Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
формирование / эмоциональный интеллект / младшие школьники / ЗПР / formation / emotional intelligence / school children / mental retardation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Войнова О.А.

В статье рассмотрен процесс формирования эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Автор делает вывод о том, что в процессе обучения и воспитания необходимо научить ребенка правильным проявлениям своих чувств, адекватному реагированию на различные ситуации и явления внешней среды, взаимодействию с окружающими людьми, а также преодолевать свои негативные эмоции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Войнова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PRIMARY SCHOOL CHILDRENWITH MENTAL RETARDATION

The article examines the process of formation of emotional intelligence in primary school children with mental retardation. The author concludes that in the process of education and upbringing it is necessary to teach a child the correct manifestations of his feelings, an adequate response to various situations and phenomena of the external environment, interaction with other people, as well as to overcome his negative emotions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 37.025.3

Войнова О.А.

магистрант, институт психологии и педагогики Алтайский государственный педагогический университет

(г. Барнаул, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье рассмотрен процесс формирования эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Автор делает вывод о том, что в процессе обучения и воспитания необходимо научить ребенка правильным проявлениям своих чувств, адекватному реагированию на различные ситуации и явления внешней среды, взаимодействию с окружающими людьми, а также преодолевать свои негативные эмоции.

Ключевые слова: формирование, эмоциональный интеллект, младшие школьники,

ЗПР.

Актуальность обращения к вопросу развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития заключается в том, что в настоящее время согласно концепции образования все категории учащихся должны получать равные возможности для обучения. В данном случае речь идет о том, что современная образовательная система должна оказывать всестороннюю помощь всем группам учащихся, то есть не ограничиваться только на формальном подтягивании детей до нужного уровня, а проводить анализ причин, которые приводят к трудностям в обучении, в том числе, проводя работу по их устранению педагогическими, психологическими и социальными средствами. Особую значимость в системе образования имеет проблема социальной

дезадаптации младших школьников с ЗПР. К ее основной причине относится незрелость эмоционального интеллекта, которая проявляется в слабости, нестабильности, неточности, неадекватности испытываемых эмоций и чувств, в частом преобладании эмоциональных состояний с негативным оттенком (напряженности, тревожности, а в некоторых случаях даже гнева и агрессии). В процессе психолого-педагогического сопровождения детей данной категории необходимо не только понимание, но и учет особенностей эмоционального развития в контексте учебно-воспитательной работы, а также обеспечение необходимых условий для освоения учебной программы.

Целью данной работы является рассмотрение процесса формирования эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В психолого-педагогической литературе значительное количество работ посвящено теоретическим и практическим разработкам в области изучения эмоций и представлений об эмоциях. В том числе на протяжении многих лет важное место в исследованиях отводится изучению эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития. В разное время этим вопросом занимались такие ученые как Б.Г. Ананьев, Н.Д. Былкина, Д.В. Люсина, А.С. Золотнякова, Н.В. Карпушкина, И.А. Конева, Т.Г. Киселева, С.В. Дроздова, В.А. Макарова, А.С. Ковалева, Ю.И. Дворяшина и др. Исследователи отмечают, что развитие эмоциональной сферы ребенка с задержкой психического развития проходит по тем же законам, что и развитие нормотипичных детей. Однако в силу интеллектуальной недостаточности оно протекает в своеобразных условиях.

Необходимо отметить, что в исследовании под задержкой психического развития понимается нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, постоянное или временное отставание от нормы психического развития в целом или отдельных функций [3]. Однако при грамотной организации психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся в ходе обучения данное отставание вполне возможно

успешно преодолеть. На устранение причин нарушений может потребоваться длительный период времени и в конечном итоге необходимо проводить всестороннее изучение эмоционального интеллекта, а также учитывать индивидуальные особенности развития детей младшего школьного возраста с ЗПР [1, с. 185].

В исследовании под эмоциональным интеллектом понимается умение индивида к определению эмоций как собственных, так и окружающих людей, а также возможность управлять ими в процессе решения различной сложности задач в контексте реальной жизни.

В ходе многочисленных исследований было установлено, что значительное количество трудностей и отклонений, препятствующих нормальному и полноценному становлению личности детей младшего школьного возраста с ЗПР, происходит именно в эмоционально-волевой сфере [2, с. 286]. У данной категории детей в большинстве случаев наблюдается неспособность к усвоению и применению навыков социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности, а также недостаточный уровень готовности к освоению учебного материала. В том числе у младших школьников с ЗПР присутствует неуверенность в себе и в своих действиях, неспособность к объективной самооценке своей деятельности, низкий уровень самостоятельности и самоорганизованности.

В процессе учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с ЗПР удается сформировать опыт использования разнообразных чувств и эмоций. В данных условиях особую значимость приобретает задача по усвоению и дальнейшему применению своего эмоционального опыта при решении не только школьных, но и различных жизненных ситуаций. Таким образом, формирование компонентов эмоционального интеллекта у младших школьников с ЗПР в образовательном процессе будет благоприятно влиять на преодоление первичного отставания, в том числе способствовать развитию

социальных навыков, а также приобретению навыков адекватного общения со взрослыми и сверстниками.

В младшем школьном возрасте, очень важно, чтобы развитие эмоциональной сферы соответствовало нормам развития ребенка. Это связано с тем, что в этот период происходит установление непринужденности поведения ребенка, расширяется круг социальных связей, устраивается система общения со сверстниками и взрослыми. У младших школьников с ЗПР в процессе обучения и воспитания происходит постепенная социализация эмоциональной сферы, то есть формируется положительное отношение к героям книг, спортсменам, привязанность к школьным друзьям и т.п.

Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста необходимо для того, что у них появилась возможность к успешной адаптации к учебному процессу, а также возросла заинтересованность учебной деятельностью. Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с ЗПР должна быть нацелена на формирование и последующее развитие эмоционального компонента интеллектуальной деятельности, а также расширение коммуникативных способностей детей, повышение возможностей на их успешную социализацию.

Таким образом, в процессе обучения и воспитания необходимо научить ребенка правильным проявлениям своих чувств, адекватному реагированию на различные ситуации и явления внешней среды, взаимодействию с окружающими людьми, а также преодолевать свои негативные эмоции. В ходе психолого-педагогического сопровождения младших школьников с ЗПР необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, уделять большое значение отбору форм и методов развития эмоционального интеллекта, что в конечном итоге поможет успешному освоению не только учебной программы, но и дальнейшей социализации в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ковалева А.С., Ковалев Д.С. Психолого-педагогические аспекты организации обучения ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе // Современные траектории развития социальной сферы: образование, опыт, проблемы, наука, тенденции, перспективы, Ставрополь, 15 декабря 2016 года. - Ставрополь: Ставропольский государственный медицинский университет, 2017. - С. 185186;

2. Свининникова Е.Ю. Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Молодой ученый, 2022. №49 (444). С. 286-287;

3. Соловьева О.В. Развитие мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования / О. В. Соловьева // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал, 2020. №1. // URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 25.05.2024)

Voynova O.A.

Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)

FORMATION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Abstract: the article examines the process of formation of emotional intelligence in primary school children with mental retardation. The author concludes that in the process of education and upbringing it is necessary to teach a child the correct manifestations of his feelings, an adequate response to various situations and phenomena of the external environment, interaction with other people, as well as to overcome his negative emotions.

Keywords: formation, emotional intelligence, school children, mental retardation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.