Научная статья на тему 'Формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением слуха'

Формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
454
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ / РЕБЁНОК С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / КОНТАКТ С ВНЕШНИМ МИРОМ / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чёрная И. Ю.

В статье описаны специальные приёмы работы по формированию эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха способствующие развитию эмоционального интеллекта дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением слуха»

100

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

© Чёрная И.Ю.*

Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1, г. Нижневартовск

В статье описаны специальные приёмы работы по формированию эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха способствующие развитию эмоционального интеллекта дошкольника.

Ключевые слова: развитие эмоциональной сферы, ребёнок с нарушением слуха, невербальный уровень, контакт с внешним миром, диагностическое исследование.

Проблема изучения эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в специальной литературе почти не отражена. Педагоги коррекционных учреждений не имеют возможности изучить особенности развития эмоций самостоятельно, поэтому испытывают большие трудности в коррекции нервно-психической деятельности детей, отражающиеся на всех сторонах психики и организма человека. На современном этапе развития педагогической науки большой интерес вызывает процесс развития эмоционального интеллекта дошкольников. Однако объективная реальность свидетельствует о том, что душевная, эмоциональная составляющая развития личности исключена из образовательного процесса. Чрезмерное внимание интеллектуальному развитию в ущерб эмоциональному и физическому способствует ухудшению не только обучения, но и состоянию здоровья современного дошкольника. На данный момент эмоциональная сфера ребенка недостаточно изучена и психологами, поскольку они начинают интересоваться ею лишь тогда, когда ребенок становится проблемным. Свидетельству этому - батареи диагностических методик, направленных на выявление тревожности или агрессии. Тестов, описывающих особенности восприятия себя и других, практически нет. Как известно, отличия детей с нарушением слуха от слышащих дошкольников в бедности любых эмоциональных проявлениях, сопровождающих нашу жизнь ежеминутно, таких как радость, страх, стыд и вина, грусть и печаль. Отставание и своеобразие развития речи детей с нарушением слуха значительно затрудняют осознание эмоциональных состояний их дифференциацию и обобщение.

Я предположила, что если развивать эмоции с раннего возраста, это положительно скажется на состоянии здоровья современного ребёнка, на его интеллектуальном и физическом развитии. Умение понимать и принимать свои эмоции, эмоции других людей, быть ответственным за выражение своих эмоций в обществе позволит ребёнку конструктивно разрешать любые проблемы. Я изучила литературу по проблеме, которая поможет определить

Воспитатель.

Коррекционная педагогика

101

особенности эмоционального развития дошкольников с нарушением слуха, и как эта проблема разработана в сурдопедагогике и сурдопсихологии; определила положительные факторы, влияющие на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушением слуха; разработала и апробировала методику работы с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха по эмоциональному развитию.

Прежде чем начать работу по развитию эмоциональной сферы детей я провела поведенческую диагностику по Л.А. Тайллеру. По моему мнению, это наиболее приемлемый вид работы с детьми, имеющими нарушение слуха, так как она идёт на невербальном уровне, то есть с помощью жестов, мимики, пантомимики. Все остальные диагностики проходят на вербальном уровне, то есть ребёнок понимает и объясняет в речи. Поэтому они не подходят в работе с детьми с нарушениями слуха. На основе анализа поведенческой характеристики по Л.А. Тайллеру, сделала выводы, что наряду с основными характеристиками проявление эмоциональных состояний, особо следует уделить внимание таким эмоциям, как радость, грусть и печаль, страх, стыд и вина, так как эти эмоции являются фундаментом становления психосоматического здоровья детей. А также откладывает свои отпечатки на развитие интеллекта дошкольника. Решая поставленные задачи, использовала методики исследования знаний, диагностики и коррекции слабослышащих школьников Т.М. Грабенко, И.А. Михаленкова, которые были сокращены и адаптированные для данной категории детей:

1. игровые подготовительные задания;

2. «семейный альбом» и «экран настроения»;

3. беседа.

1. Игровые подготовительные задания

Назначение: подготовка дошкольников к диагностическому исследованию посредством знакомства со схематическими рисунками - пиктограммами.

Обработка результатов: поскольку игра служит подготовкой к диагностическому исследованию, то результаты игрового процесса с детьми не обсуждаются и в протоколы не вносятся.

2. «Семейный альбом» и «экран настроения»

В домашних условиях «семейный альбом» формируют родители совместно с детьми по предварительной просьбе педагога, в которой он обращает внимание на то, что фотографии должны запечатлеть различные эмоциональные состояния.

А в групповой комнате, по той же методике ведётся «экран настроения», где дети отмечают своё эмоциональное состояние и других детей на определяющий педагогом момент.

Назначение: выявление способности к идентификации и дифференциации умений по различению, осмыслению, вербализации и закреплению зна-

102

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ний о уже знакомых своих эмоциях и близких людей в различных жизненных ситуациях.

Обработка результатов: педагог при беседе с ребёнком оценивает уровень способности ребёнка к их дифференциации.

3. Беседа

Беседа - традиционный метод психологического и педагогического обследования.

Назначение: выявление уровня знаний о четырёх основных эмоциях.

Обработка результатов: оценивается адекватная идентификация предъявленной эмоции и уровень знаний (количество названных) эмоций.

Мной было определено, что эмоциональное развитие неслышащих дошкольников будет более эффективно, если оно выступит в педагогическом процессе в качестве специального объекта формирования. Проделанная работа по формированию и развитию эмоций у детей с нарушением слуха позволила сделать следующие выводы: дети научились замечать эмоциональное состояние других людей (сначала по лицу взрослого, сверстника, а затем по лицам, изображенным на картинках и фотографиях); декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления; анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются; воспроизводить эмоции, уметь анализировать собственные эмоции; управлять своим эмоциональным состоянием.

В своей работе я использовала разнообразные игры и игровые упражнения на развитие эмоциональной сферы с неслышащими детьми. Подходила к их применению избирательно, учитывая индивидуальные возможности ребёнка. Я считаю, что, усваивая с помощью взрослых, предлагаемые в играх эмоциональные реакции ребёнок научится правильно применять их в определённых ситуациях. Тем самым, он станет менее зависимым от случайных впечатлений, поведение его будет более устойчивым. И, со временем изменятся в лучшую сторону отношения с окружающими, расширятся контакты ребенка с внешним миром. В результате работы, я отметила, (об этом подтвердила поведенческая характеристика по Л.А. Таллеру), что отношения детей в группе стали доброжелательнее, у них появилась потребность в анализе своих действий, появилась культура поведения.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

2. Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппен-рейтер. - М., 1993.

3. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой. -М., 1985.

4. Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. - М., 2008.

5. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. -СПб., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.