Научная статья на тему 'Формирование элементов информационной грамотности у младших школьников на уроках математики'

Формирование элементов информационной грамотности у младших школьников на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
990
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МАТЕМАТИКА / РАБОТА С ДАННЫМИ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / INFORMATION / INFORMATION LITERACY / MATHEMATICS / WORK WITH DATA / PROJECT-BASED RESEARCH ACTIVITY / INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова Олеся Геннадьевна, Талыпова Аида Чингизовна, Синагатуллин Ильгиз Миргалимович

Введение. Формирование элементов информационной грамотности у младших школьников - одна из первостепенных вопросов преподавания в начальной школе согласно программным требованиям. По результатам проведения специального анализа выбранных предметов для 1-4 классов можно отметить наличие отдельного раздела, предусматривающего освоение учениками работы с текстами, в которых есть рисунки, таблицы, схемы, диаграммы. Также здесь предполагается освоение простейших навыков чтения сведений, приведенных с использованием наглядно-символической формы. Как раз за счет работы с наиболее простыми заданиями обеспечивается плавный переход к выполнению более сложных задач. Возникает необходимость рассмотрения в начальной ступени обучения методов структурирования, анализа и оценки информации, применение которых требует умения проводить вычисления и умения представлять информацию числами, визуализировать ее в таблицах, диаграммах, графиках. В данной статье рассмотрены два направления формирования информационной грамотности обучающихся в начальной школе. Уточнен комплекс умений и содержание материала по каждому направлению: «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». На основе анализа психолого-педагогической литературы, систематизации и обобщения опыта работы учителей начальных классов были указаны недочеты в формулировках заданий и предрооставления разных форм информации. Авторы учебников, учителя часто опускают эти вопросы, т. к. не считают их необходимыми, и как следствие - не формируется правильный подход к чтению соответствующей информации. На основе вышеизложенного определены исходные положения и предложены дополнительные задания, повышающие уровень информационной грамотности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашникова Олеся Геннадьевна, Талыпова Аида Чингизовна, Синагатуллин Ильгиз Миргалимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ELEMENTS OF INFORMATION LITERACY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN AT MATHEMATICS LESSONS

Introduction . The development of elements of information literacy of junior schoolchildren is one of the most important issues of teaching in the contemporary primary school in accordance with the program requirements. Based on the results of a special analysis of the selected subjects for grades 1-4, we can note the presence of a separate section which provides students with the abilities to work with the texts that have drawings, tables, schemes, diagrams. Pupils are also supposed to learn the simplest skills of reading information presented in a visually-symbolic form. It is by working with the simplest tasks that a smooth transfer to working with more complex tasks is carried out. At the primary school there arises a need to consider the methods of structurization, analysis and the assessment of information. The use of such methods requires the skills of conducting calculations, presenting information in numbers and visualizing it in tables, diagrams and graphics. This article describes two directions of the development of information literacy of junior schoolchildren, specifies a set of skills and the content of the material of each direction: “Reading. Work with a text” and “The development of ICT-competence of learners". Taking as a basis the analysis of the psychological and pedagogical literature as well as the systematization and generalization of primary school teachers’ experience, the shortcoming in the formulation of tasks and in the provision of different forms of information were indicated. The authors of textbooks and working teachers often drop out these issues as being unnecessary elements and, as a consequence, the correct approach to reading the corresponding information is not developed. In view of the foregoing, the initial positions are determined and additional tasks aimed at enhancing the level of information literacy of junior schoolchildren are proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование элементов информационной грамотности у младших школьников на уроках математики»

УДК 373.3 DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-293-298

Формирование элементов информационной грамотности

у младших школьников на уроках математики О. Г. Калашникова, А. Ч. Талыпова, И. М. Синагатуллин

Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Россия

Введение. Формирование элементов информационной грамотности у младших школьников - одна из первостепенных вопросов преподавания в начальной школе согласно программным требованиям. По результатам проведения специального анализа выбранных предметов для 1-4 классов можно отметить наличие отдельного раздела, предусматривающего освоение учениками работы с текстами, в которых есть рисунки, таблицы, схемы, диаграммы. Также здесь предполагается освоение простейших навыков чтения сведений, приведенных с использованием наглядно-символической формы. Как раз за счет работы с наиболее простыми заданиями обеспечивается плавный переход к выполнению более сложных задач. Возникает необходимость рассмотрения в начальной ступени обучения методов структурирования, анализа и оценки информации, применение которых требует умения проводить вычисления и умения представлять информацию числами, визуализировать ее в таблицах, диаграммах, графиках. В данной статье рассмотрены два направления формирования информационной грамотности обучающихся в начальной школе. Уточнен комплекс умений и содержание материала по каждому направлению: «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». На основе анализа психолого-педагогической литературы, систематизации и обобщения опыта работы учителей начальных классов были указаны недочеты в формулировках заданий и предрооставления разных форм информации. Авторы учебников, учителя часто опускают эти вопросы, т. к. не считают их необходимыми, и как следствие -не формируется правильный подход к чтению соответствующей информации. На основе вышеизложенного определены исходные положения и предложены дополнительные задания, повышающие уровень информационной грамотности младших школьников.

Ключевые слова: информация, информационная грамотность, математика, работа с данными, проектно-исследовательская деятельность, информационно-коммуникативная компетентность, младшие школьники

Для цитирования: Калашникова О.Г., Талыпова А. Ч., Синагатуллин И.М. Формирование элементов информационной грамотности у младших школьников на уроках математики // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 3. С. 293-298. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-293-298.

The development of elements of information literacy

of junior schoolchildren at mathematics lessons O. G. Kalashnikova, A. Ch. Talypova, I. M. Sinagatullin

Birsk Branch of Bashkir State University, Birsk, Russia

Introduction. The development of elements of information literacy of junior schoolchildren is one of the most important issues of teaching in the contemporary primary school in accordance with the program requirements. Based on the results of a special analysis of the selected subjects for grades 1-4, we can note the presence of a separate section which provides students with the abilities to work with the texts that have drawings, tables, schemes, diagrams. Pupils are also supposed to learn the simplest skills of reading information presented in a visually-symbolic form. It is by working with the simplest tasks that a smooth transfer to working with more complex tasks is carried out. At the primary school there arises a need to consider the methods of structurization, analysis and the assessment of information. The use of such methods requires the skills of conducting calculations, presenting information in numbers and visualizing it in tables, diagrams and graphics. This article describes two directions of the development of information literacy of junior schoolchildren, specifies a set of skills and the content of the material of each direction: "Reading. Work with a text" and "The development of ICT-competence of learners". Taking as a basis the analysis of the psychological and pedagogical literature as well as the systematization and generalization of primary school teachers' experience, the shortcoming in the formulation of tasks and in the provision of different forms of information were indicated. The authors of textbooks and working teachers often drop out these issues as being unnecessary elements and, as a consequence,

the correct approach to reading the corresponding information is not developed. In view of the foregoing, the initial positions are determined and additional tasks aimed at enhancing the level of information literacy of junior schoolchildren are proposed.

Keywords: information, information literacy, mathematics, work with data, project-based research activity, information and communication competence, junior schoolchildren

For citation: Kalashnikova O.G., Talypova A.Ch., Sinagatullin I.M. The development of elements of information literacy of junior schoolchildren at mathematics lessons. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 3, pp. 293-298. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-293-298. (In Russ.).

Информационная грамотность является одним из самых важных компонентов общественной жизни на современном этапе. Она проявляется в виде социальной активности, которая необходима для наиболее успешной реализации практической деятельности. Наиболее ценным и продуктивным периодом в формировании информационной грамотности является время обучения в школе [5]. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что вопросы формирования информационной культуры личности достаточно полно представлены в работах, И. Н. Ващук, Н. В. Макаровой, Т. П. Петуховой, А. В. Шарикова и многих других. Формирование информационной грамотности в начальной школе изучено в меньшей мере, но именно в начальном звене происходит развитие общесодержательных мировоззренческих понятий, активирование когнитивных способностей, формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных умений [7]. Формирование информационной грамотности в начальной школе опирается на теоретические положения системно-деятель-ностного подхода. Примерная программа по математике, подготовленная на основе ФГОС НОО, содержит особый блок «Работа с информацией», направленный на формирование информационной грамотности младшего школьника [4]. Информационная грамотность - это наличие минимально необходимых знаний, умений и владений: нахождения и восприятия информации посредством поиска в различных источниках; обработки, анализа и интерпретации информации в соответствии с учебной задачей; осуществления информационной, познавательной и практической деятельности с использованием различных средств информации и коммуникации [10]. Все это говорит о неоспоримой значимости данной темы, однако вопросы

содержания информационной подготовки младшего школьника, организации и методического сопровождения остаются нерешенными.

По результатам проведенного анализа программ учебных дисциплин для 1-4 классов можно отметить наличие тем, предусматривающих освоение работы с текстами и иллюстративным материалом: рисунками, таблицами, схемами, диаграммами. В программах предполагается освоение простейших навыков чтения сведений, приведенных с использованием наглядно-символической формы [2]. Следовательно, младший школьник должен научиться анализировать, структурировать знания, освоить представление информации через числа, визуализировать сведения через графики, диаграммы, таблицы.

В настоящее время в начальных классах реализуются два взаимопроникающих и взаимодополняющих направления, направленных на обеспечение информационной грамотности школьников: «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». Каждое направление реализует определенные функции и является важной частью школьного обучения.

В первом направлении «Чтение. Работа с текстом» выделяют 4 основных раздела (см. табл. 1).

Для реализации поставленных задач учебно-методические комплекты должны быть составлены так, чтобы обучающиеся с первых дней учебы в школе регулярно испытывали потребность: добывать и фиксировать информацию, применять ее в учебной деятельности; уметь относиться к получаемой информации критически, а также оценивать степень ее достоверности; понимать и уметь ее преобразовывать [9].

Первое направление состоит из трех уровней, на каждом из которых выделяют умения работы с текстом. В процессе реализации данного направления необходимо предлагать обучающимся следующие задания (см. табл. 2).

Таблица 1 / Table 1

Направление: «Чтение. Работа с текстом» / Direction: "Reading. Work with a text"

Раздел 1. Осуществление поиска и фиксации сведений Раздел 2. Понимание и изменение сведений Раздел 3. Использование и представление сведений Раздел 4. Оценивание достоверности полученных сведений

Задачи в области развития навыков работы с данными:

1) проведение анализа ситуации;

2) структурирование и оценивание данных

3) решение предложенных задач в ходе рассмотрения школьных предметов: исследовательская и проектная деятельность, небольшие статистические наблюдения.

Таблица 2 / Table 2

Блоки/Уровни / Blocks / Levels Умения / Skills Задания/ Tasks

1 уровень поиск сведений и освоение прочитанного • поиск дополнительных данных в учебниках по иным дисциплинам, справочниках, энциклопедиях и иных публикациях; • представление одинаковых данных двумя либо большим количеством методов для представления разным пользователям; • реферирование или конспектирование источников данных; • изучение ситуаций, в которых ученик должен получить определенные выводы на основании полученных данных; • самостоятельная работа с техникой для приема, обработки и передачи сведений (телевидение, копировальное оборудование, компьютер, радио и т. д.).

2 уровень изменение и трактовка сведений

3 уровень оценивание данных

Осуществление поиска необходимых данных и освоение прочитанного материала в программах выступает первым блоком информационных умений и навыков: поиск фактов; выявление темы, главной идеи текста, дробление его на части, сопоставление объектов, упорядочивание сведений, применение разных видов чтения: поисковое, изучающее, ознакомительное. Учащиеся на этой стадии ставят цель, определяют мотив, в последующем учащимися принимается школьное задание, и выбирается и изучается та информация, которая приобретается из различных источников.

Во втором блоке - изменение и трактовка сведений - предусматривается развитие умений: пересказ текста, установление простых связей, соотношение фактов с общим замыслом текста, сравнение и обобщение имеющихся в разных частях текста сведений, формулирование выводов, ответы на вопросы, подготовка на основе текста короткого монолога. Младшие школьники осваивают подготовку выписок, аннотаций и отзывов на основе текстовых материалов. Этот блок условно называется «процессуальные действия». Используются задачи по преобразованию данных (из текста в таблицу, в обратном направлении и другие), по пересказу сведений, по заполнению

таблиц, определение закономерности, по дополнению текста и так далее. Развитие процессуальных действий и формирование мотивационных действий - ценные навыки для учеников.

В третьем блоке происходит оценка данных. Оценка информации предполагает развитие умений: высказывать оценочные суждения о тексте, который подлежит анализу; подвергать сомнению ту информацию, которая, на первый взгляд, является достоверной; принимать участие в диалоге во время обсуждения текста; оценивать структуру и содержание текстовых данных. Ученики обучаются соотношению позиции автора со своей позицией, в ходе выполнения работы с одним либо несколькими источниками определяют достоверные и противоречивые данные, сравнивают разные мнения. Контрольно-оценочные действия мало развиваются на уроках, так как предусматривают либо высказывание индивидуального отношения, либо сравнения, что сложно для младших школьников. Способность приводить доводы, доказывать свою позицию, самостоятельно находить решение - полезные навыки для школьников в ходе использования системно-деятельностного подхода к обучению [6]. На уроках математики в начальной

школе должны быть задания, связанные с формулированием своей позиции, необходимы текстовые доказательства, определение истинности высказываний. Оценивание информации, доказательность ответов и аргументация собственного выбора помогают детям в формулировке собственной жизненной позиции. Учитель должен предложить ученикам выполнить самостоятельный поиск необходимых данных, чтобы получить первый опыт, связанный с критическим отношением к получаемым сведениям, сравнивая их со сведениями из других источников и с накопленным жизненным опытом [8].

В рамках второго направления «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» предполагается добавление в содержание школьных предметов «Информатика» и «Математика» дополнительного раздела «Работа с данными». Реализация этого направления возможна через работу над проектами, на факультативах и во время внеурочной деятельности. Этот блок направлен на ознакомление учеников с определением, анализом информации, отдельными стохастическими терминами, развитие умений использовать информационные технологии [1].

Таким образом, информационную грамотность младших школьников составляют умения: 1) находить необходимую информацию; 2) применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 3) анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков; 4) определять основную и второстепенную информацию; 5) выстраивать логические цепочки рассуждений; 6) преобразовать модель с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область; 7) структурирование знаний.

Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ СОШ № 8 г. Бирска в 4 классах. Для проведения специальной диагностики уровня развития информационной грамотности среди младших школьников был определен комплекс особых заданий, включающий различные тесты и практические работы, в соответствии с основными программными требованиями. С целью организации экспериментального исследования были определены основные критерии и уровни сформированности элементов информационной грамотности младших школьников. На констатирующем этапе проведения исследования решались такие основные

задачи: выявление у обучающихся умения представлять одну и ту же информацию в виде таблицы и текста, таблицы и столбчатой диаграммы; изучения умения строить столбчатые и круговые диаграммы; определения умения работать с разной информацией, представленной в виде диаграмм и графиков. В результате проведения констатирующего эксперимента получены следующие данные: высокая оценка -4,5 %, выше средней - 36,4 %, средняя оценка -18,2 %, ниже средней - 22,7 %, низкая оценка -18,2 %. Наибольшее количество ошибок обучающиеся допустили в построении круговых диаграмм. Поэтому следует особое внимание уделить развитию соответствующих навыков у учеников и их последующему практическому закреплению.

Формирующий эксперимент предполагал включение в учебный процесс разных заданий краеведческого материала, развитие умений работы с персональным компьютером. Задания предлагал учитель, например, в Березовке проживает 400 человек, это на 45 человек больше, чем в Печенкино, а в Чишмах на 95 человек больше, чем в Печенкино, составьте таблицу и исправьте столбчатую диаграмму, если в ней допущены ошибки; население Бирского района 64690 человек, три пятых населения района проживают в городе; составьте круговую диаграмму, отражающую количество живущих людей в городе и на селе. В собственную разработку заданий активно включались четвероклассники, используя данные своей семьи, города, района, республики. Особое внимание было уделено работе с персональным компьютером, так как информация в компьютере требует от пользователя умения работать с графами, таблицами, ссылками. Обучающиеся учились составлять таблицы в программе Word, заполнять необходимые данные в таблицах Excel, строить диаграммы. В результате ими были получены основные навыки, позволяющие в дальнейшем выполнять подобные задачи быстро и правильно. Обучающиеся включались в исследовательскую и творческо-поисковую деятельность на основе использования краеведческого материала.

Результаты контрольного среза, проведенного в конце года, показали положительные изменения в экспериментальном классе: высокая оценка -9,2 %, выше средней - 54,5 %, средняя оценка -31,7 %, ниже средней - 4,6 %, низкая оценка - 0 %.

В итоге ученики научились оценивать необходимость дополнительных данных; находить источники данных, определять способы их поиска; искать данные в справочниках, энциклопедиях, словарях, Интернет библиотеке; получать сведения через общение и наблюдения; анализировать данные, отмечая признаки и их значения, выявляя части и целое, используя свертывание информации и представление ее в наглядной форме (в виде диаграмм, схем, таблиц); тематически организовывать информацию, упорядочивать по числовым значениям, по алфавиту; развивать свои знания, сопоставляя, систематизируя и обобщая полученные сведения и имеющуюся информацию, обновляя свои представления о причинно-следственных связях; формировать свои информационные объекты (короткие сообщения, сочинения, графические работы); пользоваться сведениями для формирования выводов и приня-

тия определенных решений; во время работы с данными пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1) проблема формирования информационной грамотности младших школьников, обусловленная требованиями успешной социализации личности в информационном обществе, сформулирована и отражена в ФГОС НОО; 2) задания, составленные с использованием краеведческого материала, позволяют эффективно формировать основные элементы информационной грамотности младших школьников, а именно: учат их выполнять поиск нужной информации, выделять, фиксировать необходимые данные, анализировать, сопоставлять, систематизировать, обобщать, преобразовывать и интерпретировать информацию.

Литература

1. Иванова С.А., Суетин А.Г. Работа с информацией: сдвиг парадигмы // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности. М., 2018. № 1. С. 152-157. URL: https://eHbrary.ra/item.asp?id =35595128 (дата обращения: 29.09.2019).

2. Калашникова О.Г., Талыпова А.Ч., Ценева И.К. Профилактика оптической дисграфии у младших школьников с помощью графо-моторных навыков // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 6. С. 93-99.

3. Калашникова О.Г., Чураева Р.Р. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сб. статей Междунар. научно-практич. конф. Новосибирск. 2018. С. 23-25.

4. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 53-68.

5. Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. Барнаул : БГПУ. 1999. 120 с.

6. Масалимов Р.Н., Талыпова А.Ч. Социотехническая среда в фокусе экстремальной антропологии / Основы духовного и молекулярно-генетического оздоровления человека и охраны окружающей среды. Украинский прорыв в мировую цивилизацию и науку: Международная интернет-конференция III международногонаучно-практического форума. 2018. 25 марта - 3 апреля. Одесса - Лондон, МАНВО (IASHE). L. : IASHE, 2018. С. 161-164. URL: http://gisap.eu/ru/nоde/144339 (дата обращения: 3.04.2020).

7. Петухова Т.П., Ващук И.Н. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности: монография. Нижний Новгород : ВГИПУ. 2007. 192 с.

8. Синагатуллин И.М. Пятнадцать актуальных проблем в образовании: как их решить? Нью Йорк : Нова Сайенс Паб-лишерс. 2013. 202 с.

9. Синагатуллин И.М. Переход к информационной парадигме как серьезный вызов сфере образования в XXI веке // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 1. С. 34-37.

10. Талыпова А.Ч., Калашникова О.Г. Праксеологический подход к решению проблемы повышения эффективности обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. № 5. С. 143-153.

References

1. Ivanova S.A., Suetin A.G. Rabota s informatsyei: sdvig paradigmy [Working with information: paradigm shift]. Proektirovanie budushchego: Problemy Tsifrovoi Realnosti = Designing the Future. Digital Reality Problems, Moscow, 2018, no. 1, pp. 152-157. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35595128 (accessed 29.09.2019). (In Russ.).

2. Kalashnikova O.G., Talypova A.C., Tseneva, I.K. Profilaktika opticheskoi disgrafii u mladshikh shkol'nikov s pomoshch'yu grafo-motornykh navykov [Prevention of optical dysgraphia in junior schoolchildren with the help of graph-motor skills]. Pedago-gicheskii zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2014, no. 6, pp. 93-99. (In Russ.).

3. Kalashnikova O.G., Churaeva R.R. Razvitie logicheskogo myshleniya mladshikh shkol'nikov na urokakh matematiki [Developing junior students' logical thinking at the lessons of mathematics]. Sovremennye problemy Iperspektivnye napravleniya innovatsion-nogo razvitiya nauki: Sbornik statei Medzdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Contemporary problems and perspective direction of the innovative development of science: The collection of articles of the International scientific and practical conference, Novosibirsk, 2018, pp. 23-25. (In Russ.).

4. Karakozov S.D. Informatsionnaya kul'tura v kontekste obshchei teorii kul'tury lichnosti [Information culture in the context of general theory of personality culture]. Pedagogicheskaya informatika = Pedagogical Informatics, 2000, no. 2, pp. 53-68. (In Russ.).

5. Kolmogorova L.S. Genezis I diagnostika psikhologicheskoi kul'tury mladshikh shkol'nikov [Genesis and diagnosis of the psychological culture of junior schoolchildren]. Barnaul, BSPU, 1999, 120 p. (In Russ.).

6. Masalimov R.N., Talypova A.Ch. Sotsiotekhnicheskaya sreda v fokuse ekstremal'noi antropologii [The socio-technical environment in the focus of extreme anthropology]. Osnovy dukhovnogo i molekulyarno-geneticheskogo ozdorovleniya chekoveka I okhrany okruzhayushchei sredi. Ukrainskii proryv v mirovuyu tsivilizatsiyu I nauku: Medzdunarodnaya internet-konferentsiya III nauchno-prakticheskogo foruma = The basics of the spiritual and molecular-genetic recovery of man and environmental protection. The Ukrainian breakthrough into the world civilization and science: International internet-conference of the 3rd international scientific and practical forum. 2018, March, 25 April, 3, Odessa-London, MAHBO (IASHE), L., IASHE, 2018, pp. 161-164. Available at: http://gisap.eu/ ru/node/144339 (accessed 3.04.2020). (In Russ.).

7. Petukhova T. P., Vashchuk I. N. Formirovanie informatsionnoi gramotnosti mladshego shkolnika v uchebnoi deyatelnosti: mono-grafiya [The development of junior schoolchildren's information literacy during teaching activities: monograph]. Nizhny Novgorod: VGIPU, 2007, 192 p. (In Russ.).

8. Sinagatullin I.M. Pyatnadtsat' aktual'nykh problem v obrazovanii: kak ikh reshit'? [Fifteen urgent problems in education: how to solve them]. New York, Nova Science Publishers, 2013, 202 pp. (In Russ.).

9. Sinagatullin I. M. Perekhod k informatsionnoi paradigme kak ser'eznyi vyzov sfere obrazovaniya v XXI veke [Transition to the information paradigm as a serious challenge to the sphere of education in the XXI century]. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2016, no. 1, pp. 34-37. (In Russ.).

10. Talypova A.Ch., Kalashnikova O.G. Prakseologicheskii podkhod k resheniyu problemy povysheniya effektivnosti obucheniya proektno-issledovatel'skoi deyatel'nosti uchashchikhsya v nachal'noi shkole [The praxiological approach to solving the problem of enhancing the effectiveness of teaching the project and research activity in the primary school]. Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2015, no. 5, pp. 143-153. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 5.04.2020 г.; принята к публикации 20.05.2020 г.

Submitted 5.04.2020; revised 20.05.2020.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах

Калашникова Олеся Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Россия, olesja.new2018@yandex.ru

About the authors Olesya G. Kalashnikova

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Birsk Branch of Bashkir State University, Birsk, Russia,

olesja. new2018@yandex. ru

Талыпова Аида Чингизовна

кандидат педагогических наук, доцент, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Россия, aidishna@yandex.ru

Aida Ch. Talypova

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Birsk Branch of Bashkir State University, Birsk, Russia,

aidishna@yandex. ru

Синагатуллин Ильгиз Миргалимович

доктор педагогических наук, профессор, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Россия, msi9845@mail.ru

Ilgiz M. Sinagatullin

Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Birsk Branch of Bashkir State University, Birsk, Russia, msi9845@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.