возможности его проведения. При анализе полученных результатов тестирования в конце педагогического эксперимента было выявлено достоверное улучшение всех исследуемых показателей спортсменов экспериментальной группы в сравнении с контрольной (р<0,05).
Таблица - Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп сноуборди-стов до и после педагогического эксперимента (М±т)_
Тесты КГ | ЭГ КГ | ЭГ
Начало эксперимента Конец эксперимента
Прыжки по точкам (сек) 14,50±0,17 | 14,56±0,18 14,20±0,15 | 13,63±0,13
p>0,05 p<0,05
Пя Тест «пять мячей» (сек) 21,33±0,15 | 21,29±0,12 20,70±0,16 | 20,15±0,17
p>0,05 p<0,05
Специальный слалом (сек) 57,10±0,68 | 56,49±0,63 55,85±0,67 | 54,16±0,62
p>0,05 p<0,05
Примечание: КГ - ЭГ - экспериментальная группа; контрольная группа; р - достоверность различий; М - среднее арифметическое значение признака; т - ошибка среднего арифметического значения.
ВЫВОДЫ
Экспериментальное исследование показало, что использование разработанной методики позволило значительно повысить показатели развития координационных способностей высококвалифицированных сноубордистов.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной методики развития координационных способностей сноубордистов в подготовительный период. Значительные различия были обнаружены между экспериментальной и контрольной группами по всем исследуемым показателям уровня развития координационных способностей у сноубордистов. Это позволяет нам рекомендовать разработанную нами методику для работы со сноубордистами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев В.П. Горные лыжи / В.П. Афанасьев - Москва : Физкультура и спорт, 2011. -
78 с.
2. Иванов Г.И. Влияние специальных упражнений слаломиста на совершенствование функций вестибулярного и двигательного аппаратов / Г.И. Иванов - Москва : Физкультура и спорт, 2012. - 152 с.
3. Лисовская Н.И. Физические качества, необходимые спортсмену--горнолыжнику и их оценка / Н.И. Лисовская - Москва : Физкультура и спорт, 2010. - 314 с.
REFERENCES
1. Afanasyev, V.P. (2011), Alpine skiing, Physical culture and sport, Moscow
2. Ivanov, G.I. (2012), Influence of special exercises of a slalomist on the improvement of the functions of the vestibular and motor apparatus, Physical culture and sport, Moscow.
3. Lisovskaya, N.I. (2010), Physical qualities necessary for an athlete - skier and their assessment, Physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.11.2021
УДК 378.4
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ВРАЧА
К ПАЦИЕНТУ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Нина Павловна Ванчакова, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой, Вероника Александровна Денишенко, ассистент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова
Аннотация
Целью статьи является обоснование с междисциплинарных позиций необходимости формирования эмоционально-ценностного отношения к пациенту в системе медицинского образования. В качестве ведущих рисков в области гуманистической подготовки врача, выделенных на основании анализа психолого-педагогической, социологической, философской научной литературы, выделены: а) специфика медицинского труда, медико-биологического по своей сущности, и соответственно, риски «узкого», «технического» отношения к пациенту как к «механизму, который необходимо починить», и игнорирование биопсихосоциальной природы больного как личности; б) переход от оказания медицинской помощи к оказанию медицинских услуг, что чревато рисками рассматривания пациента как источника дохода, бюрократизация работы врача, отнимающая время от, собственно, гуманистической составляющей профессии; в) технологизация и цифровизация, в рамках которой возрастает отчужденность врача и пациента, теряется эмоциональная связь между субъектами лечебного процесса. В качестве способа предотвращения тяжелых последствий этих процессов предложена системная педагогическая работа, направленная на формирование личностно-значимых профессиональных качеств, способствующих восприятию пациента во всей его биопсихосоциальной полноте. Проведенный анализ концептов, предлагаемых исследователями, позволил сделать вывод о необходимости введения в обиход концепта «эмоционально-ценностное отношения врача к пациенту», и его дальнейшего исследования с позиций педагогики.
Ключевые слова: эмоционально-ценностное отношение к пациенту, профессиональная подготовка врача, высшее медицинское образование, педагогические аспекты профессиональной деятельности врача.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p61-68
FORMING EMOTIONAL AND VALUE-BASED ATTITUDE TO THE PATIENT AS A
PEDAGOGICAL PROBLEM
Nina Pavlovna Vanchakova, the doctor of medical sciences, professor, department chair, Veronika Alexandrovna Denishenko, the assistant, Pavlov University
Abstract
The article argues the need for forming the emotional and value-based attitude to the patient in the medical education from the interdisciplinary point of view. Analyses of pedagogical, psychological, sociological, philosophical literature allowed to elicit the following risks for humanity aspects training within medical education: a) peculiarities of medical work, biological in itself, and risks of treating the patient "as a machine that should be fixed" and ignoring the biopsychosocial origin of a patient as a person; b) the shift from medical help to medical service, that is fraught with the risks of perceiving a patient as a source of income; the red tape that takes time from humanistic aspects of the medical profession; c) technologisa-tion and digitalization that leads to detachment between physicians and patients and loss of emotional bonds between them. As a way of avoidance of these risks, the systematic educational efforts aimed at forming personal qualities of a specialist that allow perceiving the patient in one's biopsychosocial plenti-tude are seen. The analyses of the concepts from the related studies allowed us to conclude the necessity of introduction of the notion "the emotional and value-based attitude of a physician to the patient" and its further investigation.
Keywords: emotional and value-based attitude towards patients, physician's vocational training, higher medical education, educational aspects of physician's work.
ВВЕДЕНИЕ
Для профессиональной подготовки врачей, которые смогли бы качественно оказывать медицинскую помощь, необходимо изучать и анализировать те изменения, которые происходят в обществе и мире, те тенденции в области медицины как социальной практики, которые влияют на медицинские процессы. Рассмотрим значимые тенденции, оказывающие влияние на обучение врачей в настоящий момент.
Цель исследования - обосновать с междисциплинарных позиций необходимость формирования эмоционально-ценностного отношения к пациенту в системе медицинского образования.
МЕТОДИКА
Анализ педагогической, психологический, философской, биоэтической, социологической научной литературы по тематике исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сегодня, в век технократизации и цифровизации возрастает отчужденность людей друг от друга. Как отмечают философы и социологи, развитие информационно-коммуникативных технологий имеет амбивалентную направленность: давая, с одной стороны, доступ к информации, поднимая уровень прогресса и освобождая время, с другой стороны, они способствуют разобщённости субъектов, их оторванности от мира, а также деформации ценностей и моральных принципов за счёт лавинообразно поступающей информации, обрушивающейся на человека [9]. Зачастую возникает искушение трактовать отдельные стороны человеческого существования как сугубо технологичные функции, «разобрать бытие человека по кирпичикам». Философы отмечают, что отчужденность пронизывает все сферы человеческого бытия, отношения к себе и другим, к работе и окружающей действительности [13].
Внимание к этой проблеме особенно важно уделять в тех сферах человеческого бытия, которые связаны со встречей человека с человеком: в областях педагогики, психологии, медицины, физической культуре и спорте, в целом, в зоне помогающих профессий и профессий системы «человек-человек». Именно в этих сферах, специалисту важно уде -лять внимание целостному человеку, личности во всех её проявлениях. Соответственно, важно учитывать этот аспект работы и закладывать его при профессиональной подготовке таких специалистов. Например, сегодня мы находимся на заре так называемого еИеа1Ш - широкой области медицинской информатики, здравоохранения, а также бизнеса, связанных с обеспечением здоровья, что подразумевает не только техническую сторону вопроса (активное использование Интернета, автоматизированных систем получения и обработки информации о здоровье, искусственного интеллекта, электронной системы записей, дистанционного взаимодействия врача и пациента, а также приложений для отслеживания здоровья на смартфонах и т.д.), но и особый способ мысли, понимания системы оказания медицинской помощи как глобально доступной. [16, 17]. С одной стороны, технические преимущества подобных технологий сегодня позволяют осуществлять удаленное консультирование, повышать качество и наукоемкость многих отраслей медицинской практики. С другой стороны, помимо возникновения ряда биоэтических и юридических вопросов [1], оно способно привести к ошибочному и узкому восприятию врачом пациента как «набора симптомов и синдромов». Практикующие преподаватели медицинских вузов говорят о рисках утраты клинического мышления при некритичном усвоении и работе с подобными технологиями. Также возможна утрата эмоциональных связей между субъектами лечебного процесса, невнимание к широкому эмоциональному контексту взаимодействия с пациентом.
Происходящий в настоящий момент процесс переноса медицинской сферы в область сферы услуг рождает восприятие пациента как клиента [22] а возможность получения денег рождает более эгоистичное поведение доктора, и отчуждение его как от пациента, так и от коллектива [19]. Как отмечает Е.Н. Сухова, менеджерские функции, возложенные сегодня на врачей (обработка большого числа документации, жёсткая регламентация времени приёма одного пациента, а порой, и обеспечение экономической эффективности клиники) приводят к ролевому конфликту и даже профессиональному выгоранию [7]. Об опасности коммерциализации медицины и необходимости поддержания и развития этических принципов, руководящих специалистами, и необходимости ставить на первое место, прежде всего, пациента, говорится в К. Манном, Т. Капицей и соавторами [21]. Однако риски разобщения и отчуждённости между врачом и пациентом могут быть вызваны и спецификой самой медицинской профессии, глубоко гуманистической,
но медико-биологической, естественно-научной в природе своего труда. Специалисты свидетельствуют о риске узкого, технического восприятия пациента (в рамках биоэтики даже была обозначена техническая модель оказания медицинской помощи, как модель, предполагающая работу с пациентом, как с «механизмом, который нужно починить») [6]. Риски отчуждения врача и пациента описываются многими авторами [18]. Исследователи отмечают, что любое заболевание представляет собой жизненно важное для человека событие, событие, так или иначе затрагивающее все стороны его существования. Поэтому врач должен быть компетентен не только в непосредственно клинической области (диагностика, лечение, реабилитация), но и воспринимать пациента как личность, проявляя уважение к нему, поддерживая и сохраняя достоинство пациента [14, 20]. Именно это раскрывает гуманистический потенциал педагогики в области медицины.
Традиционно вопросы сохранения достоинства пациента [14], уважения к пациенту [15], освещались в сфере биоэтики и деонтологии - областей философии, изучающих сферу должного, морального выбора и ответственности в профессиональном поведения врача. Соответствующие темы находят своё отражение в курсах биоэтики и деонтологии медицинских университетов как в нашей стране, так и за рубежом.
В то же время анализ научной литературы и современных исследований показывает, что интерес к подобным вопросам давно вышел за рамки биоэтики и философии. Стремительные и глобальные изменения в современном мире интересуют социологов медицины. Стремление подготовить врача, отвечающего современным требованиям, диктует необходимость подготовки медиков в области и психологии и, соответственно, представители этих профессий также проводят свои исследования. Ведутся исследования, по-свящённые мотивации к реализации профессиональной деятельности, связанной с ценностными ориентациями, направленными на реализацию лечебной деятельности. При этом, как отмечают исследователи, занимающиеся социологией медицины, возникла и тенденция оценивать профессиональную принадлежность человека с позиций статуса и престижа, избегая, при этом, разговора о ценностях. [7].
Педагоги, занимающиеся профессиональной подготовкой врачей, освещают различные аспекты, связанные с ценностями. В исследовании О.О. Лямовой поднимается вопрос о формировании отношения обучающихся будущих медиков к профессии врача в аспекте гуманистического воспитания в образовательной среде медицинского вуза. Учёным поднимается вопрос формирования отношения будущего врача к личности и здоровью больного, как к высшей ценности, а также вопрос формирования этических (таких, как милосердие, забота) и гуманистических ценностей (жизнь, добро, духовность, толерантность). В исследовании подробно рассматриваются способы формирования гуманистического отношения к пациенту: использование специальных форм и методов воспитания, а также, опора на такие парадигмальные основания обучения, как гуманистический подход к обучающимся, субъект-субъектный подход при реализации обучения. В целом, в исследовании рассматриваются этико-деонтологические аспекты профессиональной позиции врача и способы их формирования [11].
Ряд авторов рассматривает коммуникативную компетентность врача как значимый фактор, позволяющий осуществлять медицинскую помощь не только в узко клиническим смысле, но и в целостном, биопсихосоциальном ключе, затрагивая область психологических и духовных потребностей, социальных особенностей и т.д.). Так, А.И. Кипиани трактует это свойство как личностное образование, включающее знания о механизмах эффективного общения, а также комплекс умений и коммуникативных характеристик личности [10]. По мнению Л.Н. Васильевой это качество личности, представляющее собой комплекс когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, ориентированный на установление, поддержание и развитие продуктивных контактов с пациентами и другими субъектами лечебного процесса при исполнении врачом своих профессиональных обязанностей [3]. Внимание к коммуникативным аспектам работы врача и его
профессиональной подготовки уделяется как в нашей стране, так и за рубежом. Анализируя специфику медицинской деятельности, следует отметить, что врач должен обладать целым рядом психических и психологических особенностей, которые включают хорошо развитые волевые процессы, психическую гибкость и высокую адаптивность, умение в экстремальных и психологически напряжённых условиях преследовать профессиональные цели, сохранять профессиональную продуктивность и хорошую скорость реакций. Но все эти навыки базируются на умении профессиональной коммуникации и поддержании устойчивого эмоционального состояния. Именно поэтому наиболее широко распространены при подготовке врачей различные тренинговые формы обучения, базирующиеся на пациент-центрированной модели поведения.
Говорят исследователи и о педагогических аспектах работы врача, например, Е.Ю. Васильева, Т.В. Тагаева рассматривают педагогическую компетентность врача как «готовность и способность ... эффективно решать задачи обучения пациента» [4]. Е.А. Вац-кель и Н.В. Красильникова ставят вопрос о необходимости формирования педагогической позиции врача, понимая под последней систему отношений врача к педагогическим аспектам его работы, заключающимся в осознании важности педагогического взаимодействия с пациентами и их семьями, наличии желания, установок осуществлять психолого-педагогическое сопровождение пациентов, а также, необходимые для этого знания, умения и навыки. Авторы отмечают, что наличие педагогической позиции у врача позволяет последнему иметь специфическую установку, говорящую специалисту, что он не только доктор, но и во-многом, педагог по отношению к своим пациентам, что, безусловно, предполагает не технократичное понимание работы с пациентом как «исправления какой-то функции», а работу с пациентом, как с человеком, с которым необходимо обсудить каким образом болезнь затрагивает различные сферы его жизни, и как можно их поддерживать при помощи лечения [5].
Появляются и исследования об эмоционально-ценностном отношении будущего врача к своей профессии. О.А. Денисовой проведено исследование, посвящённое этому вопросу. Автор отмечает, что, в силу субъект-субъектной природы врачебной практики, помимо личностных предпочтений обучающегося и эмоциональных реакций на различные стороны профессиональной деятельности, значимой компонентой эмоционально-положительного отношения к профессии становится принятие того, на кого эта деятельность направлена, то есть на больного [12].
Развитие у врачей эмпатии как способа противостояния отчуждённости, разобщённости врача и пациента описывается как базовый компонент эффективной профессиональной деятельности врача [2, 8]. В то же время, материалов, посвящённых концепту «эмоционально-ценностное отношение к пациенту» немного. Эта тема мало исследована и мало разработана. Анализ приведённых трактовок концепта «эмоционально -ценностное отношение» позволяет сделать вывод что оно рассматривается исследователями как коммуникативная компетентность, составляющая этико-деонтологического содержания работы врача, но не как педагогическая составляющая деятельности врача.
В настоящее время накоплен значительный опыт исследования эмоционально-ценностного отношения к различным категориям действительности: себе, миру вокруг, собственной деятельности (учебной и профессиональной), партнёрам по взаимодействию (субъектам профессиональной деятельности - ученикам, клиентам психолога, и т. д.).
Это ставит вопрос о необходимости исследования эмоционально-ценностного отношения, как педагогического феномена, позволяющего сохранить и обеспечить гуманное отношение к человеку в профессиональной деятельности врача. Вопросы структуры этого феномена, способов его проявления в профессиональной деятельности, и, конечно формирования в процессе профессиональной подготовки, на наш взгляд, являются важными и требующими своего изучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Трансформация института врачебной тайны в эпоху электронного здравоохранения / И.М. Акулин, Е.А. Чеснокова, К.М. Смирнова, Р.А. Пресняков // Закон. - 2019. - № 9. - С. 179-189.
2. Богачёва О.Ю. Эмпатия как профессиональное качество врача (на примере врачей терапевтов и врачей хирургов : автореф. дис... канд. психол. наук / Богачева Ольга Юрьевна. - Ярославль, 2014. - 10 с.
3. Васильева Е.Ю. Модель педагогической компетентности врача / Е.Ю. Васильева, Т.В. Тагаева // Научные труды Sworld - 2015. - Т. 9, № 1 (38). - С. 61-67.
4. Васильева Л.Н. Коммуникативная компетентность в профессиональном становлении будущего врача : автореф. дис. ... канд. психол. наук. / Васильева Любовь Николаевна. - Кострома, 2010. - 25 с.
5. Вацкель Е.А. Формирование профессиональной педагогической позиции врачей в системе непрерывного медицинского образования / Е.А. Вацкель, Н.В. Красильникова // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 2. - С. 128-132
6. Витч Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений / Р. Витч // Биоэтика: проблемы и перспективы. - Москва : Институт философии РАН, 1992. - С. 113-140.
7. Сухова Е. Н. Отчуждение медицины от общества: риски для профессиональной идентичности врача / Е.Н. Сухова // Вестник Нижегородского Университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2011. - № 3 (23). - С. 52-56.
8. Жданова Л.Г., Особенности проявления эмпатии у медицинских работников / Л.Г. Жданова, С.А. Арнгольд // Азимут научных исследований в педагогике и психологии. - 2014. - № 3. -С. 38-40.
9. Исаченко Н.Н. Отчуждение как социальный феномен современного общества / Н.Н. Исаченко // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. - 2018. - № 5 (415). - С. 66-70.
10. Кипиани А.И. Развитие коммуникативной компетентности врача-стоматолога как условие профессиональной успешности: дис. ... канд. психол. наук / Кипиани Анна Иосифовна. - Ставрополь, 2006. - 214 с.
11. Лямова О.О. Воспитание гуманного отношения к человеку в профессиональной подготовке врача: дис. ... канд. пед. наук / Лямова Оксана Олеговна. - Ярославль, 2014. - 200 с.
12. Денисова О.В. Особенности эмоционально-ценностного отношения студентов-медиков к своей будущей профессии / О.В. Денисова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №4. - C. 89-92.
13. Перетягин А. А. Проблема отчуждения личности в современном мире / А. А. Перетягин, А.В. Игнатьева // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия Stada Historica Jenium. - 2010. - №1(6). - С. 92-96.
14. Andorno R. The dual role of human dignity in bioethics / R. Andorno // Medicine, Healthcare and Philosophy. - 2013. - Vol. 16, No. 4. - P. 967-973.
15. Brannmark J. Respect for persons in bioethics: towards a human-based account // Human Rights Review. 2017. - Т. 18, № 2. - P. 171-187.
16. Echelard J.F. Medical Student training in eHealth: Scoping review / J.F. Echelard, F. Methot, H.-A. Nguyen, M.P. Pomey // JMIR Medical Education. - 2020. - Т. 6. № 2. - URL: https://mededu.jmir.org/2020/2/e20027/ (дата обращения: 01.10.2021).
17. Eysenbach G. What is eHealth? / G. Eysenbach // Journal of Medical Internet Research. -2001. - Vol. 3, № 2. - URL: https://www.jmir.org/2001/2/e20/ (дата обращения: 01.10.2021).
18. Halpern J. What is clinical empathy? / J. Halpern // Journal of General Internal Medicine. -2003. - Vol. - 18. - No.8. - P. 670-674.
19. Hartzband P. Money and the Changing Culture of Medicine / P. Hartzband, J. Groopman // New England Journal of Medicine. - 2009. - Vol. 360, No. 2. - P. 101-103.
20. Lukatsky M.A. Bioethical and deontological nature of educative activities of a doctor / M.A. Lukatsky, N.P. Vanchakova, E.A. Vatskel // The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. - 2018. - P. 396-402.
21. 3-Countries-Manifest: Turning Point in Medicine - Patient Care on the Dangerous Path to Economization and Industrialization - 10 Demands for Humane Medical Care / K. Mann, T. Kapitza, R. Likar, B. Egger. - doi: 10.1055/a-1024-8308 // Deutsche Medizinesche Wochenschrift. - 2019. - Vol. 144.
No. 22. - e145-e152.
22. Doctor-Patient Relationship amid changes in contemporary society: a view from health communication field / M. Petracci, P.C.N. Schwartz, V.I. Ma. Sanchez Antelo, A.M. Mendez Diz // Health Sociology review. - 2017. - Vol. 26. - No. 1. -P. 266-279.
REFERENCES:
1. Akulin, I.M., Chesnokova, E.A., Smirnova, K.M. and Presnyakov, R.A. (2019), "Transformation of the institution of medical privacy in the era of e-health", Law, No. 9, 179-189.
2. Bogacheva, O.U. (2014), Empathy as a professional quality of a physician (on the example of general practitioners and surgeons), dissertation, Yaroslavl.
3. Vasilyeva, E.Yu. and Tagaeva, T.V. (2015), "Model of pedagogical competence of a doctor", Scientific works of Sworld, Vol. 9, No. 1 (38), pp. 61-67
4. Vasilieva, L.N. (2010), Communicative competence in the professional development of a future doctor, dissertation, Kostroma.
5. Vatskel, E.A. and Krasilnikova, N.V. (2017), "Formation of a professional pedagogical position of physicians in the system of continuous medical education", Yaroslavl Pedagogical Bulletin, No 2, pp. 128-132.
6. Veatch, R. (1992), "Models of moral medicine in the era of revolutionary changes, Bioethics: problems and prospects". Institute of Philosophy RAS, Moscow.
7. Sukhova, E.N. (2011), "Detachment of medicine from society: risks for the professional identity of a physician", Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series Social Sciences, Vol. 3 No. 23, pp 52-56.
8. Zhdanova, L.G, and Arngold, S.A. (2014), "Features of empathy in health workers", Azimuth of scientific research in pedagogy and psychology, No 3, pp. 38 -40.
9. Isachenko, N.N. (2018), "Detachment as a social phenomenon of contemporary society", Bulletin of the Chelyabinsk State University. Philosophical Sciences, Vol. 5 No. 415, pp. 66-70.
10. Kipiani, A.I. (2006), The development of communicative competence of a dentist as a condition for professional success, dissertation, Stavropol.
11. Lyamova, O.O. (2014), Education of a humane attitude towards a person in the professional training of a doctor, dissertation, Yaroslavl.
12. Denisova, O.V. (2008), "Features of the emotional and value-based attitude of medical students to their future profession", Bulletin of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, No; 4, pp. 89-92.
13. Peretyagin, A.A. and Ignatieva A.V. (2010), "The problem of personal detachment in the contemporary world", Bulletin of the Scientific Association of Students and Postgraduates of the Faculty of History of the Perm State Humanitarian Pedagogical University. Stada Historica Jenium series, Vol. 1, No. 6, pp. 92-96.
14. Andorno, R. (2013), "The dual role of human dignity in bioethics", Medicine, Healthcare and Philosophy, Vol. 16 No. 4, pp. 967-973.
15. Brannmark, J. (2017), "Respect for persons in bioethics: towards a human-based account", Human Rights Review, No. 18, pp. 171-187.
16. Echelard, J.F. Methot, F., Nguyen, H.-A., and Pomey, M.P. (2020), "Medical Student training in eHealth: Scoping review", JMIR Medical Education, Vol. 6, No 2, available at: https://mededu.jmir.org/2020/2/e20027/.
17. Eysenbach, G. (2001), "What is ehealth?", Journal of Medical Internet Research, Vol. 3, No, 2, available at: https://wwwjmir.org/2001/2/e20/
18. Halpern, J. (2003), "What is clinical empathy?", Journal of General Internal Medicine , Vol. 18, No 8, pp. 670-674.
19. Hartzband, P., and Groopman, J. (2009), "Money and the Changing Culture of Medicine", New England Journal of Medicine, Vol. 360 No 2, pp. 101-103.
20. Lukatsky, M.A. Vanchakova, N.P., and Vatskel, E.A. (2018), "Bioethical and deontological nature of educative activities of a doctor", The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. pp. 396-402.
21. Mann, K. Kapitza T., Likar, R., and Egger, B. (2019), "Three-Countries-Manifest: Turning Point in Medicine - Patient Care on the Dangerous Path to Economization and Industrialization - 10 Demands for Humane Medical Care", Dtsch Med Wochenschr, Vol. 144, No. 22, e145-e152, doi: 10.1055/a-1024-8308.
22. Petracci M. Schwartz P.C.N., Sanchez Antelo V.I.Ma., Mendez Diz A.M. (2017), "Doctor-Patient Relationship amid changes in contemporary society: a view from health communication field", Health Sociology review.,Vol. 26, No. 1, pp. 266-279.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.12.2021
УДК 796.038
СПОРТ И ПОЛИТИКА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Андрей Николаевич Вдовин, чемпион Паралимпийских игр, магистрант. Вадим Геннадьевич Кузьмин, кандидат физико-математических наук, профессор, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,
Нижний Новгород
Аннотация
Введение. Спорт всегда занимал особенное место в жизни человека. При помощи спорта достигается развитие межкультурного диалога между странами. Он способствует активизации патриотических чувств граждан, росту инвестиций, развитию спортивной инфраструктуры страны, привлечению туристов, формирует имидж страны за рубежом и многому другому. Однако, используя спорт как инструмент борьбы, чаще всего затрагиваются политические проблемы мирового уровня. Цель исследования. Определить взаимоотношения спорта и политики мирового уровня. Методы и организация исследования. Исследование проводилось с использованием методов анализа литературных источников, архивных и документальных материалов, а также Internet ресурсов. Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования был рассмотрен спорт конца 20-21 века, одной из главных проблем которого является его перенос со спортивных арен в политическую сферу. Спорт стал рассматриваться как инструмент политического воздействия на общество. Соревнования позволяют отвлечь внимание населения не только от политических, но и от других проблем внутри государства. Ярким примером проникновения политики в спорт стали допинговые скандалы, которые все чаще стали возникать на международной арене. Выводы. Спорт и политика являются инструментом политического давления и это сочетание нужно рассматривать с учетом конкретного исторического периода.
Ключевые слова: спорт, соревнования, политика.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p68-72
SPORTS AND POLITICS IN INTERNATIONAL RELATIONS
Andrey Nikolaevich Vdovin, Champion of the Paralympic Games, master's student; Vadim Gennadievich Kuzmin, the candidate of physical and mathematical sciences, professor, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod
Abstract
Introduction. Sport has always held a special place in human life. With the help of sports, the development of intercultural dialogue between countries is achieved. It helps to activate the patriotic feelings of citizens, it increases investment and develops the country's sports infrastructure, attracts tourists, shaping the country's image abroad, and much more. However, using sport as a tool of struggle, political problems of the world level are most often touched upon. Purpose of the study. Determine the relationship between sports and world-class politics. The methodology and organization of the research. The research was carried out by using methods of analysis of literary sources, archival and documentary materials, as well as Internet resources. Research results and discussion. As a result of the study, the sport of the late 20th and 21st centuries was considered, one of the main problems of which is its transfer from sports arenas to the political sphere. Sport began to be seen as instrument of political influence on society. Competitions make it possible to divert the attention of the population not only from political, but also from other problems within the state. A striking example of the penetration of politics into sports was the doping scandals,