Научная статья на тему 'Формирование экономической культуры как условие социализации личности учащихся старших классов'

Формирование экономической культуры как условие социализации личности учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / УЧАЩИЕСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ / ECONOMIC CULTURE / SOCIALIZATION / VALUES / SENIOR PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлимановская Оксана Викторовна

В статье рассматриваются теоретические основы формирования экономической культуры учащихся старших классов. Определены педагогические условия формирования экономической культуры в процессе социализации личности учащихся старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Culture Forming as a Condition of Personality Socialization of Senior Pupils

The article considers theoretical bases of senior pupils' economic culture forming. Pedagogical conditions of economic culture forming during personality socialization of senior pupils are defined.

Текст научной работы на тему «Формирование экономической культуры как условие социализации личности учащихся старших классов»

УДК 373.5.013 ББК 74.200.518

Хлимановская Оксана Викторовна

аспирант кафедра управления Смоленский государственный университет г. Смоленск Khlimanovskaya Oksana Viktorovna Post-graduate Chair of Management Smolensk State University Smolensk

Формирование экономической культуры как условие социализации личности учащихся старших классов Economic Culture Forming as a Condition of Personality Socialization of Senior

Pupils

В статье рассматриваются теоретические основы формирования экономической культуры учащихся старших классов. Определены педагогические условия формирования экономической культуры в процессе социализации личности учащихся старших классов.

The article considers theoretical bases of senior pupils’ economic culture forming. Pedagogical conditions of economic culture forming during personality socialization of senior pupils are defined.

Ключевые слова: экономическая культура, социализация, ценности, учащиеся старших классов.

Key words: economic culture, socialization, values, senior pupils.

В условиях модернизации российского образования школа, стремится

решить проблему социализации личности в динамичных социально -экономических условиях российской действительности, внедряя предметы, имеющие социализирующую направленность (обществознание, право, экономика).

Принято говорить о возможности управлять социализацией, например, со стороны государства, ставящего определенные задачи перед учебными заведениями. В педагогической науке этот вопрос никогда не переставал быть актуальным.

Старший школьный возраст является ключевым этапом в формировании личности. Этот период характеризуется профессиональным самоопределением старшеклассников, поиском своего места в жизни, возникновением субъективного интереса к усвоению системы социально-экономических

отношений, вхождению в нее. Возраст учащихся старших классов является, тем самым, периодом интенсивного и осмысленного освоения социальной среды и является важным периодом для осмысления юношами и девушками необходимости достижения высокой адаптивности к постоянно меняющимся условиям общественного существования, развития умений эффективно включаться в систему социально-экономических отношений, оптимально реализуясь в ней.

В связи с этим возникает необходимость формирования у старшеклассников экономической культуры. Сущность экономической культуры, ее место в системе общей культуры и теоретические основы формирования представлены в трудах ученых: Л.И. Абалкина, Т.В.

Боровиковой, Т.М. Сорокиной и др. Рассмотрению социологических аспектов теории и практики формирования экономической культуры посвящены труды И. Витаньи, Б.С. Ерасова, Д.Д. Рябова, И.А. Сасовой, С. С. Фролова и др.

Анализ имеющихся представлений о сущности экономической культуры и закономерностях её развития позволяет выделить методологические основания для изучения этого феномена: аксиологическое, онтологическое,

гносеологическое. Аксиологическое понимание феномена экономической культуры раскрывается при её рассмотрении в качестве ценностной установки, как отдельной личности, так и всего общества, которое не в состоянии развиваться дальше без определённого уровня экономической культуры. Онтологическое понимание определяется и изменяется с развитием самого общества, осмысляется обществом и передаётся человеку в виде его прав и обязанностей. Гносеологическое основание понимания феномена экономической культуры личности предполагает постановку вопросов об особенностях познания человеком этого феномена, его специфики и возможности изучения в процессе постоянного изменения, как самой культуры, так и человека как её носителя. В своей работе мы опираемся в основном на педагогический подход.Педагогический подход подразумевает сознательное и целенаправленное влияние на процесс формирования и развития экономической культуры в тесном, неразрывном единстве с аналогичным

процессом в обществе в целом. В научной литературе представлено несколько взглядов на понятие экономическая культура. В. Библер, П.А. Сорокин, О.Шпенглер под экономической культурой в широком смысле понимают всю совокупность духовных и материальных ценностей, без которых человек не может жить и развиваться как социальный субъект. А.С.Нисимчук и др. утверждают, что экономическая культура представляет собой органичное единство знаний, убеждённости и творческой практической деятельности, а также результаты этой деятельности, которые создаются людьми в ходе развития общества.[5] Пономарёва Л.Н., Попов В.Д., Чичканов А.П. включают в экономическую культуру личности экономическое образование и экономическое мышление, экономически развитые потребности и творческую деятельность в сфере экономики.[3]

Нам более близка точка зрения авторов, которые рассматривают культуру не как состояние, а как процесс. Так Т.В. Боровикова в книге «Формирование экономической культуры школьников» пишет «Экономическая культура ... совокупность исторически развивающегося процесса экономического образования, воспитания и преобразующей деятельности учащихся в условиях социальной среды, школы и семьи, которая проявляется в экономическом поведении и способствует нравственно-ценностному самоопределению личности и повышает жизнеспособность выпускника в реальных условиях.»[2] Как и любой другой компонент культуры личности, содержание экономической культуры предполагает определенный уровень знаний и умений, определённый характер отношений к соответствующей сфере деятельности и опыт этой деятельности. Соответственно могут быть выделены три структурных компонента экономической культуры: познавательный

(знания и умения организации деятельности); социально-нравствееный (отношения, ценности, установки); деятельностно-преобразующий (опыт проявления культуры в общении, в поведении, убеждении и т.д.) Названные компоненты могут быть в известной мере рассмотрены как уровни последовательного процесса формирования экономической культуры: знания лежат в основе формирования умений. Без знаний и умений не может быть

сформировано адекватное отношение к деятельности, нравственным ориентирам, качествам личности.

Сущность экономической культуры и её место в системе других явлений наиболее полно раскрывается через анализ её функций. Чётко дифференцировать функции экономической культуры сложно. В научной литературе по этому вопросу нет единого мнения. Так, Л.Н.Пономарёва, В.Д.Попов, В.П.Чичканов выделяют познавательную, мировоззренческую, воспитательную и информационную функции экономической культуры. Р.В.Рывкина рассматривает селективную, накопительную, трансляционную и инновационную функции Нам наиболее близко мнение Т.В.Боровиковой, которая выделяет: познавательную, преобразующую, культуросообразную, адаптивную, интегративную функции экономической культуры.Особенность функции экономической культуры проявляется в её многофункциональности, в частности познавательная функция, реализуется через экономические идеи, взгляды и представления, направленные на углубление экономических знаний, и развитие экономического мышления; преобразующая способствует превращению совокупности знаний в убеждения через деятельность, а так же самопознанию и самореализации личности; культуросообразная направленна на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры; интегративная показывает, что культура не только фактор дифференциации индивидов, но и благодаря преобразующей деятельности экономическая культура взаимосвязана со всеми компонентами культуры личности. На наш взгляд функцией дополняющей является социализирующая, способствующая развитию прагматических и нравственных качеств личности и выражающаяся в социальной активности и приспособлении индивида к условиям окружающей среды.

Формирующуюся экономическую культуру учащихся мы рассматриваем как условие социализации личности.

Проблема социализации личности постоянно находится в центре внимания многих исследователей.

В различных психологических и социологических исследованиях «социализация» определяется исходя из разных подходов. Так, исследователи В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов дают определение: «Социализация (от лат. БоЫаНБ - общественный) - процесс усвоения и активного

воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте», а Новиков В.В. считает, что социализация, характеризует лишь некоторые особенности формирования личности активно вступающего в жизнь субъекта деятельности. Понятие «воспитание личности» содержит, в основном, педагогически организованное воздействие на того же субъекта, на котором могут быть использованы и элементы социализации.

К.К. Платонов считает, что «социализация - это приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные свойства».

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, термин «социализация» объясняют как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта» «Человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и приобретает возможность (и способность) стать личностью, оказывать влияние на других людей».[1]

А.В. Мудрик выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания: 1)традиционный механизм — воздействие через семью и ближайшее окружение; 2)институциональный механизм — влияние на процесс социализации индивида через институты общества; З)стилизованный механизм — влияние через субкультуру; 4)межличностный механизм — воздействие через значимых лиц; 5)рефлексивный механизм, действующий через

индивидуальное переживание и осознание. [6] Следовательно, социализация ребенка осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами; идет с помощью различных механизмов, которые не только дополняют друг друга, но

в той или иной мере не согласованы и противоречат друг другу. Все это объективно обусловливает определенную степень автономии подростка, которая необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять внешнему давлению

Всё это свидетельствует о том, что процесс социализации является объектом пристального внимания отечественных исследователей. Проанализировав все приведённые выше подходы к определению социализации можно сделать вывод, что социализация, прежде всего, предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений и является процессом двусторонним, т.е. с одной стороны, происходит процесс адаптации личности к обществу, путём усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам, а с другой,- процесс саморазвития и самореализации, в ходе, которого происходит не только актуализация усвоенной системы связей и опыта, но и создание новых.

В контексте социально-педагогического исследования мы определили, что под социализацией необходимо понимать процесс и результат присвоения индивидом социального опыта по мере его психологического и интеллектуального развития, т.е. преобразование под влиянием обучения и воспитания психологических функций, присвоение экономических социальнонравственных ценностей, мотивационно-ценностных ориентаций, норм и правил поведения, формирование мировоззрения.

Мировоззрение включает в себя наряду с совокупностью взглядов, принципов и систему определённых убеждений. Наиболее устойчивой единицей мировоззрения и одним из важнейших структурных элементов его является убеждение. Убеждение имеет свою структуру. Оно включает в себя: знание определённой идеи; чувства, закрепляющие идею и в то же время сами закрепляющиеся ею; волю, направленность к действию, исходящую от данной идеи. Благодаря деятельности экономические знания превращаются в экономические убеждения. Убеждения выражают субъект-объектное, то есть чувственно окрашенное отношение людей к действительности, описанной в

знании, что в итоге составляет жизненную, идейную, мотивационную сторону сознания людей и оценочное и информативное знание приобретает форму принципов, норм поведения личности в различных сферах общественной жизни.

Фундаментом поведения человека и нормативной базой морали обычно рассматриваются ценности. Ценности можно определить как набор стандартов и правил, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и людей человек принимает решения и осуществляет свои действия. Ценности составляют сердцевину личности человека.

В педагогике проблема ценностей рассматривается в контексте воспитания (Т.В. Боровикова, Г.П. Выжлецов, Б.Т. Лихачев и др.). В социологических концепциях ценностные ориентации представлены как социальные ценности, передаваемые личностью в процессе социализации и регулирующие поведение (Л.П. Буева, Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина и др.). В культурологии с помощью понятия «ценность» характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности (В.С. Давидович, Ф.И. Гусейнов, А.А.Радугина и др.).

Если обобщить все имеющиеся многочисленные определения ценностей, то получится: ценности - это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. Они достаточно устойчивы во времени и их не так много. Ценности бывают двух видов: ценности, относящиеся к целям жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.п.; ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей. К первой группе ценностей относятся, например, ценности, касающиеся удобства жизни, красоты, мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного признания, дружбы и т.п. Ко второй группе ценностей относятся ценности, касающиеся амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности,

обязательности, ответственности, самоконтроля и т.п. Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что он представляет собой как личность. Ценностная система человека формируется в основном на основе воспитания. Многие ценности человек получает под влиянием родителей и других близких ему людей. Большое влияние оказывают образовательная система, религия, литература, средства массовой информации и т.п.

Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия требованиям культуры. Соответствие жизни и деятельности личности, принятым в обществе нормам и правилам, создает у нее ощущение единого целого с окружающей действительностью, что является условием положительного социального самочувствия, и напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, может стать причиной тяжелых переживаний личности. Ценности выступают критериями оценки, как всей жизни личности, так и отдельных ее поступков и действий; так как они дают основания для выбора альтернативных способов действия, для отбора и оценки этих альтернатив. Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

Учащиеся старших классов представляют собой важный объект исследования тенденций развития современного общества, поскольку они выражают главные направления развития общества, и в то же время являются источником и носителем наиболее острых социальных противоречий и проблем. В связи с этим возникает необходимость формирования у старшеклассников экономической культуры, так как они стоят на пороге самостоятельной жизни и им в ближайшем будущем предстоит занять активные позиции в обществе.

Библиографический список.

1. Бим-Бад, Б.М. Петровский, А.В. Образование в контексте социализации/Б.М. Бим-Бад А.В. Петровский // Педагогика -№1, 1999.- С. 3-8.

2. Боровикова, Т.В. Формирование экономической культуры школьников: монография/ Т.В .Боровикова. - Соликамск: СГПИ ,1999. - 264с.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования/ Б.С.Гершунский.- Москва: Флинта, 1998.-432с.

4. Концепция развития социально-экономического образования и воспитания в общеобра- зовательной школе (сокращенный вариант) / Институт общего среднего образования РАО; Сасова И. А., Зарецкая И.И., Розов В.К. и др. // Дидакт. - 1997. - №5. - С.27-36.

5. Мицкевич,А.А.Экономика в задачах и тестах/А.А.Мицкевич.-Москва:Вита-пресс,1995-703с.

6. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/А.В.Мудрик.- Москва: Институт практической психологии,1997.-365с.

Bibliography

1. Bim-Bad, B.M. Petrovsky, A.V. Education in Socialization Context / B.M. Bim-Bad, A.V. Petrovsky // Pedagogics - №1. - 1999. - P. 3-8.

2. Borovikova, T.V. Schoolchildren’s Economic Culture Forming: Monograph /

T.V.Borovikova. - Solikamsk: SSPI, 1999. - 264 p.

3. Gershunsky, B.S. Educational Philosophy / B.S.Gershunsky. - Moscow: Flinta, 1998. - 432 p.

4. Mitskevich,A.A. Economics in Tasks and Tests / A.A. Mitskevich. - Moscow: Vita-Press, 1995. - 703 p.

5. Mudrik, A.V. Introduction into Social Pedagogy M..V. Mudrik .- Moscow: Institute of Practical Psychology, 1997. - 365 p.

6. The Development Concept of Social and Economic Education and Upbringing at Contemporary School (Reduced Variant) / Institute of General High Education of RAE; Sasova I.A., Zaretskaya I.I., Rozov V.K., etc. // Didakt. - 1997. - № 5. - P. 27-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.