Научная статья на тему 'Конформистское отношение студенческой молодежи к электоральному процессу'

Конформистское отношение студенческой молодежи к электоральному процессу Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
292
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФОРМИЗМ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сергеева Зоя Николаевна

В статье рассматривается электоральное поведение студенческой молодежи, как особого типа избирателя, с формирующимися политическими предпочтениями и отсутствием опыта принятия политических решений. Автор на основе данных экспертного интервью обосновывает необходимость применения различных методов работы. Для противостояния конформистскому отношению студенческой молодежи необходимо: преодолеть экстернальный локус контроль, актуализировать политические программы под проблемы молодого человека, привлекать школьников к моделированию избирательного процесса, активно использовать средства интернет-коммуникаций в электоральном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конформистское отношение студенческой молодежи к электоральному процессу»

_ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ_

УДК 316.44

Сергеева Зоя Николаевна

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социально-массовых коммуникаций, Новосибирский государственный технический университет, zoya-sergeeva@list.ru, Новосибирск

конформистское отношение

студенческой молодежи

к электоральному процессу

Аннотация. В статье рассматривается электоральное поведение студенческой молодежи как особого типа избирателя с формирующимися политическими предпочтениями и отсутствием опыта принятия политических решений. Автор на основе данных экспертного интервью обосновывает необходимость применения различных методов работы. Для противостояния конформистскому отношению студенческой молодежи необходимо: преодолеть экстернальный локус контроль, актуализировать политические программы под проблемы молодого человека, привлекать школьников к моделированию избирательного процесса, активно использовать средства интернет-коммуникаций в электоральном процессе.

Ключевые слова: конформизм, манипулирование, электоральное поведение, воспитание, студенческая молодежь.

Одной из знаменитых цитат Аристотеля, ставшей афоризмом, является высказывание о том, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи. Воспитание же в свою очередь предполагает «научение» навыкам поведения, планомерное воздействие разных институтов и старшего поколения на личность человека, его умственное и физическое развитие. А если речь идет об электоральном поведении, то можно предположить, что влияние родителей, системы среднего и высшего образования является главным фактором, который определяет процессы принятия решений и формирует модели голосования. К сожалению, ни одна из молодежных организаций, политических партий и движений современной России не стала реальным инструментом формирования политической активности молодежи. Наиболее известные организации: «Молодые социалисты России», «Молодая гвардия Единой России», «Молодёжное Яблоко», «Время молодых» («Соколы Жириновского»), которые ставили своей целью повышение политической грамотности, вовлечение молодежи в политические процессы, патриотическое воспитание и др., на сегодняшний момент или прекратили свою деятельность, или функционируют слабо.

Представители современной российской молодежи не готовы отстаивать собственное мнение по политическим вопросам, большинство из них - конформисты. Поскольку

СМИ позиционирует свою оценку информации как мнение большинства, то они могут изначально рассчитывать на понимание, а затем и на доверие этого большинства. В результате тезис: «Конформизм - власть большинства» можно было бы заменить другим тезисом: «Конформизм - основание для манипулирования». Этот тезис подтверждают выявленные Э. Ноэль-Нойман эффекты формирования общественного мнения: спираль молчания и информационный дефицит [4]. Важной составляющей данной концепции являются средства массовой коммуникации. С точки зрения первого эффекта человек, чье мнение не совпадает с мнением большинства, боится его высказывать, чтобы не оказаться в ситуации социальной изоляции. Сокрытие или нежелание вступать в спор приводит к нарастанию спиралеобразного процесса. Это ведет к конформизму и установлению доминирующей точки зрения, которая не всегда является массовой. Второй эффект связан с низким уровнем информационной культуры: при нарастании потока информации ее могут воспринимать только те люди, которые способны задавать правильные параметры поиска информации, способны ее анализировать и перерабатывать, они будут создавать качественно новую информацию. По мнению Е. А. Сайкина, «поиск, декодирование и/или фильтрация данных, их верификация и критический анализ остаются вне поля компетенций учаще-

гося. В результате к более зрелому возрасту человек привыкает пользоваться встроенными техническими фильтрами и поисковыми машинами, которые программируют за него другие» [7].

Молодые люди редко обладают опытом принятия решения, разносторонними ресурсами для выявления объективной информации, однако большинство из них, обладая компьютерной грамотностью и владея различными формами деятельности в Интернете, включены в интернет-сообщество. Поэтому сегодня для включения молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет в электоральный процесс необходимо использовать средства интернет-коммуникаций. Однако важнее не только найти избирателя в сети, но и мотивировать его, знать, как «довести его до урны». Студенческая молодежь - это особый избиратель, так называемый сомневающийся тип электората с несформиро-ванными политическими предпочтениями и отсутствием опыта принятия политических решений. Все эти факторы влияют на степень манипулирования: политической элите / ее представителю довольно легко провести «омассовление» нужной для него части общества - целевой аудитории. Как утверждает Ж. Бодрийяр, «массы - это те, кто ослеплен игрой символов и порабощен стереотипами, это те, кто воспримет все, что угодно, лишь бы это оказалось зрелищным» [2]. Воздействие можно назвать классической формой манипулирования, которое строится по принципу одностороннего и единоличного влияния манипулятора на объект манипулирования. Воздействие (манипулирование) предполагает: конфор-мистско-пассивное поведение объекта, его внешний локус-контроль; проблемы с информированием объекта: недоступность, недостаточность информации; отсутствие обратной связи в отношениях влияния субъекта на объект.

Задача политического субъекта на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) - не просто информировать граждан, но и добиться определенного поведения. Как пишет Л. А. Осьмук, «как бы ни был настроен электорат, устройство политической системы и представительной демократии требует, чтобы выборы состоялись; и власти делают все, чтобы люди все-таки пришли

на выборы. В условиях, когда работа с коммуникативными потоками становится обязательным условием политической игры, нельзя игнорировать общественное мнение» [6]. Однако выстраивания коммуникативных потоков бывает недостаточно, особенно если это касается молодежного пассивного электората (и это проблема не только России). Поэтому для того чтобы обеспечить явку, власть вынуждена изменять правила игры. Так, с 2006 г. в Российской Федерации минимальный порог явки избирателей был отменен на выборах всех уровней власти [3]. Появляется необходимость разъяснить, что от уровня избирательной явки зависит легитимность власти, а значит и эффективность ее работы. Используемые избирательной комиссией г. Новосибирска методы работы по повышению электоральной явки на данный момент недостаточно эффективны.

Многие современные политтехнологи считают, что современные выборы «представляют собой театрализованное представление», а это значит, что люди все меньше хотят знать о политической программе кандидата и больше участвовать в «праздничных» мероприятиях. А для того чтобы политические выборы стали интересны студенческой молодежи, не интересующейся политикой, необходимо показать практическую пользу для конкретного жителя на конкретной территории - актуализировать его личную проблему в процессе выборов.

Однако в условиях современной предвыборной борьбы для кандидатов, стремящихся получить мандат, общий уровень избирательной явки достаточно важен. Политические партии и кандидаты нередко самостоятельно пытаются стимулировать явку избирателей, а для этого применяют технологии политического маркетинга и public relations.

Наиболее эффективным на данный момент методом является предоставление молодому избирателю не только возможности сделать политический выбор, но и получить от этого реальную «маркетинговую» пользу. Именно поэтому включение определенных «бартерных» отношений в предвыборный процесс («ты - свой голос, тебе - скидка или подарок») способно повысить явку, прежде всего среди молодого электората, при наличии хорошей сопровождающей рекламно-

информационной компании от 3 до 10 %»'. Некоторые политические консультанты, участвующие в экспертном интервью, говорят о том, что такой метод является хорошим примером современного понимания корпоративной социальной ответственности: коммерсант получает клиента, человек получает реальную материальную экономию, а избирательная комиссия - хороший уровень явки. Таким образом, воплощается принцип корпоративной социальной ответственности, который основывается на взаимном понимании нужд всех трех участников любого процесса, в том числе политического: бизнес - общество - власть.

Развитие политической грамотности должно начинаться еще в школьном возрасте. Именно поэтому важна составляющая «научения» поиску и применению информации, ее анализу и дифференциации. Так, еще недавно Интернет в России не использовали вообще как канал передачи политической информации электорату, сегодня тысячи представителей «офисного планктона», просто молодых людей сутками работают и развлекаются благодаря сети и именно поэтому политическая борьба все чаще переносится в пространство Интернета. «Будущее в отношении повышения политической явки за "электронными выборами", - голосованием не выходя из дома со своего персонального компьютера», - отмечает один из экспертов [7]. В Ленинском районе г. Новосибирска 40 школ, из них 36 имеют компьютерные классы и 63 специализированных кабинета, укомплектованных компьютерами с выходом в Интернет [8], а это значит, что практически каждый выпускник, а впоследствии избиратель - это активный пользователь персональным компьютером с практическими знаниями о возможностях Интернета.

Уже на сегодня активно используются для передачи политической информации социальные сети, блоги, форумы и сайты. Для развития субъектных характеристик необходимо развитие в рамках школьной

1 Данные глубинного фокусированного экспертного интервью с политическими консультантами г Новосибирска, отбор экспертов осуществлялся методом «снежного кома», экспертное интервью проводилось в 2013 и 2014 гг. (всего 15 человек).

среды практики политических игр - выборов президента школы, министров школы, депутатов. Моделирование реального избирательного процесса с присущими ему законодательными тонкостями позволит выпускникам школ с интересом и определенным знанием избирательного права становиться частью политически активного электората. Применение неких социальных технологий повышения политической грамотности старшеклассников 15-17 лет является одним из наиболее важных видов деятельности, которые могут реализовываться в рамках дисциплины «обществознание» или специализированных факультативов. По мнению О. А. Лаврентьевой, в связи с переходом школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты и усилением внимания к воспитанию подрастающего поколения перед педагогическим сообществом ставится задача формирования у современных учащихся общественной активности и социальной зрелости [5].

Социальные сети в Интернете во многом есть отражение реального мира, и содержание сообщения формирует лидер. Контент, формируемый особым образом, способен оказывать манипулятивный эффект и охватывать большое количество пользователей сети. Как считают В. И. Белоусов, Е. П. Шаталов, «формирование такой сети обеспечивает стабильные интерактивные коммуникации с посетителями, возможность оказывать постоянное влияние на их потребительское и социальное поведение» [1].

Возможность воздействовать, манипулировать через информационную сеть привлекает субъектов политической сферы и открывает широкие возможности для диалога власти и общества. Привлечение граждан к выработке и принятию решений по политическим вопросам содействует развитию демократии. Социальные субъекты в последнее время все чаще объединяются в группы вокруг конкретной проблемы и отстаивают свои интересы, однако возраст участников в этих группах старше 35 лет. При этом ситуация из виртуальной перетекает в социальную реальность и защита собственных интересов осуществляется уже в реальности. Среди взрослого населения находятся активные граждане, способные и сами оказывать воздействие на субъектов политического ма-

нипулирования. Н. С. Юханов полагает, что в настоящий момент развитие политической коммуникации в сети приводит к появлению на социальной инженерии специалистов нового типа - происходит интернетизация и трансформация самого социального и политического действия. Таким образом, мы имеем дело с новым «активистским» типом сетевой политической культуры участия [9].

Примером эффективной работы в сети может служить победа Б. Обама на выборах президента США: проведя встречу с главами Facebook, Google, Twitter, Yahoo, NetFlix, Oracle, Apple, ему удалось использовать весь потенциал сети Интернет [1].

Вовлечение молодежи в политический процесс с помощью социальных сетей Интернет представляется противоречивым и технологически сложным. Пользователи имеют возможность создавать анонимные контенты, высказывая определенные мнения и не испытывая при этом психологических барьеров, которые могут испытывать в реальной жизни; тем самым обеспечивается эффект свободы, необходимый для противостояния манипулированию. Затрудняется контроль над ситуацией со стороны и возникает необходимость тотальной медиации и модерации коммуникации в сети. По мнению Н. С. Юханова, «функционирующая ныне политическая система, ориентированная на подавление легитимных оппозиционных общественных организаций, не может столь же эффективно управлять политическим поведением средних городских слоев населения. Полагаем, что в перспективе интернетизация российской политики станет одним из факторов модернизации и демократизации политической системы, ее трансформации предположительно в сторону полицентричности» [10].

Высокий уровень конкуренции среди политических партий и увеличение количества пользователей приводит к необходимости работать с молодежной интернет-аудиторией. В России этот процесс только начинает набирать обороты и только сейчас исполнительные комитеты партий создают службы по работе с адаптацией политического контента в социальных сетях, где большинство пользователей - молодые люди. Еще одной технологией построения диалога с молодежью через социальные сети является запуск

«вирусных» видеороликов. Таким образом, работа с так называемым newmedia функционально способна заменить традиционные СМИ.

Для противостояния конформистскому отношению студенческой молодежи необходимо: преодолеть экстернальный локус контроля, воспитывая молодого избирателя, который не считает, что от его голоса ничего не изменится; актуализировать политические программы под проблемы и нужды молодого человека; привлекать школьников к моделированию избирательного процесса в ходе ролевых игр, активно использовать средства интернет-коммуникаций в электоральном процессе, транслировать практическую пользу для студенческой молодежи на конкретной территории, актуализировать решение личной проблемы в процессе выборов.

Библиографический список

1. Белоусов В. И., Шаталов Е. П. Социальные Интернет-сети как политическое оружие и инструмент конкурентной борьбы [Электронный ресурс] // Капитал страны: федер. Интернет-издание. - URL: http://www.kapital-rus.ru/ index.php/articles/article/183584 (дата обращения: 18.04.2011).

2. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 95 с.

3. Кузьмин В. Не явки ради [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2006. - 7 дек. - Федер. вып. № 4241. - URL: http://www.rg.ru/2006/12/07/ izbir-popravki.html (дата обращения: 25.04.2015).

4. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытие спирали молчания: пер. с нем. - М.: Прогресс. Академия: Весь мир, 1996. - 351 с.

5. Лаврентьева О. А. Подготовка студентов к формированию социальной ответственности у школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 131-135.

6. Осьмук Л. А. Общественное мнение: социология и психология: учеб. пособие [для гуманитар. специальностей всех форм обучения]. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002. - 167 с.

7. Сайкин Е. А. Проблема эффективности социальных коммуникаций в современном обществе [Электронный ресурс] // Социальные науки: social-economic sciences : электрон. науч. журн. -2014. - № 1. - URL: http://www.academymanag.ru/ journal/tn1.html. (дата обращения: 28.04.2015).

8. Сведения о материальной базе учреждений, реализующих программы общего образования на начало 2010/2011 учебный год: Федер. стат. наблюдение, форма № Д-4 / отдел образования администрации Ленин. р-на г. Новосибирска. - Но-

восибирск, 2011. - 11 с.

9. Юханов Н. С. Интернет и социальные движения: особенности сетевого политического действия [Электронный ресурс] // Пути России. Будущее как культура: прогнозы, репрезентации, сценарии. - М.: Новое лит. обозрение, 2011. - Т. XVII. - С. 116-127. - Режим доступа: http://aturnick.livejournal.com/154428.html. - Загл. с экрана.

10. Юханов Н. С. Трансформация политического консультирования: роль и значение «новых медиа» // Власть. - 2009. - № 11. - С. 37-40.

11. Donohue G. A. Mass media and the knowledge gap: a hypothesis reconsidered // Communication research. - 1975. - Vol. 2, № 1. - P. 3-23.

12. Reckwitz A. Toward a theory of social practices: A development in cultural theorizing // European Journal of Social Theory. - 2002. -№ 5/2. - P. 243-263.

Sergeeva Zoya Nikolaevna

Cand. Sci. (Sociolog.), Assoc. Prof. of the Department of Social Mass Communications, Novosibirsk State Technical University, zoya-sergeeva@list.ru, Novosibirsk

conformist students' attitudes to the electoral process

Abstract. In the article the electoral behavior of student's youth, as a special type of the voter, with the former political preferences and lack of experience in making political decisions has been considered. Based on the data of the expert interview the author proves the existing need of application of various methods of work in order to oppose the conformist relation of student's youth. To counter conformist against students should: overcome external locus control, update the policy program under the problems of a young man, to attract students to the modeling of the electoral process, to actively use the tools of internet communications in the electoral process.

Keywords: conformism, manipulation, electoral behavior, education, student's youth.

Поступила в редакцию 28.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.