Также тревожная ситуация кроется в возможности получить (если уже не взрастили) молодых приспособленцев в составе сервильных молодежных псевдопарламентов и других ведомств. Поэтому автор не разделяет оптимизма г-на С. Нарышкина, утверждающего, что «все больше возникают у населения, особенно у молодежи, вот такие патриотические чувства. Ничего странного нет в том, что у молодых людей появляется желание работать на государство, служить государству, быть государственным служащим или... чиновником» [14].
Эффективность деятельности (после бесконечных реорганизаций) комитета по молодежной политике при Министерстве образования и науки Республики Бурятия, молодежных парламентов будет во многом определяться восстановлением статуса выразителей интересов молодежи. Возможно, нужна новая генерация молодежных лидеров, экономически и социально думающих о людях, а не о собственной карьере.
И тогда произойдет укрепление доверия молодых граждан к власти.
Литература
1. Коряковцева О. О взаимоотношениях органов государственной власти с молодежными общественнополитическими организациями // Власть. - 2009. - №6. -С.27-29.
2. Элита по наследству // Российская газета. - 2009. -23 июля. - С.8.
3. http://2007.molgvardia.ru.
4. http://www.youthyabloko.ru.
5. http://egov-buryatia.ru.
6. http://hural-rb.ru.
7. http://baikal-media.ru.
8. www.infpol.ru.
9. Белобородов С. Унесенные ветром // Московский комсомолец в Бурятии. - 2005. - 7-14 сентября. - С.10.
10. Шишкина В. Молодежь - та сила, которая должна взять в руки все! // Номер один. - 2006. - №20 (17 мая).
11. Главное - не воруй из бюджета! // Аргументы и факты. - 2009. - № 49. - С.3.
12. Назначенцы из резерва // Российская газета. - 2009. - 11 июня. - С.8.
Бадмаев Андрей Захарович - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Badmaev Andrey Zakharovich - candidate of science (history), assistant professor of department of general history at The Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 324:316.346.32-053.6
А.П. Воробьев
ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Статья посвящена электоральной активности студенческой молодежи. В ней представлены различные подходы к определению студенческой молодежи, подчеркивается необходимость использования синтезного подхода. На основе экспертного опроса выявлены основные факторы, влияющие на электоральную активность, дана их качественная характеристика. Определены эффективные направления и формы деятельности по повышению электоральной активности. Дана оценка уровня электоральной активности студенческой молодежи в регионах Российской Федерации.
Ключевые слова: электорат, электоральная активность, электоральное поведение, студенческая молодежь, избирательная комиссия.
A.P. Vorobyov
ELECTORAL ACTIVITY STUDENTS
The article is devoted to the electoral activity of students. It presents different approaches to the definition of students, necessity to use the synthetic approach. Based on the expert survey revealed the main factors influencing the electoral activity, given their qualitative characteristics. The effective areas and forms ofpractices to improve electoral activity. Assessed the level of electoral activity of students in the regions of the Russian Federation.
Keywords: electorate, electoral activity, electoral behavior of students, the election commission.
Студенческая молодежь всегда была и остается специфической социально-демографической группой общества. Она - будущее страны, ее духовная, интеллектуальная проекция и в силу этого представляет собой потенциально наиболее значимую движущую силу социокультурных изменений.
В социологической литературе существуют различные точки зрения на статус этой группы молодежи. Студенчество определяется как «социально-демографическая» [1], или как «социально-профессиональная», или как «самостоятельная социальная группа», а иногда представ-
ляется как «особая общественная группа» [2].
Основной вид деятельности студента - овладение знаниями, приобретение навыков профессионального труда, то есть учеба. Эту деятельность некоторые ученые-социологи отождествляют с профессиональной, трудовой деятельностью. Как отмечает О. В. Рудакова, «студенчество, как и молодежь в целом, не является социальным элементом, существующим наряду с классами; это, прежде всего, неотъемлемая составная часть социальной структуры общества, в которой специфически проявляются сущностные свойства и черты классов и слоев. Студенческая молодежь, состоящая из представителей различных классов и социальных общностей, обладает сходными чертами и общими интересами» [3].
Определяя студенческую молодежь как идентификационную группу, следует подчеркнуть, что это, прежде всего, совокупность индивидов, объединенная возрастом, спецификой труда, особыми условиями жизни, поведением и психологией, общими ценностями и идеями в едином культурно-образовательном пространстве. Студенчество - это не только передовой отряд молодежи. Являясь высокообразованной и высококультурной частью общества, оно выступает как инновационный резерв и потенциальная элита общества в целом, которая концентрирует в своих взглядах и идеях потенцию будущих политических, культурных и экономических преобразований в обществе.
На основе существующих подходов к определению студенчества как самостоятельной социальной группы можно заключить, что наиболее целесообразным является использование синтезного определения студенчества. Именно такой подход, на наш взгляд, позволит объединить отдельные важные аспекты в определении студенческой молодежи, такие, как например, социально-ролевой, общественно-функциональный, социально-профессиональный, демографический, социально-психологический и другие.
Построение гражданского общества и развитие демократической политической культуры в современной России невозможно без повышения уровня гражданской и политической активности молодежи, без усвоения молодыми людьми системы демократических норм и ценностей. В этой связи наиболее актуальной задачей становится изучение всех аспектов электорального поведения молодежи. Студенческая молодежь
отличается высокой степенью интеграции как в малые (группы, факультеты), так и крупные (институты, колледжи) сообщества. Сегодня, как никогда ранее, необходимо исследование электорального поведения студенческой молодежи, которое позволит определить доминирующие факторы, оказывающие влияние на активность избирателей. Сделать это необходимо, чтобы на основе таких данных разработать и внедрить эффективную стратегию управления избирательными кампаниями в молодежной среде.
В период за июль-октябрь 2010 года нами проводилось исследование электоральной активности студенческой молодежи в форме экспертного опроса, в котором принимали участие представители четырех регионов Сибирского Федерального округа, являющиеся членами государственных и негосударственных (общественных) организаций, деятельность которых связана с повышение электоральной активности избирателей. Это представители избирательных комиссий Республики Бурятия, Забайкальского края, Томской, Иркутской областей, молодежных избирательных комиссий Томской, Иркутской областей, Народного Хурала Республики Бурятия, молодежных палат Городского Совета г.Улан-Удэ и Народного Хурала Республики Бурятия в количестве 21 человек. Исследование проводилось с цель выявления факторов, влияющих на электоральную активность, уровня электоральной активности, основных направлений и форм повышения электоральной активности студенческой молодежи.
В ходе исследования экспертам предлагалось ответить на вопрос: «В чем выражается высокий уровень электоральной активности студенческой молодежи?».
Большинство экспертов считают, что высокая явка во время выборов является главным показателем уровня электоральной активности (35%). Далее по степени важности следует показатель участия в общественной жизни (32%), 16% экспертов считают выдвижение собственной кандидатуры свидетельством высокого уровня электоральной активности, 11% отметили участие в агитационной деятельности, 3 % экспертов считают проявлением высокого уровня электоральной активности студенческой молодежи -членство в избирательных комиссиях, другое.
Таблица 1
Показатели высокого уровня электоральной активности студенческой молодежи, %
высокая явка во время выборов 35
участие в общественной жизни 32
выдвижение собственной кандидатуры на выборы 16
участие в агитационной деятельности 11
членство в избирательных комиссиях 3
другое 3
Рассмотрим факторы, оказывающие наибольшее влияние на электоральную активность.
По мнению экспертов, наиболее важный фактор - «воспитание, влияние семьи» (21%). Далее следуют «деятельность молодежных организаций» и «влияние СМИ» (по 17%). 16 % опрошенных отметили значимость фактора круга общения, 14% - агитационной деятельности. Далее, приблизительно в равных долях присутствуют варианты: «влияние «административного» ресурса ВУЗов» - 6%, «другое» - 4%, «влияние деятельности избирательных комиссий» - 3%, «деятельность иных государственных организаций» - 2%.
В графе «другое» прозвучали следующие версии: «высокий уровень фальсификации на выборах, отсутствие желаемого результата», «осознание своего "Я" в обществе» - 4%.
Основными показателями низкого уровня электоральной активности эксперты назвали низкую явку во время выборов - 34%, «нежелание участвовать в общественной жизни» - 37%, аполитичность - 20 %; 9% экспертов указали на протестное поведение.
Задавая экспертам вопрос: «Каковы причины низкого уровня электоральной активности студенческой молодежи?», мы предложили им высказать свое собственное мнение. Таким образом, вырисовывается картина освещения причин низкой электоральной активности.
Эксперты отметили следующие причины: «менталитет», «аполитичность» «низкая правовая культура, слабая государственная молодежная политика, недостаточное финансирование молодежных программ», «недоверие к власти», «слабая работа молодежных организаций в студенческой среде», «отсутствие жизненных перспектив», «недостаточная информированность».
Следующим был задан вопрос: «Оцените, уровень электоральной активности студенче-
ской молодежи в Вашем регионе?».
Обобщенные данные свидетельствуют о среднестатистическом уровне электоральной активности студенческой молодежи в данных регионах Сибирского Федерального округа. Абсолютное большинство экспертов (62%) склоняется к мнению о среднем уровне электоральной активности студенческой молодежи, 33% считают уровень активности низким, и лишь 5 % определяют его как высокий. 33% - это треть от общего числа студенческой молодежи. Этот факт можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, низкая политическая культура населения, в том числе и студенческой молодежи. Во-вторых, недостаточная эффективность мероприятий по повышению электоральной активности. В-третьих, мало внимания этой проблеме уделяется со стороны государства. Плановая работа ведется очень нестабильно. Всплески активности проявляются накануне выборов, однако этого недостаточно.
Ответ на вопрос: «Как Вы считаете, оказывают ли влияние государственные и негосударственные организации на повышение электоральной активности студенческой молодежи?», помог выявить следующее экспертное мнение. 59 % экспертов убеждены в том, что государственные и негосударственные (общественные) организации оказывают влияние на электоральную активность студенческой молодежи. Почти вдвое меньше экспертов (32%), считают данное влияние возможным, но незначительным. А 9% экспертов склонилось к мнению отсутствия какого-либо влияния со стороны государственных и негосударственных (общественных) организаций.
Экспертам было предложено оценить степень влияния государственных и негосударственных (общественных) организаций на повышение электоральной активности студенческой моло-
дежи по трем различным уровням: в целом по России, в регионе, в городе.
Из приведенных данных следует, что в целом по России показатель отсутствия влияния государственных и негосударственных (общественных) организаций, по мнению экспертов, равен 10%, что вдвое превышает тот же показатель в регионах (5%) и городах (5%) опрашиваемых экспертов. Низкую степень влияния в целом по
России отметили 28% экспертов, что на 10% меньше, чем в регионах (38%) и городах (38%). Среднюю степень влияния в целом по России отметили 62% экспертов, в регионах этот показатель равен 57%, в городах 52%. Высокую степень влияния государственных и негосударственных (общественных) организаций отметили 5% экспертов только в городах.
Диаграмма 1
Степень влияния государственных и негосударственных (общественных) организаций на повышение электоральной активности студенческой молодежи, %
Диаграмма 2
Наиболее эффективные формы деятельности государственных и негосударственных (общественных) организаций по повышению электоральной активности студенческой молодежи, %
Половина опрошенных экспертов считают, что государственные и негосударственные организации в рамках деятельности по повышению электоральной активности должны развивать интерактивно-развлекательное направление.
23% респондентов отдали предпочтение научно-
просветительскому, 15% - культурно-
досуговому, 12% - спортивному направлению. Эксперты отмечали необходимость заинтересовывать молодежь, взаимодействовать со студентами, широкими массами молодежи, организовывать мероприятия в легкой и не принужден-
ной форме. Интерактивность - вот принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Соответственно необходимо передавать информацию молодежи путем взаимообмена информацией, включенности молодежи в этот процесс. Студенты не должны быть простыми наблюдателями. Вот основной принцип организации деятельности по повышению электорального поведения. В завершении опроса экспертам было предложено ответить на вопрос: «Каковы, на Ваш взгляд, наиболее эффективные формы взаимодействия государственных и негосударственных организаций со студенческой молодежью?».
Наиболее эффективной формой 26% экспертов считают фестивали, 17% выбрали общение в Интернет-форумах, 16% - ток-шоу. 9% экспертов наиболее эффективной формой считают создание молодежных организаций, по 8% выбрали, конференции и телепередачи. Семинары и тренинги получили по 5%, лекции и конкурсы -по 3%. Традиционные формы повышения электоральной активности, такие как - лекции, семинар, тренинги, уступают позиции более современным технологиям, рассчитанным на массовость и игровой характер. Обращает на себя внимание необходимость применения Интерне -та и телевидения.
В заключение следует отметить, что в качестве основных показателей уровня электоральной активности эксперты выделили высокую явку и участие в общественной жизни. К наиболее значимым факторам респонденты отнесли влияние ближайшего окружения, в меньшей степени значимыми являются деятельность СМИ, молодежных организаций и политических партий. Многое в воспитании политической культуры, а также помощь в формировании активной жизненной позиции человека, зависит от ближайшего окружения. Именно пример родителей, родственников может служить моделью поведения для молодого человека.
Основными показателями низкого уровня электоральной активности эксперты признали низкую явку во время выборов и «нежелание участвовать в общественной жизни». Отмечая причины низкой электоральной активности студенческой молодежи, эксперты признали несовершенство государственной молодежной поли-
тики, необходимость увеличения финансирования молодежных проектов, а также особенности менталитета подрастающего поколения, выражающегося в недоверии к власти, отсутствии жизненных перспектив. Несмотря на то, что уровень электоральной активности студенческой молодежи в регионах Сибирского Федерального округа оценивается большей частью респондентов как средний, треть опрошенных признают существование проблем низкого уровня электоральной активности в среде студенчества. Причины этой проблемы кроются в первую очередь в воспитании подростков.
По мнению опрошенных, государственные и негосударственные (общественные) организации влияют на электоральное поведение студенческой молодежи в той или иной степени. Наиболее эффективным направлением деятельности организаций по повышению электоральной активности эксперты назвали интерактивноразвлекательное и научно-просветительское направление. Основным принципом этой деятельности должен являться процесс интерактивности. Среди форм деятельности государственных и негосударственных (общественных) организаций по повышению электоральной активности студенческой молодежи наиболее эффективными были признаны: фестивали, общение в Интернет-форумах, проведение ток-шоу. Традиционные формы повышения электоральной активности, такие, как лекции, семинар, тренинги, уступают позиции более современным технологиям, рассчитанным на массовость и игровой характер. Обращает на себя внимание необходимость применения Интернета и телевидения.
Литература
1. Крамаренко Р.А. Воспроизведение ценностей современного общества российским студенчеством (социально-философский анализ): Дис. ... канд. филос. наук. - Новосибирск, 2003. 170 с.
2. Лисовский В.Т. Социальные изменения в молодежной среде // Credo New. - 2002. - №1. - // http://credo-new.narod.ru, С.76-77
3. Рудакова О.В. Жизненные стратегии современного российского студенчества: Дис. . канд. социол. наук. -М., 2004. С. 63
4. Малахов А.И. Электоральная активность молодежи Российской Федерации // Материалы II Международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества - будущему России». Том третий. Философия и история. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. 180 с.
Воробьев Антон Павлович - аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Vorobyov Anton Pavlovich - post-graduate of department of political science and sociology of Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].