Научная статья на тему 'Формирование эмоциональной культуры субъектов образовательного процесса в современных условиях'

Формирование эмоциональной культуры субъектов образовательного процесса в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
577
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / EMOTIONAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL CULTURE / PSYCHOLOGICAL DEFENSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казанцева Г. Н.

Эмоциональная культура педагогов и студентов залог успешности образовательного процесса как единства обучения и воспитания. Ядром эмоциональной культуры является эмоциональный интеллект. Предлагается ряд мер формирования эмоциональной культуры как проявления субъектности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING EMOTIONAL CULTURE IN THE NOWADAYS EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS

Emotional culture of teachers and students is a pledge of educational process success being perceived as the integral system of teaching and up-bringing. The core of emotional culture is emotional intelligence. The article describes complex measures to raise emotional culture which reflects human individuality.

Текст научной работы на тему «Формирование эмоциональной культуры субъектов образовательного процесса в современных условиях»

УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

©2010 Г.Н.Казанцева

Стерлитамакская государственная педагогическая академия

Статья поступила в редакцию 03.11.09

Эмоциональная культура педагогов и студентов - залог успешности образовательного процесса как единства обучения и воспитания. Ядром эмоциональной культуры является эмоциональный интеллект. Предлагается ряд мер формирования эмоциональной культуры как проявления субъектности человека.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная культура, психологическая защита.

Современная модель образования предполагает полисубъектное, диалогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Это обуславливает повышенный интерес к проблеме субъектности в различных ее проявлениях. Однако в подавляющем большинстве работ субъект образования рассматривается лишь в эмпирическом аспекте как «участник образовательного процесса», и речь идет о развитии тех или иных способностей этого участника, а субъект фактически отождествляется с личностью. В этой связи представляется, что углубление субъектного подхода в образовании можно осуществить посредством акцента на рефлексивной сущности феномена человеческой субъектности. На наш взгляд, это позволит предложить оригинальную трактовку явления эмоциональной культуры, явления, которое в последнее время привлекает все большее внимание исследователей. Такое повышенное внимание связано с имеющимся в образовательной практике противоречием между осознанием многими теоретиками и практиками особой значимости эмоционального аспекта педагогического межсубъектного взаимодействия и недостаточной разработанностью целостной системы условий развития эмоциональной сферы как педагогов, так и учащихся, студентов. Современное профессиональное обучение направлено на развитие почти исключительно когнитивной сферы, упуская развитие человека как целостного разумного и эмоционального существа. В связи с этим, одной из важных современных проблем профессионально-прикладной подготовки является отсутствие целенаправленного развития эмоциональной культуры будущих специалистов профессий типа «человек-человек» - медиков, педагогов, психологов, управленцев. Сами педагоги зачастую не способны сформировать эмоциональный контакт, выбрать верную психологическую дистанцию со студентами для сотрудничества с ними в учебном процессе. Наблюдается эмоциональная некомпетентность, проявляющаяся в неспособности идентифицировать как собст-

Казанцева Галина Николаевна, аспирант кафедры психологии. E-mail: sspi@sspi. bashedu. ru

венные эмоциональные состояния, так и состояния других людей. Как следствие, часто происходит усиление действия деструктивных защитных механизмов и у студентов, проявление полярности в выражении эмоций, возрастание конфликтности и ухудшение психологического климата в группе, падение учебной мотивации, а также воспроизведение неэффективной модели общения по образцу преподавателей как представителей профессии.

Глубинной причиной такого положения дел являются психологические проблемы самих педагогов, вытекающие из наличия у них неосознанных и не-проработанных деструктивных психологических защит. Сохранению такого положения дел способствуют определенные условия, сложившиеся в системе образования. Во-первых, это отсутствие традиций формирования эмоциональной культуры в нашем обществе в силу особых исторических условий, требовавших (и требующих) от человека борьбы за выживание, когда проявления рафинированной культуры, в том числе и в области развития личности, воспринимаются как нечто излишнее. Во-вторых, это низкий уровень психологической просвещенности подавляющего большинства преподавателей не только в сфере социально-психо-логического взаимодействия в образовательном процессе, но и в плане функционирования психики отдельно взятого человека и особенно - ее эмоциональной сферы. В-третьих, это отсутствие в образовательных учреждениях практики психологической помощи преподавателям, поскольку молчаливо предполагается, что все проблемы исходят от учащихся и студентов, а все педагоги уже являются образцом самопонимания и самоуправления. В связи с этим представляется весьма актуальной углубленная разработка теоретических основ и практических методов эмоциональной культуры.

Слово «культура» происходит от латинского сиЫт, что означает «возделывать, обрабатывать почву». В современном русском языке это слово означает «совокупность производственных, общественных и духов-

ных достижений людей»1. Помимо этого культура характеризует «уровень, степень развития, достигнутые в какой-либо отрасли знаний или деятельности»2. Таким образом, культура - это уровень развития способов деятельности, приносящий конкретные плоды в той или иной сфере человеческой активности. В психологическом аспекте культура предполагает «возделывание» Человека в человеке, а значит - образование специфически человеческого способа рефлексивного сознания и саморегуляции, неслучайно названное в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского «высшими психическими функциями». Культура саморазвития и саморегуляции предполагает самые различные направления, которые являются проявлениями общей психологической культуры - физическая, нравственная, коммуникативная, информационно-интеллектуальная, учебно-познавательная, профессиональная, эмоциональная культура и др.

Существуют различные попытки определения феномена эмоциональной культуры, которые можно вслед за Л.В.Колтыревой свести к двум группам: эмоциональная культура рассматривается с позиций личностного подхода - как свойство личности (О.М.Кулеба, Н.А.Рачковская, Г.А.Ястребова и др.), а в рамках деятельностного подхода - как готовность педагога или учащегося к распознаванию эмоций и управлению эмоциональными состояниями в образовательной деятельности (М.Б.Коробицына, М.И.Кряхту-нов и др.). Однако в практике исследований этого феномена до сих пор не представлен субъектный подход. В контексте субъектного подхода под эмоциональной культурой следует понимать практику использования субъектом эмоционального интеллекта для рефлексии эмоций (как собственных, так и других людей), ценностной дифференциации эмоциональных состояний и целенаправленного использования эмоций в своей деятельности и общении, что невозможно без развитых навыков эмоциональной саморегуляции. Таким образом, по нашему мнению, именно эмоциональный интеллект является ядром эмоциональной культуры человека как субъекта. Определение эмоционального интеллекта дается по-разному представителями различных подходов. Так, эмоциональный интеллект по определению авторов данного понятия Дж.Мейера, П.Сэловея и Д.Карузо, - это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих («модель способностей»). Согласно П.Сэловею, в структуру эмоционального интеллекта входит ряд способностей: осознанная регуляция эмоций; понимание (осмысление) эмоций; ассимиляция эмоций в мышлении; различение и выражение эмоций3. Определение

1 Ожегов С.И., Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. - М.: 1999. - С.313. 2Словарь иностранных слов. - 11-е изд., стереотип. - М.: 1984. - С.266.

3Mayer J.D., Salovey P. Emotional intelligence [Electronic resource]. - 2005. Mode of access: http://www. unh.edu/emotional intelligence (04.11.2005).

Д.Гоулмана, согласно которому эмоциональный интеллект описывается как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик, относится к «смешанным моделям». Структура эмоционального интеллекта в его трактовке включает четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями, причём применительно к различным категориям людей эта структура несколько различается4. Подобный синтетический подход демонстрирует и отечественный психолог Д.В.Люсин, который понимает эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими; этот феномен как теоретический конструкт, по его мнению, связан, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны - с личностными характе-ристиками5. Итак, на данный момент понятие «эмоциональный интеллект» является достаточно эффективным средством, которое, по обоснованному утверждению И.Н.Андреевой6, имеет все необходимые предпосылки для вхождения в систему категорий психологической науки.

Возвращаясь к понятию «эмоциональная культура», можно отметить, что ее структура в представлении многих авторов (О.М.Кулеба, Н.А.Рачковская, Г.А.Ястребова и др.) во многом совпадает со структурой эмоционального интеллекта. Обобщая взгляды разных исследователей, можно констатировать, что их представления являются не столько противоречивыми, сколько взаимодополнительными. Это позволяет сформировать обобщенную структуру эмоциональной культуры, включающую в себя четыре компонента - когнитивный (эмоциональная компетентность по К.Саарни, И.Н.Андреевой и др.), аксиологический («эмоция как ценность» по Б.И.Додонову), мотивационно-смысловой (эмоция и смысл выступают как регулятор деятельности при недостаточном уровне осознания мотивов по А.Н.Леонтьеву) и ко-нативный (поведение, направленное на саморегуляцию собственных эмоциональных состояний и помощь в этом окружающим). Такое структурное совпадение эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта служит указанием на системное единство этих явлений, когда одни и те же закономерности проявляются на различных уровнях системы. По нашему мнению, ядром эмоциональной культуры субъекта является именно эмоциональный интеллект субъекта.

Субъект есть недетерминированный извне источник активности, это «причина себя» (В.А.Петровский), а поэтому не столько психологический, сколько метапсихологический феномен.

4Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Пер. с англ. - М.: 2008.

5Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. - М.: 2004. -С.29 - 36.

6Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интел-

лект» // Вопр.психол. - 2008. - №5. - С.83 - 95.

Именно субъект управляет психикой во всех ее аспектах, включая эмоциональную сферу; в этом случае и личность, и эмоциональная культура являются своеобразными инструментами субъекта для его самореализации, самовыражения, самоактуализации в мире. Такая философская трактовка способствует углублению понимания процессов формирования эмоциональной культуры субъектов образовательного процесса. Обычно эмоциональную культуру относят к личностным проявлениям. С позиций субъектного подхода, личность есть некоторый социально формируемый «посредник» между субъектом и внешним миром. Поэтому самореализация субъекта неизбежно осуществляется сквозь этот «медиатор». Следовательно, невозможно говорить об эмоциональной культуре «изолированной личности», эта культура всегда - отражение эмоциональной культуры социума в ту или иную историческую эпоху. Эмоциональная культура отдельного человека формируется лишь в силу акцентирования его субъектной позиции, то есть своеобразного дистанцирования от собственной психики и личности для их критического анализа и управления ими. Отсюда правильнее, на наш взгляд, говорить об эмоциональной культуре субъекта, как принадлежащем ему средстве самопроявления, которое, действительно, базируется в структуре личности.

Важно отметить, что субъектный подход предполагает гармоничное сочетание восприятия человека как не только деятельного, но и созерцающего существа (А.С.Арсеньев, М.К.Мамар-дашвили, А.Н.Славская, А.М.Пятигорский и др.). С этих позиций эмоциональная культура не сводится к совокупности тех или иных способностей или качеств личности, проявляющихся исключительно в ее деятельности; это рефлексивная характеристика субъекта как проявление его фундаментальных имманентных качеств. Эмоциональный интеллект - это прежде всего средство рефлексии эмоциональной сферы; проникая во внутренний мир, человек осознает свои проблемы, индикатором которых являются эмоции. Как пишет И.Н.Андреева, «начальный момент управления чувством - это расщепление монолитного недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство»7. Развитие эмоционального интеллекта есть прежде всего процесс повышения эмоциональной рефлексивности и эмоциональной компетентности, следствием чего и будет являться возможность субъекта разрешать свои психологические проблемы, повышать степень управления аффективной сферой, что и приводит к формированию эмоциональной культуры.

В настоящее время понятие «субъект образования» рассматривается в педагогической и психологической литературе в основном как «участник» этого образовательного процесса без углубления в саму

1 Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конфер. - Смоленск: 2004. - Ч.1. - С.24.

сущность феномена субъектности, которая разрабатывается преимущественно на философском уровне даже в психологии (С.Л.Рубинштейн, В.А.Брушлинский, Э.В.Сай-ко, В.П.Зинченко, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев,

B.А.Петровский, А.С.Арсеньев, М.К.Мамардашвили и др.). И это неудивительно, учитывая, что понятие «субъект» является наиболее общей, философской категорией, описывающей действующего человека. Поэтому именно философы демонстрируют наиболее глубокий анализ феномена субъектности в образовании. Так, в диссертационной работе Е.П.Ряб-чиковой категория «субъекта» означает «индивида, наделенного активностью, источником которой является сфера культуры и познания, а ее результатом - творчески преобразующая деятельность, основанная на взаимодействии с миром. (... ) Бытие в культуре для субъекта образования определяется его общими экзистенциальными ориентациями, опытом жизнедеятельности,

формами осуществления деятельности и образов соз-

8

нания» .

В соответствии с концепцией эмоционального интеллекта (Д.Мейер. П.Саловей, Д.Гоулман, Р.Бар-Он, Ф.Грин, Г.Орме, Э.Ориоли и др.), концепцией рацио-нально-эмотивной терапии (А.Эллис, У.Е.Драйден, Р.А.Ди Джузеппе, С.Вален и др.) полноценная когнитивная деятельность возможна лишь при активном задействовании эмоциональной сферы. Этот факт подтверждается и многочисленными исследованиями, демонстрирующими сущностную взаимосвязь, единство аффекта и интеллекта (Л.С.Вы-готский

C.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, О.К.Тихомиров и др.); более того, иногда баланс аффекта и интеллекта

9

называют даже критерием психического здоровья . Со времен З.Фрейда также известно, что психологическая защита искажает когнитивные процессы в ходе вытеснения, изоляции, проекции человеком собственных мотивов, убеждений и в особенности - эмоциональных переживаний. Психотравматический опыт характеризуется именно сильными негативными эмоциональными переживаниями, иногда на грани аффекта. Поэтому основанием для «включения» психологической защиты является не столько когнитивный диссонанс, несоответствие между убеждениями и побуждениями индивида и его референтной группы, сколько связанные с этим диссонансом сильные негативные эмоции. По нашему глубокому убеждению, формирование эмоциональной культуры невозможно без разрешения внутренних психологических конфликтов и преодоления лежащих в их основе деструктивных психологических защит. Это связано с тем, что в пределе защитные психические автоматизмы могут практически полностью перехватывать

8Рябчикова Е.П. Субъект в системе культурно-образовательных связей: Дис..к.филос.н. - Н.Новгород: 2003. -С.7.

9Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура: на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств // Московский психотерапевтический журнал. - 1999. - №2. - С.61 - 90.

управление поведением, что находит свое отражение в невротических реакциях и психозах. Нередко даже хорошая социализация не может служить мерой проявления субъектности, поскольку человек может представлять собой род «социального робота», слепо реализующего общественные шаблоны поведения во избежание эмоционально-болезненных столкновений с общественными санкциями. В этом случае речь об эмоциональной культуре в подлинном, субъектном смысле слова идти не может.

Для субъекта психика и личность являются инструментами его самопроявления в мире. В этой связи эмоциональная культура может быть отнесена к личностному уровню психики, к инструментам «самопроявления» субъекта в мире. Субъект связан с социумом опосредованно - через свою личность, которую можно представить как некоторую оболочку-медиатор субъекта. Как известно, психологические защиты относятся к личностному уровню психики. Поэтому преодоление этих защит есть условие высвобождения субъекта из защитных панцирей, которые рано или поздно начинают сковывать его развитие и свободное проявление. Конструктивной заменой таких искажающих эмоциональную сферу защит является выработка (на основе рефлексивной позиции) стратегий совладающего поведения.

В настоящее время существуют многочисленные программы формирования эмоциональной культуры участников образовательного процесса - как учеников, студентов, так и педагогов (О.А.Колядинцева, М.А.Мануйлова, Н.А.Рач-ковская, И.В.Самарокова, Е.М.Семёнова, Л.М.Страхова, Г.А.Ястребова и др.), выстроенные в соответствии с приведенной выше структурой эмоциональной культуры. Однако все они не придают должного значения такому важному фактору искажающего воздействия на психоэмоциональную сферу, как защитные механизмы и больше ориентированы на воспроизведение социально-нормативных проявлений эмоциональной культуры, нежели на формирование ее субъектной основы. В этой связи можно предложить дополнить имеющиеся на сегодня теоретически оправданные и доказавшие свою практическую эффективность меры по развитию эмоциональной рефлексивности, эмпатии, эмоциональной выразительности в общении и пр. средствами рефлексии и психокоррекции деструктивных защитных механизмов. В этом случае необходимо применение более серьезных техник психокорекции из арсенала гештальт-терапии, рационально-эмотивной терапии, психодрамы, психосинтеза и т.п. Преодоление психологических защит является важнейшим средством повышения уровня рефлексивности субъекта, поскольку в процессе этой психокорре-ционной деятельности вырабатывается сам навык самовосприятия. Кроме того, устранение защит обеспечивает возрастание ясности и точности самовосприятия субъекта, построение более адекватного образа своей личности («Я-образ»).

Таким образом, основой формирования эмоциональной культуры здесь является развитие эмоцио-

нальной рефлексии (не только средствами традиционных психологических упражнений, но и тренировкой созерцательности посредством практик, подобных медитации випассана, дзадзен и др. подобных техник присутствия «здесь и сейчас»). Как подчеркивают психотерапевты Холмогорова и Гаранян, «чем меньше современный человек связан с разрабатываемыми тысячелетиями способами защиты от собственных чувств, тем в большей степени он разрушается ими, так как не готов принять эти чувства и психологически работать с ними»10.

Только в случае повышения рефлексивности субъекта возможно развитие когнитивного аспекта эмоциональной культуры и ценностно-смысловая оценка эмоций, посредством целенаправленного анализа которых субъект может прийти к пониманию своих базовых намерений и личностных смыслов. Результатом этого, в свою очередь, является возрастание возможности эмпатии (которая дает возможность понимания не только эмоционального состояния, но и побуждений другого), а также сознательного управления эмоциями в деятельности и общении. Так эмоциональная культура предстает как иерархическая последовательность.

Следует особо подчеркнуть, что формирование эмоциональной культуры субъектов образовательного процесса необходимо начинать именно с педагогических кадров, поскольку именно они определяют ход учебно-воспитательного взаимодействия; эмоциональная культура должна транслироваться в обществе от старшего поколения к младшему. Многочисленными исследованиями показано, что эффективность обучающей деятельности педагога значительно возрастает в случае пронизанности всей его профессиональной деятельности эмоциональной культурой. Только в этом случае любое учение становится одновременно и воспитанием, поскольку педагог демонстрирует не просто владение учебным материалом, но владение собой, своей жизнью, давая ученикам или студентам образцы проявления подлинной субъектности. Именно такая ориентация эмоциональной культуры обеспечивает единство обучения и воспитания и как главный результат - развитие субъектности всех участников образования.

10Там же. - С.81.

FORMING EMOTIONAL CULTURE IN THE NOWADAYS EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS

©2010 G.N.Kazantzeva

Sterlitamak State Pedagogical Academy

Emotional culture of teachers and students is a pledge of educational process success being perceived as the integral system of teaching and up-bringing. The core of emotional culture is emotional intelligence. The article describes complex measures to raise emotional culture which reflects human individuality.

Key words: emotional intelligence, emotional culture, psychological defense.

Kazantzeva Galina Nikolaevna, post-graduate student of Chair of Psychology. E-mail: sgpi@sgpi. bashedu. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.