УДК 37
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
©2010 Г.Н.Казанцева
Стерлитамакская государственная педагогическая академия
Статья поступила в редакцию 03.11.09
Эмоциональная культура педагогов и студентов - залог успешности образовательного процесса как единства обучения и воспитания. Ядром эмоциональной культуры является эмоциональный интеллект. Предлагается ряд мер формирования эмоциональной культуры как проявления субъектности человека.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная культура, психологическая защита.
Современная модель образования предполагает полисубъектное, диалогическое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Это обуславливает повышенный интерес к проблеме субъектности в различных ее проявлениях. Однако в подавляющем большинстве работ субъект образования рассматривается лишь в эмпирическом аспекте как «участник образовательного процесса», и речь идет о развитии тех или иных способностей этого участника, а субъект фактически отождествляется с личностью. В этой связи представляется, что углубление субъектного подхода в образовании можно осуществить посредством акцента на рефлексивной сущности феномена человеческой субъектности. На наш взгляд, это позволит предложить оригинальную трактовку явления эмоциональной культуры, явления, которое в последнее время привлекает все большее внимание исследователей. Такое повышенное внимание связано с имеющимся в образовательной практике противоречием между осознанием многими теоретиками и практиками особой значимости эмоционального аспекта педагогического межсубъектного взаимодействия и недостаточной разработанностью целостной системы условий развития эмоциональной сферы как педагогов, так и учащихся, студентов. Современное профессиональное обучение направлено на развитие почти исключительно когнитивной сферы, упуская развитие человека как целостного разумного и эмоционального существа. В связи с этим, одной из важных современных проблем профессионально-прикладной подготовки является отсутствие целенаправленного развития эмоциональной культуры будущих специалистов профессий типа «человек-человек» - медиков, педагогов, психологов, управленцев. Сами педагоги зачастую не способны сформировать эмоциональный контакт, выбрать верную психологическую дистанцию со студентами для сотрудничества с ними в учебном процессе. Наблюдается эмоциональная некомпетентность, проявляющаяся в неспособности идентифицировать как собст-
Казанцева Галина Николаевна, аспирант кафедры психологии. E-mail: sspi@sspi. bashedu. ru
венные эмоциональные состояния, так и состояния других людей. Как следствие, часто происходит усиление действия деструктивных защитных механизмов и у студентов, проявление полярности в выражении эмоций, возрастание конфликтности и ухудшение психологического климата в группе, падение учебной мотивации, а также воспроизведение неэффективной модели общения по образцу преподавателей как представителей профессии.
Глубинной причиной такого положения дел являются психологические проблемы самих педагогов, вытекающие из наличия у них неосознанных и не-проработанных деструктивных психологических защит. Сохранению такого положения дел способствуют определенные условия, сложившиеся в системе образования. Во-первых, это отсутствие традиций формирования эмоциональной культуры в нашем обществе в силу особых исторических условий, требовавших (и требующих) от человека борьбы за выживание, когда проявления рафинированной культуры, в том числе и в области развития личности, воспринимаются как нечто излишнее. Во-вторых, это низкий уровень психологической просвещенности подавляющего большинства преподавателей не только в сфере социально-психо-логического взаимодействия в образовательном процессе, но и в плане функционирования психики отдельно взятого человека и особенно - ее эмоциональной сферы. В-третьих, это отсутствие в образовательных учреждениях практики психологической помощи преподавателям, поскольку молчаливо предполагается, что все проблемы исходят от учащихся и студентов, а все педагоги уже являются образцом самопонимания и самоуправления. В связи с этим представляется весьма актуальной углубленная разработка теоретических основ и практических методов эмоциональной культуры.
Слово «культура» происходит от латинского сиЫт, что означает «возделывать, обрабатывать почву». В современном русском языке это слово означает «совокупность производственных, общественных и духов-
ных достижений людей»1. Помимо этого культура характеризует «уровень, степень развития, достигнутые в какой-либо отрасли знаний или деятельности»2. Таким образом, культура - это уровень развития способов деятельности, приносящий конкретные плоды в той или иной сфере человеческой активности. В психологическом аспекте культура предполагает «возделывание» Человека в человеке, а значит - образование специфически человеческого способа рефлексивного сознания и саморегуляции, неслучайно названное в культурно-исторической концепции Л.С.Выготского «высшими психическими функциями». Культура саморазвития и саморегуляции предполагает самые различные направления, которые являются проявлениями общей психологической культуры - физическая, нравственная, коммуникативная, информационно-интеллектуальная, учебно-познавательная, профессиональная, эмоциональная культура и др.
Существуют различные попытки определения феномена эмоциональной культуры, которые можно вслед за Л.В.Колтыревой свести к двум группам: эмоциональная культура рассматривается с позиций личностного подхода - как свойство личности (О.М.Кулеба, Н.А.Рачковская, Г.А.Ястребова и др.), а в рамках деятельностного подхода - как готовность педагога или учащегося к распознаванию эмоций и управлению эмоциональными состояниями в образовательной деятельности (М.Б.Коробицына, М.И.Кряхту-нов и др.). Однако в практике исследований этого феномена до сих пор не представлен субъектный подход. В контексте субъектного подхода под эмоциональной культурой следует понимать практику использования субъектом эмоционального интеллекта для рефлексии эмоций (как собственных, так и других людей), ценностной дифференциации эмоциональных состояний и целенаправленного использования эмоций в своей деятельности и общении, что невозможно без развитых навыков эмоциональной саморегуляции. Таким образом, по нашему мнению, именно эмоциональный интеллект является ядром эмоциональной культуры человека как субъекта. Определение эмоционального интеллекта дается по-разному представителями различных подходов. Так, эмоциональный интеллект по определению авторов данного понятия Дж.Мейера, П.Сэловея и Д.Карузо, - это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих («модель способностей»). Согласно П.Сэловею, в структуру эмоционального интеллекта входит ряд способностей: осознанная регуляция эмоций; понимание (осмысление) эмоций; ассимиляция эмоций в мышлении; различение и выражение эмоций3. Определение
1 Ожегов С.И., Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. - М.: 1999. - С.313. 2Словарь иностранных слов. - 11-е изд., стереотип. - М.: 1984. - С.266.
3Mayer J.D., Salovey P. Emotional intelligence [Electronic resource]. - 2005. Mode of access: http://www. unh.edu/emotional intelligence (04.11.2005).
Д.Гоулмана, согласно которому эмоциональный интеллект описывается как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик, относится к «смешанным моделям». Структура эмоционального интеллекта в его трактовке включает четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями, причём применительно к различным категориям людей эта структура несколько различается4. Подобный синтетический подход демонстрирует и отечественный психолог Д.В.Люсин, который понимает эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими; этот феномен как теоретический конструкт, по его мнению, связан, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны - с личностными характе-ристиками5. Итак, на данный момент понятие «эмоциональный интеллект» является достаточно эффективным средством, которое, по обоснованному утверждению И.Н.Андреевой6, имеет все необходимые предпосылки для вхождения в систему категорий психологической науки.
Возвращаясь к понятию «эмоциональная культура», можно отметить, что ее структура в представлении многих авторов (О.М.Кулеба, Н.А.Рачковская, Г.А.Ястребова и др.) во многом совпадает со структурой эмоционального интеллекта. Обобщая взгляды разных исследователей, можно констатировать, что их представления являются не столько противоречивыми, сколько взаимодополнительными. Это позволяет сформировать обобщенную структуру эмоциональной культуры, включающую в себя четыре компонента - когнитивный (эмоциональная компетентность по К.Саарни, И.Н.Андреевой и др.), аксиологический («эмоция как ценность» по Б.И.Додонову), мотивационно-смысловой (эмоция и смысл выступают как регулятор деятельности при недостаточном уровне осознания мотивов по А.Н.Леонтьеву) и ко-нативный (поведение, направленное на саморегуляцию собственных эмоциональных состояний и помощь в этом окружающим). Такое структурное совпадение эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта служит указанием на системное единство этих явлений, когда одни и те же закономерности проявляются на различных уровнях системы. По нашему мнению, ядром эмоциональной культуры субъекта является именно эмоциональный интеллект субъекта.
Субъект есть недетерминированный извне источник активности, это «причина себя» (В.А.Петровский), а поэтому не столько психологический, сколько метапсихологический феномен.
4Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Пер. с англ. - М.: 2008.
5Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. - М.: 2004. -С.29 - 36.
6Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интел-
лект» // Вопр.психол. - 2008. - №5. - С.83 - 95.
Именно субъект управляет психикой во всех ее аспектах, включая эмоциональную сферу; в этом случае и личность, и эмоциональная культура являются своеобразными инструментами субъекта для его самореализации, самовыражения, самоактуализации в мире. Такая философская трактовка способствует углублению понимания процессов формирования эмоциональной культуры субъектов образовательного процесса. Обычно эмоциональную культуру относят к личностным проявлениям. С позиций субъектного подхода, личность есть некоторый социально формируемый «посредник» между субъектом и внешним миром. Поэтому самореализация субъекта неизбежно осуществляется сквозь этот «медиатор». Следовательно, невозможно говорить об эмоциональной культуре «изолированной личности», эта культура всегда - отражение эмоциональной культуры социума в ту или иную историческую эпоху. Эмоциональная культура отдельного человека формируется лишь в силу акцентирования его субъектной позиции, то есть своеобразного дистанцирования от собственной психики и личности для их критического анализа и управления ими. Отсюда правильнее, на наш взгляд, говорить об эмоциональной культуре субъекта, как принадлежащем ему средстве самопроявления, которое, действительно, базируется в структуре личности.
Важно отметить, что субъектный подход предполагает гармоничное сочетание восприятия человека как не только деятельного, но и созерцающего существа (А.С.Арсеньев, М.К.Мамар-дашвили, А.Н.Славская, А.М.Пятигорский и др.). С этих позиций эмоциональная культура не сводится к совокупности тех или иных способностей или качеств личности, проявляющихся исключительно в ее деятельности; это рефлексивная характеристика субъекта как проявление его фундаментальных имманентных качеств. Эмоциональный интеллект - это прежде всего средство рефлексии эмоциональной сферы; проникая во внутренний мир, человек осознает свои проблемы, индикатором которых являются эмоции. Как пишет И.Н.Андреева, «начальный момент управления чувством - это расщепление монолитного недифференцированного аффекта (Я-чувство) на субъекта и его чувство»7. Развитие эмоционального интеллекта есть прежде всего процесс повышения эмоциональной рефлексивности и эмоциональной компетентности, следствием чего и будет являться возможность субъекта разрешать свои психологические проблемы, повышать степень управления аффективной сферой, что и приводит к формированию эмоциональной культуры.
В настоящее время понятие «субъект образования» рассматривается в педагогической и психологической литературе в основном как «участник» этого образовательного процесса без углубления в саму
1 Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конфер. - Смоленск: 2004. - Ч.1. - С.24.
сущность феномена субъектности, которая разрабатывается преимущественно на философском уровне даже в психологии (С.Л.Рубинштейн, В.А.Брушлинский, Э.В.Сай-ко, В.П.Зинченко, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Д.А.Леонтьев,
B.А.Петровский, А.С.Арсеньев, М.К.Мамардашвили и др.). И это неудивительно, учитывая, что понятие «субъект» является наиболее общей, философской категорией, описывающей действующего человека. Поэтому именно философы демонстрируют наиболее глубокий анализ феномена субъектности в образовании. Так, в диссертационной работе Е.П.Ряб-чиковой категория «субъекта» означает «индивида, наделенного активностью, источником которой является сфера культуры и познания, а ее результатом - творчески преобразующая деятельность, основанная на взаимодействии с миром. (... ) Бытие в культуре для субъекта образования определяется его общими экзистенциальными ориентациями, опытом жизнедеятельности,
формами осуществления деятельности и образов соз-
8
нания» .
В соответствии с концепцией эмоционального интеллекта (Д.Мейер. П.Саловей, Д.Гоулман, Р.Бар-Он, Ф.Грин, Г.Орме, Э.Ориоли и др.), концепцией рацио-нально-эмотивной терапии (А.Эллис, У.Е.Драйден, Р.А.Ди Джузеппе, С.Вален и др.) полноценная когнитивная деятельность возможна лишь при активном задействовании эмоциональной сферы. Этот факт подтверждается и многочисленными исследованиями, демонстрирующими сущностную взаимосвязь, единство аффекта и интеллекта (Л.С.Вы-готский
C.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, О.К.Тихомиров и др.); более того, иногда баланс аффекта и интеллекта
9
называют даже критерием психического здоровья . Со времен З.Фрейда также известно, что психологическая защита искажает когнитивные процессы в ходе вытеснения, изоляции, проекции человеком собственных мотивов, убеждений и в особенности - эмоциональных переживаний. Психотравматический опыт характеризуется именно сильными негативными эмоциональными переживаниями, иногда на грани аффекта. Поэтому основанием для «включения» психологической защиты является не столько когнитивный диссонанс, несоответствие между убеждениями и побуждениями индивида и его референтной группы, сколько связанные с этим диссонансом сильные негативные эмоции. По нашему глубокому убеждению, формирование эмоциональной культуры невозможно без разрешения внутренних психологических конфликтов и преодоления лежащих в их основе деструктивных психологических защит. Это связано с тем, что в пределе защитные психические автоматизмы могут практически полностью перехватывать
8Рябчикова Е.П. Субъект в системе культурно-образовательных связей: Дис..к.филос.н. - Н.Новгород: 2003. -С.7.
9Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура: на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств // Московский психотерапевтический журнал. - 1999. - №2. - С.61 - 90.
управление поведением, что находит свое отражение в невротических реакциях и психозах. Нередко даже хорошая социализация не может служить мерой проявления субъектности, поскольку человек может представлять собой род «социального робота», слепо реализующего общественные шаблоны поведения во избежание эмоционально-болезненных столкновений с общественными санкциями. В этом случае речь об эмоциональной культуре в подлинном, субъектном смысле слова идти не может.
Для субъекта психика и личность являются инструментами его самопроявления в мире. В этой связи эмоциональная культура может быть отнесена к личностному уровню психики, к инструментам «самопроявления» субъекта в мире. Субъект связан с социумом опосредованно - через свою личность, которую можно представить как некоторую оболочку-медиатор субъекта. Как известно, психологические защиты относятся к личностному уровню психики. Поэтому преодоление этих защит есть условие высвобождения субъекта из защитных панцирей, которые рано или поздно начинают сковывать его развитие и свободное проявление. Конструктивной заменой таких искажающих эмоциональную сферу защит является выработка (на основе рефлексивной позиции) стратегий совладающего поведения.
В настоящее время существуют многочисленные программы формирования эмоциональной культуры участников образовательного процесса - как учеников, студентов, так и педагогов (О.А.Колядинцева, М.А.Мануйлова, Н.А.Рач-ковская, И.В.Самарокова, Е.М.Семёнова, Л.М.Страхова, Г.А.Ястребова и др.), выстроенные в соответствии с приведенной выше структурой эмоциональной культуры. Однако все они не придают должного значения такому важному фактору искажающего воздействия на психоэмоциональную сферу, как защитные механизмы и больше ориентированы на воспроизведение социально-нормативных проявлений эмоциональной культуры, нежели на формирование ее субъектной основы. В этой связи можно предложить дополнить имеющиеся на сегодня теоретически оправданные и доказавшие свою практическую эффективность меры по развитию эмоциональной рефлексивности, эмпатии, эмоциональной выразительности в общении и пр. средствами рефлексии и психокоррекции деструктивных защитных механизмов. В этом случае необходимо применение более серьезных техник психокорекции из арсенала гештальт-терапии, рационально-эмотивной терапии, психодрамы, психосинтеза и т.п. Преодоление психологических защит является важнейшим средством повышения уровня рефлексивности субъекта, поскольку в процессе этой психокорре-ционной деятельности вырабатывается сам навык самовосприятия. Кроме того, устранение защит обеспечивает возрастание ясности и точности самовосприятия субъекта, построение более адекватного образа своей личности («Я-образ»).
Таким образом, основой формирования эмоциональной культуры здесь является развитие эмоцио-
нальной рефлексии (не только средствами традиционных психологических упражнений, но и тренировкой созерцательности посредством практик, подобных медитации випассана, дзадзен и др. подобных техник присутствия «здесь и сейчас»). Как подчеркивают психотерапевты Холмогорова и Гаранян, «чем меньше современный человек связан с разрабатываемыми тысячелетиями способами защиты от собственных чувств, тем в большей степени он разрушается ими, так как не готов принять эти чувства и психологически работать с ними»10.
Только в случае повышения рефлексивности субъекта возможно развитие когнитивного аспекта эмоциональной культуры и ценностно-смысловая оценка эмоций, посредством целенаправленного анализа которых субъект может прийти к пониманию своих базовых намерений и личностных смыслов. Результатом этого, в свою очередь, является возрастание возможности эмпатии (которая дает возможность понимания не только эмоционального состояния, но и побуждений другого), а также сознательного управления эмоциями в деятельности и общении. Так эмоциональная культура предстает как иерархическая последовательность.
Следует особо подчеркнуть, что формирование эмоциональной культуры субъектов образовательного процесса необходимо начинать именно с педагогических кадров, поскольку именно они определяют ход учебно-воспитательного взаимодействия; эмоциональная культура должна транслироваться в обществе от старшего поколения к младшему. Многочисленными исследованиями показано, что эффективность обучающей деятельности педагога значительно возрастает в случае пронизанности всей его профессиональной деятельности эмоциональной культурой. Только в этом случае любое учение становится одновременно и воспитанием, поскольку педагог демонстрирует не просто владение учебным материалом, но владение собой, своей жизнью, давая ученикам или студентам образцы проявления подлинной субъектности. Именно такая ориентация эмоциональной культуры обеспечивает единство обучения и воспитания и как главный результат - развитие субъектности всех участников образования.
10Там же. - С.81.
FORMING EMOTIONAL CULTURE IN THE NOWADAYS EDUCATIONAL PROCESS PARTICIPANTS
©2010 G.N.Kazantzeva
Sterlitamak State Pedagogical Academy
Emotional culture of teachers and students is a pledge of educational process success being perceived as the integral system of teaching and up-bringing. The core of emotional culture is emotional intelligence. The article describes complex measures to raise emotional culture which reflects human individuality.
Key words: emotional intelligence, emotional culture, psychological defense.
Kazantzeva Galina Nikolaevna, post-graduate student of Chair of Psychology. E-mail: sgpi@sgpi. bashedu. ru