Научная статья на тему 'Формирование эмоциональной культуры студентов музыкального колледжа'

Формирование эмоциональной культуры студентов музыкального колледжа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1029
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РЕФЛЕКСИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EMOTIONAL CULTURE / EMOTIONAL INTELLIGENCE / REFLECTION / SELF-CONTROL / EMOTIONAL LITERACY / EMOTIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казанцева Галина Николаевна, Маджуга Анатолий Геннадьевич

Предлагается структурно-функциональная модель эмоциональной культуры личности и характеристики трех уровней ее развития. Описывается процедура проверки модели в ходе реализации программы формирования эмоциональной культуры студентов музыкального колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Formation of Emotional Culture of Musical College Students

The structurally functional model of emotional culture of the personality and the characteristics of the three levels of its development is submitted in the article. The empirical check of the model is described in the course of the implementation of the program of emotional culture formation of musical college students.

Текст научной работы на тему «Формирование эмоциональной культуры студентов музыкального колледжа»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Г.Н. Казанцева, А.Г. Маджуга

Кафедра психологии Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. З. Биишевой пр. Ленина, 49, Стерлитамак, Республика Башкортостан, Россия, 453103

Предлагается структурно-функциональная модель эмоциональной культуры личности и характеристики трех уровней ее развития. Описывается процедура проверки модели в ходе реализации программы формирования эмоциональной культуры студентов музыкального колледжа.

Ключевые слова: эмоциональная культура, эмоциональный интеллект, рефлексия, саморегуляция, эмоциональная грамотность, эмоциональная компетентность.

В последнее время возрастает интерес исследователей к эмоциональной культуре, которая рассматривается как часть общей культуры личности. Исследователи также обращают внимание на необходимость формирования эмоциональной культуры в ходе обучения и воспитания, в том числе в процессе профессиональной подготовки учащихся и студентов. Многие авторы рассматривают эту личностную характеристику в качестве важнейшей компетенции в самых различных видах человеческой деятельности, требующей межличностного взаимодействия (педагогика, управление), а также художественного творчества.

Особенно важной эмоциональная культура является для будущих музыкантов и музыкальных педагогов, поскольку основным содержанием музыки является именно отражение аффективной сферы человека. Между тем, как показывает практика, традиционная система музыкальной подготовки нацелена на формирование технических навыков в музыкальной сфере и совершенно недостаточно развивает эмоциональный компонент профессиональной деятельности музыканта. Следовательно, налицо противоречие между требованиями музыкальной деятельности, предъявляемыми к эмоциональной сфере музыканта и музыкального педагога, и недостаточной теоретической и прикладной разработанностью вопросов формирования музыкальной культуры студентов-музыкантов. Для разрешения выявленного противоречия нами было предпринято теоретико-эмпирическое исследование особенностей формирования эмоциональной культуры студентов музыкального колледжа.

Прежде всего необходимо дать определение самого понятия «эмоциональная культура». Хотя количество исследований, посвященных вопросам эмоциональной культуры, возрастает [1—9; 11—14], большинство из них относится к педагогической сфере и либо не содержит отчетливого определения эмоциональной культуры, либо не предлагает ее достаточно краткой и емкой дефиниции. Существует небольшое количество работ, посвященных формированию эмоциональной куль-

туры учащихся в системе музыкального образования. Однако в них либо рассматриваются вопросы формирования эмоциональной культуры учащихся младших возрастов [2; 11], либо основное внимание уделяется коммуникативной деятельности студентов музыкальных учебных заведений, а эмоциональная сфера рассматривается как вспомогательная [3]. По нашему убеждению, эмоциональная культура как компонент общей культуры личности представляет собой, по сути, формирование и развитие рефлексивного сознания и саморегуляции эмоциональной сферы, т.е. эмоций как «высших психических функций» (Л.С. Выготский), их «окультуривание» посредством определенных медиаторов (В.П. Зинченко), в качестве которых выступают знания, а также определенные психотехнические приемы саморегуляции.

Исходя из этого, мы можем определить эмоциональную культуру как совокупность средств повышения степени рефлексивной саморегуляции эмоциональной сферы психики. Более конкретно эмоциональную культуру можно определить как систему навыков использования субъектом собственного эмоционального интеллекта в целях эмоциональной саморегуляции, что проявляется в рефлексивном осознании эмоций (как собственных, так и других людей), признании их ценности и мотивирующей силы, а также целенаправленное использование эмоций в различных видах внутрипсихической и внешней (предметной и социальной) деятельности.

В структуре эмоциональной культуры обычно выделяют три компонента (когнитивный, мотивационный, конативный) (Г.А. Ястребова, Н.А. Рачковская, И.В. Самарокова, Я.Т. Жакупова) или четыре компонента (добавляя ценностный) (О.А. Колядинцева). По нашему мнению, структура эмоциональной культуры должна включать в себя четыре основных компонента:

— когнитивный — эмоциональная компетентность как осознание собственных эмоций и эмоций окружающих, знание об эмоциях, их видах, психических механизмах их возникновения и регуляции, о роли психологических защит и ко-пинга в этом процессе;

— аксиологический — осознание эмоции как ценности (по Б.И. Додонову), т.е. признание важности эмоциональных переживаний — как собственных, так и других людей;

— мотивационно-смысловой — эмоции выступают как смысл и как регулятор деятельности при недостаточном уровне осознания субъектом собственных мотивов (по А.Н. Леонтьеву);

— конативный — поведение, направленное на саморегуляцию субъектом своих собственных эмоциональных состояний и при необходимости — помощь в этом другим людям, а также прямое и косвенное воздействие на эмоциональное состояние партнеров по общению.

Кроме того, для обеспечения целостности функционирования этой системы в ней необходимы системообразующие, связующие компоненты (что было упущено всеми предыдущими исследователями); в качестве таких компонентов мы рассматриваем рефлексию эмоциональной сферы и эмоциональный интеллект.

Рефлексия — это, согласно определению М.Г. Ярошевского, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний [6]. Такая деятельность является необходимой основой осознания эмоций субъектом и поэтому одним из важнейших компонентов его эмоциональной культуры. Это осознано и некоторыми другими исследователями. Так, А.А. Востриков и А.А. Табидзе рассматривают культуру эмоционально-волевой саморегуляции как средство рефлексии ребенком текущих эмоций и создания позитивного эмоционального настроя с помощью приемов психологической саморегуляции [1].

Эмоциональный интеллект описывается исследователями как сочетание когнитивных способностей, применяемых в сфере осознания и регуляции собственных эмоций и эмоций окружающих (Р. Бар-Он, Ф. Грин, Д. Карузо Дж. Мейер, П. Сэловей, Г. Орме), а также как сочетание когнитивных и личностных характеристик (Д. Гоулман, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин). По сути, за рубежом понятие «эмоциональный интеллект» используют как синоним отечественного понятия «эмоциональная культура». Мы полагаем, что эмоциональная культура относится к субъектно-личностной характеристике человека, тогда как эмоциональный интеллект выступает в качестве ее подструктуры, психического механизма обработки эмоциональной информации.

В нашу модель эмоциональной культуры мы считаем необходимым включить в качестве связующих и регулятивных компонентов (психических механизмов) рефлексию эмоциональной сферы как способность субъекта осознавать собственные эмоции и эмоциональный интеллект как способность принимать решения в эмоциональной сфере, служащие основой эмоциональной саморегуляции субъекта. Другой особенностью предлагаемой нами модели эмоциональной культуры служит ее комплексный структурно-функциональный характер.

Кроме структурной модели, выделяющей четыре базовых и два связующих компонента, можно представить также функциональную модель эмоциональной культуры. Данная модель предполагает, что восприятие субъекта может искажаться психологическими защитами, что приводит к выбору им неадекватных данной ситуации моделей совладающего поведения. Эмоциональная культура, напротив, обеспечивает более адекватное восприятие ситуации и соответствующую ей поведенческую реакцию субъекта.

На основе структурной и функциональной моделей эмоциональной культуры можно предложить комплекс показателей сформированности эмоциональной культуры:

1) когнитивная дифференцированность эмоциональной сферы;

2) развитый эмоциональный интеллект;

3) признание ценности эмоциональных переживаний;

4) общий позитивный эмоциональный фон (настроение) при достаточной гибкости эмоциональных реакций;

5) преобладание позитивных копинг-стратегий и минимизация или отсутствие деструктивных и ограничивающих психологических защит;

6) стрессоустойчивость и фрустрационная толерантность;

7) минимизация интрапсихических защитных механизмов и повышение осознанности эмоций;

8) развитая эмпатия, а также способность «отстраиваться» от эмоциональных переживаний окружающих;

9) разнообразие средств эмоциональной саморегуляции и воздействия на эмоции окружающих;

10) целенаправленное использование эмоций в деятельности (в том числе профессиональной) и в общении.

Первые два показателя относятся к когнитивному компоненту эмоциональной культуры; третий и четвертый — к аксиологическому; следующие три — к мотивационно-смысловому, а последние три показателя характеризуют конатив-ный компонент эмоциональной культуры личности.

С целью внесения определенности в процессы оценки степени сформирован-ности эмоциональной культуры студентов нами были разработаны соответствующие показатели, охватывающие три уровня развития эмоциональной культуры. Уровни развития эмоциональной культуры и соответствующие им содержательно-психологические характеристики с разбивкой по компонентам эмоциональной культуры представлены в табл. 1.

Таблица 1

Критериальные характеристики уровней развития эмоциональной культуры

Компонент Уровень эмоциональной культуры

высокий средний низкий

Когнитивный Когнитивная дифференци-рованность эмоциональной сферы — точное опознание эмоций окружающих и собственных, различение эмоционального настроя музыкальных произведений, богатый эмоциональный тезаурус Недостаточная дифференци-рованность эмоциональной сферы, бедный эмоциональный словарь, рефлексия проявляется нерегулярно или частично, неточное определение эмоционального настроя музыкальных произведений Отсутствие дифференциации эмоциональной сферы, проявления алекситимии, отсутствие рефлексии собственных состояний, неспособность определить эмоциональный настрой музыкальных произведений

Побудительный Ярко выраженный интерес к себе, к собственным эмоциям, сознательная саморегуляция состояний, стремление к саморазвитию и к самовыражению в творчестве, исполнении музыки, инициативность в деятельности, интерес к обсуждению образно-эмоционального содержания музыкального произведения Нерегулярно возникающий интерес к себе, к своим эмоциональным переживаниям, средний уровень или нерегулярность самоуправления эмоциональным состоянием, нечастая инициатива, неустойчивый интерес к обсуждению образно-эмоционального содержания музыкальных произведений Отсутствие интереса к себе, своим эмоциям; застревание в негативных эмоциях или безэмоциональность, отсутствие произвольной саморегуляции, отсутствие самовыражения, инициативы в общении и деятельности, отсутствие интереса к обсуждению образно-эмоционального содержания музыки

Аксиологический Принятие собственных эмоций, отсутствие запрета на их выражение, уважение к эмоциям других, интерес к эмоциональному содержанию музыкального произведения, высокая оценка музыки как средства эмоциональной выразительности Ограниченный диапазон допустимых к выражению эмоций (например, только позитивных или только негативных), избирательное принятие эмоций окружающих, неустойчивый интерес к эмоциональному содержанию музыкальных произведений Внутренний запрет на выражение эмоций (особенно негативных), эмоциональная зажатость, неприятие эмоций окружающих, отсутствие интереса к эмоционально-образному содержанию музыкальных произведений, низкий творческий потенциал

Окончание

Компонент Уровень эмоциональной культуры

высокий средний низкий

Конатив-ный Богатство и яркость выражаемых эмоций, соответствие ситуации, преобладание позитивных эмоций, общительность, способность к эм-патии и к «отстраиванию» от эмоций других, ассертив-ное поведение, адекватные реакции в напряженных ситуациях, эмоциональная выразительность музыкального исполнения Ситуативное выражение эмоций в зависимости от эмоций окружающих, часты негативные эмоции, низкая способность к эмпатии, частый выбор неэффективных копинг-стратегий, не всегда адекватные реакции в напряженных ситуациях, недостаточная эмоциональная выразительность при исполнении музыкальных произведений Эмоциональная закрытость, необщительность или демонстративность эмоций, навязчивость в общении, зависимость от эмоций окружающих, преобладание негативных эмоций, неадекватные и деструктивные реакции в напряженных ситуациях, безэмоциональное, формально-техническое исполнение музыкальных произведений

Описанные уровни можно соотнести с понятиями «грамотность» и «компетентность», которые характеризуют степень формирования эмоциональной культуры студента [10. С. 88]. В этом случае низкий уровень будет характеризоваться как «эмоциональная неграмотность (безграмотность)», средний — как «эмоциональная грамотность», а высокий — как «эмоциональная компетентность».

На основе предложенных теоретических положений с целью формирования эмоциональной культуры студентов музыкального колледжа была разработана программа спецкурса «Психология эмоций и эмоциональной культуры». Программа курса включает два блока: теоретический блок (32 часа лекций) и практический блок (36 часов практических занятий), а также самостоятельную работу студентов.

С целью выявления степени эффективности разработанной теоретической концепции и программы формирования эмоциональной культуры студентов было предпринято исследование, в котором приняли участие студенты I—IV курсов ГОУ СПО «Салаватский музыкальный колледж» (республика Башкортостан). Всего в эксперименте приняли участие 120 испытуемых обоего пола, из них — 38 юношей, 82 девушки; возраст — 16—20 лет. Исследование проводилось в течение 2010—2011 учебного года.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, выбор которых определялся целью и задачами исследования. Применялись методы анкетирования, тестирования, наблюдения, собеседования, анализа продуктов деятельности; математическая обработка полученных эмпирических результатов. В качестве психодиагностических методик применялись следующие: Фрайбургский личностный опросник — для выявления личностных особенностей испытуемых; методика диагностики эмоционального интеллекта (Н. Холл) — для выявления степени осознания и эмоциональной саморегуляции испытуемыми; Торонтская алекситимическая шкала (адаптация института им. В.М. Бехтерева) — для выявления уровня способности (затрудненности) осознанной вербализации эмоциональных состояний; методика диагностики эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонов, в модификации Е.Р. Гореловой) — для выявления эмоциональной направленности студентов; методика определения уровня рефлексивности

(В.В. Пономарёва) — для выявления степени развитости у студентов способности осознавать собственные действия, побуждения, состояния. Кроме того, была разработана специальная карта наблюдений поведенческих проявлений эмоциональной культуры студентов.

В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что все компоненты эмоциональной культуры имеют у испытуемых преимущественно низкий или средний уровни развития. Это свидетельствует в пользу предположения о низком общем уровне эмоциональной культуры студентов музыкального колледжа, которое было сделано в результате наблюдений за учебной деятельностью и общением студентов колледжа в рамках существующей системы профессиональной подготовки.

В целях проведения формирующего эксперимента из состава обследованных студентов (за исключением первокурсников, которые еще находились на стадии адаптации к колледжу и учебному процессу) были образованы экспериментальная и контрольная группы. Сопоставление результатов первого среза этих двух групп по критерию х2 К. Пирсона продемонстрировало отсутствие значимых различий по подавляющему большинству всех шкал примененных в эмпирическом исследовании методик. Это явилось подтверждением корректного формирования состава контрольной и экспериментальной групп.

После проведения формирующего эксперимента посредством реализации программы формирования эмоциональной культуры было осуществлено повторное тестирование студентов экспериментальной и контрольной групп с последующим сравнением данных этих групп между собой, а также данных первого и второго диагностических срезов каждой из групп по критерию х2. Было выявлено, что произошли теоретически ожидаемые позитивные сдвиги по всем компонентам эмоциональной культуры среди студентов экспериментальной группы на фоне отсутствия такой тенденции у студентов группы контрольной. Это выразилось, в частности, в более высоком уровне способности студентов экспериментальной группы осознавать и выражать свои эмоции, что проявилось в значимом снижении уровня алекситимии, повышении уровня эмоциональной осведомленности и общего показателя эмоционального интеллекта. Показатели эмоциональной направленности студентов экспериментальной группы демонстрируют рост ценности для них эмоций, связанных с направленностью на взаимодействие с другими, удовольствие от преодоления трудностей и познания (вероятно, в области самопознания, в общении, учебе). Отмечается повышение уровня эмпатии.

Наряду с этим возросла мотивация самоуправления эмоциональными состояниями, а факторы, негативно влияющие на способность эмоционального самоуправления (невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность и раздражительность), снизились. При этом отмечен рост эмоциональной лабильности, а также уравновешенности испытуемых экспериментальной группы, что свидетельствует об эффективности проведенной с ними работы по формированию эмоциональной культуры.

У студентов экспериментальной группы возросли показатели рефлексии настоящего момента и общения; остались неизменными проявления рефлексии

прошлого и будущего. Это связано с формой занятий, которая в большей степени сосредотачивала внимание студентов на их актуальных эмоциональных переживаниях, оценках и действиях. Значимо возросли и некоторые показатели саморегуляции, причем не только в плане стремления управлять ими, но и в плане самооценки успешности реализации такого самоуправления. Следовательно, сравнение показателей всех шкал компонентов эмоциональной культуры студентов экспериментальной и контрольной групп после реализации курса демонстрирует успешность проведенного формирующего эксперимента.

Согласно результатам проведенного анализа динамики показателей первого и второго диагностических срезов экспериментальная группа демонстрирует явные положительные сдвиги по всем основным шкалам, включенным во все компоненты эмоциональной культуры, тогда как в контрольной группе такой тенденции не выявлено. Динамика рассмотренных показателей у студентов контрольной группы отличается меньшей выраженностью, небольшим числом значимых позитивных сдвигов, а также их отсутствием по важнейшим показателям эмоциональной культуры. Кроме того, полученные значимые сдвиги показателей контрольной группы разнонаправлены (некоторые из них понижаются, а некоторые растут), что свидетельствует об отсутствии выраженной закономерности этих изменений и косвенно подтверждает неслучайность позитивных сдвигов в экспериментальной группе, обусловленную реализацией специальной программы.

Таким образом, результаты формирующего эксперимента свидетельствуют в пользу эффективности разработанной модели эмоциональной культуры в качестве основы предложенной программы формирования эмоциональной культуры студентов музыкального колледжа, а также подтверждают адекватность предложенных теоретической модели и уровневых характеристик сформированности эмоциональной культуры студентов. Тем самым эмпирически обоснована необходимость и возможность включения в процесс подготовки студентов-музыкантов в средних специальных (а также и высших) учебных заведениях специальной работы по формированию эмоциональной культуры, что является не только важнейшим компонентом профессиональной подготовки, но и способствует гармоничному развитию личности будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Востриков А.А., Табидзе А.А. Практическое человекознание для родителей и учащихся. — Томск: Продуктивная педагогика, 2009.

[2] Елисеева П.А. Воспитание эмоциональной культуры младших школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности при индивидуальном обучении игре на музыкальном инструменте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2005.

[3] Жакупова Я.Т. Психолого-педагогические условия формирования эмоционально-коммуникативной культуры педагогов-музыкантов в колледже: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Екатеринбург, 2009.

[4] Колядинцева О.А. Организационно-педагогические условия и факторы развития культуры эмоций учителя в системе повышения квалификации: Дисс. ... канд. пед. наук. — Омск, 2005.

[5] Кулеба О.М. Эмоциональная культура учителя в теории и практике отечественного высшего педагогического образования (60—90 гг. ХХ в.): Дисс. ... канд. пед. наук. — М., 2000.

[6] Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского: В 6 т. / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

[7] Рачковская Н.А. Педагогические условия развития эмоциональной культуры будущего учителя: Дисс. ... канд. пед. наук. — Хабаровск, 2001.

[8] Самарокова И.В. Формирование эмоциональной культуры будущего учителя: Дисс. ... канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2003.

[9] Саутенкова М.Ю. Социально-психологические особенности развития эмоциональной культуры студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. — Актобе, 2004.

[10] Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека: Монография. — СПб.: Союз, 2002.

[11] Славская А.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано: Дисс. ... канд. пед. наук. — Краснодар, 2005.

[12] Ульянова Н.С. Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству: Дисс. ... канд. пед. наук. — Ижевск, 2006.

[13] Якобсон П.М. Психология чувств. — 2-е доп. изд. — М: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

[14] Ястребова Г.А. Формирование эмоциональной культуры будущих педагогов: Дисс. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 1998.

FORMATION OF EMOTIONAL CULTURE OF MUSICAL COLLEGE STUDENTS

G.N. Kazantseva, A.G. Madzhuga

The Chair of Psychology Z. Biisheva Sterlitamak State Pedagogical Academy Lenina av., 49, Sterlitamak, Republic of Bashkortostan, Russia, 453103

The structurally functional model of emotional culture of the personality and the characteristics of the three levels of its development is submitted in the article. The empirical check of the model is described in the course of the implementation of the program of emotional culture formation of musical college students.

Key words: emotional culture, emotional intelligence, reflection, self-control, emotional literacy, emotional competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.