100
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
© Чёрная И.Ю.*
Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1, г. Нижневартовск
В статье описаны специальные приёмы работы по формированию эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха способствующие развитию эмоционального интеллекта дошкольника.
Ключевые слова: развитие эмоциональной сферы, ребёнок с нарушением слуха, невербальный уровень, контакт с внешним миром, диагностическое исследование.
Проблема изучения эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в специальной литературе почти не отражена. Педагоги коррекционных учреждений не имеют возможности изучить особенности развития эмоций самостоятельно, поэтому испытывают большие трудности в коррекции нервно-психической деятельности детей, отражающиеся на всех сторонах психики и организма человека. На современном этапе развития педагогической науки большой интерес вызывает процесс развития эмоционального интеллекта дошкольников. Однако объективная реальность свидетельствует о том, что душевная, эмоциональная составляющая развития личности исключена из образовательного процесса. Чрезмерное внимание интеллектуальному развитию в ущерб эмоциональному и физическому способствует ухудшению не только обучения, но и состоянию здоровья современного дошкольника. На данный момент эмоциональная сфера ребенка недостаточно изучена и психологами, поскольку они начинают интересоваться ею лишь тогда, когда ребенок становится проблемным. Свидетельству этому - батареи диагностических методик, направленных на выявление тревожности или агрессии. Тестов, описывающих особенности восприятия себя и других, практически нет. Как известно, отличия детей с нарушением слуха от слышащих дошкольников в бедности любых эмоциональных проявлениях, сопровождающих нашу жизнь ежеминутно, таких как радость, страх, стыд и вина, грусть и печаль. Отставание и своеобразие развития речи детей с нарушением слуха значительно затрудняют осознание эмоциональных состояний их дифференциацию и обобщение.
Я предположила, что если развивать эмоции с раннего возраста, это положительно скажется на состоянии здоровья современного ребёнка, на его интеллектуальном и физическом развитии. Умение понимать и принимать свои эмоции, эмоции других людей, быть ответственным за выражение своих эмоций в обществе позволит ребёнку конструктивно разрешать любые проблемы. Я изучила литературу по проблеме, которая поможет определить
Воспитатель.
Коррекционная педагогика
101
особенности эмоционального развития дошкольников с нарушением слуха, и как эта проблема разработана в сурдопедагогике и сурдопсихологии; определила положительные факторы, влияющие на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с нарушением слуха; разработала и апробировала методику работы с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха по эмоциональному развитию.
Прежде чем начать работу по развитию эмоциональной сферы детей я провела поведенческую диагностику по Л.А. Тайллеру. По моему мнению, это наиболее приемлемый вид работы с детьми, имеющими нарушение слуха, так как она идёт на невербальном уровне, то есть с помощью жестов, мимики, пантомимики. Все остальные диагностики проходят на вербальном уровне, то есть ребёнок понимает и объясняет в речи. Поэтому они не подходят в работе с детьми с нарушениями слуха. На основе анализа поведенческой характеристики по Л.А. Тайллеру, сделала выводы, что наряду с основными характеристиками проявление эмоциональных состояний, особо следует уделить внимание таким эмоциям, как радость, грусть и печаль, страх, стыд и вина, так как эти эмоции являются фундаментом становления психосоматического здоровья детей. А также откладывает свои отпечатки на развитие интеллекта дошкольника. Решая поставленные задачи, использовала методики исследования знаний, диагностики и коррекции слабослышащих школьников Т.М. Грабенко, И.А. Михаленкова, которые были сокращены и адаптированные для данной категории детей:
1. игровые подготовительные задания;
2. «семейный альбом» и «экран настроения»;
3. беседа.
1. Игровые подготовительные задания
Назначение: подготовка дошкольников к диагностическому исследованию посредством знакомства со схематическими рисунками - пиктограммами.
Обработка результатов: поскольку игра служит подготовкой к диагностическому исследованию, то результаты игрового процесса с детьми не обсуждаются и в протоколы не вносятся.
2. «Семейный альбом» и «экран настроения»
В домашних условиях «семейный альбом» формируют родители совместно с детьми по предварительной просьбе педагога, в которой он обращает внимание на то, что фотографии должны запечатлеть различные эмоциональные состояния.
А в групповой комнате, по той же методике ведётся «экран настроения», где дети отмечают своё эмоциональное состояние и других детей на определяющий педагогом момент.
Назначение: выявление способности к идентификации и дифференциации умений по различению, осмыслению, вербализации и закреплению зна-
102
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ний о уже знакомых своих эмоциях и близких людей в различных жизненных ситуациях.
Обработка результатов: педагог при беседе с ребёнком оценивает уровень способности ребёнка к их дифференциации.
3. Беседа
Беседа - традиционный метод психологического и педагогического обследования.
Назначение: выявление уровня знаний о четырёх основных эмоциях.
Обработка результатов: оценивается адекватная идентификация предъявленной эмоции и уровень знаний (количество названных) эмоций.
Мной было определено, что эмоциональное развитие неслышащих дошкольников будет более эффективно, если оно выступит в педагогическом процессе в качестве специального объекта формирования. Проделанная работа по формированию и развитию эмоций у детей с нарушением слуха позволила сделать следующие выводы: дети научились замечать эмоциональное состояние других людей (сначала по лицу взрослого, сверстника, а затем по лицам, изображенным на картинках и фотографиях); декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления; анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются; воспроизводить эмоции, уметь анализировать собственные эмоции; управлять своим эмоциональным состоянием.
В своей работе я использовала разнообразные игры и игровые упражнения на развитие эмоциональной сферы с неслышащими детьми. Подходила к их применению избирательно, учитывая индивидуальные возможности ребёнка. Я считаю, что, усваивая с помощью взрослых, предлагаемые в играх эмоциональные реакции ребёнок научится правильно применять их в определённых ситуациях. Тем самым, он станет менее зависимым от случайных впечатлений, поведение его будет более устойчивым. И, со временем изменятся в лучшую сторону отношения с окружающими, расширятся контакты ребенка с внешним миром. В результате работы, я отметила, (об этом подтвердила поведенческая характеристика по Л.А. Таллеру), что отношения детей в группе стали доброжелательнее, у них появилась потребность в анализе своих действий, появилась культура поведения.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
2. Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппен-рейтер. - М., 1993.
3. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. А.Д. Кошелевой. -М., 1985.
4. Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. - М., 2008.
5. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. -СПб., 2002.