуса будущего дизайнера.

Для реализации данной составляющей информационно-образовательной среды необходимо давать студентам методические указания, позволяющие эффективно работать с информацией, составлять электронные каталоги имеющейся литературы, перечни сайтов, направленных на развитие эстетического вкуса.

Будущий дизайнер должен уметь проектировать новые, интересные эстетические объекты, поэтому ему необходимо следить за тенденциями мирового дизайна, в том числе и с помощью Интернета.

В настоящее время в сети Интернет имеется масса сайтов, представляющих новейшие проектные разработки, студенты могут обмениваться опытом друг с другом, общаться на тематических форумах, участвовать в различных конкурсах в области дизайна.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса и отдельных дисциплин должно содержать компоненты, развивающие эстетический вкус будущего дизайнера.

По всем дисциплинам подготовки будущего дизайнера должны быть разработаны учебно-методические комплексы, включающие в себя учебно-методические пособия, и размещены на сайте или в ло-

кальной сети вуза. Находясь в любой точке земного шара, студент сможет получить доступ к учебно-методическим материалам, заняться самообразованием, саморазвитием.

Предметная среда, окружающая будущего дизайнера, должна быть эстетически наполненной — это может быть как эстетическое оформление места, в котором протекает образовательный процесс, так и включение личности в созидание эстетических объектов не только для выполнения учебных заданий, но и для выставочной, творческой деятельности.

Процесс развития эстетического вкуса будущего дизайнера будет более успешен, если проводить творческие выставки в стенах образовательного учреждения, обеспечивать участие студентов в международных, всероссийских, региональных, городских выставках в области дизайна, рисунка, живописи, скульптуры, компьютерной графики.

Необходимо использовать возможности информационных технологий и компьютерной графики для развития эстетического вкуса будущего дизайнера.

Информационная образовательная среда предполагает наличие компьютерных средств обучения и воспитания. Обучающие программы, электронные методические материалы должны быть эстетически оформлены.

Эстетический вкус дизайнера может развиваться в процессе выполнения учебных заданий при изучении графических компьютерных программ. Дизайнер использует графические редакторы для эскизных разработок, для проектирования будущего изделия, для графической подачи готового объекта.

Для успешного использования возможностей информационной образовательной среды, для развития эстетического вкуса необходимо обеспечить высокий уровень информационной культуры преподавателей и студентов, внедрять инновационные информационные педагогические технологии.

1. Андреев А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. 113 с.

2. Андреев А. А., Рубин Ю. Б., Титарев Л. Г. Кафедра в системе открытого образования: Материалы конференции «Образование в информационную эпоху». М.: МЭСИ, 2001. 100 с.

3. Вопросы теории эстетического воспитания / Под ред. Г. З. Апресяна. М.: МГУ, 1970. 141 с.

4. Гура В. В., Дикарев С. Б. Технологические аспекты педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов: Отчет РОЦ НИТ за 2002 г. / Таганрогский государственный радиотехнический университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tsure.ru/rcnit/otchet/2002.pdf

5. Забавникова Т. Ю. Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики: Дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2005. 245 с.

6. Ильченко О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 22 с.

7. Кикеева С. А. Формирование эстетического вкуса у учащихся начальных классов этнокультурно ориентированной школы: Дис. ... канд. пед. наук. М.: РГБ. 2005. 155 с.

8. Коган Л. Н. Художественный вкус: Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Мысль. 1966. 213 с.

9. Курова Н. Н. Информационная среда образовательного учреждения как управленческий ресурс современного руководителя школы. Конференция «Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ito.su

10. Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. М.: Искусство, 1972. 234 с.

11. Телегей В. Г. Формирование эстетического отношения будущих дизайнеров к профессии в процессе вузовского обучения: Дис. . канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 153 с.

12. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1974. 584 с.

REFERENCES

1. Andreev A. A. Nekotorye problemy pedagogiki v sovremennyh informatsionno-obrazovatel'nyh sredah // Innovacii v obrazovanii. 2004. № 6. 113 s.

2. Andreev A. A., Rubin Ju. B., Titarev L. G. Kafedra v sisteme otkrytogo obrazovanija: Materialy konfe-rentsii «Obrazovanie v informatsionnuju epohu». M.: MESI, 2001. 100 s.

3. Voprosy teorii esteticheskogo vospitanija / Pod red. G. Z. Apresjana. M.: MGU, 1970. 141 s.

4. Gura V. V., Dikarev S. B. Tehnologicheskie aspekty pedagogicheskogo proektirovanija elektronnyh obra-zovatel'nyh resursov: otchet ROC NIT za 2002 g. / Taganrogskij gosudarstvennyj radiotehnicheskij universitet [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.tsure.ru/rcnit/otchet/2002.pdf

5. Zabavnikova T. Ju. Esteticheskoe vospitanie studentov sredstvami komp'juternoj grafiki: Dis. ... kand. ped. nauk. Tambov, 2005. 245 s.

6. Il'chenko O. A. Organizatsionno-pedagogicheskie uslovija razrabotki i primenenija setevyh kursov v uchebnom protsesse: Avtoref. dis. . kand. ped. nauk. M., 2002. 22 c.

7. Kikeeva S. A. Formirovanie esteticheskogo vkusa u uchashchihsja nachal'nyh klassov etnokul'turno orien-tirovannoj shkoly: Dis. ... kand. ped. nauk. M.: RGB. 2005. 155 s.

8. Kogan L. N. Hudozhestvennyj vkus: Оpyt konkretno-sotsiologicheskogo issledovanija. M.: Mysl', 1966. 213 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kurova N. N. Informatsionnaja sreda obrazovatel'nogo uchrezhdenija kak upravlencheskij resurs sovre-mennogo rukovoditelja shkoly. Konferencija «Informacionnye tehnologii v obrazovanii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ito.su

10. Stolovich L. N. Priroda esteticheskoj tsennosti. M.: Iskusstvo, 1972. 234 c.

11. Telegej V. G. Formirovanie esteticheskogo otnoshenija budushchih dizajnerov k professii v protsesse vuzovskogo obuchenija: Dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2006. 153 s.

12. UshinskijK. D. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija: V 2 t. M.: Pedagogika, 1974. 584 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.