Научная статья на тему 'Модульное преподавание медицинской информатики в высшем учебном заведении'

Модульное преподавание медицинской информатики в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА MOODLE / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ НА МЕДИЦИНСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ / MEDICAL INFORMATICS / MEDICAL INFORMATION SYSTEM / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT MOODLE / METHODS OF TEACHING MEDICAL INFORMATICS AT THE MEDICAL FACULTY / INFORMATION TECHNOLOGIES IN MEDICINE AND PUBLIC HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронцова Эльвира Михайловна

Введение. Формирование элементов информационной грамотности у младших школьников - одна из первостепенных вопросов преподавания в начальной школе согласно программным требованиям. По результатам проведения специального анализа выбранных предметов для 1-4 классов можно отметить наличие отдельного раздела, предусматривающего освоение учениками работы с текстами, в которых есть рисунки, таблицы, схемы, диаграммы. Также здесь предполагается освоение простейших навыков чтения сведений, приведенных с использованием наглядно-символической формы. Как раз за счет работы с наиболее простыми заданиями обеспечивается плавный переход к выполнению более сложных задач. Возникает необходимость рассмотрения в начальной ступени обучения методов структурирования, анализа и оценки информации, применение которых требует умения проводить вычисления и умения представлять информацию числами, визуализировать ее в таблицах, диаграммах, графиках. В данной статье рассмотрены два направления формирования информационной грамотности обучающихся в начальной школе. Уточнен комплекс умений и содержание материала по каждому направлению: «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». На основе анализа психолого-педагогической литературы, систематизации и обобщения опыта работы учителей начальных классов были указаны недочеты в формулировках заданий и предрооставления разных форм информации. Авторы учебников, учителя часто опускают эти вопросы, т. к. не считают их необходимыми, и как следствие - не формируется правильный подход к чтению соответствующей информации. На основе вышеизложенного определены исходные положения и предложены дополнительные задания, повышающие уровень информационной грамотности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронцова Эльвира Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR TEACHING OF MEDICAL INFORMATICS AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Introduction . The development of elements of information literacy of junior schoolchildren is one of the most important issues of teaching in the contemporary primary school in accordance with the program requirements. Based on the results of a special analysis of the selected subjects for grades 1-4, we can note the presence of a separate section which provides students with the abilities to work with the texts that have drawings, tables, schemes, diagrams. Pupils are also supposed to learn the simplest skills of reading information presented in a visually-symbolic form. It is by working with the simplest tasks that a smooth transfer to working with more complex tasks is carried out. At the primary school there arises a need to consider the methods of structurization, analysis and the assessment of information. The use of such methods requires the skills of conducting calculations, presenting information in numbers and visualizing it in tables, diagrams and graphics. This article describes two directions of the development of information literacy of junior schoolchildren, specifies a set of skills and the content of the material of each direction: “Reading. Work with a text” and “The development of ICT-competence of learners". Taking as a basis the analysis of the psychological and pedagogical literature as well as the systematization and generalization of primary school teachers’ experience, the shortcoming in the formulation of tasks and in the provision of different forms of information were indicated. The authors of textbooks and working teachers often drop out these issues as being unnecessary elements and, as a consequence, the correct approach to reading the corresponding information is not developed. In view of the foregoing, the initial positions are determined and additional tasks aimed at enhancing the level of information literacy of junior schoolchildren are proposed.

Текст научной работы на тему «Модульное преподавание медицинской информатики в высшем учебном заведении»

Вестник Марийского государственного университета. Т. 14. № 3. 2020 Vestnik of the Mari State University. Vol. 14, no. 3. 2020

Педагогические науки Pedagogics

УДК 378.095 DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-281-292

Модульное преподавание медицинской информатики в высшем учебном заведении

Э. М. Воронцова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

В статье изложено модульное преподавание дисциплины «Информатика. Медицинская информатика» в высшем учебном заведении и рассмотрен опыт преподавания в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». В процессе изучения теоретических дисциплин на 1-м курсе будущий врач должен научиться применять современные методы научного познания, цифровые компетенции, решать профессиональные задачи с использованием информационных технологий. Описано использование обучающимися электронной образовательной среды Moodle, которое обеспечивает оперативное получение профессионально значимой образовательной информации через Интернет в любое время и через любые устройства. В курсе «Информатика. Медицинская информатика» больше внимания необходимо уделять изучению конкретных задач с помощью соответствующих прикладных программ, которые позволят эффективно подготовить будущих врачей для решения задач к использованию информационных технологий при обработке медицинской информации в информационных системах; к разработке и внедрению в современную медицинскую практику информационных технологий; к введению отчетной документации в медицинских и научных организациях с использованием информационных технологий; к организации и планированию работ медицинского персонала, которые являются проводниками идей информатизации здравоохранения. Особое внимание уделяется дополнительным навыкам и приемам подготовки медицинской документации, специфике статистических таблиц, сопровождению научных докладов иллюстративным презентационным материалам, защите данных, освоению медицинских ресурсов в сети Интернет для поиска профессиональной информации по отдельным разделам медицинских знаний, вводу и представлению медицинских данных, штрих-кодированию информации, вводу и обработке графических изображений в медицине и здравоохранении, медицинской информационной системе «Медиа-лог», медицинской информации в информационной поисковой системе «Гарант», которая содержит многочисленные ссылки на действующие законодательные акты, нормативные документы системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования.

Ключевые слова: медицинская информатика, медицинская информационная система, электронная образовательная среда Moodle, методика преподавания медицинской информатики на медицинском факультете, информационные технологии в медицине и здравоохранении

Для цитирования: Воронцова Э.М. Модульное преподавание медицинской информатики в высшем учебном заведении // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 3. С. 281-292. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-281-292.

Modular teaching of medical informatics at a higher educational institution

E. M. Vorontsova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

The article describes the modular teaching of the discipline "Informatics. Medical Informatics" at a higher educational institution and the experience of teaching at the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

© Воронцова Э. М., 2020

"Mari State University" is considered. In the process of studying theoretical disciplines in the 1st year, the future doctor must learn to apply modern methods of scientific knowledge, digital competencies, and solve professional problems using information technologies. The use of the electronic educational environment Moodle by students is described, which ensures the prompt receipt of professionally relevant educational information via the Internet at any time and through any device. In the course "Informatics. Medical Informatics", more attention should be paid to the study of specific problems with the help of appropriate applied programs that will effectively prepare future doctors for solving problems in the use of information technologies when processing medical information in information systems; to the development and implementation of information technologies in modern medical practice; to the maintenance of reporting documentation in medical and scientific organizations using information technology; to the organization and planning of the work of medical personnel who are the conductors of the ideas of health care informatization. Particular attention is paid to additional skills and techniques for preparing medical documentation, the specifics of statistical tables, accompanying scientific reports with illustrative presentation materials, data protection, development of medical resources on the Internet to search for professional information on certain sections of medical knowledge, input and presentation of medical data, bar coding information, input and processing of graphic images in medicine and healthcare, the medical information system "Medialogue", medical information in the information search system "Garant", which contains numerous links to current legislative acts, regulatory documents of the healthcare system and compulsory health insurance.

Keywords: medical informatics, medical information system, electronic educational environment Moodle, methods of teaching medical informatics at the medical faculty, information technologies in medicine and public health

For citation: Vorontsova E.M. Modular teaching of medical informatics at a higher educational institution. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 3, pp. 281-292. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3281-292. (In Russ.).

Введение

Современные достижения науки и техники привели к тому, что врач на сегодняшний день оказывается перед большим количеством информации, оценить которую и выбрать наиболее оптимальное решение бывает трудно и сложно. Преодоление сложившихся противоречий между объемом медицинской информации и необходимостью ее анализа стало возможным в настоящее время благодаря использованию информационных технологий и статистических методов анализа [1]. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий во врачебной практике (электронные медицинские базы данных, статистические пакеты и т. д.) требует от студентов-медиков и от врачей умений и навыков оперирования компьютерными программами на уровне пользователя, а также сформированной цифровой компетентности врачей в части владения профессиональными информационными технологиями. С целью изучения обучающимися сведений о современных компьютерных технологиях в приложении к медицине и здравоохранению, методах информатизации врачебной деятельности, в учебные планы медицинских факультетов вузов и выс-

ших медицинских учебных заведений была включена дисциплина «Медицинская информатика». В ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» изучается дисциплина «Информатика. Медицинская информатика».

Медицинская информатика является прикладной научной дисциплиной, задачей которой является внедрение современных информационных технологий в медицину и здравоохранение, разработка, на основе существующих информационных технологий новых информационных систем, приборов и технологий применительно к задачам здравоохранения.

Медицинская информатика - это быстро развивающееся научное направление, занимающееся хранением, поиском и оптимальным использованием биомедицинской информации, данных и знаний для решения проблем и принятия решений в области медицины и здравоохранения [6].

Медицинская информатика тесно связана с фундаментальными и прикладными областями медицины и здравоохранения. Особенно следует подчеркнуть гармонизацию медицинской информатики с социальной гигиеной и организацией здравоохранения. Прежде всего, это объясняется

тем, что всем управленческим процессам (планированию действий и принятию решения) предшествуют информационные (сбор данных, их накопление и анализ). Большой вклад в становление и развитие медицинской информатики внесли профессора В. М. Ахутин, Р. М. Баевский, Д. Д. Венедиктов, В. К. Гасников, С. А. Гаспарян, Е. В. Гублер, Т. В. Зарубина, А. С. Кисилев, Ю. М. Комаров, П. Е. Кунин, В. А. Лищук, М. А. Мазур, Н.И. Моисеева, А. М. Петровский, А. П. Столбов, А. А. Хадарцев, Е. Н. Шиган, М. А. Шифрин и многие другие [9].

Медицинская информатика призвана помочь врачу в лечении больного, менеджеру медицинского учреждения - в его деятельности по организации труда врачей, организатору здравоохранения в - создании системы медицинской помощи населению и формированию здорового образа жизни, и так далее. И это определяет то важнейшее обстоятельство, что развитие медицинской информатики возможно только при очень тесном взаимодействии профессионалов здравоохранения с профессионалами в области современных информационных технологий. Введение современных информационных технологий в медицине считается не просто закономерным, это выводит здравоохранение на новейшую степень, таким образом, оперативный доступ к данным и обмен ею значительно уменьшает временные затраты на поиск решений проблемы, а время, зачастую, считается решающим фактором в спасении жизни человека. Применение информационных технологий в медицине дает возможность значительно уменьшить период проведения работ с бумагами [10]. А такое взаимодействие становится возможным лишь в том случае, когда врачи и инженеры, заказчики, пользователи и разработчики медицинских информационных систем хорошо понимают друг друга, говорят на одном языке, пользуются общими понятиями и терминами. Именно поэтому так важно изучение медицинской информатики в медицинском вузе.

Целью статьи является представление модульного преподавания дисциплины «Информатика. Медицинская информатика» в высшем учебном заведении, ознакомление с понятиями медицинская информатика, информационные технологии в медицине, с практическим курсом.

Материалы и методы

При написании статьи был проведен сравнительный анализ литературы, рабочих программ, учебных планов по медицинской информатике ведущих медицинских вузов России.

В ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» дисциплина «Информатика. Медицинская информатика» преподается на кафедре фундаментальной медицины обучающимся по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия». Курс рассчитан на 108 часов, в том числе 18 часов - теоретическая часть, 48 часов - лабораторные занятия, 42 часов - самостоятельная работа. Все практические занятия проводятся в компьютерных классах университета с доступом к сети Интернет и соответствующим программным обеспечениям. Тематика лекционных и практических занятий соответствует рабочей программе по медицинской информатике для обучающихся медицинских вузов по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия».

При изучении дисциплины «Информатика. Медицинская информатика» используются пакеты программного обеспечения Microsoft Office и наиболее эффективные медицинские информационные системы для студентов медицинского факультета.

На основе тематики был разработан практический курс, в программу которого вошли создание комплексных медицинских документов, обработка медицинских данных для создания разных форм отчетности и статистической обработки данных в медицине с помощью электронных таблиц, использование системы управления базами данных при решении медицинских задач -создание базы данных «Поликлиника» и «Аптека» с выбором данных, запросами и фильтрами, отчетами с помощью приложения Microsoft Access. Обучающиеся осуществляют литературный поиск научной информации в Интернете для написания научных работ, знакомятся с правовыми информационными системами для поиска нормативных документов в области медицины.

Методические материалы по темам выставлены в электронной образовательной среде университета в платформе Moodle, что позволяет обучающимся самостоятельно изучать теоретические вопросы, проходить самообучения по некоторым темам, самоконтроль.

Рассмотрим в качестве примеров задания.

1. Пример практического занятия по теме «Создание комплексных медицинских документов» в приложении Microsoft Excel.

Обучающимся предлагается выполнить задание: введите примерные цифры рождаемости за последние 3 года по определенным медицинским учреждениям. Данные можно использовать с официального сайта статистических данных. Найти максимальный и минимальный показатель за каждый год, общий итог за определенные годы, общую сумму за 3 года по каждому медицинскому учреждению и удельный вес. При подсчете удельного веса необходимо обратить внимание, что ссылки на ячейки должны быть относительными и абсолютными. Выведите в столбец «Описание по удельному весу» результат описания, нужно создать вложенную функцию: если удельный вес составляет с 17 % до 24 % - рождаемость средняя; с 25 % до 29 % - рождаемость выше среднего; с 30 % до 39 % - рождаемость высокая; с 40 % и выше - рождаемость очень высокая; иначе рождаемость низкая. После получения результатов обучающиеся строят гистограмму по двум столбцам Название медицинских учреждений и Описание по удельному весу, вводят название графика, выводят подписи данных.

Также предлагается решить ряд ситуационных задач.

Пример ситуационной задачи. При проведении медицинского осмотра педагогических работников было выявлено 1500 заболеваний.

Среди выявленных: 900 случаев болезней органов пищеварения; 300 заболеваний глаза и его придаточного аппарата; 200 болезней костно-мышечной системы; 100 прочие болезни.

Медицинский осмотр прошли 1750 человек (из 2000 подлежащих медицинскому осмотру), число лиц, признанных здоровыми составило 250 человек.

Задание. 1. Рассчитайте патологическую пораженность по отдельным нозологическим формам. 2. Рассчитайте долю лиц, признанных здоровыми во время медицинского осмотра.

3. Рассчитайте охват медицинским осмотром.

4. Постройте графики по выявленным заболеваниям и любой график, проанализировав данные.

Решение проводится в приложении Microsoft Excel.

Ведущее место при использовании информационных технологий в медицинских вузах занимает Интернет. Использование Интернета

колоссально ускорило обмен информацией в различных областях человеческой деятельности, что значительно сказалось на развитии медицинской науки. Любой специалист, который подключен к сети, получил доступ к большому количеству баз данных, библиографических, эпидемиологических, визуальных, и другой медицинской информации [7]. Оценка состояния здоровья и медицинские заключения, возможности для создания серии экспертных систем в клинической практике, систем поддержки стали доступны напрямую, и расширились возможности их применения в медицинском образовании. Обучающиеся в процессе работы ведут дополнительный поиск по выполнению задания в образовательных ресурсах Интернет. Таким образом, они используют информационные процессы в выполнении данного задания в поиске информации с помощью Интернета обработке информации.

2. Для примера рассмотрим задания для поиска информации по медицине в Интернет и в поисковой системе «Информационно-правовая система Гарант».

Предлагается ответить на вопросы:

Укажите номер статьи информационной системы в сфере здравоохранения, кем устанавливается порядок ведения информационной системы, сроки представления в них первичных данных о медицинской деятельности. 2. В каких формах осуществляется контроль качества и безопасности медицинской деятельности? 3. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг,

утвержден приказом _ от_ №_.

4. «Сведения о реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами» и инструкцию по заполнению, утверждены приказом

_ от _г. №_. 5. Расчетным

периодом по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения признается какой период?

3. Далее предлагается обучающимся выполнить задание с помощью сайта http://medialog. ги для закрепления знаний по использованию медицинской информационной системы.

Целевое назначение и функциональные возможности МИС зависят от территориального уровня здравоохранения либо специфики медицинских организаций. Главные цели использования МИС в клинике: повышение эффективности лечения, снижение числа врачебных ошибок, оптимизация расходов на диагностику и лечение [2]. Со студентами медицинского факультета рассматривается медицинская информационная система «Медиалог».

1. Прослушать разделы курса на сайте http://medialog.ru/ в Online курсах и подготовить краткий конспект по общедоступным курсам:

а) «Картотека пациентов»: учет амбулаторных карт, регистрация социальных данных пациента, прикрепление пациента к лечебно-профилактическому учреждению на медицинское обслуживание; б) «Амбулаторный прием»: регистрация амбулаторного приема в ЭМК пациента, оформление справок, извещений и других документов; в) «Приемное отделение стационара»: введение журнала телефонограмм, направление на врачебный осмотр, оформление госпитализации врачом приемного отделения, регистрация данных на хранение вещей и ценностей, оформление отказа в госпитализацию врачом приемного отделения; г) «Управление расписанием (АРМ Регистратура)»: запись пациента на прием, организация групп пациентов, автоматическая запись на прием, операции с расписаниями; д) Протоколы осмотров специалистов: осмотр невролога, осмотр травматолога-ортопеда.

2. Найти ответы на следующие вопросы на сайте по модулям и возможностям по медицинской информационной системе МЕДИАЛОГ: а) Для чего предназначен Модуль «Коечный фонд» медицинской информационной системы МЕДИАЛОГ?

б) Какие возможности предоставляет для ЛПУ модуль учета и планирования палатного и коечного фонда? в) Что является важной отличительной чертой Модуля учета материалов? г) Что является базовым модулем системы МЕДИАЛОГ? д) Для чего необходима электронная медицинская карта?

4. Предлагается пример практического занятия по реляционной базе данных.

1) создать в приложении Access новую базу данных и присвоить ей имя «Поликлиника»;

2) в базе данных создайте таблицу в режиме Конструктора. Имена, типы, размеры полей приведены в таблице 1.

Таблица 1 / Table 1

Данные для создания таблицы в режиме

Конструктор / Data for creating a table in Design mode

Имя поля/ Field name Тип данных/ Data type Размер поля / Field size

Код работника текстовый

ФИО текстовый

Дата рождения дата/время

Квалификация текстовый

Код должности числовой длинное целое

Код отделения числовой длинное целое

№ кабинета числовой длинное целое

Фотография Поле объекта OLE

Сделайте поле «Код работника» в качестве ключевого поля (выделите поле «Код работника» и нажмите на пиктограмму «Ключевое поле» на панели инструментов «Конструктор»). Сохраните таблицу, присвоив имя «Врачи»;

3) с помощью мастера форм на основе таблицы «Врачи» создайте форму «Врачи поликлиники», которая содержит все поля таблицы «Врачи».

В меню Создание выберите Мастер форм. В диалоговом окне Создание форм выберите таблица Врачи и перенесите данные с доступного поля в выбранные поля и нажмите на кнопку Далее. Внешний вид формы в один столбец и нажмите на кнопку Далее. Задайте имя формы Врачи поликлиники.

Внесите данные либо через таблицу «Врачи», либо через форму Врачи поликлиники (табл. 2);

Таблица 2 / Table 2

Данные для ввода в таблицу Врачи / Data to be entered into the Doctors table

Код работника / Employee code ФИО / Full name Дата рождения / Date of birth Квалификация / Qualification Код должности / Position code Код отделения / Branch code № кабинета / Cabinet number Фото / Photo

21201 высшая 301 1 105

21202 без 501 2 212

21203 первая 401 3 304

4) откройте форму Врачи поликлиники, перейдите в режим Конструктор (в контекстном меню выбрать Конструктор). Создайте на форме кнопку для закрытия формы: щелкните на меню Конструктор и выберите кнопку:

КхХХ

После переноса кнопки курсором мыши в нужное место формы и вычерчивания ее рамки запуститься мастер Создание кнопок. В окне мастера нужно выбрать действие, которое будет выполняться при нажатии кнопки. В группе Категория выберите Работа с формой, в группе

Действия выберите категорию Закрыть форму. Нажмите кнопку Далее. Выберите вид кнопки Рисунок, выберите Дверь для выхода. Задайте имя кнопки Выход и нажмите Готово.

Создайте еще одну кнопку аналогично Найти запись.

Аналогичным образом создаются несколько таблиц для базы данных, между таблицами создаются связи.

Установим связи между таблицами: меню Работа с базами данных / Схема данных. Появится диалоговая панель Добавление таблицы. Выделить в этом окне все таблицы и щелкнуть по кнопке Добавить (см. рис. 1).

Рис. 1. Схема данных (связь между таблицами) / Fig. 1. Data schema (relationship between tables)

Перетащите мышью из таблицы Врачи поле Код должности к одноименному полю таблицы Должности. На появившейся диалоговой панели Связи установите опции Обеспечение целостности данных, Каскадное обновление связанных данных и Каскадное удаление связанных полей. В завер-

шение щелкнуть по кнопке ОК. Аналогично сделать оставшиеся все связи (см. рис. 1);

5) с помощью мастера форм на основе таблицы «Пациенты» создайте форму «Новый пациент», которая содержит все поля таблицы «Сведения о пациентах».

В меню Создание выберите Мастер форм. В диалоговом окне Создание форм выберите таблица Пациенты и перенесите данные с доступного поля в выбранные поля и нажмите на кнопку Далее. Внешний вид формы выберите любой и нажмите на кнопку Далее. Задайте имя формы Новый пациент.

Откройте форму Новый пациент, перейдите в режим Конструктор (в контекстном меню выбрать Конструктор). Создайте на форме кнопку для закрытия формы: щелкните на меню Конструктор и выберите кнопку:

КлХХ

После переноса кнопки курсором мыши в нужное место формы и вычерчивания ее рамки запуститься мастер Создание кнопок. В окне мастера нужно выбрать действие, которое будет выполняться при нажатии кнопки. В группе Категория выберите Обработка записей, в группе Действия выберите категорию Добавить запись. Нажмите кнопку Далее. Выберите вид кнопки Текст, выберите Добавить запись. Задайте имя кнопки Выход и нажмите Готово. Аналогичным образом нарисуйте кнопку Удалить запись (см. рис. 2).

Далее по необходимости можно создать любые запросы для обработки данных, получения данных;

Рис. 2. Форма «Сведения о пациентах» / Fig. 2. Patient Information Form

6) рассмотрим несколько примеров запросов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создайте запросы в режиме Конструктора, добавив все таблицы: а) Список всех врачей с указанием их должности и отделения. В списке указать код должности, день рождение, квалификацию и № кабинета врачей. б) В режиме Конструктора создайте запрос на обновление таблицы «Услуги», выбрав поле Вид услуги

и Сумма. Далее на панели инструментов в меню Конструктор кнопку Обновление:

Обновление

В строке Обновление поля Сумма введите формулу для расчета = [Количество]*[Цена].

Закройте и сохраните запрос «Сумма по медицинским услугам». Затем откройте данный запрос, подтвердив согласие на обновление. Откройте таблицу Услуги и посмотрите итоговую сумму по наименованиям в столбце Сумма. в) Создайте запрос «Врачи с категориями», выбрав ФИО врача, категорию, должность;

7) создайте отчеты с помощью Мастер отчетов с последовательностью полей: а) ФИО врача, должность, категория, фото и сохраните под названием «Анкета врача»; б) ФИО пациента, дата рождения, адрес проживания, время регистрации и сохраните под названием «Анкета пациента».

Результаты и обсуждение

Форма обучения дисциплины «Информатика. Медицинская информатика» является смешанной. Ранее в статьях Э. М. Воронцовой было описано по структуру смешанного курса. Смешанный курс имеет четкую структуру. Этот курс необходим для мотивации обучающихся для обеспечения качества обучения. Занятия в смешанном курсе представлены в виде 3-х модулей [3]:

Первый модуль - контактный, включает лекции, проблемные лекции, лабораторные и практические занятия, консультации, требующие подготовки и осмысления. Во время занятий цикла преподаватель обсуждает все задания со студентами и отвечает на их поставленные вопросы. Задания студентов служат темами для обсуждения на лабораторных и практических занятиях. В данном цикле преподаватель объясняет новый материал, студенты получают возможность обсудить задания. По окончании изучения каждого модуля проводится закрепление и проверка полученных знаний при помощи компьютерных тестов, открытых вопросов, практических и лабораторных заданий.

Второй модуль - студенты обязаны подготовиться к общению с одногруппниками и преподавателем до занятий, чтобы была возможность ответить на поставленные ему вопросы, обсудить и проработать изученный материал, а также задать все необходимые вопросы группе. В качестве подготовки студентом используется определенное задание. Эта подготовка в работе «до занятий» очень важна для получения качественных знаний, что делает обучение более продуктивным, уменьшая количество повторов для уже

известной информации. Если студент готовится к занятию самостоятельно, то на самом занятии он может получать и хорошо разобрать все сложные вопросы, проблемы, которые возникли во время подготовки. Во время занятия проводится дискуссия в виде круглого стола.

Третий модуль - закрепление нового материала, выполнение домашнего задания с помощью электронного образовательного ресурса Moodle элементов е-1еагш^, который доступен по адресу http://elearning.marsu.ru, подготовке реферата и проекта в виде мультимедиа презентации или видеофайла. Преподаватель отвечает на все вопросы через форум или чат, которые ему были поставлены студентами, дает комментарии на выполненные задания. Вопросы, интересные всей группе - потоку, преподаватель выделяет для обсуждения в 1-м модуле, таким образом, направляет студентов при подготовке к занятиям во 2-м модуле. Все проекты проходят в виде защиты в 1-м модуле. Обсуждения конкретных вопросов проходят в чате или форуме электронного образовательного ресурса Moodle [3].

Все три модуля повторяются неоднократно в течение данного курса, то есть обучающиеся учатся целенаправленно. Если обучающиеся имеют возможность и могут самостоятельно изучить к очередному занятию тему, поставленную преподавателем, то сами занятия становятся более продуктивными и интересными, так как появляется больше возможности во времени для выполнения практических и лабораторных заданий, дискуссий и выполнения проектов. В данном случае каждый обучающийся имеет возможность поучаствовать в цикле «во время», то есть прочитать лекцию данной аудитории. При смешанном обучении обучающиеся развивают не только умение работать самостоятельно, но начинают уметь выделять, что важно, интересно, умеют работать в группах и умеют применять знания на практике [3].

Во время изучения дисциплины возможно следующее [4]:

- преподаватель доступен для обучающихся практически всегда, то есть у обучающегося есть возможность написать в любое свободное время преподавателю проблемный вопрос по электронной почте или в среде Moodle, если он не может решить самостоятельно, и получить ответ, то есть создано интерактивное общение;

- обучение возможно вне зависимости от времени и места, то есть можно работать за пределами учебного заведения, самостоятельно;

- разнообразие дидактических подходов, то есть все студенты учатся по-разному: некоторые полученную информацию воспринимают на слух, а другие предпочитают чтение, поэтому информация по всем темам дисциплины подготовлена дополнительно в электронном варианте среды Моос11е в виде лекций и мультимедиа презентаций.

В смешанное обучение включены аудио-и видео- лекции, мультимедийные обучающие презентации, тестовые вопросы для самоконтроля.

Учебная платформа Моос11е в основном применяется для самостоятельной подготовки обучающихся к предстоящим занятиям. На данном ресурсе доступны электронные лекции в виде плана

и мультимедийных презентаций, вопросы по всем темам практических заданий, вопросы для самоконтроля. Практические задания обучающиеся загружают в Moodle для проверки преподавателем правильности решения и выставления в электронный журнал оценок успеваемости студентов.

На завершающем этапе изучения дисциплины «Медицинская информатика» обучающиеся проходят тестовый контроль знаний, что позволяет оценить уровень подготовки обучающихся медицинского факультета. Тестовый блок в системе Moodle позволяет совмещать различные виды тестовых заданий, формировать их в модули для проверки усвоения каждой темы и создавать множество вариантов тестов из базы вопросов [4].

В период обучения дисциплины в 2019-2020 учебном году было 180 обучающихся. Тестовое задание состояло из 28 вопросов. Результаты тестирования представлены на рисунке 3.

«

8 и

и «

40

35

0

е

U

tr

¡S

1

30

25

20

15

10

а

а

^ ^ ^ Э Э 0

0-2 2-4 4-6 6-8 8-10 10-12 12-14 14-16 16-18 18-20 20-22 22-24 24-26 26-28

баллы

Рис. 3. Уровень знаний студентов по дисциплине «Информатика. Медицинская информатика» / Fig. 3. The level of students' knowledge in the discipline "Informatics. Medical Informatics "

Пересчет рейтинговых баллов в оценки - от 16 до 20 баллов - оценка «удовлетворило 4-балльной системе: тельно»;

- менее 16 баллов - оценка «неудовлетвори- - от 20 до 24 баллов - оценка «хорошо»;

тельно»; - от 24 до 28 баллов - оценка «отлично».

При проведении итогового тестирования 59 человек ответили от 16 до 20 вопросов, что составило 39 % от общего числа обучающихся, и получили оценку «удовлетворительно», от 20 до 24 вопросов - 63 человека, что составило 42 %, и получили оценку «хорошо», следовательно, средний уровень знаний показали 122 обучающихся, от 24 до 28 вопросов ответили 10 человек, что составило 7 %, и получили оценку «отлично» -высокий уровень, 18 человек (12 %) были оценены с низким уровнем. Обучающиеся с низким уровнем знаний теоретическую и практическую часть сдавали в устной форме, в виде собеседования. Это иностранные студенты, знающие русский язык, но которым трудно освоить материал или имеют проблемы в произношении, низкий словарный запас.

При высоком уровне будущие врачи демонстрируют сформированные навыки изложения и запроса информации, умеют управлять диалогом, владеют системой знаний по информационным технологиям, активно работают на лекционных, лабораторных и практических занятиях, постоянно стремятся к самосовершенствованию, к изучению медицинских информационных систем.

При среднем уровне обучающие владеют навыками поиска информации, компьютерными технологиями и программным обеспечением, системой знаний по информационным технологиям, но им не всегда хватает умения на практических занятиях организовывать активное обсуждение учебного материала, плохо ориентируются в медицинской информационной системе, в использовании базы данных в медицине и здравоохранении.

Низкий уровень студентов представляет слабое ведение навыком поиска информации, обучающиеся испытывают затруднения в диалоге, недостаточно способны использовать в медицине информационно-коммуникационные технологии, не стремятся к самосовершенствованию, пассивны на занятиях, знают русский язык плохо.

В медицине большую роль играют методы исследования и обработки информации. Большая

часть пациентов обслуживаются с помощью систем информационных технологий, поэтому электронная запись пациентов в медицинские поликлиники стала реальностью. Студенты-медики ознакомлены с электронной записью пациентов, внедренной в Республике Марий Эл, которая проходит через портал доктор12.рф. Изучение дисциплины «Информатика. Медицинская информатика» необходимо для систематических методов обработки данных и их хранения.

Заключение

По результатам преподавания видно, что сформировалась положительная информационная компетентность студентов медицинского факультета в процессе профессиональной подготовки, то есть произошло качественное изменение знаний и умений информационного плана. Эффективность процесса формирования информационной компетентности студентов, рассматриваемой как совокупность знаний, умений, навыков и готовность к решению профессиональных задач на основе современных информационных технологий, обеспечивалась специальной дидактической подготовкой, использованием электронных ресурсов, организованной работой студентов.

В заключение отметим, что в курсе медицинской информатики больше внимания необходимо уделять изучению конкретных задач с помощью соответствующих прикладных программ, которые позволят эффективно подготовить будущих врачей для решения задач использования информационных технологии при обработке медицинской информации в информационных системах; разработка и внедрение в современную медицинскую практику информационные технологии; ввода отчетной документации в медицинских организациях с использованием информационных технологий; организация и планирование работ медицинского персонала, кадры являются проводниками идей информатизации здрав о-охранения.

Литература

1. Брюханов В.М., Пупырев Н.П., Трухачева Н.В. Опыт преподавания информационных технологий в Алтайском государственном медицинском университете // Преподавание медицинской информатики. 2010. № 3. С. 69-73.

2. Ваганова Е.В. Медицинские информационные системы как объект оценки: факторы и тенденции развития // Вестник Томского государственного универстета. 2017. № 37. С. 113 -130.

3. Воронцова Э.М. Особенности формирования информационной компетентности студентов при изучении дисциплины «Медицинская информатика» // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 5. С. 10-15.

4. Воронцова Э.М. Практика преподавания медицинской информатики иностранным студентам // Актуальные вопросы формирования межкультурных компетенций в современном образовании от теории к практике: сборник статей и методических разработок заочной Всероссийской (с международным участием) научно-практич. конференции. 2017. С. 32-40.

5. Гильманов А.А. Преподавание медицинской информатики в Казанском государственном медицинском университете // Общественное здоровье и здравоохранение. 2013. № 4. С. 29-32. URL: http: //elibrary.ru/item.asp? Id = 20889453 (accessed 05.07.2020).

6. Никитин Ю.Б., Котюргина А.С., Федорова Е.И. Роль медицинской информатики в подготовке будущего врача // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 2. URL: http://e-koncept.ru/2019/196013.htm (дата обращения: 09.05.2020).

7. Никитин Ю.Б., Котюргина А.С., Федорова Е.И. Информационные технологии в современном медицинском образова-ни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № V1. URL: http://e-koncept.ru/2019/196008.htm (дата обращения: 09.05.2020).

8. Николаиди Е.Н., Зарубина Т.В. Медицинская информатика в современном высшем медицинском образовании // Врач и информационные технологии. 2019. № 3. С. 72-80.

9. Трухачева Н.В., Шайдук А.М., Пупырев Н.П. Что такое медицинская информатика? // Педагогика и психология. 2014. С. 30-34.

10. Ходорова Е.О. Информационные технологии в медицине // Вопросы студенческой науки. Ноябрь, 2018. № 11 (27). С. 36-38.

References

1. Bryukhanov V.M., Pupyrev N.P., Trukhacheva N.V. Opyt prepodavaniya informatsionnykh tekhnologii v Altaiskom gosu-darstvennom meditsinskom universitete [Experience of teaching of information technologies in the Altai state medical university]. Vrach i informatsionnye tekhnologii = Physicians and IT, 2010, no. 3, pp. 69-73. (In Russ.).

2. Vaganova E.V. Meditsinskie informatsionnye sistemy kak ob'ekt otsenki: faktory i tendentsii razvitiya [Medical information systems as an object of assessment: factors and development trends]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universteta = Tomsk State University Journal, 2017, no. 37, pp. 113-130. (In Russ.).

3. Vorontsova E.M. Osobennosti formirovaniya informatsionnoi kompetentnosti studentov pri izuchenii distsipliny "Meditsinskaya informatika" [Peculiarities of information competence formation of students when studying the discipline "Medical Informatics"]. Vestnik Mariiskogo Gosudarstvennogo Universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2015, no. 5 (20), pp. 10-15. (In Russ.).

4. Vorontsova E.M. Praktika prepodavaniya meditsinskoi informatiki inostrannym studentam [Practice of teaching medical informatics to foreign students]. Aktual'nye voprosy formirovaniya mezhkul'turnykh kompetentsii v sovremennom obrazovanii ot teorii k praktike: sbornik statei i metodicheskikh razrabotok zaochnoi Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi konferentsii = Topical issues of the formation of intercultural competences in modern education from theory to practice: a collection of articles and methodological developments of the All-Russian (with international participation) scientific and practical correspondence conference, 2017, pp. 32-40. (In Russ.).

5. Gilmanov A.A. [et al]. Prepodavanie meditsinskoi informatiki v Kazanskom gosudarstvennom meditsinskom universitete [Teaching of medical informatics in Kazan State Medical University]. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie = Public Health and Health Care, 2013, no. 4, pp. 29-32. Available at: http: //elibrary.ru/item.asp? Id = 20889453 (accessed 05.07.2020). (In Russ.).

6. Nikitin Yu.B., Kotyurgina A.S., Fedorova E.I. Rol' meditsinskoi informatiki v podgotovke budushchego vracha [The role of medical informatics in the training of future doctors]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal "Kontsept" = Scientific and methodological electronic journal "Koncept", 2019, no. V2, pp. 23-27. Available at: http://e-koncept.ru/2019/196013.htm (accessed 09.05.2020). (In Russ.).

7. Nikitin Yu.B., Kotyurgina A.S., Fedorova E.I. Informatsionnye tekhnologii v sovremennom meditsinskom obrazovani [Information technologies in modern medical education]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal "Kontsept" = Scientific and methodological electronic journal "Koncept", 2019, no. V1, pp. 51-56. URL: http://e-koncept.ru/2019/196008.htm (accessed 09.05.2020). (In Russ.).

8. Nikolaidi E.N., Zarubina T.V. Meditsinskaya informatika v sovremennom vysshem meditsinskom obrazovanii [Medical informatics in modern higher medical education]. Vrach i informatsionnye tekhnologii = Physicians and IT, 2019, no. 3, pp. 72-80. (In Russ.).

9. Trukhacheva N.V., Shaiduk A.M., Pupyrev N.P. Chto takoe meditsinskaya informatika [What is medical informatics?]. Pedagogika ipsikhologiya = Pedagogy and Psychology, 2014, pp. 30-34. (In Russ.).

10. Khodorova E.O. Informatsionnye tekhnologii v meditsine [Information technologies in medicine]. Voprosy studencheskoi nauki = Issues of Student Science, 2018, no. 11 (27), pp. 36-38. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 13.07.2020 г.; принята к публикации 20.08.2020 г.

Submitted 13.07.2020; revised 20.08.2020. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Об авторе

Воронцова Эльвира Михайловна

кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического управления, доцент кафедры фундаментальной медицины, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия,

vem_77@mail.ru

About the author Elvira M. Vorontsova

Ph. D. (Pedagogy), Head of Educational and Methodological Administration, Associate Professor of the Department of Fundamental Medicine, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, vem_77@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.