МАГОМЕДОВ P.M., КАРЯГИНБ.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ ТАРИФОВ НА
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В РЕГИОНЕ
В статье на основе анализа отечественного и зарубежного опыта формирования тарифов на услуги предприятий ЖКХ разработана методика определения экономически обоснованных цен на эти услуги. Также предлагается система регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
МЛ (¡ОМI-IX) V11М., КАШЛвт В. А.
FORMATION OF ECONOMICALLY WELL-FOUNDED TARIFFS FOR HOUSING-AND-MUNICIPAL SERVICES IN REGION
In article on the basis of the analysis of domestic and foreign experience of formation of tariffs for services of the enterprises of housing and communal services the definition technique economically reasonable prices of these services is developed. The system of regulation of tariffs for housing-and-municipal services also is offered.
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, тарифы, цены, регулирование, жилищно-коммунальное хозяйство.
Keywords: zhilischno-kommimal'nye services, tariffs, prices, adjusting, zhilischno-kommimal'noe economy.
Одной из основных причин, тормозящих внедрение рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), является неэффективная тарифная политика, и в том числе трудности, связанные с формированием экономически обоснованных тарифов на услуги естественных локальных монополий, каковыми являются предприятия данной сферы. Дело в том, что ценообразование в данной сфере не совсем подчиняется рыночным принципам, а значит, деятельность предприятий этой сферы подлежит регулированию.
Анализ представленных в Госстрой России данных показывает, что тарифы на услуги естественных монополий ЖКХ значительно отличаются друг от друга в городах с аналогичными природно-климатическими условиями (табл.1), присутствуют неоправданные различия в стоимости услуг ЖКХ в различных субъектах РФ и внутри отдельных городов. В частности, в Дагестане эти различия достигают 7,8 раз по воде, 8,3 раз по водоотведению, 3,4 раза по отоплению. Такое положение объясняется тем, что тарифы на услуги предприятий ЖКХ - монополистов являются необоснованными. Предприятия ЖКХ часто перекладывают на плательщиков
расходы, связанные с необоснованным повышением заработной платы своих работников, строительством жилья, приобретением транспортных средств и другие затраты, не связанные с оказанием коммунальных услуг. Существующие тарифы также не способствуют повышению эффективности производства, внедрению новых технологий, не направленных на снижение себестоимости коммунальных услуг.
Таблица 1
Фактическая стоимость жилищно-коммунальных услуг на 1 м общей площади в месяц по состоянию на 01.01.2006 г. по отдельным городам РФ [1]
Наименование городов Холодное водоснабжение, / 2 р./ м Канализирование, р./м2 Сод-е Отопление, р./ м2
ЭОТ ФСТ ЭОТ ФСТ ФСТ ЭОТ ФСТ
1 Москва 1,52 0,75 1,7 1,27 1,74 1,8 0,89
2 Новокуйбышеск 0,41 0,14 0,16 0,05 0,78 - -
3 Самара 0,99 0,33 0,58 0,18 0,54 0,59 0,21
4 Тольятти 0,76 0,45 1,7 0,98 0,61 1.15 0,65
5 Сызрань 0,85 0,46 0,72 0,31 0,64 0,68 0,29
На наш взгляд, при нынешнем подходе к финансированию ЖКХ по существу отсутствует мотивация эффективной деятельности предприятий за счет снижения затрат на производство коммунальных услуг. Массовое и бесконтрольное включение непроизводительных затрат монополистов в тарифы, ничего общего не имеющих с целями и задачами реформы ЖКХ, существенно и необоснованно «раздувает» себестоимость услуг. Из изложенного можно заключить, что сегодня безотлагательным является решение проблемы формирования тарифов на услуги предприятий ЖКХ.
Решение данной проблемы необходимо начать с обоснования методологического подхода к расчету экономически обоснованного тарифа, которое будет заключаться в определении основных (единых для всех случаев) требований к методике его расчета, а также условий, которым он должен удовлетворять.
Единый методологический подход заключается в следующем:
Процесс формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги должен заключаться в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг.
При разработке методики формирования тарифов вопрос о платежеспособности потребителей не должен учитываться. Для предприятий ЖКХ не имеет значения, кто и из каких источников оплачивает услуги.
При определении экономически обоснованного тарифа на жилищно-коммунальные услуги необходимо учитывать: реальные условия деятельности предприятия ЖКХ и состояние его производственных ресурсов; стимулировать предприятие к снижению себестоимости услуг, к внедрению инноваций, к повышению качества услуг; методика оценки должна быть доступной и понятной для пользователя.
К формированию цен и тарифов на услуги естественных локальных монополий в ЖКХ существуют различные подходы. Довольно широкий анализ этих подходов и методов с точки зрения удовлетворения требованиям ресурсосбережения приведены в работе [1]. Из отечественных следует выделить затратный и базисный методы формирования тарифов.
Суть затратных методов заключается в предварительном определении размера требуемых затрат. В свою очередь, эти методы делятся на два вида: нормативный и планово-затратный.
Основой нормативного метода является норма, определяемая как мера расхода ресурса, используемого для производства единицы продукции или услуги. Величина нормативной цены (ЦН) определяется по формуле:
Цн = Уч х Нр; (1)
где: УЧ - учетная единица, определяющая измеритель единицы продукции, м2, кг. и т.д.;
НР - норма расхода ресурса на одно изделие в стоимостном выражении, руб.
Суть планово-затратного метода заключается в том, что плановая цена (ЦПЛ) определяется как сумма нормативной цены и результата отклонения дополнительных затрат (ДЗ) к объему продукции (ОПР).
Цпл = Цн + Дз / Опр; (2)
К дополнительным затратам относятся: издержки на ^предвиденные ремонты, на устранение аварий, на срочную замену оборудования, вышедшего из строя, на оплату услуг сторонних организаций, в которых раньше не возникало необходимости и т.д.
Особенность дополнительных затрат состоит в том, что их объективная величина в планируемом году не может быть рассчитана с определенной степенью достоверности. Они могут определяться ориентировочно или предположительно. Это, во-первых, означает, что возможность таких затрат определяется не окончательно, а с определенной вероятностью; во-вторых, при высокой степени вероятности их размеры могут определяться предположительно, исходя из опыта предыдущих годов.
В условиях планового управления для формирования цен и тарифов на ЖКУ, используются также базисные методы. Следует выделить базисно-компенсационные и базисно-индексные методы.
Суть базисно-компенсационного метода заключается в представлении стоимости, исчисленной в базисном уровне плановых цен (ЦПЛ), и дополнительных затрат (ДЗ), соотнесенных к объему производства (0ПЛ). Формула расчета базисно-компенсационной цены имеет следующий вид:
Цбк = Цпл + Дз / 0 пр (3)
Состав дополнительных затрат тот же, что и в планово-затратном методе. Величина затрат определяется по результатам негативного воздействия факторов.
Базисно-индексный метод определения цены основан на использовании плановой цены предшествующего года (ЦПЛ) и системы прогнозных индексов по отношению к уровню этой цены. Приведение (ЦПЛ) к текущим
(прогнозным) ценам производится перемножением каждого элемента Цпл на соответствующий индекс с последующим суммированием итогов.
Особенность базисных методов ценообразования заключается в том, что текущая цена формируется увеличением базовой цены за счет дополнительных затрат. Несмотря на то, что в первом случае величина увеличения определяется с помощью абсолютных величин, а во втором - с помощью индексов, оба они имеют вероятностный характер. Степень вероятности в обоих случаях может иметь высокий уровень. Затратный и базисный методы имеют существенные недостатки - они не обладают ресурсосберегающими свойствами, также не стимулируют инновационное развитие предприятий ЖКХ.
В переходный период российской экономики появились различные, адаптированные к существующим условиям методы формирования цен и тарифов. Среди таких можно выделить метод регулирования цен и ресурсный метод ценообразования.
Величина регулируемой цены (ЦР) определяется как сумма плановой цены (ЦПЛ) и корректирующей величины, зависящей от федеральных, региональных и местных стандартов (ХСТ), определяющих предельную цену предоставления ЖКУ.
Цр = Цпл + Хст; (4)
Величина ресурсной цены определяется как результат суммирования затрат на доминирующие при производстве ЖКУ ресурсы. Появление данного метода вызвано постоянным усилением дефицитности ресурсов. Подход становится целесообразным только при подавляющем использовании какого-нибудь одного ресурса или ограниченного их числа.
Можно отметить, что ни один из указанных методов также не предусматривает механизмов сбережения ресурсов и инновационного развития, так как они оба представляют собой затратные методы, используемые в условиях плановой экономики и адаптированные к условиям переходного периода.
Следует особо остановиться еще на одном методе ценообразования, появившемся в переходный период, - методе рентабельности капитала (ЦРК). Здесь цена рассчитывается как сумма себестоимости (С) и рентабельности капитала (К).
Црк =С + п х К ( 5 )
Преимуществом данного метода является то, что он стимулирует производителя к привлечению инвестиций и наращиванию стоимости основных и оборотных фондов, а также гарантирует получение стабильного дохода. Однако наряду с тем, что капиталовложения могут быть экономически - целесообразными, они могут быть и неэффективными. Поэтому данное формирование цены наиболее эффективно применять в условиях совершенной конкуренции, когда производитель не может позволить себе нeрационального размещения собственных финансовых ресурсов и инвестируемого капитала, так как рыночные механизмы стимулируют к поиску наиболее выгодных вариантов капиталовложения при
наименьшем риске. Кроме того, у многих экономистов сразу возникает вопрос, какой должна быть величина инвестиционной составляющей. Помимо этого, существенным недостатком данного метода является отсутствие механизма снижения тарифа за счет внедрения достижений НТП.
На основе проведенного анализа можно заключить, что ни один из предлагаемых в нашей стране методов формирования тарифов на ЖКУ не отвечает требованиям ресурсосбережения и не стимулирует инновационное развитие предприятий ЖКХ.
Из зарубежных методов ценообразования на услуги ЖКХ выделим метод регулирования рентабельности.
При данном методе величина тарифа устанавливается на уровне, позволяющем предприятию покрывать все свои издержки и обеспечивать некоторую заданную доходность использования капитала, то есть предприятие ЖКХ должно получать доходы от использования капитала на уровне не меньшем, но и не большем доходности капитала на предприятиях другой отрасли с тем же уровнем рисков. В рамках данной системы регулирования, если цены перестают покрывать издержки предприятия, то оно имеет право обратиться в регулирующий орган для пересмотра тарифа. Такой подход к регулированию гарантирует, что предприятие сможет покрывать свои издержки, однако не дает ему никаких стимулов для их снижения. Перечислим основные преимущества данного подхода:
регулируемая цена обеспечивает предприятию возможность безубыточного функционирования, а инвесторам - возможность получения «справедливого» дохода, предприятие полностью покрывает свои финансовые потребности и получает возможность выхода на рынок капитала (например, для финансирования крупных инвестиционных проектов).
регулирующий орган устанавливает цену, исходя из оценки экономических издержек, т.е. ищет оптимальное решение для выбранной целевой функции. Как следствие, пересмотр тарифа позволяет избавиться от груза прошлых ошибок, что особенно ценно в условиях нестабильной экономики.
Однако регулирование рентабельности имеет и существенные недостатки.
1. У регулирующего органа, как правило, ^достаточно информации о будущих издержках предприятия, а значит, предприятие имеет возможность манипулировать предоставляемой информацией.
2. Процедура регулирования требует значительных затрат времени и денег:
анализ и проверка предоставленной предприятием информации может потребовать привлечения внешних экспертов (аудиторов, инженеров и др.), что сопряжено с определенными финансовыми затратами;
вследствие бюрократических проволочек возникает временной лаг между изменением экономических условий и пересмотром тарифа. В условиях высокой нестабильности экономической среды это увеличивает инерционность предприятия, мешает ему своевременно реагировать на внешние изменения.
3. У предприятия нет стимулов снижать издержки и повышать производственную эффективность, так как любое снижение затрат будет изъято у предприятия в ходе регулирования и, наоборот, любое увеличение затрат можно будет переложить на потребителей.
Следующий метод ценообразования - метод регулирования эталонных цен. Этот метод регулирования цен на городских пpeдприятиях-монополиях (газо-, тепло-, электро-, водоснабжения, водоотведения и др.) впервые был опробован в 1984г. при приватизации предприятия «Бритиш Телеком» и в настоящее время широко применяется в большинстве коммунальных предприятиях Англии. При данном подходе регулирующий орган устанавливает цены на услуги для регулируемого предприятия на определенный продолжительный период (обычно на 5 лет). Предполагается, что данная цена позволит компании покрыть свои операционные издержки и заработать определенную прибыль при условии, если компания будет работать так же эффективно, как эталонная компания.
Регулирующий орган оценивает экономию, которую компания сумела добиться за счет повышения эффективности своей работы в предыдущий период, и переводит ее в первоначальное снижение цены. Затем регулирующий орган оценивает, каковы были бы потребности «эталонной» компании (ЦЭТ) для покрытия своих операционных издержек на обновление основных фондов, на улучшение своих активов.
Принимая во внимание эти затраты, регулирующий орган вычисляет величину ежегодного снижения цены (Х). Данная величина устанавливается таким образом, чтобы дать предприятию возможность получить «справедливую» рентабельность своих активов. После этого предприятие может ежегодно повышать цены в соответствии с ростом индекса потребительских цен (RPI) за вычетом корректирующей величины (Х). Количественная характеристика результатов регулирования эталонной цены (ЦР) рассчитывается следующим образом:
Цр =Цэт х (т - Х), ( 6 )
Данный подход предполагает, что предприятию цены индексируются автоматически на величину, меньшую величины роста инфляции, и, следовательно, если предприятие не будет повышать свою эффективность, то оно будет нести убытки. Другими словами, в реальном выражении тариф снижается на Х каждый год.
Основные преимущества (ЯР1-Х) регулирования заключаются в следующем:
процедура регулирования становится значительно проще и дешевле; у предприятия появляются стимулы к увеличению производственной эффективности, а у инвесторов - к вложению капитала, так как экономический эффект от мероприятий, направленных на повышение эффективности, не будет немедленно изъят в ходе пересмотра цен. Предприятие становится заинтересованным в снижении издержек;
регулирование (ЯР1-Х) в значительной степени разрывает связь между затратами и процессом формирования тарифов;
повышается хозяйственная самостоятельность предприятия. Несмотря на очевидные преимущества, регулирование по ЯР1-Х несвободно от недостатков:
во-первых, компания может получить прибыль только в том случае, если она будет работать с большей эффективностью, чем от нее ожидает регулирующий орган;
во-вторых, нарушается нормальный график осуществления капиталовложений;
в-третьих, в рамках данной системы регулирования стимулы к повышению эффективности капиталовложений неясны;
в-четвертых, у предприятия исчезает стимул к повышению качества услуг; в-пятых, практика данного метода регулирования в Англии показывает, что существует большой субъективизм при определении величины (Х).
Авторы работы [1] на основании анализа различных подходов к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги предлагают резервно-инновационный метод снижения цены на эти услуги. Однако при этом они замыкаются на анализе влияния различных видов инноваций на изменение цен на жилищно-коммунальные услуги, но не предлагает методики определения тарифов на эти услуги и не дает механизмов их регулирования.
Учитывая изложенное, считаем:
1. Все рассмотренные методики определения тарифов на жилищно-коммунальные услуги не отвечают вышеприведенным требованиям тарифного регулирования.
2. При разработке методики формирования тарифов разговор должен идти об экономически обоснованных ценах, а вопрос о платежеспособности потребителя не стоит на повестке.
3. При определении экономически обоснованной цены на жилищно-коммунальные услуги необходимо учитывать реальные условия деятельности предприятия ЖКХ и состояние его производственных ресурсов; стимулировать предприятие к снижению себестоимости услуг, к внедрению инноваций, к повышению качества услуг; методика оценки должна быть доступной и понятной для пользователя.
Как удовлетворяющее указанным условиям предлагается следующее математическое выражение для вычисления экономически обоснованного тарифа (ТЭО) на жилищно-коммунальные услуги.
Тэо = Тб + ( ^О) х Ц| х к) + И х к ) / Уус (7)
где Тб - тариф на ЖКУ в базисном периоде, руб.; О) - объем ) го вида ресурса, потребляемого для производства планового объема услуг в натуральном выражении;
Ц) - цена единицы данного вида ресурса в базисном периоде, руб.;
К] - индекс изменения цены на данный вид ресурса;
И - объем инвестиций в предприятие на плановый период, руб.;
к - коэффициент эффективности инвестиций;
Уус - объем услуг в плановом периоде, в натуральном выражении.
При этом регулирование тарифов на ЖКУ должно производиться с обеспечением следующих условий:
прогнозируемость и предсказуемость изменения тарифов. Установление тарифов должно производиться на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования цен на газ, электричество и воду, устанавливаемых на федеральном и региональном уровнях. Это создает ситуацию определенности в отношении будущих денежных потоков предприятия;
в период регулирования предприятие может проводить мероприятия по снижению себестоимости услуг и полученную экономию расходовать на возврат заемных средств;
систематическое проведение аудиторского анализа с целью выявления резервов для снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг и поиска наиболее эффективных инвестиционных и инновационных решений.
Внедрение предлагаемого механизма формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги будет способствовать успешному проведению реформы ЖКК в регионе.
_Литература_
1. Грибанов И.А. и др. Резервно-инновационный метод разработки тарифов на жилищно-коммунальные услуги / Учебное пособие. - М.,2003г.
2. Минц И.Г. Экономически обоснованные тарифы как основа планирования финансового обеспечения ЖКХ/Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 1999, N11.
3. Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации. Подпрограмма Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 201О годы (утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 г. N 797), -М, 2001г.
4. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика/ Учебное пособие. - М., 2008г.