Литература
1. Кукушин В.С., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. -Ростов н/Д: Феникс, 2000.
2. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. - М.: Механик, 1996.
3. Хилханов Д.Л. Этническая идентичность: роль хозяйственно-экономических и культурно-языковых факторов: автореф. дис.... д-ра социол. наук. - Улан-Удэ, 2007.
4. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры. - Ростов н/Д: РГПИ, 1993.
Барлуков Павел Георгиевич, старший преподаватель, Бурятский государственный университет.
Barlukov Pavel Georgievich, senior lecturer of Buryat State University.
669310, Иркутская область, Боханский район, п. Бохан, ул. Д. Банзарова, 8, тел. 8(395-38) 25-5-41, e-mail: skazitel29@yandex.ru
УДК 37.015.3
Я.А. Барлукова
Синергетический подход к реализации опережающей системы образования
В статье рассматриваются пути реализации синергетического подхода к личности, в процессе самоорганизации которой обеспечивается «самовыращивание» актуальных личностных структур сознания, характерных любовно-творческому типу личности.
Ключевые слова: синергетика, самоорганизация, любовно-творческая личность, опережающее
образование.
Fa.A. Bar/ukova
Synergetic approach to the realization of advanced system of education
The article deals with the ways of realization of synergetic approach to a person in a process of self-organization, which supplies self-growth of actual personal structures of consciousness, characteristic for a love-creative type of personality.
Key words: synergetic, self-organization, love-creative personality, advanced education.
Ситуация, сложившаяся в российском образовании, как справедливо считает С.В. Кульневич, полностью описывается терминами синергетики. Она неустойчива, нелинейна, сильно неравновесна, открыта. Она имеет критические точки разрушения старых структур и возникновения веера возможностей для перехода системы в новое качество. Ее вероятностное развитие может быть представлено новообразованиями более высокой сложности, чем разрушаемые предыдущие [2, с.49].
Образование действительно является открытой системой, которая способна обмениваться информацией с окружающей средой, усваивать внешние воздействия, находится в постоянном изменении. Это система самоорганизации, способной саморазвитию, «выращиванию» из себя новых, более устойчивых структур. Источником и механизмом педагогической самоорганизации служат личностные структуры сознания.
Личностные структуры, проявляясь в деятельности поведения как ценностное содержание сознания, реализуют феномен «быть личностью», определяют поведение человека как личностное отношение к ценностям культуры, науки, профессиональной и жизненной деятельности.
Одна из важных личностных структур - контроль. Сознание контролирует поведение человека, его взаимодействие с окружающей средой. Контроль зависит от нравственного содержания сознания: чем выше нравственность, тем сильнее действие контролирующей структуры сознания.
Контролирующая деятельность сознания сопровождается рядом других личностных структур: критичность (личностная оценка происходящего как внутри личности, так и в окружающей среде); рефлексивность (способность сравнивать «реальное Я» с происходящими событиями,
координировать свое «Я» в контексте этих событий, поддерживать свой статус); коллизийность
(способность видеть причины происходящих событий, оценивать противоречия по отношению к ценностям); мотивирование (способность находить смысл событий и своей деятельности, отношений с людьми; способность вырабатывать жизненные цели и ценностные ориентации).
Синергетический подход к системе образования, как к открытой системе, мы рассматриваем как наиболее подходящий в настоящее время, поскольку она переживает системный кризис и назревает новое качество образования внутри самой системы. Однако внутренние ресурсы «выращивания» новых структур нуждаются во внешней инициативе. Такой инициативой и призвана быть концепция опережающего образования, как актуальная для выживания человечества и сохранения природы, а целью опережающего образования является развитие любовно-творческой личности в школе. Следовательно, образование нужно направить на становление и развитие таких личностных структур, которые определяют любовно-творческое отношение к природе, любовнотворческий образ жизни. Речь идет о создании педагогических условий для развития любовнотворческой личности, для развития личностных качеств учащегося как любовно-творческих отношений к ценностям коэволюции общества и природы, их одновременного прогресса.
Системный кризис образования выражается в его неспособности обеспечить подготовку учащихся как субъектов своей жизнедеятельности, профессиональной и социальной самореализации, саморазвития и самоорганизации, несостоятельностью в решении проблем падения нравственных ценностей, роста преступности, агрессивности, наркомании. Эти показатели - критические точки разрушения старых структур и возникновения множества вариантов перехода системы образования в новое качество.
Новое качество - это новое качество понимания учителем своего места и роли в структуре опережающего образования, направленной на развитие любовно-творческой личности, понимания ценностей экоцентрической системы образования, исходя из интересов человечества и интересов биосферы, а также из интересов и возможностей личности.
Новое качество образования обеспечит подготовку учащихся как субъектов своей любовнотворческой деятельности, опережающей социализацию, развитие новой нравственности, новой этики.
В синергетическом подходе к системе образования в кризисном периоде нет простых, линейных методов. Это должны быть гибкие, открытые методы. Открытость системы обучения и воспитания означает, что в ней участвует сознание учащегося, в результате перед ним открывается мир знаний, содержание сознания структурируется в виде новых качеств личности. Надо рассчитывать, что при определенных неравновесных условиях в сознании за счет внутренних процессов диссипации возникнут новые личностные структуры. Они будут регулировать, управлять, контролировать мыслительную деятельность индивида, будут реализацией феномена «быть любовнотворческой личностью», проявлять и управлять собственными смыслами в соответствии с требованиями любовно-творческого образа жизни.
В соответствии с концепцией самоорганизации мы предполагаем следующую последовательность шагов для достижения поставленной цели развития любовно-творческой личности.
1. Первый шаг - уточнение основных понятий.
Личность ученика - субъект взаимодействия и творческого саморазвития, в нашей концепции ученик - субъект любовно-творческого саморазвития, а педагог - субъект взаимодействия, деятельность которого подчинена интересам саморазвития ученика, что не является препятствием для саморазвития педагога, а скорее стимулом его собственного (педагога) саморазвития, поскольку в открытом процессе образования все имеет общую тенденцию к самоорганизации. Педагог обязан уметь влиять на содержание знаний, ориентированное на любовно-творческое саморазвитие ученика, на правильный выбор ценностей, обеспечить любовно-творческие отношения, любовно-творческую психологическую атмосферу.
Воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и родителей, а также и самого ученика по управлению самоорганизацией по «самовыращиванию» личностных структур, придающих любовно-творческий смысл развитию ученика, по развитию любовно-творческого отношения ученика к людям, общества в целом, природе.
Основы самоорганизации личности - комплекс личностных структур сознания, способных обеспечить саморазвитие личности и образование новых более актуальных структур, характеризующих любовно-творческую тенденцию развития личности. В качестве основ выступает ценностное содержание личностных структур сознания: мотивирование, критичность,
самоактуализация, самореализация и др. Они рассматриваются как внутренний источник и механизм становления любовно-творческой культуры сознания.
Основные средства воспитания: создание условий для востребования личностного отношения к ценностям любовно-творческого взаимодействия с природой за счет содержания образования, опережающей социализации.
2. Второй шаг - принятие гуманистической позиции в обучении, освоение модели личностной педагогической поддержки учащихся в достижении позитивных результатов в самоорганизации.
3. Третий шаг - постановка цели. Цель развития любовно-творческой личности востребует субъектные основы личности - сознание, смысл, ценности, переживания, самооценка и т.д. Воспитание, рассматриваемое как обучение принципам жизни, дает возможность ненасильственного направления формирования опыта быть любовно-творческой личностью, быть субъектом жизни в гармоническом единстве с природой. Выделенный Е.В. Бондаревской в качестве основания для постановки общей цели воспитания опережающий характер цели (необходимость проектирования тех качеств, которые понадобятся воспитаннику для жизнедеятельности и жизнетворчества в будущем [1]) нами трактуется как ориентация на воспитание качеств, которые нужны для любовнотворческой жизнедеятельности в будущем экологическом обществе.
4. Четвертый шаг - определение принципов, с помощью которых цель и задачи переводятся в конкретные условия для работы с содержанием воспитательного и учебного материала.
5. Пятый шаг - выбор способов и приемов работы с содержанием как основным фактором достижения цели.
Способ развертывания содержания образования сводится обычно к трансляции знаний. Этот путь избирается педагогами потому, что он не требует усилий, рассчитан лишь на накопление знаний, а развитие личности считается происходящим в процессе формального усвоения знаний, оно не ставится в качестве цели обучения.
Успех развития личности в обучении во многом зависит от средств представления содержания обучения. «Пожалуй, именно в этой точке - соединения содержания со средствами, - утверждает С.В. Кульневич, - и разыгрывается основная мистерия современной педагогики. Эта точка, безусловно, критическая, что в соответствии с законами синергетики позволяет рассматривать развитие системы не только в оптимистическом, но и в пессимистическом варианте» [2, с.98].
На пути учащихся в обучении встречаются многочисленные трудности, преодолеть которые они иногда самостоятельно не могут. Очень часто по разным причинам они остаются без поддержки со стороны старших в трудной ситуации. К сожалению, педагоги все еще не могут освободиться от стереотипов авторитарного обращения с детьми.
Позиция педагога как субъекта педагогической деятельности определяется его ценностной ориентацией, его направленностью на определенные ценности материальной и духовной культуры общества. Образование считается одной из основных ценностей человека, существуют различные трактовки понятия «образование». Современное понимание сводится к отказу от подхода к образованию как процессу механической трансляции знаний и опыта, делается акцент на духовное развитие человека: под ним понимается личностно-ориентированная культурная деятельность (Н.Б. Крылова), становление человеческого в человеке (В .И. Слободчиков), овладение материальной и духовной культурой общества, условие ее созидания (О.С. Газман). В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992г.) образование определяется «как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства».
Мы обращаем особое внимание на аксиологическую функцию образования, которая означает его ценностные свойства, «отражающие стратегию его дальнейшего развития и оказывающие существенное влияние на совершенствование общественных и государственных процессов, формирование личности» [3, с.137].
Современная аксиологизация образования предполагает новое толкование традиционных ценностных установок. Гуманизация образования означала акцент на развитие отдельной личности и в определенной степени имела антропоцентрическую ориентацию. В экоцентрической системе образования акцент делается на выживании и развитии всего человечества. Такая неогуманистическая установка не означает отказ от гуманизации в ее традиционно личностноориентированном понимании. Неогуманизация образования включает в себя его гуманизацию, но она гораздо шире и распространена на все человечество, на его развитие в глобальном пространстве -времени. Неогуманизация образования неразрывно связана с его экологизацией, но если в
антропоцентрической системе образования речь шла об экологическом сознании отдельной личности, то теперь речь идет о формировании всеобщего экоцентрического экологического сознания, ориентированного на коэволюцию общества и природы, на сохранение и прогресс биосферы.
Таким образом, рассматривая систему образования как открытую систему и осуществляя синергетический подход, можно создать педагогические условия для самоорганизации личности, рассматриваемой тоже как открытая система, в процессе которого обеспечивается «самовыращивание» актуальных личностных структур сознания, характерных любовно-творческому типу личности.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д, 2000. - 201 c.
2. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологий. - Ростов н/Д: Учитель, 2001. - 160 с.
3. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Academia, 2003. - 192 с.
Барлукова Янжима Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет Barlukova Yanzhima Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Buryat State University. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел. (3012)219757.
УДК 378.016
С.П. Голышева
Развитие экоцентрической компетентности будущих специалистов
В статье обоснована необходимость развития нового типа личности, альтернативного доминирующему в настоящее время антропоцентрическому типу личности. Рассматривается проблема экоцентрической направленности подготовки агрономов-экологов.
Ключевые слова:экоцентрическая компетентность, экология, личность.
S.P. GofysAyova
The development of ecocentric competence of future specialists
The article justifies the necessity of development of a new type of person, which is alternative to anthropocentric type dominating now. The problem ecocentric orientations in training of agriculturists-ecologists is considered.
Key words: ecocentric competence, ecology, person.
Экоцентрическую компетентность личности мы понимаем как теоретическую и практическую готовность к взаимодействию с природными объектами как полноправными партнерами на основе принципа экологической целенаправленности и соблюдения баланса прагматической и непрагматической деятельности. Экоцентрическая компетентность рассматривается как
обязательный компонент структуры личности современного человека. Между тем в наши дни все еще преобладает антропоцентрический тип личности, для которого характерно потребительское отношение к природе, рассматриваемой как неисчерпаемый источник удовлетворения потребности человека.
Преодоление современного глобального экоцентрического кризиса, являющегося результатом потребительского отношения к природе, возможно, если высшей ценностью будет выступать не человек с его неограниченными потребностями, а гармония человека и природы, на которую способен только человек с экоцентрическим мировоззрением.
В настоящее время имеет место кризис идентичности человека, когда нет тождественности между «Я-реальным» и образом себя, который можно назвать «Я-идеальный».
Кризис идентичности, в частности, выражается в том, что ценности экоцентрического мировидения официально осознаются, но человек бессознательно действует в соответствии с императивами антропоцентрического мировоззрения, а именно: человек - высшая ценность,