Научная статья на тему 'Формирование экспрессивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и общим недоразвитием речи'

Формирование экспрессивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
555
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЧЬ / ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Устинова Татьяна Валерьевна

В связи с тем, что закон об образовании ставит целью достижение всеми детьми дошкольного возраста, вне зависимости от возможностей здоровья, достаточного уровня развития, необходимого для успешного освоения образовательных программ начального общего образования, важным с точки зрения ФГОС ДО является развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Устинова Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экспрессивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и общим недоразвитием речи»

69

УДК 376. 37

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Устинова Т.В. магистрант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева г. Красноярск

В связи с тем, что закон об образовании ставит целью достижение всеми детьми дошкольного возраста, вне зависимости от возможностей здоровья, достаточного уровня развития, необходимого для успешного освоения образовательных программ начального общего образования, важным с точки зрения ФГОС ДО является развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка [2].

Современный школьник должен обладать способностями самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Этими умениями сможет овладеть ребенок, обладающий богатой, грамотной и выразительной речью, которая служит средством полноценного общения и развития личности.

Еще в 70-80-х годах прошлого столетия американскими исследователями K. Nelson, E Bates, L Snyder было выявлено, что на ранних этапах речевого развития дети отчетливо подразделяются на две группы. Одни характеризуются относительно ранним речевым развитием и как следствие имеют активный рост словаря с преобладанием имен существительных и четкой артикуляцией. Другие, напротив, имеют относительно позднее речевое развитие, медленный рост словаря, преобладание глаголов, наречий и местоимений в начальном лексиконе при нечеткой артикуляции. Большинство исследуемых детей, около половины, находилось в так называемом «промежуточном положении», а на каждом из «полюсов» - примерно по четверти общего количества детей [12]. Дальнейшие исследования отечественных лингвистов Г.Р. Доброва, М. Б. Елисеева, Т. И. Зубкова подтвердили существование таких закономерностей -это так называемые референциальные и экспрессивные группы детей. Как полагают авторы, у экспрессивных детей младшего возраста довольно часто к старшему дошкольному возрасту возникают речевые нарушения

[5].

Научные сотрудники НИИ дефектологии Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.И. Жаренковой под руководством Р.Е. Левиной, изучая речевые отклонения у детей с нормальным слухом и интеллектом, в середине ХХ века выделили и описали категорию детей, у которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой (фонетика), так и к смысловой сторонам речи (лексика, грамматика) [6]. Исходя из анализа речевых нарушений, в соответствии с коррекционными

задачами, изначально были обозначены три уровня общего недоразвития речи (ОНР). В начале нулевых годов XXI века Т.Б. Филичева выделила четвертый уровень ОНР, к которому она отнесла детей с не резко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи [8].

Для успешной адаптации и обучения в школе ребёнка с общим недоразвитием речи необходимо, чтобы все элементы родного языка выступали как объект его сознательной деятельности. Поэтому одной из задач развития речи в детском саду является формирование у дошкольников начального познания языковой действительности, на которое от может опереться при дальнейшем общении и обучении. Одни из самых главных коммуникативных качеств речи - это богатство и выразительность, поэтому работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей.

В трудах Л.С. Выготского отмечено, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства и происходит развитие представлений ребенка о себе и другом. Речь выступает в роли вербального обозначения эмоций, необходимых для осознания человеком своих собственных эмоциональных переживаний [3].

Впервые проблема обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой в нашей стране была поставлена в исследованиях М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной в конце 80-х г. прошлого века. В них овладение экспрессивной лексикой ребенком старшего дошкольного возраста рассматривается как важное условие формирования социально активной личности [4]. С.В. Дель, Ж.В. Зигангирова, И.Ю. Кондратенко, О.М. Котенко, Л.Л. Лашкова, Е.А., Д.В. Нечаева, Е.А Ставцева, О.Н. Тверская, О.С. Ушакова в исследованиях доказали, что дети, имеющие ОНР (III), как правило, испытывают затруднения в выражении своих мыслей, часто не находя подходящих слов для высказывания, поскольку несмотря на наличие в лексиконе почти всех частей речи, наблюдаются трудности при построении связных высказываний, особенно выражающих временные, пространственные и эмоционально -лексические отношения [5].

Мы провели исследование, целью которого являлось изучение особенностей экспрессивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (Ш) и нормой речевого развития. В эксперименте участвовали 32 ребенка. Первая группа - это дети с ОНР (III), обучающиеся в МБДОУ «Детский сад № 322 компенсирующего вида» для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Вторая группа - это дети с нормальным речевым развитием, обучающихся на базе МБДОУ № 142. Учреждения расположены в Октябрьском районе города Красноярска. Для эксперимента использовалась методика обследования эмоционально-оценочной лексики, разработанная Е.А. Ставцевой [7]. Дошкольники подбирались с учетом следующих требований: возраст 6-7 лет, равное количество детей в том числе по гендерному признаку

70

с ОНР III уровня и с нормой речевого развития, не отягощенные какими-либо психическими и соматическими заболеваниями. Исследования с детьми проводились индивидуально, методики предлагались поочередно. Анализ результатов исследования уровней понимания и употребления эмоционально-оценочной лексики детьми старшего дошкольного возраста представлена на рисунке.

Старшие дошкольники правильно характеризовали оценочные слова, примерно в 50% случаев у нормы, и порядка 20% у детей с ОНР (III). В трети случаев наблюдалось ограниченное понимание, вместе с тем, были ответы, которые свидетельствовали о непонимании значений слов. При объяснении значений слов, обозначающих эмоции и чувства, дети, приводили ситуации, когда они могли возникнуть, начиная со слов «это когда». Дошкольники с ОНР (III) часто обнаруживали ограниченное понимание слов (мужественный - «мужик», «как мужчина себя ведет»; вежливый - «все может», «добрый», «хороший»; любопытный - «умный», «веселый») или честно признавались, что не знают значений предложенных слов «не могу понять», «не могу сказать», либо просто молчали, разводили руками. Интересная особенность наблюдалась у всех опрошенных детей с ОНР (III), при просьбе назвать ласковые слова, которые они знают, дети называли уменьшительно-ласкательные от существительных: «самолетик», «листик», «жирафик», на развитие которых делается упор педагогами при формировании умений словообразования. У детей с нормой речевого развития такие явления носили единичный характер. При исследовании особенностей понимания слов, обозначающих базовые эмоции и чувства, дети с ОНР (III) аналогично детям без речевых патологий, приводили примеры из личной жизни, но менее емкие по своему содержанию, с бледным эмоциональным окрашиванием. Например, на вопрос что такое радость, мы получали ответы: «это когда солнышко светит и настроение хорошее» - у детей из второй группы, и «это когда человек веселый, бегает вприпрыжку», «когда мы улыбаемся» - у детей из первой группы. При подборе антонимов к именам прилагательным, обозначающим нравственные качества,

дошкольники в обеих группах в половине случаев присоединяли к исходному слову частицу «не». В случаях, когда дети с нормой речи затруднялись с подбором антонима, они, ориентируясь на значение слова, правильно объясняли ситуацию, в то время как дети с ОНР (III) молчали или давали неадекватный ответ.

Рисунок 1 - Сравнительный анализ особенностей эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста до реализации проекта «Радуга эмоций»

При подборе синонимов к словам, обозначающим эмоции и чувства, дети второй группы в основном справились с заданием, в то время как дети с речевыми нарушениями из-за ограниченного словарного запаса испытывали серьезные трудности при подборе синонимов (красивый - «красота», «хороший»; ужасный - «нелюбивый», «некрасивый»; умный - «умник», «умнейший»), часто дети молчали, говорили, что не знают или называли антонимы к предложенным словам, предлагали смысловые замены частей речи (ужасный - «ужаснейший»). Дети с нормой речевого развития в целом проявляли более глубокий словарный запас, однако как и их сверстники с и ОНР (III) часто образовывали синонимы и антонимы путем присоединения частицы «не» (злой - «недобрый», «невеселый», «нехороший»; грустный - «недобрый», «невеселый»; жадный - «не жадный», трудолюбивый -«не трудолюбивый», лживый - «не обманщик»), выражали недостаточное понимание эмоциональных состояний (злой - «испуганный», «грустный»), что так же говорит о необходимости развития экспрессивной лексики у всех дошкольников. Наибольшее затруднение в обеих группах исследуемых детей вызвало предложенное слово «гнев», более 2/3 дошкольников не справились с заданием. Дети с ОНР(Ш) часто подменяли смысловые оттенки словами с диффузным значением: жадный - «добрый», лживый - «хороший». Часто встречались неадекватные ответы, свидетельствующие о непонимании ребенком значений слов: лживый - «лыжник», «ложка», что у детей с нормальным речевым развитием встречалось крайне редко. В трети случаев дети с ОНР (III) отказывались отвечать или аргументировали: «не очень хорошо знаю много слов», «много слов не знаю».

Исследование понимания смысла

стихотворения В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» показал, что все дошкольники могут правильно определить эмоциональный характер произведения, но возникают трудности со словами, имеющими переносное значение, особенно у детей с ОНР (III).

Опираясь на проведенные исследования, можно говорить о том, что эмоционально-оценочную лексику необходимо обогащать у всех детей, включая во все разделы образовательных программ воспитания, разработанных на основе ФГОС ДО и осуществляемых в разных видах деятельности. Однако особое внимание нужно уделять детям с нарушениями речи, поскольку затруднения в оценке чувств как собственных, так и окружающих, может в значительной степени затруднять социально-коммуникативное общение и самореализацию детей.

С целью развития эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и общим недоразвитием речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения, мною был разработан и реализован проект «Радуга эмоций» [11]. Содержание и методика обучения в ходе реализации проекта определялись следующими задачами: обогащать речь детей эмоционально-оценочной лексикой на основе формирования обобщенных представлений об эмоциях, чувствах, нравственных качествах; учить понимать свои чувства и чувства других, способствовать выработке нравственного отношения к поступкам людей и способности оценивать их; формировать умение использовать эмоционально-оценочную лексику в речевой практике, в общении со взрослыми и сверстниками.

Результаты реализации проекта

представлены на рисунке 2. Анализ полученных данных позволяет нам сделать выводы, что у детей подготовительного к школе возраста активный словарь обогатился эмоционально-оценочной лексикой.

Рисунок 2 - Сравнительный анализ особенностей эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста после реализации проекта «Радуга эмоций»

Результаты обследования детей до и после реализации проекта показывают, что дети более активно и расширенно используют объяснения значений слов эмоциональной оценки. Примеры, приводимые детьми, стали несколько разнообразнее. Дошкольники стали адекватнее подбирать синонимы и антонимы к словам эмоциональной оценки, более адекватно характеризовать эмоциональные ситуации, аргументируя свои ответы, опираясь на особенности ситуации, мимики, пантомимики людей и т.д. Уменьшилось количество неадекватных ответов (молчание, замена одного понятия другим, ответы по фонетическому сходству, ни с чем не связанные ответы). Однако, для более успешного обогащения активного словаря, уровней понимания и употребления экспрессивной лексики у дошкольников с ОНР, необходимо разрабатывать и реализовывать долговременные проекты, параллельно формируя и закрепляя экспрессивную лексику во всех видах деятельности детей, осуществляемых на основе ФГОС ДО.

Особо значимым в условиях успешной компенсации речевых нарушений у детей с ОНР должна стать преемственность дошкольного и начального школьного образования. Поскольку

наблюдение и общение со школьниками с ОНР (III-IV) третьего года обучения по ФГОС НОО с ТНР в МБОУСШ № 95 города Красноярска, показывает, что наряду с успешным овладением государственной программой, у детей все еще присутствуют характерные особенности: ограниченный словарный запас; сложность в подборе синонимов, обозначающих чувства и эмоции, понимание слов, имеющих переносное значение; сложности восприятия эмоционального состояния собеседника. Все это негативно сказывается на социально-коммуникативном взаимодействии школьников с ОНР и требует особого внимания родителей и педагогов начиная с раннего дошкольного возраста.

Источники и литература:

1. Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. - М.: ТЦ Сфера, 2015. -160с

2 Беляева О.Л., Лёвина Е.Ю., Мозякова Е.Ю., Реди Е.В., Гох А.Ф., Мамаева А.В. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и решения современности/ методические рекомендации для начинающих специалистов / Красноярск, 2015. Сер. Социальные практики инклюзивного образования

3 Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

4 Дель С.В., Нечаева Д.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой // Логопед в детском саду. 2011. № 3. С. 5-12.

5 Доброва Г.Р., Пивень А.В. Референциальные и экспрессивные дети: о еще одной возможности диагностирования «типологических» различий // Филологический класс.-2014 №1.- С 96-100.

5 Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / И.Ю. Кондратенко. -СПб.: КАРО, 2006. 240 с.

6 Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин.

- М.: АРКТИ, 2005. - 221с.

7 Ставцева Е.А. Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста: дис....канд. пед. Наук: 13.00.07. - М.: РГБ. 2003.- 182 с.

8 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд.

— М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.

9 Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2014

10 Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера. 2007.-256 с

11 Устинова Т.В. План - конспект Радуга эмоций в подготовительной к школе группе http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/27/plan-konspekt-proekta-raduga-emotsiy-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe

12 Nelson K. Structure and strategy in learning to talk // Monographs of the society for research in child deployment. Serial № 149, vol. 38.№ 3-4, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.