Научная статья на тему 'Формирование экоцентрической компетентности будущих аграномовэкологов'

Формирование экоцентрической компетентности будущих аграномовэкологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОЕ И АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голышева Светлана Павловна

В статье рассматривается проблема формирования экоцентрической компетентности будущих агрономов-экологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экоцентрической компетентности будущих аграномовэкологов»

УДК 37.033

Голышева Светлана Павловна

Старший преподаватель кафедры математики Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, golyshevasp@rambler.ru, Иркутск

формирование экоцентрической компетентности будущих агрономов-экологов

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования экоцентрической компетентности будущих агрономов-экологов.

Ключевые слова: экоцентрическое и антропоцентрическое экологическое сознание, компетентность, компетентностный подход.

Golysheva Svetlana Pavlovna

Senior teacher of the department of mathematics of the Irkutsk State Agricultural Academy, golyshevasp@rambler.ru, Irkutsk

THE FORMATION OF ECOCENTRIC COMPETENCE OF FUTURE AGRICULTURISTS-ECOLOGISTS

Abstract. The article deals with the problem of formation of ecocentric competence of future agriculturists-ecologists.

Keywords: ecocentric and anthropocentric ecological consciousness, competence, competence-based approach.

Сохранение и развитие окружающей природной среды является в настоящее время глобальной проблемой. Глобальный экологический кризис не является выдуманной опасностью. Он уже проявляется во многих регионах мира. Это результат агрессивнопотребительского отношения к природе, развивавшегося в течение столетий и приведшего к становлению западной индустриальной цивилизации, к становлению потребительского общества. Для предотвращения глобальной экологической катастрофы необходим новый тип цивилизации, который называют экологическим обществом. Основным принципом экологического общества должен быть принцип экологической целесообразности: не нарушать экологическое равновесие в природе, способствовать прогрессу природы.

Человечество осознало, что основным фактором устойчивого развития современной цивилизации является гарантия экологической безопасности. Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим относятся к важнейшим причинам кризисной экологиче-

ской ситуации. В этой связи вполне закономерным явилось развертывание в последние десятилетия исследований, связанных с экологическим образованием всех слоев населения. Возникает необходимость формирования принципиально нового отношения к миру - стремление к адаптации, коэволюции природы и человека, гармонизации взаимосвязей в системе «Человек - Природа».

Переход к экологическому обществу связан с развитием нового экоцентрического экологического сознания личности, означающего систему представлений о мире, при которой человек является не хозяином природы, а ее частью; природные объекты воспринимаются как полноправные субъекты, партнеры по взаимодействию.

Еще в 17 веке Блез Паскаль, французский математик, физик и философ писал: «Человек - всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник. Не нужно вселенной ополчаться против него, чтобы его уничтожить: достаточно пара, капли воды, чтобы убить его...». Этим высказыванием он хотел подчеркнуть, что человеку нельзя кичиться своим разумом, так

как он - создание самой природы и ею же может быть уничтожен в одно мгновение [1, с. 113].

Действительно, стихийные бедствия, природные аномалии и катаклизмы (землетрясения, наводнения, пожары, рост концентрации парниковых газов, истощение озонового слоя, опустынивание, обезлесение и т.п.), которые стали происходить в мире в последние десятилетия, чаще всего проявляют необратимый характер, нанеся колоссальный и непоправимый ущерб не только природе, но и человечеству. Это обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами; тем, что экологическое сознание людей, в частности, в России, в настоящее время все еще является антропоцентрическим, природа по-прежнему рассматривается лишь как источник удовлетворения потребностей общества, а не как равноправный партнер по взаимодействию с ним.

О преобладании прагматического типа взаимодействия с природой свидетельствует и тот факт, который был установлен в результате констатирующего исследования типа доминирующей установки у выпускников - агрономов-экологов Иркутской государственной сельскохозяйственной академии в отношении природы по методике «ЭЗОП». У большей части испытуемых (20 из 33 человек) выявлено потребительское отношение к природе.

В связи с этим перед человечеством встает задача, которую по праву можно назвать одной из главных задач 21 века - реализация идей устойчивого развития, коэволюция общества и природы.

Решение поставленной задачи находится в руках человечества. И одним из направлений решения данной задачи является сфера образования. Смысл экологического образования, просвещения и воспитания - это перестройка общественного экологического сознания.

В настоящее время в педагогической системе образования выявлены различные направления и накоплен определенный опыт по решению проблемы формирования и развития экологического сознания, в частности, экоцентрической компетентности учащейся молодежи. Однако проблема исследования формирования экоцентрической компетентности носит лишь общетеоретический ха-

рактер или касается вопросов школьного образования, в то время как аспекты развития экоцентрической компетентности студентов сельскохозяйственных вузов практически оставлены без внимания.

О существовании несоответствий в развитии экологического сознания выпускников сельскохозяйственных вузов России с принципами экологического общества говорят и анализ профессиональной подготовки специалистов в сельскохозяйственных вузах, и анализ научной литературы.

Этот анализ позволил нам выявить следующие противоречия в профессиональной подготовке агрономов-экологов в сельскохозяйственных вузах:

- между необходимостью непрерывной экологической направленности учебного процесса в течение всего периода обучения и дискретным характером экологического образования будущих специалистов;

- между необходимостью развития эко-центрического экологического сознания личности студентов и преимущественно потребительской в отношении природы направленностью профессиональной подготовки будущих специалистов сельского хозяйства;

- между необходимостью фундаментали-зации сельскохозяйственного образования и его узкоспециальной ориентацией;

- между значимостью в экологическом образовании личностного подхода и доминированием в учебном процессе знаниеори-ентированного.

В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 г.) и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» в 2005 г. [2].

Цель компетентностного подхода - обеспечение качества образования, которое понимается как система свойств и характеристик, отражающих соответствие образования современным потребностям и ценностям, а также представлениям о его будущем [3].

Образование - это искусственная модель реальной жизни и профессиональной деятельности: по содержанию и формам обучения, по той деятельности, которую выполня-

Таблица 1

Противоречия профессионального образования между учебной и производственной видами деятельности

№ п/п Вид деятельности:

учебная производственная

1 Учебная деятельность предполагает познавательную мотивацию Практическая деятельность предполагает профессиональную мотивацию

2 Предмет учения - учебная информация. Деятельность специалиста - создание нового продукта.

3 Содержание обучения «рассыпано» по множеству учебных дисциплин. В труде содержание обучения применяется системно.

4 У обучающегося «эксплуатируются» в основном внимание, восприятие, память и моторика. В труде обучающийся выступает целостной личностью.

5 Обучающийся занимает «ответную» позицию, проявляет активность в ответ на управляющие воздействия преподавателя. На производстве обучающийся должен проявить работоспособность, ответственность, инициативу.

6 Студент получает статичную учебную информацию В труде студентом эта информация используется динамично во времени и пространстве в соответствии с технологией производства.

7 В обучении студент выступает, своего рода, одиночкой. В то время как производственный процесс совершается в совместной деятельности специалистов.

ет студент, чтобы усвоить это содержание, по укладу жизни образовательного учреждения, ответственности и т.п. Именно здесь кроется основное противоречие профессионального образования (таблица 1).

На разрешение перечисленных противоречий и направлен компетентностный подход в образовании.

А.В. Хуторской отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации, сталкиваясь с конкретными задачами или проблемными ситуациями. Образовательная компетенция предполагает не усвоение отдельных знаний и умений, а овладение учащимися комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов. Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т.е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта [4].

В ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы:

1. Концепция экоцентрического типа общественного экологического сознания реализована как теоретическая и практическая готовность будущих агрономов-экологов к профессиональной деятельности, не нарушающей существующее в природе экологическое равновесие.

2. Понятие экоцентрической компетентности агрономов-экологов в нашей модели предполагает отсутствие противопоставленности человека и природы, их совместный прогресс; баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой; восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию; распространение этических норм и правил на взаимодействие с миром природы.

3. В структуре экоцентрической компетентности агронома-эколога выделены когнитивная, эмоциональная, мотивационно-мировоззренческая и деятельностная компетенции, освоение которых осуществляется в контексте личностно-деятельностного подхода на основе учета онтогенетических и со-циогенетических особенностей развития экологического сознания студентов.

4. Основными компонентами образовательной модели развития экоцентрической компетентности будущих агрономов-эколо-гов явились:

- содержание обучения, включающее все, что необходимо для освоения студентами компетенций, совокупность которых составляет экоцентрическую компетентность агро-нома-эколога;

- непрерывность экологического образования будущих агрономов-экологов на протяжении всего периода их обучения в вузе, означающая экоцентрическую ориентированность всех учебных дисциплин и производственных практик;

- модульное представление содержания обучения, позволяющая студентам проявлять свои творческие способности, осуществлять самопознание и самооценку уровня своего экологического сознания на основе самоконтроля и рефлексии на всех этапах обучения, формировать положительную мо-

тивацию познавательной деятельности эко-центрической направленности;

- технология индивидуальной педагогической поддержки студентов при преодолении ими препятствий на пути формирования своей экоцентрической компетентности в режиме интерактивного диалогического общения студентов и преподавателей.

Библиографический список

1. Большой фразеологический словарь. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 224 с.

2. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2005. - 23 с

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебн. для студ. высш. учебн. заведений . - М.: Изд. центр «Академия», 2009 г -384 с.

4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. - 2003. - №5. - С.55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.