Научная статья на тему 'Формирование элементов физической активности индивидуальной программы здоровья педагогов в условиях повышения квалификации'

Формирование элементов физической активности индивидуальной программы здоровья педагогов в условиях повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ПЕДАГОГИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопуга Е. В.

Представлен опыт работы с педагогами слушателями курсов повышения квали-фикации по формированию элементов физической активности в процессе разработки индивидуальных программ здоровья и здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE FISICAL ACTIVITY

This article contains description of the ways of forming the fisical activity's elements the teacher's healthy lifestyle during additional vocational education. The author shows the effects in training some methods fisical activity with students, designing individual programs of health.

Текст научной работы на тему «Формирование элементов физической активности индивидуальной программы здоровья педагогов в условиях повышения квалификации»

УДК 371. 14

Lopuga E. V. FORMING THE FISICAL ACTIVITYммТ'S ELEMENTS OF INDIVIDUAL TEACHER'S HEALTHY LIFESTYLE DURING ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION. This article contains description of the ways of forming the fisical activity's elements the teacher's healthy lifestyle during additional vocational education. The author shows the effects in training some methods fisical activity with students, designing individual programs of health.

Е.В. Лопуга, доц. АКИПКРО, г. Барнаул, E-mail: ev_lopuga@list.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Представлен опыт работы с педагогами - слушателями курсов повышения квали-фикации по формированию элементов физической активности в процессе разработки индивидуальных программ здоровья и здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, педагоги, повышение квалификации, индивидуальные программы, физическая активность.

В настоящее время реализуемые в стране программы модернизация образования напрямую связанны с ресурсными возможностями учительского корпуса, его уровнем здоровья, способным обеспечить работоспособность педагогов для решения практических задач инновационного развития образовательных учреждений.

Система повышения квалификации может выступать как своеобразная база, на которой осуществляется профессиональное изменение личностной позиции педагога к своему здоровью. Выделение в период повышения квалификации времени и ресурсов для решения проблемы оздоровления педагогов дает возможность, во-первых, выделить методы переориентации педагогов на освоение элементов здорового образа жизни в учреждениях дополнительного профессионального образования. Во-вторых, исходя из потребностей регионов, решить такие задачи, как формирование мобильной педагогической системы для реализации инновационных программ развития без ущерба для здоровья участников образовательного процесса.

В этих условиях обозначилось два основных подхода в решении задачи формирования направленности педагога на здоровый образ жизни. Один из них мы связываем с реализацией традиционного подхода к обучению взрослых, который ориентирован на обновление знаний, совершенствование соответствующих умений педагога, анализ образцов сложившегося жизненного и профессионального педагогического опыта, другой -с практикой развивающего образования взрослых, в основе которого лежит проектирование собственного развития.

Предложенная нами модель включала несколько формируемых элементов здорового образа жизни, в том числе, улучшение физической формы с акцентом внимания на координацию и способность управлять физическими качествами, становление навыков улучшения эмоционального благополучия, что тесно связано с психическим статусом, социальными отношениями и отношением к собственному здоровью. Каждый компонент рассматривался нами с позиций формирования здорового образа жизни педагогов в условиях повышения квалификации, имел свои целевые установки и включался во все этапы реализации модели. Ключевым практическим моментом было освоение способов оздоровления (физические упражнения, гимнастики, методы и приемы психосаморегуляции и пр.). Эффективность оценивалась в рамках проведения самооценки и анализа собственных достижений в освоении практических приемов и методов оздоровления, соотнесения их с ожидаемыми результатами.

Мы сознательно не включали направленность тренировки на развитие быстроты и выносливости, так как эти качества, проявляясь по механизму запаздывающей транс-формации, предполагают большие объемы нагрузки и сопровождаются значительными физиологическими сдвигами в кардиореспираторной системе. Такая тренировка требует тщательного контроля за состоянием здоровья и имеет много возрастных противопоказаний. Кроме того, она сопровождается монотонией, обусловленной циклическим характером движения - бег, ходьба, многоско-

ки и пр. и быстро надоедает занимающимся. В качестве эффективных гимнастик как способов влияния на физическое состояние педагогов были использованы автономная гимнастика В.Г. Фохтина [1], суставная пластическая гимнастика, асимметрическая гимнастика, диафрагмально-релаксационное дыхание.

Упражнения, входящие в автономную гимнастику является уникальной системой саморегуляции, обеспечивающие реализацию желания к улучшению своей физической кондиции, улучшающие энергообмен в организме по мере варьирования физической силовой нагрузки, повышающие гибкость, выносливость, силу. Кроме того, данная гимнастика не имеет возрастных ограничений. Учитывая широкий возрастной диапазон педагогов и специфику упражнений автономной гимнастики, нами было выделено два ведущих физических качества - гибкость и силовая выносливость. Выбор был обусловлен и тем, что при развитии этих качеств занимающиеся могли добиться быстрой положительной динамики и, следовательно, получать положительное подкрепление мотивов занятий. Кроме того, увеличение силового компонента, безусловно, улучшает адаптацию людей к условиям жизнедеятельности, обеспечивая им комфортность.

В предлагаемый нами тренировочный комплекс здоровьесберегающей практики входила суставная пластическая гимнастика [2]. В ее основе лежат маятникообразные и волновые движения тела, доступные для освоения и выполнения в любом возрасте. При регулярном процессе тренировок происходит стабилизация центральной и вегетативной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, пищевари-тель-ной и других систем организма. Пластическая гимнастика, таким образом, может рассматриваться как профилактико-оз-доровительная основа комплекса физических упражнений, рекомендованных нами обучающимся на курсах повышения квалификации.

Уровень двигательного обогащения достигался включением в занятия асим-метрических упражнений, позволяющих улучшить координационные возможности и согласованность работы левого и правого полушарий головного мозга. Психолого-пе-дагогической составляющей этого подхода явилось проявление быстрой науча-емости. Это, в свою очередь, создавало ситуацию успеха, позволяло педагогу убедиться в собственных возможностях, показать их другим людям, вызвать у них внимание и интерес к занятиям и приобщить их к истоку оздоровительной работы над собой.

С целью развития возможностей психофизической саморегуляции в программу повышения квалификации было включено формирование у обучающихся навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Выбор данной методики был обусловлен тем, что дыхание - это одна из функций человеческого организма, которая имеет произволь-ную регуляцию. Установлено, что характер дыхания определяет работу сердца. Кроме того известно, что при различных видах психоэмоционального стресса происходит уменьшение экскурсионной активности диафрагмы, и это, в свою очередь приводит к различным соматическим рас-

Таблица 1

Динамика критериев интереса к освоению элементов учебной программы за период исследования (в баллах)

Активность освоения гимнастик Осознание индивидуальной необходимости занятий Удовлетворен-ность физическим Я

1. Этап ознакомления, тах -7 баллов

Группа с педстажем свыше 15 лет 3,2 3,1 3,4

Группа с педстажем менее 15 лет 2,7 3,8 3,4

2. Этап освоения, тах -7 баллов

Группа с педстажем свыше 15 лет 5,7 5,4 6,3

Группа с педстажем менее 15 лет 5,5 5,8 6,1

3. Этап совершенствования, тах -7 баллов

Группа с педстажем свыше 15 лет 6,8 6,8 6,8

Группа с педстажем менее 15 лет 6,7 6,9 6,7

стройствам. Поскольку профессиональная деятельность педагога сопряжена с большой речевой нагрузкой, при неправильном речевом дыхании возникает не только избыточное напряжение в области мышц передней поверхности шеи и грудной клетки, но и нарушение мозгового кровообращения дисфункции щитовидной железы и т. д. Освоение навыков саморегуляции с помощью диафрагмально-релакса-ционного дыхания формирует новое состояние организма как на физиологическом, так и на психологическом уровне: уравновешиваются процессы возбуждения и торможения, нормализуется психоэмоциональное состояние, снижается избыточная нагрузка на сердечно-сосудистую систему, нормализуется функция пищеварительной, эндокринной и выделительной систем организма, активизируется обмен веществ и др.

Учитывая известное высказывание А.Н. Леонтьева (1975) о возрастании интереса при организации учебной деятельности таким образом, что учебный предмет становится «сферой целей» учащегося, мы включили в него возможность самооценки обучающимися уровня интереса и качества освоения элементов учебной программы. Для этого обучающимся предлагалось оценить по 7-балльной шкале свою активность освоения гимнастик, осознание индивидуальной необходимости занятий, удовлетворенность своим физическим «Я» и качество выполнения двигательных действий осваиваемых гимнастик. Наличие фактических данных самооценки способствовало актуализации обучающих целей и задач повышения показателей. Нами отмечены положительные изменения в уровне освоения обучающимися новых для них двигательных действий и физических упражнений (таблица 1). Использованные нами шкалы оценок позволили реализовать эффект сопоставления индивидуальных достижений со среднестатистическими групповыми величинами. В семибалльной шкале оценок «4» выступает в качестве медианы. Именно такой величины, согласно статистической теории, достигает наибольшее количество людей (около 70%).

Нами был отмечен тот факт, что на этапе ознакомления осознание индивидуаль-ной необходимости занятий в группе с педагогическим стажем менее 15 лет была достоверно выше (Р<0,05). Это может быть объяснено тем, что педагоги данной группы были моложе, что и обусловило более быстрое и каче-

ственное освоение ими новых двигательных действий и, вместе с этим, получаемый в ходе занятий эффект, который Ф. Т. Ткачев (1988) обозначил как «мышечная радость». По остальным параметрам статистических различий между обучающимися, имеющими различный педстаж, выявлено не было (Р>0,05).

Нам также предстояло оценить качество освоения различных профилактических и оздоровительных гимнастик, отобранных нами в процессе составления образовательной программы курсовой подготовки, обучающимися с разным педагогическим стажем в процессе проводимого исследования.

Полученные данные подтвердили наше изначальное предположение о том, что наиболее сложной для освоения будет асимметрическая гимнастика, так как она пред-ставляет собой комплекс сложно координированных двигательных действий, стереотип которых не формируется в повседневной жизни. На всех этапах обучения данным упражнениям качество выполнения двигательных заданий (точность и быстрота) было ниже. Но, тем не менее, мы продолжали ее применение вследствие необходимости получения уникального комплекса эффектов, получаемых при выполнении этих упражнений (антистрессовый эффект, уравнивание процессов торможения/возбуждения в коре больших полушарий, баланс нейромоторной регуляции, координации, увеличение подвижности суставов, активация интеллектуальной деятельности и пр.).

Анализ хода и результатов опытно-экспериментальной проверки модели формирования здорового жизни педагогов в условиях повышения квалификации с использованием двигательного комплекса, включающего автономную гимнастику, суставную пластическую гимнастику в сочетании с асимметрическими и дыхательными упражнениями позволил сделать следующие выводы.

1. Для обеспечения высокого уровня сформированности компонентов здорового образа жизни у педагогов в области физической активности в условиях повышения квалификации необходимо сочетать мотивационную направленность на личностно-профессиональную значимость содержания физических упражнений и проектировоч-ный характер выбора индивидуального комплекса.

Динамика качества освоения двигательных действий отдельных оздоровительных программ за период исследования

Таблица 2

Владение автономной гимнастикой Владение суставной пластической гимнастикой Владение асимметрической гимнастикой Владение диафрагмально- релаксационным дыханием

1. Этап ознакомления тах -7 баллов

Группа с педстажем свыше 15 лет 2,2 2,1 1,7 2,1

Группа с педстажем менее 15 лет 2,4 2,3 1,8 2,2

2. Этап освоения (спустя 5 занятий) тах -7 баллов

Группа с педстажем свыше 15 лет 5,4 5,5 4,3 4,6

Группа с педстажем менее 15 лет 5,8 5,7 4,9 5,2

3. Этап совершенствования тах -7 баллов

Группа с педстажем свыше 15 лет 7,0 6,8 6,0 6,6

Группа с педстажем менее 15 лет 7,0 6,9 6,5 6,8

2. Поэтапная программа формирования навыков использования гимнастических упражнений у взрослых должна включать: проектную деятельность как ведущую для формированию индивидуальной программы здоровья, различные сочетания индивидуальных и групповых форм и методов работы с учетом целей и задач этапа, учебные задачи, направленные на ознакомление, освоение, совершенствование двигательных навыков, связанные с индивидуальным выбором, рефлексию обучающихся собственных изменений в области владения гимнастическими упражнениями.

3. Положительная динамика показателей эффективности обучения двигательным навыкам (активность освоения гимнастик, осознание индивидуальной необходимости занятий, удовлетворенность физическим «Я») свидетельствуют о том, что проектирование индивидуальных программ здорового образа жизни педагогов- не только необходимое условие педагогической деятельности, но и вполне значимый компонент системы повышения квалификации.

Библиографический список

1. Фохтин, В. Г. Атлетическая гимнастика без снарядов. - М., 1991.

2. Лопуга, Е.В. Суставная пластическая гимнастика. Базовый комплекс упражнений / Е.В. Лопуга, А.А. Буряк, А.Н. Волкова. - Барнаул, 2009.

Bibliography

1. Fokhtin, V. G. Atleticheskaya gimnastika bez snaryadov. - M., 1991.

2. Lopuga, E.V. Sustavnaya plasticheskaya gimnastika. Bazovihyj kompleks uprazhneniyj / E.V. Lopuga, A.A. Buryak, A.N. Volkova. - Barnaul, 2009.

Статья поступила в редакцию 19.07.13

УДК 378.016: 78

Tenjukova G.G., Khrisanova E.G. CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHER- MUSICIANS. Is carried out the analysis of essence and special features of a cultured way- educational medium of the departments of pedagogical Institute of Higher Education, which accomplish training teacher- musicians. Medium is considered as the totality of conditions for the cultural and professional making of future teacher- musicians. Are isolated cultural and educational components of such medium, which interpenetrate into each other: educational process is built as the mastery of the models of musical skill, culture medium as the start of students in musical- cultural activity assumes the mastery of model- ideals and the expansion of their musical horizon. The pedagogical potential of in a cultured way- educational medium of musical- pedagogical department is examined. The obtained results testify about the effectiveness of the ways of creating in a cultured way- educational medium for improving the professional training of teacher- musicians proposed.

Key words: professional preparation, teacher-musicians, cultured way- educational medium.

Г.Г. Тенюкова, д-р пед. наук, проф., декан факультета художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВПО «Чувашский гос. педагогический университет им. И.Я. Яковлева», E-mail: galgri07@rambler.ru;

Е.Г. Хрисанова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский гос.

педагогический университет им. И.Я. Яковлева», E-mail: elenka0304@gmail.com

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФАКУЛЬТЕТА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Проведен анализ сущности и особенностей культурно-образовательной среды факультета педагогического вуза, осуществляющего подготовку педагогов-музыкантов. Среда рассматривается как совокупность условий для культурного и профессионального становления будущих педагогов-музыкантов. Выделены культурная и образовательная составляющие такой среды, которые взаимопроникают друг в друга. Образовательный процесс строится как освоение образцов музыкального искусства, культурная среда - как включение студентов в музыкально-культурную деятельность предполагает освоение образцов-идеалов и расширение их музыкального кругозора. Рассмотрен педагогический потенциал культурно-образовательной среды музыкально-педагогического факультета. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенных путей создания культурно-образовательной среды для совершенствования профессиональной подготовки педагогов-музыкантов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагоги-музыканты, культурно-образовательная среда.

Высшее образование XXI века более чем когда-либо призвано формировать личность с высокой культурой. Восстановление значимости культуры, освоение ее содержания, насыщение преподавания учебных дисциплин знаниями из области общемировой и национальной культуры должно составить основу интеллектуального развития личности и содержания культурнообразовательного взаимодействия в вузе.

Создание культурно-образовательной среды способствует включению студента в культурно-социальные связи различного типа и уровня; развитию его мотивационно-смысловой сферы; построению учебного процесса на основе формирования продуктивного опыта; индивидуализации процесса обучения на ос-

нове формирования и реализации индивидуальных образовательных программ. Соответственно актуальной является проблема выявления сущностно-содержательных характеристик культурно-образовательной среды факультета и путей реализации ее педагогического потенциала для совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта.

В свете вышесказанного целью настоящего исследования является уточнение сущностно-содержательных характеристик культурно-образовательной среды факультета, выявление ее педагогического потенциала и путей реализации этого потенциала для совершенствования профессиональной подготовки пе-дагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.