А.С. Русина
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ: ГОДОВОЙ ЦИКЛ УРОКОВ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ключевые слова: преподавание истории и обществознания, уроки и внеурочная деятельность, общее среднее образование, формирование электоральной грамотности учащихся.
Аннотация: В статье представлено содержание годового цикла уроков и и мероприятий внеурочной деятельности, обеспечивающих формирование электоральной грамотности учащихся в 10-х классах.
Актуальность формирования электоральной грамотности учащихся основывается на положениях Федерального государственного образовательного стандарта, предполагающего формирование российской гражданской идентичности обучающихся, воспитание и социализацию обучающихся, их самоидентификацию посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления [9]. В соответствии с определением электоральной грамотности обучающиеся должны быть готовы к квалифицированному практическому осуществлению нормативно-установленных избирательных прав и свобод [7, 118]. Формирование электоральной грамотности достигается через развитие представлений старшеклассника о содержании электорального процесса в гражданском обществе, о процедурах реализации гражданином избирательных прав и свобод; путем осознания значимости реализации гражданином избирательных прав и свобод как важнейшего механизма функционирования правового государства. Существующие в настоящее время учебно-методические комплекты по историческим и общегуманитарным дисциплинам позволяют осуществлять формирование электоральной грамотности [6, 81-83]: Исторический цикл подготовки обучающихся (под ред. А.В. Торкунова) и Обществознание (учебное пособие для 10 классов под ред. Л.Н. Боголюбова; 2014). В статье предлагается использовать уроки истории и обществознания, а также внеурочные мероприятия в 10-х классах для формирования электоральной грамотности школьников.
Начало цикла мероприятий можно приурочить к 15 сентября - Международному дню демократии. В качестве организационной формы предлагается сюжетно-ролевая игра «Агора», посвященная истории афинской демократии. Подготовка и проведение игры позволяют проинформировать обучающихся о ценностях классической демократии и подготовить старшеклассников к циклу мероприятий по формированию электоральной грамотности. При проведении игры необходимо актуализировать у учащихся имеющиеся представления об институтах демократии, избирательных правах и причинах их возникновения, а также обосновать их актуальность в современном обществе.
Для изучения темы «Великая российская революция: Февраль 1917 г.» (§3, часть 1) предлагается организовать работу по группам и использовать гипертексты, иллюстрирующие социально-экономическое и политическое положение представителей разных, социальных групп российского общества накануне 1917 года (духовенство, армия, дворянство, государственный служащий низшего и высшего ранга, представители этнических, половозрастных групп). Ознакомившись с гипертекстом в группах, обучающиеся выбирают себе образ исторического персонажа, от лица которого должны будут произнести речь, отвечая на заранее поставленные вопросы (наделяя персонажа именем, характером, привычками). Вопросы могут быть следующие: «Какие политические альтернативы дальнейшего развития событий в стране после Февраля 1917 года вы видите?»; «Какую из альтернатив и почему избрали бы вы, оказавшись на месте вашего героя?»; «Какую политическую тактику вы бы избрали, отстаивая собственное мнение?».
аЖаШШзммШШб®^ проблемы современной психологии и педагогики
Работе с гипертекстом должно предшествовать сообщение учителем нового материала и разделение учеников на группы, а только после этого следует отвести время на работу с гипертекстами, на подготовку выступлений и выступления от лица того или иного персонажа.
Изучение новой темы «Великая российская революция: Октябрь 1917 г.» (§4, часть 1), целесообразно осуществить в форме дебатов [8] по вопросу: «Является ли революция фактором демократических преобразований?». Предварительно учащихся необходимо ознакомить с регламентом дебатов и дать соответствующее домашнее задание, разделив класс на две группы («правительство» и «оппозиция»), отстаивающие противоположные взгляды на проблемный тезис: «Историки считают, что события октября 1917 года в России свернули начатые в феврале демократические преобразования». В каждой команде необходимо на основании материала параграфа и дополнительной литературы подготовить аргументы, спланировать последовательность их использования в ходе дискуссии, а также выбрать спикера.
Общий алгоритм дебатов, с которым заранее знакомятся старшеклассники, должен быть опубликован и быть доступным для ознакомления (СМС-рассылка, электронная доска и так далее). Учитель, выступающий в роли ведущего, озвучивает тему и проблемный тезис, контролирует время дебатов и в конце урока подводит итоги на основании высказанных мнений. При формулировке выводов следует обратить внимание на: недопустимость односторонних оценок революционных событий в России, зависимость освещения хода исторических событий от политических убеждений и позиций участников.
В День народного единства (4 ноября) в качестве внеурочного мероприятия можно провести большую ролевую игру - политический прогноз следующих президентских выборов в России «Выборы президента - 2024», которая познакомит обучающихся со всеми этапами электорального процесса: выдвижение кандидатов, расстановка политических сил, предвыборная агитация, осуществление выбора, подведение итогов и оглашение результатов. За сентябрь необходимо обеспечить выдвижение кандидатов и формирование предвыборных штабов с равным количеством участников. К концу месяца должно состояться организованное выступление кандидатов с подготовленными проектами реформ. В октябре каждый предвыборный штаб должен подготовить и начать использование агитационных материалов (видеообращения, опросы в социальных сетях, оформление стендов, организация митингов). Все мероприятия команд кандидатов следует согласовать с администрацией школы. В конце октября следует организовать и провести дебаты кандидатов. Тема дебатов утверждается публично на основании спорных тезисов программных проектов кандидатов в президенты. Параллельно с мероприятиями, которые проводятся в школе, учитель организует посещение избирательных участков.
В курсе «Обществознания» (вторая четверть) изучаются две темы, относящиеся к модулю «Политическая сфера»: «Политика и власть» (§. 20) и «Гражданское общество и правовое государство» (§. 22). Занятие по теме «Политика и власть» целесообразно провести в форме пресс-конференции с приглашением депутата регионального (муниципального) органа представительной власти. Такой урок лучше проводить в параллели, подготовив старшеклассников к предстоящей встрече. Игровой контекст пресс-конференции обеспечивается за счет распределения среди обучающихся ролей журналистов различных печатных изданий, радио- и телевизионных программ. Важно учесть адресный характер СМИ, рассчитанный на разновозрастные политические, тематические, профессиональные и религиозные аудитории. Из учеников необходимо выбрать организаторов пресс-конференции (3 человека), которые должны обеспечить соблюдение регламента. Старшеклассников следует заранее познакомить со спецификой метода интервьюирования и правилами пресс-конференций.
пеппгогичесний ЖЫРНПЛ СЛШНОРТОСТПНП N 5(84). Я019 ав§3§аЁ
Гостю могут быть заданы следующие вопросы: «Как давно Вы занимаетесь политической деятельностью?», «С чем был связан Ваш профессиональный выбор?», «Каких политических позиций Вы придерживаетесь?», «Представляя конкретную политическую позицию (политической партии), какие законодательные инициативы Вами были вынесены на рассмотрение законодательного собрания?» В содержательной части вопросов к депутату важно проанализировать несколько важных моментов: характер его общения с избирателями, решение вопросов местного значения, реализация программных задач партии на местном уровне, политические прогнозы и так далее.
Для проведения урока на тему «Гражданское общество и правовое государство» (§. 22) предлагается использовать метод спича (краткая публичная речь). В классе создаются группы по четыре человека, которые выбирают тему спича. Накануне выбора темы спича и начала работы в командах проговаривается задача - освоить способы представления собственного мнения, научиться грамотно высказываться по определенной тематике. Выбрать тему можно из перечня: «Специфика и самобытность исторического процесса в России препятствуют формированию гражданского общества», «Гражданское общество создается не государством, а гражданами», «Наличие законодательной базы в государстве не является единственным условием правового государства» и так далее. Стилистически и композиционно спич должен объединить три этапа: сообщение тезиса; композиционная завязка, на которую «нанизываются» факты доказательства тезиса; заключение, содержащее призыв к действию или размышлению. Длительность выступления со спичем следует ограничить двумя минутами.
Изучение темы «Политическое развитие в 1960-х - середине 1980-х годов» (§35, часть 2) целесообразно провести в форме диспута, посвященного проблеме прав человека в условиях советского общества. Такой подход позволит задуматься о различиях между официальной версией прав советских граждан, сформулированной в тексте Конституции СССР 1977 года, и интерпретацией их представителями диссидентского движения. Диспут предлагается провести в форме «аквариума» (деление учеников на непосредственных участников диспута - «внутренний круг» и зрителей - «внешний круг», первые имеют возможность «прожить» ситуацию, вторые - увидеть её со стороны). О порядке проведения диспута учитель сообщает школьникам заранее вместе с темой домашнего задания. Алгоритм диспута следующий: вводное слово ведущего, раскрывающего проблему; поочередное выступление команд с заявлением позиций (до 5 минут); вопросы от участников диспута друг к другу (до 7 минут); обдумывание вопросов и формулирование ответов (до 5 минут); заключительные речи спикеров с учетом заданных вопросов и ответов (до 5 минут); голосование зрителей и их комментарии; заключительное слово учителя о противоречиях формирования гражданского общества в России, начавшегося в середине ХХ века.
Урок на тему: «Реформа политической системы» (§. 42) предлагается провести в форме продуктивной игры, предполагающей создание информационного продукта, в основе которого лежит анализ проблемы и варианты её решения в форме проекта.
Для организации продуктивной игры на тему: «Формирование «советского парламентаризма» в условиях форсированной демократизации (вторая половина 1980-х гг.)» обучающимся предлагается организовать и провести на уроке историческую реконструкцию XIX партийной конференции КПСС, на которой обсуждались варианты новой советской конституции, отражающей потребность в демократических преобразованиях и формировании новых (демократических) органов власти. Участникам конференции было предписано разработать проекты новой конституции государства на основе принципа разделения власти и с учетом потенциального допущения к принятию политических
аЖаШШзммШШб®^ проблемы современной психологии и пеапгогики
решений других, некоммунистических партий. В этой связи требовалось пересмотреть конституционные функции органов государственной власти, а также должностные обязанности высших государственных служащих СССР (Верховный Совет СССР, Правительство СССР (Совет министров СССР), Верховный Суд СССР) на основе независимости каждой ветви власти. Подготовка к игре по ролям от делегатов союзных республик на конференции и изучение материала параграфа должны стать частью домашнего задания. Ученикам необходимо распределить роли руководителей СССР в 1988 году (3 человека, они должны быть ведущими конференции).
Урок необходимо разбить на три этапа:
- первый этап (10 минут) - организаторы конференции выступают с обращением к делегатам, сообщая им главную задачу - выработать предложения к проектам конституции государства, предложив участникам создать рабочие группы (класс делится на группы);
- второй этап (15 минут) - обсуждение и формулирование окончательных версий предложений; следует подготовить для групп кейсы с материалами (выдержки из конституций других государств в отношении организации власти); работая над предложениями, старшеклассники должны использовать тексты конституций демократических стран, существовавших в конце ХХ века (их сравнение целесообразнее провести в таблицах);
- третий этап (15 минут) - оглашение предложений и подведение итогов конференции организаторами (какие предложения имеют смысл и почему).
Урок на тему: «Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.» (§. 46) предлагается провести в форме дискуссии, моделирующей телепрограмму «Политический разговор» - обсуждение программ политических партий (ЛДПР, «Выбор России», КПРФ и т.д.) накануне выборов в Государственную думу Российской Федерации I созыва (1994 г.). Участников предлагается разделить на группы: лидеры политических партий (3 человека), ведущий (1 человек), зрители в студии. Перед каждой группой стоят разные задачи: перед лидерами партий - привлечение голосов избирателей (среди присутствующих), перед ведущим - обеспечение диалога между партийными лидерами и избирателями, а перед участниками - определение политических предпочтений на основе анализа. Итогом игры станет голосование участников телепередачи за того или иного лидера партии.
Алгоритм проведения урока: вводное слово ведущего (5 минут); постановка общих вопросов (Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года? Какие задачи должна решать экономическая политика РФ? Ваши инициативы и предложения по реформам?); выступление лидеров партий (до 7 минут каждому); вопросы от участников (15 минут); голосование и подведение итогов (4 минуты).
Урок на тему: «Россия в 2008-2014 гг.» (§. 53) предлагается провести с использованием социологического исследования, включающего такие вопросы: Интересуетесь ли вы политическими событиями в стране?; Приняли бы вы участие в президентских выборах или выборах в Ггосударственную Думу РФ? Участие в выборах -это добровольное право каждого или гражданская обязанность?
Для проведения опроса целесообразно разделить класс на групп и помочь учащимся распределить функции между собой. В качестве респондентов следует рекомендовать обучающимся обратиться к соседям или знакомым. По итогам опроса и анализа результатов учащиеся должны сделать презентацию, которую каждая группа представляет на уроке. После каждого выступления проводится обсуждение.
В курсе «Обществознание» (четвертая четверть) можно обсудить проблемы обеспечения электоральных прав и свобод граждан на уроке по теме: «Международная защита прав человека» (§ 29). После сообщения основного материала предлагается
пеппгогичесний жырнпл anшнортостпнп м 5(84). so 19 asasSäs
провести анализ конкретных ситуаций, опираясь на нормы международного права («Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Декларация о критериях свободных и справедливых выборах», «Всеобщая декларация о демократии», «Конвенция о защите прав человека и основных свобод»). Можно предложить следующие ситуации для обсуждения:
1. К гражданину А угрожают увольнением с работы, если он как избиратель проголосует не за того кандидата;
2. Гражданин Б заметил нарушение на избирательном участке (подмена избирательного бюллетеня);
3. Гражданину С отказали в праве выставить свою кандидатуру на выборах в местное (региональное) законодательное собрание.
Завершающим внеурочным мероприятием в 10-х классах может стать посещение старшеклассниками местного (регионального, муниципального) законодательного собрания (экскурсию можно приурочить к 27 апреля - Дню российского парламентаризма).
До экскурсии на уроках по истории новой России (§. 42, 46, 53) следует объяснить функции и порядок формирования законодательных органов Российской Федерации на современном этапе. Перед посещением законодательного собрания класс разбивается на группы, каждая группа получает исследовательское задание. Например, охарактеризовать круг вопросов, обсуждаемых депутатами; осветить позиции и мнения депутатов по основному кругу вопросов; описать различия в подходах депутатов по обсуждаемым вопросам; сформулировать итоги парламентской сессии.
Далее при встрече с депутатами старшеклассники должны уяснить: их функции и участие в решении проблем местного значения; характер и частоту встреч с избирателями; законодательные инициативы. Вопросы к депутатам должны сформулировать сами старшеклассники, предварительно обсудив их с педагогами (задание выполняется небольшими группами). Тема вопросов: «Содержание, функции и обязанности народных избранников в законодательном собрании». После посещения законодательного собрания ученикам необходимо подготовить отчет о выполнении заданий, с которым они выступят на круглом столе.
Представленное в статье дидактическое обеспечение для решения важной задачи по формированию у десятиклассников электоральной грамотности подтвердило свою эффективность в процессе опытно-экспериментальной аппробации.
1. Бедерханова, В.П., Бондарев, П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. пособие / Краснодар. краевой ин-т доп. проф. пед. образования. - Краснодар, 2000. - 54 с.
2. Герасимова, Н.И. Деловая игра - образовательная технология в обучении и воспитании. - Курск : Изд-во КГУ, 2011. - 36 с.
3.История России: 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. / М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.; под ред. А.В. Торкунова. - Москва : Просвещение, 2016.
4.Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, А.В. Белявский и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. - 2014. - 350 с;
5. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учеб. - Москва : Профиздат, 1991. -
156 с.
6. Русина, А.С. Возможности учебников по Новой истории в формировании электоральной грамотности школьников // Преподавание истории в школе. - 2019. - № 4. - С. 80-83.
7. Русина, А.С. Формирование электоральной грамотности как актуальная задача современного гражданского образования старшеклассников // Вестник МГПУ, серия «Педагогика и психология», 2019. - № 1(47). -С. 116-121.
8. Светенко, Т.В., Калинкина, Е.Г., Петренко, О.Л. Дебаты: учебно-методический комплект. - Москва : Изд-во «Бонфи», 2001. - С. 21.
9. Федеральные государственные стандарты общего образования [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки РФ. - URL: минобрнауки.рф /документы/543 (дата обращения 15.03.2016).