УДК 37.033
Голышева Светлана Павловна
Старший преподаватель кафедры математики Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, [email protected], Иркутск
формирование экоцентрической компетентности будущих агрономов-экологов
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования экоцентрической компетентности будущих агрономов-экологов.
Ключевые слова: экоцентрическое и антропоцентрическое экологическое сознание, компетентность, компетентностный подход.
Golysheva Svetlana Pavlovna
Senior teacher of the department of mathematics of the Irkutsk State Agricultural Academy, [email protected], Irkutsk
THE FORMATION OF ECOCENTRIC COMPETENCE OF FUTURE AGRICULTURISTS-ECOLOGISTS
Abstract. The article deals with the problem of formation of ecocentric competence of future agriculturists-ecologists.
Keywords: ecocentric and anthropocentric ecological consciousness, competence, competence-based approach.
Сохранение и развитие окружающей природной среды является в настоящее время глобальной проблемой. Глобальный экологический кризис не является выдуманной опасностью. Он уже проявляется во многих регионах мира. Это результат агрессивнопотребительского отношения к природе, развивавшегося в течение столетий и приведшего к становлению западной индустриальной цивилизации, к становлению потребительского общества. Для предотвращения глобальной экологической катастрофы необходим новый тип цивилизации, который называют экологическим обществом. Основным принципом экологического общества должен быть принцип экологической целесообразности: не нарушать экологическое равновесие в природе, способствовать прогрессу природы.
Человечество осознало, что основным фактором устойчивого развития современной цивилизации является гарантия экологической безопасности. Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим относятся к важнейшим причинам кризисной экологиче-
ской ситуации. В этой связи вполне закономерным явилось развертывание в последние десятилетия исследований, связанных с экологическим образованием всех слоев населения. Возникает необходимость формирования принципиально нового отношения к миру - стремление к адаптации, коэволюции природы и человека, гармонизации взаимосвязей в системе «Человек - Природа».
Переход к экологическому обществу связан с развитием нового экоцентрического экологического сознания личности, означающего систему представлений о мире, при которой человек является не хозяином природы, а ее частью; природные объекты воспринимаются как полноправные субъекты, партнеры по взаимодействию.
Еще в 17 веке Блез Паскаль, французский математик, физик и философ писал: «Человек - всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник. Не нужно вселенной ополчаться против него, чтобы его уничтожить: достаточно пара, капли воды, чтобы убить его...». Этим высказыванием он хотел подчеркнуть, что человеку нельзя кичиться своим разумом, так
как он - создание самой природы и ею же может быть уничтожен в одно мгновение [1, с. 113].
Действительно, стихийные бедствия, природные аномалии и катаклизмы (землетрясения, наводнения, пожары, рост концентрации парниковых газов, истощение озонового слоя, опустынивание, обезлесение и т.п.), которые стали происходить в мире в последние десятилетия, чаще всего проявляют необратимый характер, нанеся колоссальный и непоправимый ущерб не только природе, но и человечеству. Это обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами; тем, что экологическое сознание людей, в частности, в России, в настоящее время все еще является антропоцентрическим, природа по-прежнему рассматривается лишь как источник удовлетворения потребностей общества, а не как равноправный партнер по взаимодействию с ним.
О преобладании прагматического типа взаимодействия с природой свидетельствует и тот факт, который был установлен в результате констатирующего исследования типа доминирующей установки у выпускников - агрономов-экологов Иркутской государственной сельскохозяйственной академии в отношении природы по методике «ЭЗОП». У большей части испытуемых (20 из 33 человек) выявлено потребительское отношение к природе.
В связи с этим перед человечеством встает задача, которую по праву можно назвать одной из главных задач 21 века - реализация идей устойчивого развития, коэволюция общества и природы.
Решение поставленной задачи находится в руках человечества. И одним из направлений решения данной задачи является сфера образования. Смысл экологического образования, просвещения и воспитания - это перестройка общественного экологического сознания.
В настоящее время в педагогической системе образования выявлены различные направления и накоплен определенный опыт по решению проблемы формирования и развития экологического сознания, в частности, экоцентрической компетентности учащейся молодежи. Однако проблема исследования формирования экоцентрической компетентности носит лишь общетеоретический ха-
рактер или касается вопросов школьного образования, в то время как аспекты развития экоцентрической компетентности студентов сельскохозяйственных вузов практически оставлены без внимания.
О существовании несоответствий в развитии экологического сознания выпускников сельскохозяйственных вузов России с принципами экологического общества говорят и анализ профессиональной подготовки специалистов в сельскохозяйственных вузах, и анализ научной литературы.
Этот анализ позволил нам выявить следующие противоречия в профессиональной подготовке агрономов-экологов в сельскохозяйственных вузах:
- между необходимостью непрерывной экологической направленности учебного процесса в течение всего периода обучения и дискретным характером экологического образования будущих специалистов;
- между необходимостью развития эко-центрического экологического сознания личности студентов и преимущественно потребительской в отношении природы направленностью профессиональной подготовки будущих специалистов сельского хозяйства;
- между необходимостью фундаментали-зации сельскохозяйственного образования и его узкоспециальной ориентацией;
- между значимостью в экологическом образовании личностного подхода и доминированием в учебном процессе знаниеори-ентированного.
В России переход на компетентностно-ориентированное образование был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 г.) и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» в 2005 г. [2].
Цель компетентностного подхода - обеспечение качества образования, которое понимается как система свойств и характеристик, отражающих соответствие образования современным потребностям и ценностям, а также представлениям о его будущем [3].
Образование - это искусственная модель реальной жизни и профессиональной деятельности: по содержанию и формам обучения, по той деятельности, которую выполня-
Таблица 1
Противоречия профессионального образования между учебной и производственной видами деятельности
№ п/п Вид деятельности:
учебная производственная
1 Учебная деятельность предполагает познавательную мотивацию Практическая деятельность предполагает профессиональную мотивацию
2 Предмет учения - учебная информация. Деятельность специалиста - создание нового продукта.
3 Содержание обучения «рассыпано» по множеству учебных дисциплин. В труде содержание обучения применяется системно.
4 У обучающегося «эксплуатируются» в основном внимание, восприятие, память и моторика. В труде обучающийся выступает целостной личностью.
5 Обучающийся занимает «ответную» позицию, проявляет активность в ответ на управляющие воздействия преподавателя. На производстве обучающийся должен проявить работоспособность, ответственность, инициативу.
6 Студент получает статичную учебную информацию В труде студентом эта информация используется динамично во времени и пространстве в соответствии с технологией производства.
7 В обучении студент выступает, своего рода, одиночкой. В то время как производственный процесс совершается в совместной деятельности специалистов.
ет студент, чтобы усвоить это содержание, по укладу жизни образовательного учреждения, ответственности и т.п. Именно здесь кроется основное противоречие профессионального образования (таблица 1).
На разрешение перечисленных противоречий и направлен компетентностный подход в образовании.
А.В. Хуторской отмечает, что введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации, сталкиваясь с конкретными задачами или проблемными ситуациями. Образовательная компетенция предполагает не усвоение отдельных знаний и умений, а овладение учащимися комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов. Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т.е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта [4].
В ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы:
1. Концепция экоцентрического типа общественного экологического сознания реализована как теоретическая и практическая готовность будущих агрономов-экологов к профессиональной деятельности, не нарушающей существующее в природе экологическое равновесие.
2. Понятие экоцентрической компетентности агрономов-экологов в нашей модели предполагает отсутствие противопоставленности человека и природы, их совместный прогресс; баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой; восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию; распространение этических норм и правил на взаимодействие с миром природы.
3. В структуре экоцентрической компетентности агронома-эколога выделены когнитивная, эмоциональная, мотивационно-мировоззренческая и деятельностная компетенции, освоение которых осуществляется в контексте личностно-деятельностного подхода на основе учета онтогенетических и со-циогенетических особенностей развития экологического сознания студентов.
4. Основными компонентами образовательной модели развития экоцентрической компетентности будущих агрономов-эколо-гов явились:
- содержание обучения, включающее все, что необходимо для освоения студентами компетенций, совокупность которых составляет экоцентрическую компетентность агро-нома-эколога;
- непрерывность экологического образования будущих агрономов-экологов на протяжении всего периода их обучения в вузе, означающая экоцентрическую ориентированность всех учебных дисциплин и производственных практик;
- модульное представление содержания обучения, позволяющая студентам проявлять свои творческие способности, осуществлять самопознание и самооценку уровня своего экологического сознания на основе самоконтроля и рефлексии на всех этапах обучения, формировать положительную мо-
тивацию познавательной деятельности эко-центрической направленности;
- технология индивидуальной педагогической поддержки студентов при преодолении ими препятствий на пути формирования своей экоцентрической компетентности в режиме интерактивного диалогического общения студентов и преподавателей.
Библиографический список
1. Большой фразеологический словарь. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 224 с.
2. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2005. - 23 с
3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебн. для студ. высш. учебн. заведений . - М.: Изд. центр «Академия», 2009 г -384 с.
4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. - 2003. - №5. - С.55-61.